Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
В. Маяковский
«Хорошее отношение к лошадям»
Глухова М.В. – учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ «Сертоловский центр образования № 2», Ленинградская область. -
2 слайд
Ты, человек, имеешь власть…
Гноится боль животных — р а н а…
Зачем же душу в дуло класть,
Природы царь? Ты стал тираном!..Боль — абсолютная без разума,
Так искажающего суть…
Когда ты восхожденье праздновал,
Ты догадался в сердце вдутьХоть каплю милости к ж и в о м у?!
В своём тщеславии ты — раб…
Добро не ищет тропки к дому,
Стоит у нераскрытых врат……Ребёнка боль и боль собаки…
Бесспорно, вы — различны в чине…
С одной земли восходят злаки;
Так стань же ч е л о в е к о м ныне!!! -
3 слайд
В разгар революции люди озлобились, ими владеет страх, они не проявляют милосердия и даже простого внимания друг к другу. Именно это волновало поэта
-
4 слайд
Тема
Прежде всего это любовь к ломовой кляче, то есть простым трудящимся людям, которые работают на благо общества. И далеко не всегда это общество им так благодарно, как следует.
Тема равнодушия и жестокости, которая в то время очень волновала Маяковского, также становится предметом рассмотрения в этом стихотворении. Лирический герой становится свидетелем ситуации, когда бедная старая лошадь, утомившись от работы, падает, а люди вокруг, вместо того, чтобы помочь животному или хотя бы посочувствовать ему, только смеются и тыкают пальцами. -
5 слайд
Композиционные основы
Произведение представляет собой рассказ, облеченный в стихотворение репортажного типа.
Сюжет его последователен: падение лошади от изнеможения; насмешки людей над бедным животным; пришествие лирического героя, который говорит ободряющие слова; счастье лошади, которая находит в себе силы на подъем. -
6 слайд
Образы и символы
Лошадь – центральный. Данный образ символизирует самого поэта, вернее, его душевное состояние, в котором он пребывал в 1918 г., в год написания этого стихотворения.
Толпа (зеваки) – толпа безучастных «наблюдателей» противопоставляется лирическому герою, испытывающему «острую звериную тоску». Многочисленные зеваки, способные лишь издеваться и пустословить, символизируют мещанство и общественную косность;
Улица – улица Кузнецкий мост сродни обывательской толпе зевак: ей нет никакого дела да страдания упавшей лошади. Лирический герой очеловечивает улицу, награждая её весьма негативными чертами. -
7 слайд
Основная идея
Маяковский доносит до читателей ключевую мысль о том, что необходимо быть милосерднее, добрее не только к окружающим людям, но и к животным. -
8 слайд
Средства выразительности
эпитеты – «рыжий ребёнок», «глаза лошадиные», «общая звериная тоска»;
метафоры – «тоска вылилась», «смех зазвякал», «улица опрокинулась»;
неологизмы – «ржанула», «клешить»;
аллитерация – автор передаёт читателям тяжесть лошадиной поступи посредством нанизывания таких слов, как: «Гриб, грабь, гроб, груб»;
архаизмы – «сих» (подчёркивается отделение лирического героя от прочих зевак);
повторы и восклицания – «Лошадь упала!… Упала лошадь». «Лошадь, не надо! … Послушайте, лошадь»;
риторический вопрос – «чего вы думаете, что вы сих плоше?». -
9 слайд
Стихи о рыжей дворняге
Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
— Прощай, брат!
Хоть жаль мне, не скрою,
Но все же тебя я покину.Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пестрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса.Собака не взвыла ни разу.
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.Старик у вокзального входа
Сказал: — Что? Оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы…
А то ведь простая дворняга!Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело,
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела…Труп волны снесли под коряги…
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце — чистейшей породы!Э.Асадов
Огонь над трубой заметался,
Взревел паровоз что есть мочи,
На месте, как бык, потоптался
И ринулся в непогодь ночи.В вагонах, забыв передряги,
Курили, смеялись, дремали…
Тут, видно, о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали.Не ведал хозяин, что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит задыхаясь!Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой! -
10 слайд
Он шел по улице и тихо плакал.
Облезлый, одноухий, и с больною лапой.
Повисший хвост, несчастные глаза,
А в них жемчужинкой дрожит слеза.
Его никто вокруг не замечал,
А если и заметил, то ворчал,
А мог еще и палкой замахнуться.
Он убегал, когда мог увернуться.
Он с грустью думал:”Я такой урод.
Ну кто такого жить к себе возьмет».
Так шел он, шел по краешку дороги.
И вдруг перед собой увидел ноги.
Огромные такие две ноги,
Обутые в большие сапоги.
В смертельном страхе он закрыл глаза,
А человек нагнулся и сказал:
«Красавец-то, какой!
А ухо! Взгляд! Пойдешь со мной?
Я буду очень рад.
Принцессу и дворец не обещаю,
А молочком с сосиской угощаю».
Нагнулся, протянул к нему ладошку.
Он первый раз держал в ладошках кошку.
Взглянул на небо, думал, дождь закапал.
А это кот в руках от счастья плакал.Е.Артеменко
-
11 слайд
Борис Слуцкий
Лошади в океанеЛошади умеют плавать,
Но — не хорошо. Недалеко.
«Глория» — по-русски — значит «Слава», —
Это вам запомнится легко.
Шёл корабль, своим названьем гордый,
Океан стараясь превозмочь.
В трюме, добрыми мотая мордами,
Тыща лощадей топталась день и ночь.
Тыща лошадей! Подков четыре тыщи!
Счастья все ж они не принесли.
Мина кораблю пробила днище
Далеко-далёко от земли.
Люди сели в лодки, в шлюпки влезли.
Лошади поплыли просто так.
Что ж им было делать, бедным, если
Нету мест на лодках и плотах?
Плыл по океану рыжий остров.
В море в синем остров плыл гнедой.И сперва казалось — плавать просто,
Океан казался им рекой.
Но не видно у реки той края,
На исходе лошадиных сил
Вдруг заржали кони, возражая
Тем, кто в океане их топил.
Кони шли на дно и ржали, ржали,
Все на дно покуда не пошли.
Вот и всё. А всё-таки мне жаль их —
Рыжих, не увидевших земли.