Попова Юлия Юрьевна, педагог-психолог
МАОУ «Морская кадетская школа» г. Северодвинск
Правовое просвещение — основа профилактикидеструктивного поведения подрастающего поколения (из опыта создания идеятельности отряда правовых волонтеров)
В сентябре 2022 года в МАОУ «Морская кадетская школа»г. Северодвинска в целях развития волонтерского движения в сфереправового просвещения обучающихся, сформирования высокого уровня правовойкультуры, правовой грамотности, законопослушного поведения и профилактикиправонарушений в подростковой среде создан отряд правовых волонтеров.
Отряд создан на базе обучающихся «трудного класса»,среди которых девиантные подростки, имеющие административные правонарушения,самоповреждающее, аддиктивное поведение.
Цель: Формирование правовой культуры, правовойграмотности, законопослушного поведения, воспитание активной жизненной позицииу обучающихся. Задачи:
1) Формирование у обучающихсягражданско-правовых компетенций: — уважение и защита прав и свобод человека;
— критическое мышление – навыки интерпретации, аргументации иоценивания информации;
— опыт аргументированной дискуссии, создания и реализациисоциальных проектов;
— уверенность в своих силах, в своей способности ставить идостигать цели, имеющие отношение к жизни общества;
2) Правовая защита — оказание правовой помощипедагогам и обучающимся. В своей деятельности отряд руководствуется:
Всеобщейдекларацией прав человека, Конвенцией о правах ребенка, Конституцией РоссийскойФедерации, Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественныхобъединениях», Федеральным законом от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «Огосударственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»,Концепцией развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до2025 года (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря2018 г. № 2950-р), Уставом и Правилами внутреннего распорядка обучающихсяшколы, другими нормативно-правовыми актами и положениями международногозаконодательства и законодательства РФ.
Идея проекта:
Помощьпедагогическому коллективу в работе с детьми и подростками через организациютематических классных часов и правовых пятиминуток.
Актуальность проекта:
Высокая, так как в мире в целом и в школе растетколичество правонарушений, совершаемых детьми и подростками.
Отряд правовых волонтеров призван выполнять функциюправового воспитания для детей. Своими активными действиями и помощью учителямспособствовать воспитанию активных и сознательных граждан. Основныенаправления деятельности отряда:
— методическое (разработка и утверждениеплана работы отряда, конспектов бесед, игр; проведение самообучающихзанятий с применением интерактивных методик обучения
— просветительское (реализация акций идругих мероприятий, призванных актуализировать приоритетные направлениядеятельности отряда: классные часы, правовые пятиминутки т.д.);
— издательское (подготовка, и распространение справочныхматериалов: информационных буклетов, памяток и т.п.).
— правозащитное (в перспективе оказание правовой консультационнойпомощи детям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях).
— профилактическое (беседы, тематическиевстречи, игры, акции с обучающимися «группы риска»).
При реализации проекта используется комплексинновационных подходов в правовом просвещении учащихся. В системе занятийдоминируют активные и интерактивные формы обучения.
Например, весьма результативны в правовом обучении такназываемые ПОПС-формулы. В соответствии с алгоритмом обучающийся высказывает:П-позицию, О-обоснование, П-пример, С-следствие. Данный метод позволяетаргументированно донести свою мысль до окружающих, развивает речевое мышление,профилактирует возникновение конфликтных ситуаций, когда ребята эмоциональновысказывают множество точек зрения.
На обучающих занятиях, викторинах в случае работы надкейсами по кибер-безопасности, буллингу, защите персональных данных, когданужно предложить как можно больше вариантов разрешения проблемы всегдаиспользуем метод «мозгового штурма».
На формирование правовой активности личности большоевлияние оказывают учебные игры. Ведь игра, перенесѐнная в образовательныйпроцесс, может нести в себе огромный обучающий и воспитательный потенциал.
Эффективным, в процессе правового обучения, являетсяприѐм «Прерванный рассказ». Ведущий рассказывают историю на правовую тему,неожиданно прерывая еѐ на самом интересном месте: «и вдруг…», «и в эту самуюминуту…». Задача следующего в цепочке – продолжить рассказ. Слушатели должныоценить действия участников данной вымышленной ситуации в правовом поле. (Идеяигры взята в интернете и модифицирована).
Таким образом, инновационные технологии правовогообучения способствуют формированию правовой активности и обучающихся, которыеприобретают умения и навыки правового поведения в реальной жизни.
Считаем так же эффективным развитие партнерства собщественными институтами:
— Запланирована экскурсия в ОМВД.
— Вся команда правовых волонтеров прошла обучение по программе«Равный равному», модуль «Безопасный интернет. Кибербуллинг» в центреПсихолого-педагогической, медицинской и социальной помощи г. Северодвинска.
По итогам тренинга ребята получили сертификаты,методические материалы и теперь при помощи руководителя могут проводитьзанятия, беседы с обучающимися школы по профилактике буллинга.
Кроме того, проект выступает в качествепрофориентации, позволяя подросткам познакомиться с различными сферамижизнедеятельности.
В процессе проекта формируются навыки, необходимые длявыполнения основных социальных ролей, при проведении образовательныхмероприятий, акций правовым волонтерам представляется возможность вовлечения всамо действие, проявляя активность, творчество, ответственность,коммуникабельность, корректируя негативные личностные черты.
В подготовке к мероприятиям ученики-волонтеры получаютпрофессиональную поддержку и возможность для раскрытия своих индивидуальныхспособностей, приобретают новый опыт и навыки позитивного участия вобщественной жизни, которые, по сути, являются универсальными.
С сентября 2022года пофевраль 2023 года правовыми волонтерами МАОУ «Морская кадетская школа» и ихруководителем сделаны первые шаги:
— проведено установочное совещание по организации работы отряда, накотором намечены направления и примерный план работы, выбран актив (сентябрь);
— изучены материалы по буллингу и кибербуллингу на практикумах вшколе, разработаны правовые пятиминутки «Ты свидетель или жертва травли – какпоступить» (сентябрь);
— провели интерактивное обучающее занятие по преступлениям в сферекомпьютерной информации (октябрь);
— участвовали в региональном онлайн-марафоне по решениюпрофилактических кейсов «Безопасность в сети Интернет» (октябрь, диплом за 2место);
— разработали правовые пятиминутки по теме «Виды правонарушенийнесовершеннолетних и ответственность за их совершение» (октябрь);
— провели интерактивное обучающее занятие по проблеме
толерантности (ноябрь);
— участвовали в региональном онлайн-марафоне «Мои права. Моиобязанности» (ноябрь, диплом за 1 место);
— в рамках недели правовых знаний участвовали в региональномонлайн-конкурсе профилактических кейсов «Мое решение. Мой выбор» (декабрь,диплом за 2 место);
— подготовили и провели цикл классных часов, посвященныхпрофилактике буллинга и кибербуллинга в начальной школе (январь);
— разработали ролевую игру по профилактике буллинга в школе
(январь);
— прошли психологический тренинг по модулю «Безопасный интернет.Кибербуллинг» (февраль), готовы выходить на классные часы в среднюю школу;
— приняли участие в 3-х дневном региональном онлайн-марафоне
«Безопасный интернет» (февраль);
— провели несколько бесед с обучающимся «группы риска».
Перспективы реализации проекта:
— в 2023-2024 учебном году вовлечь в отряд новобранцев;
— подготовить и реализовать конкурса школьных рисунков на правовуютематику;
— продолжить правовое консультирование обучающихся «группы риска».
— расширить тематику правовых пятиминуток;
— подключить к правовому просвещению обучающихся социальныхпартнеров (юристов, адвокатов и т.п.)