X-PDF

Презентация по мокшанскому языку на тему: Мордовская свадьба (4 класс)

Поделиться статьей

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Свадебная

    1 слайд

    Свадебная поэзия

  • Свадебная

    2 слайд

    Свадебная поэзия мордвы – явление выдающееся и в художественном, и в историко-бытовом отношении.
    Свадьба относится к числу древнейших обрядов, она вобрала в себя ряд экономических, правовых, религиозных и поэтических элементов, объединенных общей тематикой. Свадьбе, как и другим обрядам, свойственна обязательность и устойчивость отдельных сценок и обычаев.
    Традиционный свадебный обряд и свадебный фольклор были тесно связаны с бытом старой мордовской деревни, но развивалась в зависимости от конкретных исторических условий. Многие обычаи со временем изменялись, стирались, переосмысливались, а зачастую просто получали совершенно иное звучание.
    Мордовская свадьба состояла из трех главных этапов: предсвадебный, собственно свадьба и послесвадебный.

    Эрзянская свадьба. Пензенская губерния, Саранский уезд.
    Фото М. Е. Евсевьева

  • Предсвадебный

    3 слайд

    Предсвадебный этап – наиболее продолжительный по времени и напряженный. Во-первых, должна сшить себе наряды. Во-вторых, подготовить множество даров. В-третьих, она должна была выучить причитания. В большинстве случаев вся эта подготовка велась постепенно, на протяжении нескольких лет. И всё же на предсвадебный этап падало множество забот. Невесте помогали подруги, которые в течение всего предсвадебного этапа неотступно находились с нею.
    Свадьба в мокшанском селе. Тамбовская губерния, Темниковский уезд.
    Фото М.Е. Евсевьев
    День свадьбы – второй этап обряда. Самым трогательным и поэтичным моментом является расставание с девичеством и вольной волюшкой. Тема расставания с родными и подругами является вообще одной из центральных и проходит через всю свадьбу.
    Заключительным эпизодом второго этапа является возвращение поезда с невестой в дом жениха. Новобрачных у входа в дом встречал «медведь» – переодетая в вывороченную шубу женщина, а при входе молодую осыпали хмелем.
    Третий этап – послесвадебный период – менее насыщен обрядами и традиционными сценками и сравнительно устойчив.

  • У

    4 слайд

    У мордвы-эрзи и мордвы-мокши в фольклоре много общего, но имеются и различия, в том числе и в обрядовых традициях. Так, на мокшанской свадьбе основным моментом третьего этапа является наречение молодой, т. е. ей даётся новое имя. Обряд этот умокши сохранился до последнего времени, у эрзи он был изжит уже в 80-х годах XIX века.
    В эрзянской свадьбе, по сравнению с мокшанской, значительно большую роль играли причитания, у мокши более распространенным жанром явились корильные песни-пародии. Большое место в свадебном ритуале занимали песни венчальные.
    Обряд и песня органически связаны между собой. Передача свадебной поэзии от одного поколения у другому создавали широкие возможности для возникновения множества вариантов. В то же время исполнители стремились не нарушать установившихся традиций. Они очень бережно сохраняли их.
    Обычно мастерству исполнения свадебных песен и причитаний девочки начинали готовить себя ещё с малолетства. Учили их этому пожилые, знающие женщины – главные передатчица опыта. Свадебная поэзия сформировалась и жила в крестьянской среде. Она насквозь пропитана крестьянским мировоззрением, в ней отражён быт старой мордовской деревни.
    Этот день и следующая ночь, которые невеста в последний раз проводит в доме своих родителей, бывают для неё самыми тяжёлыми. За это время она должна выполнить массу разных обрядов и безостановочно причитывать: от этого многие невесты к концу своего отъезда в дом жениха до того охрипают, особенно зимой, так как им приходится немало причитывать и вне дома, что не в состоянии бывают не только громко причитывать, но и говорить порядочно.
    М. Евсевьев

  • Предсвадебный

    5 слайд

    Предсвадебный период

  • СватовствоКогда

    6 слайд

    Сватовство
    Когда парню исполнялось 17-18 лет, родители говорили ему: «Пора жениться». Невесту искали очень тщательно, перебирали до семи поколений её родственников.
    Каждый участник сватовства обматывал себя (под шубой) белыми нитками или лентой, что означало верный, чистый путь. Иногда под пятку в лапоть клали монету. Это делалось для того, чтобы сватовство было удачными.
    Придя в дом невесты, на стол ставили кошель с хлебом, сваха садилась на лавку, обязательно под матицу, что сразу говорило о цели её прихода. Если достигалось согласие с родителями невесты, то приходили родители жениха. Они приносили с собой каравай хлеба, бутылку водки. Перед уходом из дома невесты сваты разрезали пополам хлеб здоровья. Половину хлеба брали с собой родители жениха, вторую – родители невесты. Это означало, что сватовство состоялось и возврата не будет.

  • Невеста,

    7 слайд

    Невеста, узнав о сватовстве, как бы ошеломлённая этим, причитывала:
    Ох, матушка родимая!
    Ох, матушка-кормилица!
    Видно, дом твой стал теснее,
    Видно, семья твоя увеличилась,
    Видно, из детей я одна лишняя,
    Из детей твоих одна я мешаю тебе!
    При светло горящей свече,
    При свечном дыме
    Силе губанской обещала меня отдать,
    Дружине ногайской рассказала обо мне.
    За кусок хлеба проела меня.
    На веки вечные обрекла меня
    В нелюбимой семье жить,
    Множество упрёков терпеть,
    Каждому угождать.

  • Запой

    8 слайд

    Запой

  • В

    9 слайд

    В запое участвуют родственники с обеих сторон. От жениха – самые близкие родные: мать, отец, крёстный отец, крёстная мать, дядя. Со стороны невесты – даже самые дальние родные и соседи. Сам жених не присутствует.
    До запоя, т.е. перед тем как сесть за стол, на стол ставят горшочек с двумя горящими лучинами. Это, как объясняют сами исполнители, для того чтобы сердца молодых горели всю жизнь ярко и пылко, словно этот сверкающий огонь.
    Затем оба свата берут шубные рукавицы и бьют по рукам, что означает окончательный договор обо всём. Во время пира происходит одаривание невесты.
    Сваха преподносит невесте подарки от родственников жениха. Первый подарок от крёстной матери. Сваха при этом приговаривает:

  • Этот

    10 слайд

    Этот подарок прислала
    Молодого Василия (имя жениха)
    Крёстная мать, матушка,
    Давшая красивое имечко,
    Державшая тяжёлое тельце!
    За этот подарочек
    Прошу длинную до пят рубашечку
    С длинными до пальцев рукавами.

  • Дарит

    11 слайд

    Дарит подарок жениха:
    Молодая голубушка Анна!
    Красивая голубушка Анна!
    Это дарит,
    Ох, молодое дитятко моё,
    Ох, сын мой красавчик.
    Ходил он в град-городок,
    Все лавки обошёл он,
    Все полки с товарами просмотрел.
    Задумал он купить товар
    Такой, что светится без солнца,
    Такой, что колеблется без ветра.
    Не нашёл такого он,
    Не купил такого он.
    И этот подарок прислал он,
    Чтобы вам долго жить,
    Чтобы долго вместе быть,
    Чтобы были ласковы,
    Чтобы были общие думы.

  • Обычно

    12 слайд

    Обычно невеста до трёх раз возвращает подарок жениха.
    Сваха отвечает:
    Не отбрасывай голубушка,
    Не отбрасывай, сестрёночка.
    Пусть понравится тебе (подарок),
    Пусть придётся по душе тебе.
    Прислан, чтобы понравился,
    Куплен, чтобы пришёлся по душе.
    Возьми-ка его ты в руки,
    Приложи-ка его ты к сердцу!
    Невеста принимает подарки. Подруги невесты идут к жениху на дом просить лошадей. После этого все гости, кроме невесты, едут кататься по селу. Невеста причитает.

  • Печение

    13 слайд

    Печение пирогов в доме жениха
    Печение пирогов происходило в доме жениха накануне свадебного дня.
    Приглашались обычно близкие родственники (три – пять человек), которые приносили чашку муки и столько же пшена.
    Печению пирогов придавалось исключительное значение, оно совершалось в торжественный обстановке. Накануне в доме жениха приглашенные женщины творили тесто. При этом все делалось тоже в определенном порядке: три раза насыпали муку, три раза наливали воду, три раза подсаливали тесто и столько же раз обходили его вокруг него. В день печения пирогов стряпухи ставили стол посреди избы, а на него – квашню. Присутствующие зажигали две свечи и обходили с ними вокруг теста, чтобы предупредить возможное колдовство.

  • Сваха,

    14 слайд

    Сваха, стоя перед присутствующими, спрашивает благословения Нишке:
    Благослови, бог Нишке!
    Пусть голос мой будет хороший,
    Пусть слова будут обильными!
    Пусть не обрывается час,
    Пусть не обрывается два
    Голос мой,
    Пусть не иссякают слова мои обильные!

  • Далее

    15 слайд

    Далее обращается она к хранительнице дома:
    Хранительница дома, матушка!
    Не пугайся моего голоса непривычного,
    Не стращайся моего крика неслыханного!
    Не для дурного голосом причитаю,
    Не на беду словечки эти сказываю.
    На радость голосом причитаю,
    На радость слова эти сказываю.
    Жду я, что в дом мой
    Войдёт ещё один человек,
    Жду я в свою семью прибавленьице!

  • Невестина

    16 слайд

    Невестина баня
    Накануне дня свадьбы невеста моется в бане. Обряд этот принято называть баней девичества (невестина баня). Прежде чем идти в баню, подруги расплетают невесте косу, что приводит её в отчаяние. Наконец, она в сопровождении подруг уходит в баню. Идёт медленно, с остановками, причитывает:
    Пойдёмте, подруженьки, пойдёмте
    В жаркой бане париться,
    Холодной водой окачиваться.
    Не стану я потом, подруженьки,
    Вместе с девичеством ходить
    В жаркую баню париться.

  • Заплетание

    17 слайд

    Заплетание косы
    Заплетание косы – завершающий этап предсвадебного периода. Заплетание косы – один из наиболее трогательных моментов свадьбы, рубеж между девичьей жизнью и замужеством. Невеста плачет, сокрушается. Обращается к матери:
    Ух, матушка – кормилица!
    Рассмотри-ка, рассмотри меня,
    Пока ещё девичество-волюшка моя,
    Пока красивы золотистые волосики.
    Погоди-ка вырву, матушка,
    Красивый золотистый волосок,
    Жёлтый золотистый волосочек.
    Как корни волос болят,
    Пусть так болит за меня сердечко твоё.
    Как корни волос причиняют щемящую боль,
    Ух, пусть так щемит сердце твоё!….


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.58%
НЕТ
41.42%
Проголосовало: 985

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет