Правовой акт – важная, теоретически и практически значимая категория. Осмысление ее содержания, прежде всего, предполагает исследование семантического смысла термина «акт», его общенаучного значения.
Само слово «акт» (от лат. actus или actum) означает действие или документ, с английского языка переводится как 1) действие, деяние . 2) закон . акт, документ . 3) поступать, действовать. Толковый словарь определяет «акт» как единичное действие, поступок . постановление или документ, имеющий юридическое значение.
Современная философия рассматривает «акт» как особую разновидность поведения человека, его деятельности.
Выделяемые наукой признаки позволяют рассматривать категорию акта исключительно в социальном измерении. Природные, техногенные события, влекущие наступление определенных общественных последствий к актам не относятся.
К признакам «акта» (любого) обычно относят:
1) сознательный характер поведения, то есть осознание субъектом характера своего поведения, его значимости и возможных личных и социальных последствий .
2) волевой характер поведения, предполагающий возможность субъекта руководить своим поведением, направлять его к достижению желаемого результата .
3) социальную значимость поведения, предполагающую наступление полезных, вредных или нейтральных для общества последствий .
4) наличие объективированного результата поведения, выразившегося в качественном изменении общественных отношений, вследствие совершения акта.
Рассмотренное семантическое значение слова «акт», его общенаучный (точнее, философский) смысл закладывают предпосылку неоднозначного понимания данного термина – как действия, либо как некоторый результат такого действия.
Такое двоякое понимание, является причиной некоторой двусмысленности и неопределенности и видового понятия акта – правовогоакта.
В современной правовой науке к признакам правового акта разные авторы относят:
Во–первых, особую форму.
Во–вторых, официальный характер, издание от имени особого властного компетентного субъекта.
В–третьих, общеобязательность.
В–четвертых, регулятивный характер, способность порождать определенные юридические последствия.
В–пятых, волевую, сознательную природу правовых актов.
В–шестых, целевой характер.
В–седьмых, основанность на принципе законности, способность служить юридической основой и гарантией осуществления законности.
Анализ приведенных признаков, с учетом семантики термина, существующих в юридической науке точек зрения, позволяет рассматривать правовые акты как имеющие юридическое значение, властные действия, либо как объективированный результат названных действий. Предложенные понимания, первое, условно отнесем, к социологическому, второе – к позитивистскому, в юридической литературе обозначены нечетко. Обычно, предлагаемые определения правовых актов содержат элементы как социологические, так и позитивистские, хотя, последние, несомненно, имеют большее распространение.
В социологическом понимании правовой акт представляет собой любое властное действие, имеющее юридическое значение. Данная позиция максимально полно отражает семантическое значение термина.
С позиций социологического подхода основные черты правового акта можно охарактеризовать следующим:
во–первых, правовой акт порождает, изменяет или прекращает правовые отношения .
во–вторых, направлен на создание юридически значимых правил поведения индивидуального или общего характера .
в–третьих, предполагает действие одного субъекта права .
в–четвертых, осуществляется в особой правовой форме.
Рассмотрим названные характеристики более подробно.
Первый признак (способность порождать, изменять или прекращать правовые отношения) корреспондирует к правовой категории юридического факта.
В правовой науке под юридическими фактами понимают жизненные обстоятельства, влекущие возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
Сравнительный анализ вышеприведенных признаков правовых актов и традиционно выделяемых характеристик юридических фактов позволяет обозначить правовые акты и юридические факты как видовое и родовое понятия.
Так, социальная природа правовых актов позволяет четко отграничивать их от такой разновидности юридических фактов, как события (поскольку последние не предполагают сознательно волевого опосредования, что, как уже было сказано, составляет одну из основных черт правовых актов).
Более сложным представляется разграничение правовых актов и юридических фактов-действий, так как обе названные категории имеют социальную природу.
Как обоснованно считают Н.В. Исаков, А.В. Малько, О.В. Шопина, к правовым актам следует относить результаты как правомерных, так и противоправных действий.
Вместе с тем представляется, что не любые из названных действий можно относить к правовым актам.
К правовым актам можно отнести только такие действия (юридические факты), которые направлены на создание юридически значимых правил поведения общего или индивидуального характера, предполагают поведение одного субъекта права, осуществляются в особой правовой форме.
С учетом сказанного, некоторые разновидности юридических фактов, например, юридические поступки, или юридические акты, не предполагающие специальной правовой формы, к правовым актам не относятся.
Второй признак (направлен на создание юридически значимых правил поведения индивидуального или общего характера) предполагает формулировку актом юридически значимого правила, адресованного либо неопределенному кругу лиц (норма права), либо конкретно определенному субъекту правоотношений (индивидуально-правовое правило поведения).
Третий признак (опосредованность действием одного субъекта права) позволяет отличить правовой акт от согласованных действий нескольких субъектов права.
При этом выделение данного признака является достаточно спорным. По мнению Ж. –Л. Бержеля юридический акт может основываться на воле одного или нескольких авторов, может быть односторонним, двух и многосторонним. Подобную позицию разделяют некоторые отечественные авторы: Н.В. Исаков, А.В. Малько, О.В. Шопина. Вместе с тем, как было выше сказано, семантическое исследование слова «акт» позволяет определять его через волеизъявление одного субъекта. Соотношение понятий правового акта и правового соглашения (договора) представляет собой отдельную малоисследованную проблему, в рамках настоящей работы не рассматриваемую.
Четвертый признак – особая правовая форма осуществления. Под правовой формой юридическая наука понимает способ организации содержания права, его внешнее проявление. Особая форма правового акта предполагает наличие установленного порядка (процедуры) осуществления актов-действий, включающего специальный правовой статус субъекта, выполняющего действия, особые средства их осуществления, например, правосудие, отправляет лицо, назначенное на должность в определенном законом порядке, соблюдая детально урегулированную процедуру, используя символы государственной власти (герб и флаг).
В позитивистском понимании правовой акт определяется как объективированный результат юридически значимых действий, выраженный в установленной форме.
Специфической чертой данного понимания является признание формы выражения правового акта в качестве его важнейшей черты.
К основным формам объективизации правового акта представляется возможным отнести документальную (письменную), устную и конклюдентную формы.
Под документом юридическая наука и практика понимает материальный носитель с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи (фонограммы), изображения или их сочетания, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях общественного использования и хранения. Документальный способ объективизации правового акта характеризуется, как правило, письменной формой, наличием специальных реквизитов (наименование, дата, место издания, подпись, печать и др.), структуры.
К устным правовым актам относятся различные распоряжения, приказы не имеющие письменного выражения, объявленные вербально, например, распоряжения командира воинской части, обязательные для исполнения подчиненным личным составом.
Конклюдентные правовые акты предполагают выдачу обязательного предписания путем жестов, сигналов, например, регулировщика дорожного движения, маяка.
Определенный интерес представляет осмысление правовых актов также в рамках естественно–правового понимания.
Названный подход основан на признании прав и свобод человека неотъемлемым элементом содержания любого правового явления.
В данном понимании собственно правовым является только тот акт, который основан на ценностях свободы, справедливости, безусловной значимости человека.
При такой постановке вопроса целесообразным представляется выделения понятия «юридический акт», охватывающего «неправовые» случаи объективирования результата властных юридически значимых действий.
Приведенные подходы имеют свои сильные стороны (и соответствующие недостатки). Социологический подход направлен на определение содержания правового акта, позволяет раскрыть его сознательно–волевую, властно–распорядительную природу. К преимуществам позитивистского понимания относится большая определенность исследуемого понятия, возможность четче разграничить правовые акты и однородные им явления. Естественно–правовое понимание раскрывает человеческое измерение категории правового акта.
Исходя из целей настоящего исследования, целесообразным представляется комплексное осмысление категории правового акта.
В этой связи, правовой акт – это объективированный результат юридически значимых действий, выраженный в установленной форме, издаваемый властным органом в предусмотренном законом порядке, содержащий правила поведения общего или индивидуального характера.
При этом с учетом этимологического смысла термина «правовой акт», предпочтительнее его использование как синонима «юридического акта» (в естественно-правовом понимании), поскольку слово «акт» (в юридическом смысле) не несет нравственной нагрузки, в отличие, например, от термина «закон».
Правовые акты можно классифицировать по различным основаниям. В том числе, по форме выражения, содержанию, процедуре принятия, издавшим органам, наименованию, кругу лиц, на которых распространяется его действие, пространству и времени, которые охватываются действиями акта, внутренней структуре, принадлежность к той или иной отрасли права и т.д.
Наиболее значимыми представляются классификации в зависимости от формы выражения и содержания правовых актов.
По форме выражения выделяют:
1) конституции .
2) иные законы .
3) постановления и иные подзаконные акты законодательных органов .
4) указы и распоряжения главы государства, высших должностных лиц субъектов федерации .
5) акты органов исполнительной власти .
6) ведомственные правовые акты .
7) правовые акты местного самоуправления .
8) локальные правовые акты .
9) судебные акты.
По названному основанию представляется обоснованным выделять также документальные и недокументальные правовые акты.
Документальные правовые акты предполагают наличие четко определенной официальной письменной формы – документа, имеющего, как уже было сказано, свои реквизиты, как правило, структурированное содержание, изданного уполномоченный органом, должностным лицом.
Недокументальные правовые акты не обладают вышеназванными признаками, выражены в устной или конклюдентной форме, о которых уже говорилось выше.
Основополагающим критерием классификации правовых актов является их содержание. В этом аспекте правовые акты подразделяются на нормативные (правотворческие) акты, индивидуальные (правоприменительные) и интерпретационные акты.
Нормативно–правовой акт можно определить как выраженный в документальной форме результат деятельности правотворческого органа, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права.
Индивидуальный (правоприменительный) акт представляет собой объективированный результат деятельности правоприменительного органа, выражающий его властное волеизъявление, адресованный конкретно определенному, персонифицированному кругу лиц.
В отличие от нормативного правового акта индивидуальный акт может издаваться как в письменной (документальной), так и в устной, конклюдентной формах.