X-PDF

Познавательная активность детей с общим недоразвитием речи. Использование дидактических игр для развития познавательной активности.

Поделиться статьей

Семинар для воспитателейкомбинированных групп детей 5-7 лет.

Учитель-логопед Бибик И.А.

 

Познавательная активность детей с общимнедоразвитием речи. Использование дидактических игр для развития познавательнойактивности.

 

Одной из важных задач, стоящих перед российскимобразованием в настоящее время, является воспитание творческой, всестороннеразвитой личности, готовой включаться в разные сферы и виды деятельности. Ввидуэтого особого внимания заслуживают вопросы, связанные с познавательнойактивностью ребенка. В ряде исследований (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко) онарассматривается как мотивация к самостоятельному решению задач разнойсложности. Особенности детей 5–8 лет с ОНР Активность старших дошкольников собщим недоразвитием речи с экспериментальных позиций описана учеными (Ю.Ф.Гаркуша, Т.А. Фотекова и др.). Исследователи отмечают у детей с ОНР стремлениеполучать знания, проявления заинтересованности к окружающему миру [1, 9].Расстройства в речевой сфере, а также недостаточность эмоционального контактасо сверстниками и взрослыми приводят к снижению познавательной активности детейс ОНР. Однако они любят, чтобы их хвалили, одобряли; пытаются избегать ситуацийнеуспеха, но ровесники не всегда выказывают к ним интерес в игре или совместнойдеятельности. Сами дети с ОНР также не проявляют должного внимания к игренаходящихся рядом с ними сверстников, не способны подчинять свои желания общимцелям, принимать участие в коллективной деятельности. Несмотря на своеобразиепсихофизического развития, обусловленное речевой недостаточностью, у этих детейимеются предпосылки для формирования нравственных чувств и некоторыхпредставлений. Сниженная познавательная активность и ограниченнаяориентировочная деятельность у детей с ОНР связаны с особенностями протеканиянейрофизиологических процессов в коре головного мозга. Исследования Ю.Ф.Гаркуши, О.С. Павловой и др. показали, что общение детей с ОНР со сверстникамиимеет отличительные особенности: они обделены способностью договариваться ораспределении ролей, о правилах очередности. В результате возникают конфликтныеситуации, исход которых зависит от участия взрослого. Совместная деятельностьдетей сопровождается своеобразным диалогом в виде сообщений со стороныдошкольников с ОНР. Однако непонимание реплик сверстниками нарушаетсогласованность действий в целом [1, 3]. Так как у детей с общим недоразвитиемречи не проявляется умение самостоятельно (без помощи педагогов)взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, то его необходимо формировать вцеленаправленной коррекционно-воспитательной работе. Проведенное исследованиепознавательной активности старших дошкольников с ОНР позволило выделитьследующие их особенности: 1.Неустойчивость внимания. Например, им трудно искать какой-либо предмет,произвольно сосредотачиваясь на нем; восстанавливать порядок расположения дажечетырех предметов после их перестановки; выделять предметы или слова позаданному признаку, неточности в рисунках-шутках. 2. Разговор легче вести на темы,касающиеся их самих и семьи. 

3.Концентрация внимания несколько снижена, что не позволяет полностьюсосредоточиться на выполнении предложенных заданий. 

4.Восприятие у отдельных испытуемых фрагментарное, но у большинства соответствуетнорме (они узнают недорисованные предметы и наложенные фигуры). Характерузнавания осмысленный, не наугад.

 5.При проведении исследования испытуемые нормально воспринимали как плоскостные,так и объемные изображения предметов. 

6.Запас памяти дошкольников с общим недоразвитием речи в пределах нормы. Объем искорость слухоречевого запоминания снижены. Информация усваивается лучше, еслиее воспроизводить на протяжении ряда занятий. 7.Более оптимистичный результат дети продемонстрировали при выполнении проб назапоминание и обнаружение абстрактных стимулов, но большинству испытуемыхнедоступно узнавание по пространственному признаку (не смогли отыскать подобнуюзигзагообразную линию).  7.При осуществлении исследования и образовательной деятельности воспитанников сОНР целесообразно было избрать такую модель работы, при которой какие-либоизменения в планировании не вызывали бы отказа: «Мы должны сначала сделать это(поздороваться, узнать тему занятия), а потом – то». 

8.Дети затруднялись в установлении логических связей и отношений между объектами.Например, при выполнении упражнения «Четвертый лишний» им с трудом давалсяподбор обобщающего слова для обозначения той или иной группы объектов.Требовалась неоднократная помощь для поддержания внимания, а такжедополнительное разъяснение, зачастую на наглядном материале.

 9.Тем не менее им доступно понимание отдельных логико-грамматических речевых конструкций.

10.Овладение пространственными представлениями соответствует низкому уровню. Детипонимали и включали в речевой оборот лишь простые предлоги, например дляобозначения горизонтальной и вертикальной плоскостей (на, над, под, за, в,перед, между). 

11.Респонденты освоили соединение разрезных картинок лишь из незначительного числачастей (до 4-х) и то не всегда самостоятельно выполняли задания такого рода.  12. Результаты своеготруда эти дети не соотносили с эталоном. Дидактические игры в развитии детей сОНР Средством развития познавательной активности у старших дошкольников с ОНРбыла выбрана дидактическая игра. Она стимулирует полноценное становление личностиребенка, его потребность ознакомления с миром и воздействия на него. 

Игра положительно влияет на процесс обучения, делая егоэмоциональнодейственным, способствует приобретению ребенком собственного опыта.Задачи развития у старших дошкольников с ОНР познавательной активностипосредством дидактических игр:

1.       ознакомление с окружающим; развитие речи,формирование коммуникативных и мыслительных способностей; 

2.       сенсорноевоспитание и развитие внимания; 

3.       формирование элементарных количественных представлений; 

4.       обучение грамоте.

Подбор игр осуществлялся в соответствии с задачами и сучетом своеобразия познавательных интересов детей с ОНР, обусловленныхограничением речевых средств. 

Игры на развитие психических процессов  

Восприятие. «Узнай предмет по контуру», «Самая короткая, самая длинная»,«Спрятанные изображения», «Холодный, теплый, горячий», «Тихо – громко»,«Следопыт», «Неделька», «Волшебная котомка» и др.

 Память. «Какой игрушки не хватает?», «Прогулка в картинках», «Рисуем попамяти узоры», «Запоминаем вместе» и др. 

Внимание. «Найди одинаковые предметы», «Что потерялось?», «Найдиотличия», «Добавь слово», «Волшебная звезда», «Музыка земли» и др. 

Мышление. «Кто что любит?», «Назови одним словом», «Чередование»,

«Бывает – не бывает», «Узнай по описанию» и др.

 Воображение. «Что было бы, если…», «Превращения»,«Живые картинки», «Истории из мешка» и др.

Примеры игр

 «Накорми зайчонка» Цель. Развитие координации,памяти, внимания, аналитического мышления. Подготовительная работа. До началаигры на плакате вырезается отверстие – «рот зайчика». В нескольких местахплаката делаются еще отверстия. Плакат вешается на стену или стенд. 

Детям сообщают, что зайчонок хочет есть. Выбирается один участник, которомузавязывают глаза и дают в руки морковку. После этого его несколько раз крутятвокруг собственной оси и подводят к плакату. Ребенок должен вложить морковкузайчику в рот. Так как дырок на картинке много, сделать это не просто. 

«Петушиные бои» Цель. Развитие координации движений,аналитических способностей, внимания, целеустремленности.

 На полу или на земле нарисован круг. Это зона поединка.Выбирают первых двух участников, им объясняют правила: они должны встать в кругна одной ноге, вторую придерживая руками. Задача – вытолкнуть друг друга изкруга. При этом нельзя пользоваться руками. Тот участник, который первым и безнарушения правил вытолкнет своего противника из круга, считается победителем.

Игры на развитие общей имелкой моторики 

Дидактические игры на развитие общей и мелкой моторики,подготовку руки ребенка к выполнению продуктивной деятельности включаются вфизкультминутки. 

С этой целью используется кинезиологические приемы,направленные на стимуляцию взаимосвязи между структурами головного мозга изависящими от них движениями.

 Целью данной программы является синхронизация работыполушарий, развитие межполушарной специализации, а также мелкой моторики,способностей, памяти, внимания, мышления. Игры, предполагающие активизациюобщей и мелкой моторики, базируются на принципе от простого к сложному. Онисистематизированы по следующим направлениям:

игры с элементами основных движений, имитационные и двигательные

(«Стоп-сигнал», «Противоположное действие», «Запретныйномер», «Переставь предмет», «Сделай по рисунку и замри» и др.); 

игры на восприятие команды в движении и сохранении позы, нарасслабление («Хлопай и качайся», «Подвески», «Котенок», «ШалтайБолтай» и др.);игры на развитие выразительности движений («Пешеходы идут», «Зоопарк»,«Назойливая муха» и др.);

игры на развитие статической и динамической координации движения,ритмической организации движений, переключаемости; координированные графическиедвижения, формообразующие движения, расслабление рук (массаж, поглаживаниекошки, стряхивание воды с кисти, надевание перчаток и др.), развитие мелкоймоторики рук и ног. 

Примеры игр 

«Иголка и нитка» Цель. Развитие моторики, внимания,переключаемости.  Один ребенок (иголка) бегает, меняетнаправление движения, темп, использует дополнительные действия. Остальные дети(нитка) детально повторяют его движения. 

«Назойливая муха» Цель. Развитие выразительностидвижений и мимики.  Воображаемая муха летает следим; села нанос сморщились, сдуваем, махнули рукой, нахмурились и т.д. 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.55%
НЕТ
41.45%
Проголосовало: 982

Данные дидактические игры были адаптированы для работы сдетьми с ОНР и способствовали формированию умения общаться, сотрудничать друг сдругом и педагогом, быть открытыми; развитию сочувствия, уважения, уменияпринимать решения, саморегуляции; снятию отрицательных эмоций, разрешениюконфликтных ситуаций («Я помогаю другим», «Головомяч», «Да и нет», «Теплый каксолнце», «Цветочный дождь» и др.). 

Игры по ознакомлению с окружающим миром 

Комплекс игр включает в себя содержательные блоки:

                     флора и фауна – знакомство с жизнью растений и животных («Зимниезапасы», «Деревья и кустарники», «Бабочки» и др.);

                     окружающая среда – расширение представлений о взаимосвязи междуживыми объектами и окружающей действительностью («Наряды МатушкиЗимы», «Давайтепоселим зверей в наш лес», «Наши любимцы» и др.); 

                     профессии и труд человека в окружающем мире («Моя комната»,«Город и село», «Виды труда» и др.). 

Примеры игр 

«Грибная полянка» Цель. Закрепление знаний обосенних дарах природы, о съедобных и несъедобных грибах. Подготовительнаяработа. Упражнять детей в словообразовании (под березой – подберезовик, подосиной – подосиновик). Оборудование. Большая дидактическая картина сизображением осеннего леса; нарисованные грибы большого формата, выставленныена картину; корзинки, сделанные из цветной бумаги; костюм Гриба-лесовика. Педагогпредлагает детям прогуляться в сказочный лес за грибами; вспомнить, что нужновзять с собой. Под музыку дети идут в «лес». Каждый ребенок выбирает на картинесъедобные грибы и собирает их в корзинку. Гриб-лесовик уточняет с детьми, какназывается тот или иной гриб, где он любит расти. В конце игры подводится итог.

 «Гнездовья птиц» Цель. Знакомство детей с разнымивидами гнездовий птиц; обогащение сведений о природных материалах, используемыхптицами для постройки гнезд; особенностях образа жизни птиц в зависимости отместа, где она вьет гнездо; развитие умения сопоставлять величину гнезда иптицы. Оборудование. Два плаката с изображением гнезд птиц, карточки сизображением птиц, наборы строительных материалов для различного типа гнезд. Вначале игры педагог знакомит детей с птицами, коротко рассказывая обособенностях каждой из них. Далее предлагает выбрать по одной птице,внимательно ее рассмотреть. Дети рассаживают птиц (карточки с их изображением)по гнездам согласно их предпочтениям (у воды, высоко над землей и т.д.).

 «Угадай, чей след» Цель. Обогащение и уточнениезнаний детей о диких животных, их образе жизни в зимнем лесу; знакомство сразнообразием следов диких животных. Формирование умения соотносить зверя составленными им следами в зимнем лесу. Развитие логического мышления,воображения, связной речи. Оборудование. Дидактическая картина зимнего леса сизображением диких зверей и их следов. Педагог:«Тихо в зимнем лесу. Всё спит. Кажется, никого нет. Но зимний лес таит в себемножество загадок. Только самым внимательным он расскажет, что здесьпроисходит, кто сегодня от нас спрятался и наблюдает за нами. Посмотрите назимний лес. Вы ничего не замечаете? Был ли здесь кто-нибудь из зверей до нашегопоявления? (Дети замечают множество следов.) Чьи они? Почему их не видно летом?Оказывается, все живые существа оставляют следы. Просто их можно увидеть толькона снегу – зимой, или на мокром песке (земле) – в другое время года. Давайтепопробуем рассмотреть следы и догадаться, кому они принадлежат». Дети соотносятследы с изображением животных на рисунках. 

 

Игры на развитие звуковой культуры и лексико-грамматическойстороны речи 

У обследуемых старших дошкольников с ОНР вербальныесредства общения находились на низком уровне; некоторые из них вступали вовзаимодействие со взрослыми и сверстниками лишь при помощи мимики и жестов,другие использовали простые двух–четырехсловные предложения. Их рассказы быликороткими, отличались аграмматичностью, нарушением логическойпоследовательности. Словарный запас большинства дошкольников с ОНР составляетобиходно-бытовая тематика, их произносительные возможности ограничены. Такоесвоеобразие речевой системы способствовало группировке дидактических игр последующим направлениям коррекционной работы: развитие звуковой культуры речи илексикограмматического строя. 

Правильное произношение является результатом овладенияребенком звуковым анализом и синтезом, зависит от определенного уровня развитияфонематического слуха, а также от возможностей дошкольника. Коррекционнаядеятельность по формированию произносительного компонента речевой системыпроизводится согласно этапам работы над звуком, предложенным Т.Б. Филичевой,Г.В. Чиркиной и принятым в логопедии:

    развитие слухового внимания: «Тихо – громко», «Кто чтоуслышит?», «Где постучали?», «Встречай гостей», «Ветер и птицы» и др.; развитие речевого слуха: «Кто это?», «Улиточка», «Угадай, чей голос» и др.;

 развитие фонематического слуха: «Красный – белый», «Кто больше?»,

«Поймай рыбку», «Найди место для своей картинки»,«Телеграф»,

«Отстукивание слогов» и др.;

    развитие речевого дыхания: «Соревнование лыжников»,«Бульбульки»,

«Дудочка», «Плыви, кораблик!», «Поймай преступника» и др.; 

    развитие артикуляционной моторики: статические идинамические артикуляционные упражнения, комплексы артикуляционной гимнастики поТ.Б. Филичевой;  развитие голоса: «Успокой куклу»,«Перебежки», «Эхо», «Вьюга», «Гудок», «Кто кого?», «Узнай по интонации» и др.; 

    автоматизация и дифференциация звуков: «Звенит – жужжит»,«Разбежались и собрались», «Поезд», «Собери цветок», «Стиральная машина» и др.;развитие словаря: «Переезжаем на новую квартиру», «Чей предмет?», «Угадай поописанию» и др.; 

    формирование морфологической стороны речи: «Разноцветныйсундучок»,

«Веселая семейка», «Ласковое слово», «Пиф считает», «Трилинейки» и др.;

    формирование синтаксической стороны речи: «Кто сумеетпохвалить», «Закончи предложение», «Солнечные лучи», «Распутай слова» и др. 

Примеры игр 

«Наседка и цыплята» Цель. Развитие слуховоговнимания, закрепление понятий о количестве. Оборудование. Шапочка курицы избумаги, маленькие карточки с разным количеством нарисованных цыплят. Ребенок(наседка) садится за стол. Другие игроки (цыплята) располагаются рядом. У детейкарточки, на которых нарисовано разное число цыплят. Наседка стучит по столуопределенное количество раз; цыплята слушают и считают. Тот ребенок, у кого накарточке изображено такое же количество цыплят

(сколько ударов), показывает свою карточку и пищит столькоже раз. Например, ведущий стучит три раза; ребенок с соответствующей карточкой пищиттри раза (пи-пи-пи). И т.д. 

«Улиточка» Цель. Развитие речевого слуха. Водящий(улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый изиграющих, изменяя голос, спрашивает: Улиточка, улиточка, Высунь-ка рога! Дамтебе я сахару, Кусочек пирога. Угадай, кто я. Водящему необходимо узнаватьтоварищей по голосу. Тот, чей голос опознан, становится улиточкой.

 «Поймать рыбку» Цель. Активизация словарногозапаса, автоматизация отдельных звуков. Оборудование. Металлические скрепки,небольшие предметные картинки (изображенный предмет вырезан по контуру),коробка и удочка с магнитом из игры «Поймай рыбку». Скрепки прикрепляются кпредметным картинкам. Дети по очереди вылавливаютудочкой различные изображения предметов. Называют их. Определяют наличие илиотсутствие в названии необходимого звука (например, [р]), его место в слове (вначале, конце, середине слова). За правильный ответ ребенок получает очко.Выигрывает тот, кто наберет больше очков. 

«Замело елочку» Цель. Формирование плавного длительноговыдоха; активизация губных мышц. Оборудование. Елочка, снег (из пенопласта),коктейльная трубочка. Ребенку предлагается подуть на пенопласт через трубочку так, чтобы елочкапокрылась снегом. Установка: «Посмотри, какая у нас красивая елочка, а снега наней совсем нет! Давай подуем на снег так, чтобы он укрыл нашу елочку». 

 

 

Организация работы Работу по развитию познавательнойактивности посредством дидактических игр желательно планировать и осуществлятьв утренние часы. Количество игр в течение дня варьируется в соответствии спрограммой и в зависимости от насыщенности коррекционно-

образовательной деятельности (2–4 игры из разных блоков).Для наибольшей эффективности работа осуществлялась с ограниченным количествомдошкольников с ОНР (от 4 до 6 человек), что позволяло контролировать выполнениехода игры и исключать возникновение конфликтных ситуаций. Детей объединяли вподгруппы таким образом, чтобы в них присутствовали дошкольники с нормальнымречевым развитием, способные полноценно вступать в контакт. Руководство играмипроходило ненавязчиво: если ребенок не хотел играть, его не заставляли. Даваливозможность самому определить, когда вступать в игру. Необходимо заметить, чтонаибольший интерес у дошкольников с ОНР вызвали игры и упражнения напсихомоторное развитие. Также дети с удовольствием мастерили бусы из бусин ипуговиц, завинчивали и отвинчивали крышки у пузырьков, перебирали горох ифасоль, выкладывали из ниток и счетных палочек геометрические фигуры и буквыалфавита. Дети с ОНР проявили интерес к играм на развитие моторики пальцев ног(«Ягоды и грибочки», «Палочкивыручалочки», «Необычный художник» и др.), которыетакже способствовали поднятию у них настроения. 

Таким образом, предложенный комплекс игр стимулируетпроцесс познавательной деятельности старших дошкольников с ОНР в целом испособствует наиболее активному овладению ими речевых средств. 

Источники 

1.                Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению сокружающим миром. Для занятий с детьми 4–7 лет. Методическое пособие. ФГОС. М.:Мозаика-синтез, 2014.

2.                Павлова О.С. Коммуникативная деятельность старших дошкольников собщим недоразвитием речи. Монография. М.: МОСУ, 2007. 

3.                Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.:Сфера, 2003.  4. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду (старшиегруппы): Пособие для воспитателей дет. сада. М.: Просвещение, 1982.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.55%
НЕТ
41.45%
Проголосовало: 982

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет