X-PDF

Предстартовая подготовка спортсмена

Поделиться статьей

Подготовка спортсмена в предстартовый период является завершающим этапом предсоревновательной подготовки. Состав­ленный и апробированный план по организации своей деятельности в предстартовый период начинает претворяться в жизнь. Еще до приезда на место соревнований спортсмен точно спланировал по время прибытия на спортивную арену, время подготовки к проведению разминки, подготовки одежды, спортивной атрибутики и др. Подобная последователь­ность действий спортсмена в период подготовки к старту имеет большое значение для «экономизации» его психической энергии. Это позволит спортсмену проводить подготовительные действия без какой-либо суеты, поспешности или медлительности, не пропустив в предстартовой подготовке ни одного фактора, влияющего на формиро­вание предстартовой «настройки» на соревнование.

Ведущая роль в формировании готовности спортсмена к соревнованию в предстартовый период отводится разминке. Разминка как фактор врабатываемости организма, подготовки всех физиологических функций спортсмена к предстоящей максимально напряженной в физическом плане соревновательной деятельности, связана с подготовкой костно-мышечно-связанного аппарата, регуляции теплообмена в организме, функциони­рования сердечно-сосудистой системы (ССС), дыхательной функции, вы­делительной функции и др. Разминка «решает» задачи, связанные с формированием оптимальной возбудимости центральной нервной системы (ЦНС), высокой психологической напряженности личности, оптимальной эмоциональной устойчивости спортсмена и, в конечном итоге психической «настройки» спортсмена на предстоящую соревновательную деятельность.

Под «психической настройкой» понимается: содержание, предметная направленность внимания спортсмена на элементы подго­товки к старту соревнований. В структуру такой осознанной направ­ленности входят следующие части, элементы, разделы (по П.А.Рудику, 1974):

I — улучшение мышечно-двигательной чувствительно­сти при выполнении спортсменом двигательных действий .

2 — повышение интенсивности и устойчивости внимания .

3 — уточнение (опробование) отражения в сознании спортсмена динамической (биодинамической) структуры предстоящего спортивногодействия и выделение наиболее значимых элементов действия, пространственных, временных или динамических характеристик движенийпри проведении имитационных, идеомоторных действий .

4 — уточнение поставленной цели на действия в конкретном со­ревновании и возбуждение активного стремления спортсмена к дости­жению этой цели (уточнение целевой установки) .

5 — формирование установки на результат, на достижение победы в данных соревнованиях, стать членом Сборной команды . или на про­верку правильности проведения учебно-тренировочного процесса — физической, технической, тактической и психической готовности
спортсмена к соревнованиям .

Представленная информация была полезной?
ДА
58.58%
НЕТ
41.42%
Проголосовало: 985

6 — формирование уверенности в своих силах и бодрого эмоцио­нального состояния, в том числе, проверка способности спортсмена применять в условиях соревнований приемов самостоятельной психодиагностики и произвольной регуляции эмоциональных состояний через различные психические методы .

7 — возбуждение готовности к максимальным волевым усилиям, умению проявлять их в условиях жесткой соревновательной борьбы .

8 — возбуждение готовности к максимальным проявлениям пси­хики и личностных качеств в условиях соревнований.

В условиях соревнований оптимальной сосредоточенности внимания мешает чрезмерная эмоциональная возбудимость спортсмена. Это естественный процесс реакции личности и нервной системы организма человека на участие в соревновательной деятельности. И в этот период «программирование» разминки позволит избежать излишней траты нервной энергии, так необходимой в условиях же­сткой соревновательной борьбы.

Важной частью «психической настройки» спортсмена на пред­стоящее соревновательное действие является апробирование и уточ­нение биомеханической структуре спортивного упражнения (действия). Эта двигательная операция связана с выделением в сознании спорт­смена наиболее информативно-значимых элементов спортивного дейст­вия. Основными средствами в этой умственной операции (умственных действий) будут, в первую очередь, идеомоторные акты {мысленное исполнение) и имитационные действия. И в том, и в другом слу­чае спортсмен уточняет основную структуру умственного и двигатель­ного действия.

До того момента, когда спортсмен должен выйти на старт, предметной направленностью сознания будет отражение в двигательном образе спортивного упраж­нения пространственных (амплитуда, направление, форма, протяже­нность в пространстве), временных (длительность, темп, ритм, ско­рость, временная последовательность), силовых (мышечные усилия и напряжения) характеристик двигательных действий.

Такой широкий охват различных параметров движений требует определенного сужения афферентации. Поэтому при принятии исходного положения на старте действия, в зависимости от уровня квалификации и уровня тренированности происходит то самое «сужение афферентации», т.е., спортсмен концентрирует свое внимание либо на пространственных параметрах движений (невысоко квалифицированные спортсмены), либо на временных и скоростно-временных акцентах двигательного действия (спортсмены высокого класса). Это дает возможность как бы «проторить дорожку» в высокоэмоциональной среде своего состояния и наи­более правильно выполнить предстоящее двигательное действие через чувственное различение указанных характеристик движений.

Подобная часть психологической настройки возможна только тогда, когда спортсмен знает «алфавит» наиболее значимых призна­ков движений, его основных биомеханических характеристик, для данно­го уровня спортивного мастерства, и выработал навык в процессе тренировки формирования направленности сознания. Вначале это идет через идеомоторное, образное отражение этих признаков в сознании спо­ртсмена . затем — через чувственное различение этих признаков (через ощущения и восприятия) при непосредственном исполнении двигательного действия. Просто так навык «умственного» действия не появляется — этому надо учить.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.58%
НЕТ
41.42%
Проголосовало: 985

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет