Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Доклад
на тему:
«Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях ФГОС»Подготовила:
учитель-логопед
Чахалова Ольга Александровна -
2 слайд
Актуальность темы исследования
Опираясь на Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, можем утверждать, что образование детей с ограниченными возможностями здоровья, не должно отличаться от образования здоровых детей. Именно поэтому процесс реформирования порождает многочисленные проблемы и осложнения. Возникает множество вопросов относительно роли педагогов, медицинской и психологической службы в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в целом, и содержания, форм и методов работы работников учебного заведения, в частности. -
3 слайд
Мотивация выбора темы исследования
Введение новых государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, разнообразие категорий детей с особыми образовательными потребностями, формирует запрос на организацию их эффективного психолого-педагогического, сопровождения в образовании.
Под психолого-педагогическим сопровождением подразумевается комплексная работа, направленная на психолого-педагогическую поддержку и помощь ребенку, консультирование родителей, помощь родителям и педагогам в решении задач, связанных с развитием, воспитанием, социализацией ребенка. Сопровождение осуществляется коллективной работой педагогов, психологов, дефектологов, логопедов, социальных педагогов. -
4 слайд
Соотнесение личного опыта по проблеме с достижениями коллег района, Республики, Российской Федерации.
Говоря о личном опыте работы по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ в задачи моей деятельности как учителя-логопеда входит профилактика вторичных нарушений в речевой деятельности детей. Мои полномочия в данном случае ограничиваются специализацией моей должности. Анализирую же опыт работы моих коллег как регионального уровня так и в целом Российской Федерации, стоит отметить в задачи их деятельности входит следующее:
– учителя: обеспечение ситуации успеха для ребенка с ОВЗ, организация обучения в зоне ближайшего развития, содействие формированию толерантного отношения со стороны сверстников и взрослых;
– учитель-дефектолог: актуализация ресурсных возможностей учебной деятельности обучающихся с ОВЗ разных нозологий;
– педагог-психолог: профилактика вторичных нарушений (неадаптивных личностных изменений) у обучающихся с ОВЗ разных нозологий;
– социальный педагог: профилактика социальной дезадаптации обучающихся с ОВЗ. -
5 слайд
Основные проблемы и противоречия, их обусловленность
В связи со складывающейся ситуацией, в настоящее время актуализируется вопрос обучения детей с ОВЗ. Известно, что в процессе обучения у них возникают трудности в организации своей учебной деятельности, адаптации в коллективе и пр., связанные, в первую очередь, с особенностями их физического и интеллектуального развития. Поэтому необходимо учитывать состояние здоровья ребенка и, исходя из этого, создавать достойные условия для обучения, которые будут соответствовать не только индивидуальным особенностям, но и потребностям ребенка. -
6 слайд
Механизмы реализации идей, сущность практического опыта, система конкретных педагогических действий, организация, содержание, формы, методы и приемы работы
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает пять взаимосвязанных компонентов:
мониторинг психолого-педагогического развития ребенка;
создание специальных условий для эффективного психического развития детей в обществе;
психологическая помощь детям с возможностями здоровья в виде консультирования, психокоррекции, психологической поддержки;
психологическая помощь родителям;
организация жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями здоровья в социуме с учетом их психофизических возможностей. -
7 слайд
Полученный или прогнозируемый результат педагогической деятельности
Таким образом, широкая сфера применения психолого-педагогического сопровождения позволяет рассматривать его как неотъемлемое звено системы образования. Расширение представлений о целях образования, в числе которых включены не только цели развития, воспитания, обучения, но и обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья всех детей обусловливает интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения.
Результатом психолого-педагогического сопровождения в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья, должна стать их адекватная социализация, адаптация в обществе, формирование навыков коммуникации со сверстниками как результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социальная среда обучения должна быть организована так, чтобы посредством педагогического и родительского воздействия оказывать влияние на формирование личности. -
8 слайд
Перспективы решения проблемы
Следовательно, сопровождение должно иметь дуальную направленность: структурирование отношений ребенка с ОВЗ, с одной стороны, в школе со старшими и младшими школьниками и также педагогами, а с другой – вне школы с членами семьи и неформальных групп. -
9 слайд
Благодарю за внимание!
Доклад окончен!