X-PDF

Презентация по родной русской литературе (6класс)

Поделиться статьей

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Города

    1 слайд

    Города земли русской.
    Русский Север — ……….. в русской литературе

  • title=

    2 слайд

  • Этот

    3 слайд

    Этот город называют …
    Столицей русского Севера
    Воротами в Арктику
    Здесь можно регулярно наблюдать знаменитое полярное сияние.

  • Он

    4 слайд

    Он назван в честь Архангела Михаила

    Отсюда родом

  • 1711

    5 слайд

    1711 1765

  • АРХАНГЕЛОГОРОДЦЫ

    6 слайд

    АРХАНГЕЛОГОРОДЦЫ

  • Города

    7 слайд

    Города земли русской.
    Русский Север – Архангельск
    в
    русской литературе

  • На

    8 слайд

    На карте России Архангельск появился в 1584-м году. В устье Северной Двины он был основан по указу Ивана Грозного. «одним годом … поставили город круг Архангельского монастыря» назывался НОВОХОЛМОГОРЫ
    В «столице русского Севера» была сформирована первая флотилия ледоколов нашей страны.

  • ПОМОРЫПоморы

    9 слайд

    ПОМОРЫ
    Поморы издавна заселяли побережье Белого моря. Они были искусными судостроителями и мореходами и, по легенде, первыми достигли полярного архипелага Шпицберген. С морем связана вся их жизнь: промыслы, (рыба, жемчуг)традиции и фольклор. Хлеб не родился, поэтому для русского помора рыба стала хлебом. Поморы считали плавание испытанием, из которого достойные возвращаются домой победителями, а спасовавшие перед стихией — погибают. Но про них говорили не «утонул», а «море взяло». 

  • Нелегко

    10 слайд

    Нелегко отдавал
    богатства Русский Север
    Жители Белого моря называли себя «трескоедками»: рыба была основой их рациона, а рыболовство — главным промыслом

  • title=

    11 слайд

  • В

    12 слайд

    В Архангельске прорубили окно в Европу еще до Петра Первого.
    В те давние времена, когда пароходов еще не существовало, а Российская империя нуждалась в боевых парусниках, именно архангельские верфи поставляли их на нужды военно-морского флота державы: величественные линейные корабли, стремительные фрегаты, хищные корветы…
    Все они рождались тут из северных строевых лесов, таланта мастеров-корабелов и великого труда простых работников.
    В конце XVI и XVII веках товары из Западной Европы шли, шли и шли в Архангельск, а оттуда расходились по всей России. Более века город играл роль северных морских ворот Московского царства.

  • Из

    13 слайд

    Из Архангельска в «Ледяной АД»
    27 августа 1912 года стартовала первая российская экспедиция к Северному полюсу под командованием Георгия Седова

  • title=

    14 слайд

  • title=

    15 слайд

  • title=

    16 слайд

  • title=

    17 слайд

  • title=

    18 слайд

  • title=

    19 слайд

  • Два

    20 слайд

    Два архангельских сказочника и художника
    Борис Шергин и Степан Писахов.
    Кадр из мультфильма Смех и горе у Бела моря, режиссер Леонид Носырев

  • Степан

    21 слайд

    Степан Писахов
    (1879-1960)

    Север своей красотой венчает земной шар… В своих картинах я весь отдался Северу.
    Я здесь родился и
    вырос.

  • Русский

    22 слайд

    Русский сказо..ник, художник и
    учитель, соч..нил множ..ство сказок
    об истории Русского Севера. В его сам..бытных текстах соед..нились к..лоритная народная речь и
    поэтич..ская душа этого сурового края.
    И, конечно же, неист..щимая фантазия наст..ящего сказоч(ь)ника и художника!
    А потому озорные, в..селые и очень мудрые ска..ки Степана Писахова заслужен(нн)о вошли в золотой фонд русской литературы.

  • Памятник

    23 слайд

    Памятник Писахову
    Памятник архангельскому мужику. Образ Сени Малина Сани Малины ведется повествование всех рассказов Писахова.

  • Полночь

    24 слайд

    Полночь (Июнь в Белом море)

  • "Побережье

    25 слайд

    Побережье Белого моря

  • Аэроплан

    26 слайд

    Аэроплан Нагурского Ян Нагурский — летчик, первым совершил полет за полярным кругом и первый в мире выполнил мертвую петлю на гидросамолете.

  • Д/З

    27 слайд

    Д/З Читать
    стр.29-34
    «Ледяна колокольня» и «Морожены песни»

  • Борис

    28 слайд

    Борис Викторович Шергин 
    1893 -1973 гг

  • Б.

    29 слайд

    Б. В. Шергин – русский писатель, сказоч(ь)ник, художник. Он родился в 1893 г. в Архангельске, в семье корен(нн)ых поморов, рыбаков и кор..белов.
    Всю жизнь Борис Шергин писал о традициях севера и жизни поморов. На его ска..ках выр..сло не одно поколен..е детей. До сих пор эти произв..дения остаются одними из самых любимых, а кто их не читал — точно видел мультфильмы по мотивам его сказок. Одна из самых извес..ных сказок «Волшебное кольцо»

  • П-к

    30 слайд

    П-к Б. Шергину в Архангельске

  • Б.

    31 слайд

    Б. В. Шергин
    Д/З Читать: стр 37-45
    «Детство в Архангельске»
    и «Миша Ласкин»

  • БЫТЬ

    32 слайд

    БЫТЬ ГОТОВЫМИ ВЫПОЛНЯТЬ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ЭТИМ ДВУМ РАССКАЗАМ

  • Б.

    33 слайд

    Б. В. Шергин
    «Волшебное кольцо»
    Прочитаем сказку длинну,
    про жизнь, про старинну.
    Только, чур, мою сказку не перебивать!
    А кто ее перебьет, без штанов домой пойдет!
    А кто свой телефон не отключит,
    в гардеробе пальто не получит!

  • Евгений

    34 слайд

    Евгений Павлович Леонов

  •  Мужичок,

    35 слайд

     Мужичок, Вы пошто опять животину тираните?

  • Мама,

    36 слайд

    Мама, я котейка купил.

  • Эх,

    37 слайд

    Эх, мама, за что ужика обижаете?

  •  Эта Ульянка

    38 слайд

     Эта Ульянка — хуже керосину.

  • О

    39 слайд

    О каком известном русском атамане поют песню Жужа и Маха

  • Мост?!

    40 слайд

    Мост?! Усохни моя душенька, мост!…
    — Карону суда! Пальте суда! Пойду пошшупаю, может, ише оптической омман здренья.

  • Мать

    41 слайд

    Мать этой Скарапеи не залюбила. К обеду не зовет, по отчеству не величат, имени не спрашиват, а выйдет змея на крылечке посидеть, дак матка Ванькина ей на хвост кажной раз наступит.

  • Ваня,

    42 слайд

    Ваня, я ваша навеки! Ну неужели своей любезной супруге и не откроесси,

  • Возьмите

    43 слайд

    Возьмите меня в этих хоромах, да и с мостом, и поставьте среди городу Парижу, где мой миленькай живёт!

  • title=

    44 слайд

  • title=

    45 слайд

  • title=

    46 слайд

  • ВОПРОСЫ

    47 слайд

    ВОПРОСЫ к теме УРОКА
    (по Писахову)
    1. Как называются жители города Архангельска?
    2. В чью честь назван г. Архангельск?
    3. Какое природное явление бывает в Архангельске?
    4. Как называются люди, живущие на берегу Белого моря?
    5.А как шуточно они себя называют ?
    6. Какой флот был впервые сформирован в г. Архангельске?

  • 7.

    48 слайд

    7. Назови имена двух писателей – сказочников, которые жили в Архангельске?
    8. Назови имя и прочитанные тобой его произведения?
    9. От имени какого
    мужика- помора
    рассказывал свои сказки
    С. П.?

  • 10.

    49 слайд

    10. Прокомментируй изображение.

  • 11.

    50 слайд

    11. Прокомментируй изображение

  • 12.

    51 слайд

    12. Прокомментируй изображение
    13. Назови прочитанные тобой произведения Б. Ш.

  • 14.

    52 слайд

    14. Что изображено
    за синим кругом?

  • поморского…АмбарТакуюИмператорОтдадитеЖенихМолодая

    53 слайд

    поморского…
    Амбар
    Такую
    Император
    Отдадите
    Жених
    Молодая жена
    Сказала

    Переведём с
    Вдвоем
    Щенок
    Мать
    Извозчик
    Открой глаза

  • 14.

    54 слайд

    14. Что ты знаешь об этом человеке?

  • В

    55 слайд

    В некотором царстве, в нашем государстве… Слыхали таку сказку? А вот вам – нате – совсем другую, послушайте. Жили-были дед да…
    ДЕТИ. …Баба!
    МАТЬ. Ишь, ты! И откудова дети таки грамотны у нас взялися?
    Расскажу я вам сказку длинну, про жизнь, про старинну. Только, чур, мою сказку не перебивать! А кто ее перебьет, без штанов домой пойдет! А кто свой телефон не отключит, в гардеробе пальто не получит!

  • Б.

    56 слайд

    Б. В. Шергин – русский писатель, сказоч(ь)ник, художник. Он родился в 1893 г. в Архангельске, в семье корен(нн)ых поморов, рыбаков и кор..белов.
    Всю жизнь Борис Шергин писал о традициях севера и жизни поморов. На его ска..ках выр..сло не одно поколен..е детей. До сих пор эти произв..дения остаются одними из самых любимых, а кто их не читал — точно видел мультфильмы по мотивам его сказок. Одна из самых извес..ных сказок «Волшебное кольцо»

  • Степан

    57 слайд

    Степан Писахов
    (1879-1960)

    Север своей красотой венчает земной шар… В своих картинах я весь отдался Северу. Я здесь родился и
    вырос.

  • Писахов

    58 слайд

    Писахов С.Г. получил Большую серебряную медаль в Петербурге в 1912 году за участие в выставке «Север в картинах». А после демобилизации в 1918 году Степан Григорьевич становится писателем, при этом почти четверть века он проработал в школах учителем рисования.
    Герой истории про Налима Малиныча сидит верхом на огромной рыбе. Он одет в тулупчик и подшитые латанные валенки. В одной руке держит шапку-ушанку. От имени Сани Малины ведется повествование всех рассказов Писахова.
    От истории Русского Севера неотделимы жизнь и творчество удивительного человека Степана Писахова. В его самобытных текстах соединились колоритная народная речь и поэтическая душа этого сурового края. И, конечно же, неистощимая фантазия настоящего сказочника и художника! А потому озорные, веселые и очень мудрые сказки Степана Писахова заслуженно вошли в золотой фонд русской литературы.

  • Автором

    59 слайд

    Автором скульптуры является Сергей Сюхин — художник, скульптор, гармонист и пастух в одном лице. По словам создателя скульптуры работа над памятником была начата уже давно.
    Почему я изобразил его именно так? Во-первых, Степан Григорьевич — был известный мастак поболтать на улице с горожанами, поэтому он и протяивает руку для приветствия. В авоське у него наша северная рыба — треска, камбала. На шляпе сказочника чайка — символ Поморья — прилетевшая на запах рыбки, — рассказал художник.

  • Особенности

    60 слайд

    Особенности языка сказок
    Сказки Писахова существенно отличаются от народных: в них нет присказок, зачинов, концовок, нет повторов характерных для народной сказки. Им свойственны форма беседы или доверительного разговора, тонкий народный юмор, добродушное лукавство. знание народной речи.
    Диалектизмы, отражающие характерные особенности одного из севернорусских говоров, используются в сказках для речевого портрета и речевой культуры поморов Например: жоних («Снежны вехи»), робята («Гуси»),,без пальтов («Гуси»)

  • Как

    61 слайд

    Как вы думаете, почему С.Г.Писахов не называет деревни, затерянной в Архангельском крае?
    Чем же известен этот сказочный край?
     Как же удается человеку выжить в этих суровых условиях?
    Живое общение много значит  в жизни каждого человека. Каким образом можно было узнать все новости в деревне? Чем отличались слова из разговора Анисьи со сватьей от слов, бросаемых матерями детям? Приведите примеры.
                                Обычно в разговоре с детьми матери используют определения «хороший, ненаглядный, любимый…»
    Не одно общение помогает выжить в трудных условиях холодного края. Песня, по словам рассказчика, «всему подмога». Приведите примеры известных вам песен, которые «на работе —  подмога».
                                               «Эх, дубинушка…»
    Не только трудовые песни звучали в деревне. С приходом весны слышались совершенно иные напевы. Найдите в тексте описание песен, исполняемых девушками.
                                                 Чтение отрывка.
    Как вы думаете, о чем эти песни? Чем отличались весенние песни от зимних?
                               В песнях девушек звучит надежда на удачное замужество, счастливую жизнь.
    Чему удивился заморский купец?
                                Гость, попавший впервые в архангельскую деревушку, не мог не удивиться тому, что суровый край не ожесточил сердца людей, ведь слышал купец веселый смех, задорные прибаутки, а по вечерам лились волшебные напевы.
    Объясните значение выражения «отломил кусок от песни». Какие «пустяки» насобирал купец? Найдите в тексте пример такого «пустяка». Объясните значение выражения «посыпались пустяки кому в бровь, кому в глаз»
                         Из уст молодых ребят слышались забористые слова, разгадать значение  которых заезжему гостю было не по силам.
    Что произошло с песнями, когда купец принес их в избу? Как песни попали за границу? Как изменилась жизнь жителей деревни после этого?
                   Жители архангельской деревни всю зиму «плели» новые песни». Запели все: и мужики, и бабы, и дети.
    Найдите в тексте глаголы, называющие действия исполняющих песни.
                                                Работа с текстом
    Какое значение, с вашей точки зрения, имело то обстоятельство, что в избе пели бабка, дочь и внучка?
              С.Г. Писахов на страницах сказки говорит о бережном отношении  к традициям, обычаям своего края каждого поколения жителей этой затерянной деревушки. Автор призывает читателя к сохранению культуры нашего народа, чтобы мы не превратились  в Иванов, не помнящих своего родства.
    Песни, исполняемые жителями деревни, волновали слушателей, не оставили они равнодушными и «заморских хозяев». Что «поняли» король и королева, когда слушали голоса певцов?
                                                 Король и королева смогли почувствовать в мелодии то, что было дорого каждому жителю этого сказочного края. Услышали «заморские хозяева» в песнях и шум ветра, и журчание ручья, и шепот листьев – все то, что позволило рассказчику назвать этот край волшебным.  
    Этот суровый край с неброскими красками завораживает читателя, и возникает вопрос: «Откуда рассказчику так хорошо известна эта сторона?»
                     Можно предположить, что сам он житель этой деревни, потому что знает обычаи этого края, знакомы ему и «забористые пустяки», если он посмеивается над простодушным купцом, насобиравшим их и не понявшим значения выражений.
    Рассказчик считает свою деревеньку сказочным краем. Согласны ли вы с его утверждением? Известны ли вам такие места, о которых мы читаем в сказке? Как вы думаете, зачем С.Г.Писахов рассказал нам об этой деревеньке? К какой мысли он хочет привести читателя?
               В России есть такие места, где звучат необыкновенно красивые песни, где из уст людей слышатся меткие русские слова, где живут талантливые мастера, которым по плечу и блоху подковать, где можно встретить отзывчивых, с широкой душой людей, бережно относящихся к культурному наследию нашей страны, — места, о которых с уверенностью можно сказать: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет».
    Домашнее задание: дать развернутый ответ на вопрос: «Какими я увидел жителей архангельской деревушки?»

  • Вспомните,

    62 слайд

    Вспомните, пожалуйста, композиционные особенности жанра. В чем отличие авторской сказки от народной? Докажите, что уже зачин сближает авторскую сказку «Морожены песни» с народной.
    В произведении «Морожены песни»  действие происходит в безымянном месте — деревне, нет указания на время действия, что сближает авторскую сказку с народной.
    Как вы думаете, почему С.Г.Писахов не называет деревни, затерянной в Архангельском крае?
    Таких деревушек, ничем не примечательных на первый взгляд, очень много разбросано по России.
    Чем же известен этот сказочный край?
                     Деревня находится в суровом крае, где морозы достигают 100 градусов.
    Какое изобразительно-выразительное средство использует автор, говоря о сильных морозах?
                           Писахов использует гиперболу (особенность народных сказок), чтобы рассказать о суровом климате этой стороны.
    Как же удается человеку выжить в этих суровых условиях?
                               Умение работать с огоньком и веселиться от души не дает жителям деревни замерзнуть, помогает смотреть на трудности с улыбкой.
    Живое общение много значит  в жизни каждого человека. Каким образом можно было узнать все новости в деревне? Чем отличались слова из разговора Анисьи со сватьей от слов, бросаемых матерями детям? Приведите примеры.
                                Обычно в разговоре с детьми матери используют определения «хороший, ненаглядный, любимый…»
    Не одно общение помогает выжить в трудных условиях холодного края. Песня, по словам рассказчика, «всему подмога». Приведите примеры известных вам песен, которые «на работе —  подмога».
                                               «Эх, дубинушка…»
    Не только трудовые песни звучали в деревне. С приходом весны слышались совершенно иные напевы. Найдите в тексте описание песен, исполняемых девушками.
                                                 Чтение отрывка.
    Как вы думаете, о чем эти песни? Чем отличались весенние песни от зимних?
                               В песнях девушек звучит надежда на удачное замужество, счастливую жизнь.
    Чему удивился заморский купец?
                                Гость, попавший впервые в архангельскую деревушку, не мог не удивиться тому, что суровый край не ожесточил сердца людей, ведь слышал купец веселый смех, задорные прибаутки, а по вечерам лились волшебные напевы.
    Объясните значение выражения «отломил кусок от песни». Какие «пустяки» насобирал купец? Найдите в тексте пример такого «пустяка». Объясните значение выражения «посыпались пустяки кому в бровь, кому в глаз»
                         Из уст молодых ребят слышались забористые слова, разгадать значение  которых заезжему гостю было не по силам.
    Что произошло с песнями, когда купец принес их в избу? Как песни попали за границу? Как изменилась жизнь жителей деревни после этого?
                   Жители архангельской деревни всю зиму «плели» новые песни». Запели все: и мужики, и бабы, и дети.
    Найдите в тексте глаголы, называющие действия исполняющих песни.
                                                Работа с текстом
    Какое значение, с вашей точки зрения, имело то обстоятельство, что в избе пели бабка, дочь и внучка?
              С.Г. Писахов на страницах сказки говорит о бережном отношении  к традициям, обычаям своего края каждого поколения жителей этой затерянной деревушки. Автор призывает читателя к сохранению культуры нашего народа, чтобы мы не превратились  в Иванов, не помнящих своего родства.
    Песни, исполняемые жителями деревни, волновали слушателей, не оставили они равнодушными и «заморских хозяев». Что «поняли» король и королева, когда слушали голоса певцов?
                                                 Король и королева смогли почувствовать в мелодии то, что было дорого каждому жителю этого сказочного края. Услышали «заморские хозяева» в песнях и шум ветра, и журчание ручья, и шепот листьев – все то, что позволило рассказчику назвать этот край волшебным.  
    Этот суровый край с неброскими красками завораживает читателя, и возникает вопрос: «Откуда рассказчику так хорошо известна эта сторона?»
                     Можно предположить, что сам он житель этой деревни, потому что знает обычаи этого края, знакомы ему и «забористые пустяки», если он посмеивается над простодушным купцом, насобиравшим их и не понявшим значения выражений.
    Рассказчик считает свою деревеньку сказочным краем. Согласны ли вы с его утверждением? Известны ли вам такие места, о которых мы читаем в сказке? Как вы думаете, зачем С.Г.Писахов рассказал нам об этой деревеньке? К какой мысли он хочет привести читателя?
               В России есть такие места, где звучат необыкновенно красивые песни, где из уст людей слышатся меткие русские слова, где живут талантливые мастера, которым по плечу и блоху подковать, где можно встретить отзывчивых, с широкой душой людей, бережно относящихся к культурному наследию нашей страны, — места, о которых с уверенностью можно сказать: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет».
    Домашнее задание: дать развернутый ответ на вопрос: «Какими я увидел жителей архангельской деревушки?»


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет