X-PDF

Права и обязанности детей

Поделиться статьей

 ( Автор  публикации: Иванова Инна Юрьевна -учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 36»   г. Магнитогорска)

Праваи обязанности детей.

 

 

 Нетправ без обязанностей,  нет обязанностей без прав.

 

Карл Маркс

     Людипервоначально существовали в «естественном состоянии», без какой-либо внешнейвласти. Для того чтобы обеспечить защиту прав каждого на жизнь и свободу, народпередал часть своих прав и свобод группе людей, которые взамен обязаны былиохранять эти права. Этим добровольным соглашением объясняется возникновениегосударства и власти. Народ обязан подчиняться правилам, а государство будетзаботиться о своих гражданах и обеспечивать их безопасность. При этом народможет в любой момент изменить условия договора. С годами понятие государства игосударственности расширялось и углублялось, приобретая новые черты иособенности. Современному человеку жизненно необходимы приобщение к знаниям огосударстве и праве, законности, правах и свободах личности, понимание сущностиправовых учений, доктрин, выработка устойчивой ориентации на законопослушноеповедение.

   Правила, или нормы, регулируют действия людей. Поведение, соответствующееправилам, общество признает правомерным и считает нормой. В обществе действуетмножество правил, или социальных норм. Это общепризнанные правила, образцыповедения, стандарты деятельности, регулирующие отношения между людьми,общественную жизнь. Некоторые социальные нормы являются формализованными, четкозафиксированными в письменном виде. Это предписания (законы). Некоторыесоциальные нормы обеспечиваются обычаями и привычкой, например, этикет –установленный, сложившийся годами, порядок поведения людей в обществе. Действиечасти норм продиктовано здравым смыслом и удобством. В древние временасоблюдение обычаев считалось обязательным. Мораль – совокупность особых,духовных правил, регламентирующих поведение человека, его отношение к другимлюдям, самому себе, а также окружающей среде. «Золотое правило» морали:«Поступай по отношению к другому так,  как ты хотел бы, чтобы поступали поотношению к тебе». Принципы морали легли в основу заповедей –религиозно-нравственных предписаний, 25 авторитетных для верующих людей.

Как различаются права человека и права гражданина? 

Правачеловека – это неотъемлемые, неразделимые, материально обусловленные игарантированные государством возможности индивида обладать и пользоватьсяконкретными благами: социальными, экономическими, политическими, гражданскими(личными) и культурными.

Правачеловека не связаны с принадлежностью к какому-либо государству. Правагражданина – это принятые и находящиеся под защитой соответствующегогосударства права, связанные с принадлежностью к государству, то есть сгражданством  –  это основной закон государства, нормативный акт, определяющийгосударственное устройство, регулирующий образование представительныхь(законодательных) и исполнительных органов власти, устанавливающий принципыизбирательной системы, фиксирующий права и обязанности граждан.

В правовом обществе права и свободычеловека принадлежат ему от рождения. Государство обязано признавать, соблюдатьи защищать права и свободы человека, даже самого маленького. Равноправие – этокогда права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому. Права исвободы человека и гражданина должны быть гарантированы судебной защитой. Всеэто можно назвать содержанием принципа справедливости, поддерживающимсуществование общества в равновесии. Организация Объединенных Наций во Всеобщейдекларации прав человека (1948 г.) и в Декларации прав ребенка (1959 г.)провозгласила, что дети, ввиду их физической и умственной незрелости, нуждаютсяв специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, таки после рождения. На ее основе была разработана и принята Конвенция о правахребенка, утвержденная резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи  ООН от 20 ноября1989 года. Наша страна подписала и ратифицировала Конвенцию о правах ребенка, аэто означает, что дети в нашей стране защищены Конвенцией ООН о правах ребенка,ее положения обязательны к соблюдению. Ребенком признается лицо, не достигшеевозраста восемнадцати лет (совершеннолетия). 

А вот как описаны права ребенкав Конвенции  ООН о правах ребенка:  «Государства-участники обязуютсяобеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для егоблагополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей,опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и сэтой целью принимают все соответствующие законодательные и административныемеры» (ст. 3).  «Государства-участники предпринимают все возможные усилия ктому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственностиобоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или всоответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность завоспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являютсяпредметом их основной заботы» (ст. 18). 20 ноября 1989 г.  была принята Конвенцияо правах ребенка.

Конвенция о правах ребенкапримечательна во многих смыслах. Этот международный акт является основнымзакрепившим права ребенка — человеческого существа в возрасте до 18 лет, — насамом высоком уровне. Конвенция ратифицирована всеми странами — членами ООН (заисключением США и Сомали).

20 ноября — день принятияГенеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, — ежегодно отмечается как Деньправ ребенка. Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей. Онадетализирует индивидуальные права каждого ребенка на полное развитие своихвозможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатациии других злоупотреблений. Дано определение понятия «ребенок» и установленприоритет его интересов перед интересами общества. Провозглашены такиеважнейшие права ребенка, как:

правона жизнь и здоровое развитие;  право на имя; право на гражданство; право знатьсвоих родителей; право на заботу родителей и совместное с ними проживание;права и обязанности родителей по отношению к детям.

Установлены права детей навыражение своих взглядов или убеждений, на свободу ассоциаций и мирныхсобраний, доступ ребенка к распространению информации.

Закреплена ответственностьгосударства в деле защиты прав детей от эксплуатации, от незаконногоупотребления наркотиков, похищения и торговли детьми.

 

      Понятие Конституции уходит своими корнями к Древнему Риму, так как тамКонституцией назывались указы императоров. Сегодня под Конституцией понимаютзакон или группу законов, обладающих высшей юридической силой в пределахданного государства. Действие Конституции распространяется на всей территориигосударства. Все сопутствующие документы, такие как законы и иные актыгосударственных органов, издаются на основе и в соответствии с Конституцией.Конституционные нормы – общеобязательные правила поведения, определяемыеэкономическими, политическими и социальными возможностями общества,санкционированными и охраняемыми государственной властью.

 В соответствии с Конституцией Российской Федерациик основным обязанностям относятся: 

Ø  соблюдениеКонституции и федеральных законов; 

Ø  уважениеправ и свобод других лиц;

Ø  сохранениеприроды и окружающей среды, бережное отношение к природным 26 богатствам; 

Ø  заботао сохранении исторического и культурного наследия, бережное отношение кпамятникам истории, культуры, природы; 

Ø  уплатаустановленных налогов и сборов;

Ø  воспитаниеи обеспечение образования детей; 

Ø  заботао нетрудоспособных родителях; защита Отечества. 

Основные права человека (ребенка)указаны в Конституции РФ. Права человека, как и права ребенка, начинаются с права на жизнь. Жизнь – это первое и главное, что дано человеку. Она уникальна,свята, неприкосновенна. 

Кроме Конституции права ребенка перечисляются вСемейном кодексе РФ:  

1.      Правожить и воспитываться в семье (ст.54 СК РФ). Право ребенка на воспитание,обеспечение его интересов, всестороннее развитие предполагает предоставлениекаждому ребенку в семье возможности расти физически и духовно здоровым,способным к полноценной самостоятельной жизни. Ребенок имеет право насовместное проживание со своими родителями (за исключением случаев, когда этопротиворечит его интересам).

2.      Правона общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ). Праворебенка знать своих родителей.

Происхождение детей от конкретных родителей являетсяоснованием для возникновения правовых отношений между родителями и детьминезависимо от того, состоят ли родители в браке или нет, проживают ли онисовместно или раздельно.

3.      Ребенокимеет право на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 СК РФ).

4.      Праворебенка выражать свое мнение. Закрепление этого права подчеркивает, что и всемье ребенок является личностью, с которой следует считаться, особенно прирешении тех вопросов, которые непосредственно затрагивают его интересы (Статья12 Конвенции ООН о правах ребенка и статья 57 СК).

5.      Праворебенка на имя (ст. 58 СК РФ). Оно включает в себя имя, данное ребенку прирождении (собственное имя), отчество (родовое имя), фамилию, переходящую кпотомкам.

6.      Изменениеимени и фамилии ребенка. По совместной просьбе родителей до достижения ребенкомвозраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства, исходя из интересовребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную емуфамилию на фамилию другого родителя (ст. 59 СК РФ).

7.      Имущественныеправа ребенка. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей идругих членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом VСемейного кодекса РФ (ст. 60 СК РФ). Ребенок является собственникомпринадлежащего ему имущества и приносимых им доходов. 

    Правогражданина на образование, закрепленное в статье 43 Конституции РоссийскойФедерации, является универсальным. В Российской Федерации гарантируетсяполучение образования на государственном языке Российской Федерации, а такжевыбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемыхсистемой образования. Получение образования в Российской Федерации являетсяобязательным! Каждый обучающийся образовательной организации имеетсоответствующие права и обязанности, что закреплено в Уставе организации.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

  Чаще всего в Уставе закреплены следующие праваобучающихся: 

Ø право на защиту чести и достоинства, неприкосновенностиличности; 

Ø  правона объективную оценку в соответствии со знаниями, умениями и навыками; 

Ø право обучающихся принимать участие в управлении образовательнойорганизацией через выборные органы (например, через участие в Совете школы). 

Также обучающиеся должны соблюдать Правила дляобучающихся, которые разработаны в каждой образовательной организации.

В рамках подготовки к одному иззанятий к циклу «Разговор о важном»,  был проведён опрос учеников на тему:«Права ребенка». Были опрошены ученики 4-х классов (из двух классов),  участиев анкетировании принял 61 ребёнок. Опрос был оформлен в виде теста и содержал всебе 9 вопросов. Анкетирование было анонимное. Большая часть учениковдостаточно полно ответили на все вопросы, с пояснениями, небольшая часть плохосебе представляла тему опроса и достаточно путанно отвечали на них.  

Основные и наиболее развернутые ответы удалосьполучить по следующим вопросам. Они представлены ниже в виде диаграмм:

Знают о правах и обязанностях

 

 

 

 

 

 

 

Исходяиз полученных результатов, можно сделать вывод о том, что по всем пунктаманкетирования большая часть учеников указывала на соблюдение прав школьника. Но существует мнение детей, что их права ущемляются. Данная анкета помогла мнеподготовиться к занятию и максимально точно и полно ответить на вопросы детей. 

Сцелью подведения итогов занятия, детям было предложено ответить на вопрос.Ответы в диаграмме свидетельствуют о необходимости таких занятий.

 

 

 

Литература

1.«Ваш ребенок и его права: закон и мораль»(Тарасенкова А.Н.)

(Библиотечка Российской газеты,2012);

2.Статья Михаила Красильникова с сайтаhttp://www.yaroditel.ru

 3.«Конституционные права ребенка вРоссийской Федерации: научнопрактическое пособие» Бондаренко, О. А.

4.Статья: Защита правнесовершеннолетних в семейных правоотношениях (Хомякова М.Е.)(Судья, 2015, N 7)

 

ПОЛЕЗНЫЕИСТОЧНИКИ 

1.  Раздел «Методические материалы» официального сайта ФГБУ «Центрзащиты прав и интересов детей». Режим доступа:

https://fcprc.ru/methodical materials/. 

2.  Раздел «Твое право» официального сайта ФГБУ «Центр защиты прав иинтересов детей». Режим доступа: https://fcprc.ru/tvoyopravo/

3.   Программа«Роспатриот» Федерального агентства по делам молодежи

(Росмолодежь). Режим доступа:https://fadm.gov.ru/activity/scope/2, https://rospatriotcentr.ru/. 

4.  Направления «Гражданская активность» и «Военно-патриотическоенаправление» Российского движения школьников. Режим доступа: https://рдш.рф/activity/directions.

5.  Нормативно-правовая база социальной поддержки детей с девиантнымповедением. – Нюансы современной педагогики. Режим доступа:

http://www.edutarget.ru/sonics 4621.html

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет