ПРАКТИЧЕСКИЕЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ШКОЛЬНИКА. РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ИТРИЗ-ПЕДАГОГИКА»
1.Каждыйиз газов в составе воздуха обладает своими особыми свойствами. Например, газымогут быть тяжелее или легче. Если взять вес 1 литра газа, то он будетразличаться для разных газов.
Воткак будет увеличиваться (слева направо) вес литра газа, входящего в составвоздуха:
Водород⇒ Гелий ⇒ Водяной пар ⇒ Азот ⇒ Воздух ⇒ Кислород ⇒ Углекислый газ.
Сэтим свойством газов, содержащихся в воздухе, часто приходится сталкиваться вжизни. Вам, наверное, приходилось путешествовать в поезде. Если в купе отключёнкондиционер и закрыта дверь, то скоро пассажиры начинают испытывать затруднениедыхания, им становится «душно».
Вопрос. На какой полке (верхней или нижней) в закрытом купе поездастанет трудно дышать?
Ответ. На нижней, потому что углекислый газ, как самый тяжелыйиз газов воздуха, будет скапливаться внизу закрытого помещения, поэтому тамбудет труднее дышать.
2.1.Учитель биологии пригласил учеников 5 класса на экологическую акцию. Обсуждаяеё тематику, Серёжа предложил убрать прошлогодние листья в лесопарке,расположенном неподалеку от школы. Он видел, что так поступали в скверенедалеко от его дома. Рабочие сгребали листья и собирали их в большие чёрныемешки. Сквер после уборки выглядел очень чистым, и Серёжа подумал, что илесопарк после уборки будет таким же. Однако учитель сказал, что убиратьопавшие листья в лесопарке не стоит, так как это вредно для питания деревьев,которые там растут.
Вопрос. Почему уборка опавших листьевотрицательно сказывается на питании деревьев, растущих в лесопарке?
Ответ. Опавшие листья перегнивают, при этом образуютсяминеральные вещества, которые затем растения поглощают из почвы. При уборкелистьев этот процесс нарушается, из-за чего ухудшается питание растений.
2.2.В итоге в классе было принято решение не сгребать и не убирать опавшие влесопарке листья, а сосредоточиться на уборке мусора, оставленного людьми.Собрав в мешки пластиковые бутылки, пакеты, жестяные банки, ребята увидели, чтолесопарк преобразился и стал похож на настоящий кусочек леса. Возвращаясь домойи проходя через оживленный сквер, вдоль которого стояло много машин, Серёжазалюбовался яркой зелёной травой, которой уже были покрыты газоны, и подумал отом, что хорошо, что в отличие от лесопарка, в сквере опавшие листья былиубраны.
Вопрос. Почему, в отличие отлесопарка, в сквере уборка листьев необходима?
Ответ. В сквере листья мешаютрасти газонной траве, в них накапливается много вредных веществ из-за большогоколичества автомобилей, в листьях присутствует много мусора из-за высокойлюдской проходимости.
3. Среднее ухо заполнено воздухом, там имеются три подвижно соединённыекосточки, евстахиева труба соединяет среднее ухо с глоткой. Внутреннее строениеуха Самолёт летел с морского побережья, в салоне было много маленьких детей.При взлёте они плакали, через некоторое время успокаивались и засыпали. А потомсамолёт долго заходил на посадку, и опять образовывался своеобразный «хор».Один годовалый малыш, сидевший на коленях у отца, не просто плакал, он кричал,не останавливаясь. Его лицо посинело, и это настораживало! Но стюардессы тихобеседовали и не спешили на помощь. Как только самолёт приземлился, малыш сразууспокоился.
Вопрос. При взлёте и посадкесамолёта у взрослых людей и детей болят уши, особенно этим страдают дети.Объясните, почему так происходит у тех и других. В чём отличие?
Ответ. При резком взлёте и посадке давление на барабаннуюперепонку снаружи и изнутри (среднее ухо) выравнивается не сразу, это вызываетболь. Для поступления воздуха в среднее ухо по слуховой трубе необходимо время.(ИЛИ происходит вдавливание барабанной перепонки из-за разницы давления, этовызывает боль в ушах, воздух поступает из глотки через слуховую трубу). Умаленьких детей болевые ощущения гораздо сильнее, чем у взрослых, слуховая(евстахиева) труба более узкая, она ещё не успела полностью сформироваться, ивоздух по слуховой трубе в среднее ухо поступает медленнее.
4.1.Группа учеников 5 класса вместе с учителем биологии поехали на экскурсию вэкопарк, где ребятам должны были читать лекцию «Суперспособности растений».Компания школьников подобралась необычная: любитель выкладывать фото вInstagram Миша, ведущая свой блог о научных фактах Олеся, начинающий специалистпо хищным растениям Антон, а также заядлый тик-токер Тарас. В экопарке в 10часов утра Миша первым делом сфотографировал растение с красивыми фиолетовымицветками. Название растения гласило: Heliotropium arborescens. Перувианскийгелиотроп (семейство Бурачниковые). Второе фото этого же растения Миша сделал в11:20. Последнее фото, когда настала пора уезжать из экопарка, Миша сделал в13:00. Уже в автобусе, просматривая фото, Миша обратил внимание на то, чтолистья растения постоянно меняли своё положение на фотографиях. Иными словами,листья двигались. «Но ведь растения только от ветра качаются», – подумал Миша ипошёл спрашивать у учителя о том, что увидел.
Вопрос. Как бы вы объяснили явление, на которое обратил вниманиеМиша? От чего зависит положение листьев растения?
Ответ. От направления лучей света.
4.2.Пока другие ребята фотографировались и рассматривали таблицы, Тарас вместе сАнтоном решили снять интересное видео о хищном растении. Dionaea muscipula.Венерина мухоловка (семейство Росянковые) Венерина мухоловка растёт на торфяныхболотах среди мха, питается мелкими насекомыми и выглядит как настоящийзубастый монстрик. В экопарке проходил сеанс кормления хищных растений, поэтомуребятам удалось заснять, как венерина мухоловка захватывает небольшую мушку спомощью своих листьев. Получилось отличное видео, просмотры поползли вверх, аТарас задумался: почему мухоловке приходится питаться насекомыми, если наболоте кругом вода и у растений есть фотосинтез? На вопрос одноклассника смогответить Антон. Он объяснил, что венерина мухоловка – миксотроф, то естьодновременно способна питаться и как обычное растение, и как животное-хищник.
Вопрос. Как Антон объяснил Тарасу, почему венерина мухоловкавынуждена была стать миксотрофом?
Ответ. Из болотистой почвы мухоловка не получает достаточноминеральных веществ, поэтому вынуждена питаться ещё и животной пищей.
5.«Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят», – сказал Антон Чехов.Великий классик не знал, что его изречение останется актуальным в России исейчас. Постарайтесь придумать фразу для плаката, которая бы заставила людейостановиться и не выбрасывать мусор там, где это не положено делать. Помните,что оригинальная фраза способна привлечь внимание гораздо большего количествалюдей.
6.Такие задания использовала на уроках.
1.Млекопитающие
1. Биологическаязадача
Эти животные могут несколько километров пружинитьна своих лапках со скоростью 50 километров в час, при этом совершая немыслимыевиражи.
Многие заблуждаются, полагая, что они являютсявегетарианцами. На самом деле эти животные едят и мясо. Зубы у них растут всюжизнь. Они стираются, но расти никогда не прекращают.
Живут не более 9 лет, а самцы и того меньше –около 5 лет. Однако были зафиксированы случаи, когда животные доживали до 13,5лет.
Скачет Шапка по бору
Объедает в нём кору.
Посмотрите! Поглядите!
Сколько удали и прыти.
О каком животном идетречь? Каковыособенности его меха в связи с образом жизни?
2. «Третийлишний». Это животное изображено на рисунке. Определите принадлежность животныхк отрядам.
|
|
|
3. Каковыразличия зубов представителей отряда, к которому относится это животное, ихищников?
4. Установитесоответствие
Отряд |
Представители |
1.Грызуны 2.Зайцеобразные 3.Хищные |
А.Заяц-русак Б.лиса В.бурый медведь Г.суслик Д.сурок Е.хомяк Ж.тигр |
5. Вставьтепропущенные слова
1)Вяичниках самок млекопитающих развиваются …...
2)В семенниках самцов млекопитающих развиваются …...
3)Детенышибелок, кроликов, мышей рождаются …...
2.Класс Насекомые (Биологическая задача)
1. Интересныефакты
Это насекомоеиногда путают с другим видом и называют их одним названием. У самцов есть однаособенность, мешающая им летать, поэтому они летают, поднимая переднюю частьтела вертикально вверх, ещё самцы немогут нормально разогнаться для взлета, поэтому они взлетают с деревьев. Особи из разных мест могут заметно отличатьсядруг от друга размерами. Документально подтверждённая рекордная длинапойманного самца была около 9 см.
2. «Третийлишний». Определите принадлежность животных к отряду.Под каким номером это животное изображено на рисунке?
1 2 3
Отряд: …………… №…….
3.Ответьте на вопросы:
1) Окаком насекомом идет речь?
2)Является ли данное насекомое самым тяжелым из известных?
3)Чем питается данное насекомое?
4.Значение насекомого в природе и жизни человека.
Значение в природе |
Значение в жизни человека |
|
Представленная информация была полезной? ДА 58.72% НЕТ 41.28% Проголосовало: 1066 |
5.Таблица «Значение насекомых». Необходимо сопоставитьназвание насекомого со значением
Насекомое |
Значение |
1. Колорадский жук |
А) Приносит вред человеку, поедая одежду, и другие тканевые изделия |
2. Моль |
Б) Самцы питаются пыльцой растений |
3. Пчела медоносная |
В) Санитар леса |
4. Жук олень |
Г) Цепи питания |
5. Комар кровососущий |
Д) Получение меда, прополиса |
7. Дудлинг — это бессознательный рисунок, сделанныйво время какого-то занятия. Это те самые каракули, цветочки, елочки, или даже цельныеобразы, которые мы рисуем, сидя на лекции, скучном совещании или во времядолгого телефонного разговора.
Биология– наука, где всегда можно найти удивительное, как в мире природы, так и в миреживотных. Как раз педагогический дудлинг и поможет удивить.
Считаю,что данную методику можно применить на разных этапах урока. Например : можно приготовить заранее изображения в технике дудлинг и дать детям задания.
Наэтом рисунке изображены плоды, корнеплоды, цветки. При изучении темы «Генеративные органы растения» в 6 классе, как прием рефлексии :
1.Найди лишнее.
2.Выпиши все названия плодов и приведи пример растений , у которых они есть.
3.Цветки , каких семейств изображены на рисунке? Дайте характеристику этихсемейств. И т. д.
Рисунокможно раздать каждому или объединить детей в группы. Можно на скорость. Илипредложить детям самим нарисовать.
8.Составьте связанный рассказ или сказку, в который входили бы следующие понятия( подобрать понятия), мы составляли с понятиями : рефлекс, мозжечок,гипоталамус, нейрон, ствол, аксон , тело, дендрит.
9.Однажды просила детей найти интересные биологические задачи, вот одна из них.
Пятнистаяшкура оленя — защитное приспособление, позволяющее маскироваться в случаеопасности. Но эта же шкура мешает малышу-олененку следовать за мамой, особеннов случае опасности — стоит только отвернуться на минуту — и маму не найдешь.Как помочь олененку не отстать от мамы?
Оленихадолжна быть хорошо заметна олененку, чтобы он мог за ней следовать, и должнабыть незаметная — пятнисто-защитная, чтобы маскироваться от хищников. Шкураоленихи сама показывает олененку: «Вот я!» У оленя возле хвоста на шкуре —белый кружок наподобие салфетки. Если он испугается и бросится бежать, эта«салфетка» становится шире, заметнее. Это — ориентир для олененка. Крометого, это своеобразный сигнал опасности для других особей.
10. Составитьструктурно-логическую схему, уже с имеющимися понятиями.
Иммунитет,пассивный, естественный, врожденный, приобретенный, активный, вакцина,сыворотка, антитела, искусственный.
11. Найти в тексте 5 правильныхутверждений, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ МЛЕКОПИТАЮЩИХ (3, 6, 9, 13, 14)
1)Густой волосяной покровхарактерен для всех без исключения млекопитающих
2) Киль хорошо развит только уводных млекопитающих
3)Ушная раковина позволяет лучшеулавливать звуковые колебания воздуха
4)Рот у млекопитающих, так же как иу пресмыкающихся, окружен мягкими губами
5)4хкамерное сердце и 3 кругакровообращения
6)Вибриссы – длинные чувствительныеволосы ,орган осязания
7)Третье веко(мигательнаяперепонка)защищает глаза млекопитающих от высыхания
8)Особенно хорошо развита копчиковаяжелеза
9)Ногти, когти, рога и волосысостоят из рогового вещества
10)Количество шейных позвонковпрямо пропорционально длине шеи(чем длиннее шея, тем больше позвонков)
11)Все зубы одинаковой формы
12)Волосы, как перья у птиц и чешуяпресмыкающихся, состоят из хитина
13)Особенности строения конечностейзависят от среды обитания и способа передвижения
14)Носовая полость отделена отротовой костным небом
15)У большинства – полушария мозгагладкие
12. Проводили с учителем русскогоязыка бинарный урок « Экология в филологии» и потом некоторые элементы я долгоиспользовала на своих уроках.
1). Вспомнить пословицы, поговорки, фразеологизмы, а которых упоминаются животные , изображенные на картинке ( волк, цветок, ворона, кошкаи т.д. )
Например. Волк. (Волков бояться — в лес не ходить. И волки сыты, иовцы целы. Волка ноги кормят. Как волка ни корми, он все в лес смотрит. Ловитволк, ловят и волка. Волк не пастух, свинья не огородник. Старого волка в сетине заманишь. В согласном стаде волк не страшен.). Кошка. (Знает кошка, чье мясосъела. Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела. Кошке — игрушки, мышке -слезки. Не все коту Масленица, будет и Великий Пост.) и т.д.
2) Очень украшают нашу речь, делают ее выразительной, образнойкрылатые выражения, или, по-научному, фразеологические обороты. Многие из нихпроизошли на основе наблюдений человека за природными явлениями, поведениемзверей и птиц. Сейчас многие крылатые выражения имеют другую смысловуюнагрузку, другое значение. На карточках написаны объяснения крылатыхвыражений. Задание — назвать крылатые выражения.
1. Притворные сожаления, лицемерные, фальшивые слезы. (Крокодиловы слезы. Существуетповерье, что крокодилы плачут в тот момент, когда поедают свою жертву. В своевремя шведские ученые Рагнар Фанге и Кнут Шмидт-Нильсон решили все-такипроверить, плачут ли крокодилы. И что же оказалось? А оказалось, что крокодилыи в самом деле проливают обильные слезы. Однако не из жалости, а от избыткасолей в организме. Почки пресмыкающихся животных — несовершенный инструмент.Поэтому для удаления из организма избытка солей у рептилий развились особыежелезы, которые помогают почкам. Железы, выделяющие растворы солей, расположеныу самых глаз крокодила. Когда они работают в полную силу, кажется, будтосвирепый хищник плачет горькими слезами.)
2.Ничего не видящий и не слышащий вокруг себя человек, разиня. (Глухаятетеря. Люди давно заметили свойство тетерева — терять на время токованияслух. Огромная птица поет на дереве песню, закрыв в упоении глаза, и не слышитничего, что делается вокруг. Одну из тетеревиных пород даже назвали глухарем.)
3.Полностью поседевший человек. (Седойкак лунь. Лунь — пернатый хищник. Некоторые виды луней окрашены вголубовато-пепельные, серые цвета. И вообще птица лунь, с загнутым клювом и свенцом перьев вокруг щек и подбородка, удивительно напоминает убеленногосединами бородатого старца.)
4. Человек, резко выделяющийся среди окружающих теми или инымикачествами. (Белая ворона. Среди животныхвстречаются альбиносы, то есть белые по цвету особи. Это обусловленоотсутствием в коже и волосах красящего вещества — пигмента. Такие животные -необыкновенная редкость.)
5. Напыщенная, преисполненная достоинства походка, сановитаяпоступь. (Ходить гоголем. Гоголь — это порода диких уток.На суше они выступают важно, вперевалочку, с выпяченной грудью и гордозакинутой головой, как, впрочем, и все утки. Но в пословицу вошли только эти.)
6. Ограбить дочиста, догола. (Ободратькак липку. В старину с молоденьких липовых деревьев наши предки сдираликору — лыко — на поделки: лапти, короба. А со старых деревьев получалось толькомочало. По всем лесам летом жалко торчали голые, засыхающие стволы начистоободранных юных липок.)
13. Найти биологические ошибки в стихах :
Цветок Раффлезии душистой
Для радости пчелы пушистой
Зацвел на солнечной поляне-
Давайте мы туда заглянем!
Ответ: раффлезия издает запах гниющего мяса, чемпривлекает мух, основных её опылителей, растет в лесах тропической Азии,паразитируя на стволах и корнях деревьев.