Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Сложное предложение
с различными видами
союзной и бессоюзной связи -
2 слайд
Сложные предложения могут включать в свой состав предложения, соединенные между собой разными видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной.
-
3 слайд
Сочинение + подчинение
Это сложное предложение, в котором присутствует как сочинительная, так и подчинительная связь.
Комната, в которую мы вошли, была разделена барьером, и я не видел, с кем говорила и кому униженно кланялась моя мать. (В. Каверин.) -
4 слайд
Сочинение + бессоюзная связь
Это сложное предложение, в котором присутствует как сочинительная, так и бессоюзная связь. -
5 слайд
Подчинение + бессоюзная связь
Это сложное предложение, в котором присутствует как подчинительная, так и бессоюзная связь. -
6 слайд
Сочинение + подчинение + бессоюзная связь
Это сложные предложения, в которых присутствует не только сочинение, подчинение, но и бессоюзная связь.
На следующий день, когда наступило некоторое затишье, Пастухову удалось связаться с санбатом, но оттуда ответили, что Звягинцева переправили в армейский госпиталь: требовалась сложная операция.
(А. Чаковский.) -
7 слайд
Из предложений 7–15 найдите сложное предложение с разными видами связи: сложносочиненной и сложноподчиненной. Напишите номер предложения.
7)Жалко, конечно, парня, но у всех учителей, кто вёл уроки в этом классе, появилась надежда на более спокойную жизнь. (8)Можно сказать, что летние каникулы для них как бы уже начались.
(9)Рано обрадовались. (10)Васькина мать выдержала его дома всего три дня, а потом на костылях привела в школу.
– (11)Учиться ему, – говорит, – очень хочется, да ему и двойки нужно исправлять, конец года скоро.
(12)Действительно, не летом же его потом учить.
(13)Василий был героем дня. (14)На уроках сидел гордый и торжественный, иногда начинал тихо постанывать, глядя на свою выставленную в проход загипсованную ногу. (15)И тогда все снова вспоминали о нём и жалели.7
-
8 слайд
Среди предложений 17—20 найдите предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.
17)По стенкам, как живые, шевелились белые червеобразные корни от светлых поднимающихся струй, и пугливый лягушонок сидел, уцепившись за лист и закрыв от страха глаза…
(18)Смыкаясь головами, мы тихо смотрели в глубь родника, а Васька, который всё любил потрогать, протянул руку и коснулся дна. (19)Взвилась серая лёгкая муть, и всё скрылось. (20)И мы пошли к станции.
18 -
9 слайд
Среди предложений 8—11 найдите сложное предложение с различными вицами связи — союзной и бессоюзной. Напишите номер предложения.
(8)Как он пробудился и занял своё место в лесу? (9)Сколько сил потратила берёза, чтобы этот её листок выпростался из немой, плотно заклеенной почки и зашумел весёлым шумом вместе со всеми листьями?..
(10)Земля наша справедлива ко всем, хоть маленькой радостью наделяет она всякую сущую душу, всякое растение, всякую тварь, и самая бесценная, бескорыстно дарованная радость — сама жизнь! (11)Но твари-то и, прежде всего, так называемые разумные существа не научились у матери-земли справедливой благодарности за дарованное счастье жизни.
10 -
10 слайд
Среди предложений 3—9 найдите сложное(-ые) предложение(-я), части которого(-ых), помимо союзной, соединяются также и бессоюзной связью. Напишите номер этого (этих) предложения(-ий).
(3)Я невольно задумываюсь о тех ребятах, чьё детство проходит в новостроечных районах Москвы. (4)Растёт парень в своём микрорайоне, где есть и кино, и парикмахерская, и библиотека, но этому парню нечем гордиться, жизненный обстав юного гражданина нового микрорайона лишён какой-либо характеристики, особости, он такой же, как у всех. (5)Безликое, неотличимое от фона трудно любить. (6)Штамп нельзя любить подавно. (7)Человеческая личность закладывается в детстве; от детских впечатлений, наблюдений, переживаний во многом зависит, каким станет человек. (8)В смазанности окружающего трудно ощутить и собственную индивидуальность. (9)Парень из Армянского переулка был особый парень, и чистопрудный — особый, и покровский — особый, и старосадский — особый.
4, 7 -
11 слайд
Групповая работа
-
12 слайд
Тест
1. Укажите верную характеристику предложения:
Мне нужно было попасть на утиное озеро к рассвету, и я вышел из дому ночью, чтобы до утра быть на месте. (Ю. Казаков)
1. Сложное предложение с союзной сочинительной и бессоюзной связью.
2. Сложное предложение с союзной подчинительной и сочинительной связью.
3. Сложное предложение с союзной подчинительной и бессоюзной связью.
4. Сложноподчинённое предложение с двумя придаточными. -
13 слайд
2. Укажите верную характеристику предложения:
Несколько раз он пытался подняться, но ноги его не слушались — с Бездомным приключилось что-то вроде паралича. (М. Булгаков)
1. Сложное предложение с союзной сочинительной и бессоюзной связью.
2. Сложное предложение с союзной подчинительной и сочинительной связью.
3. Сложное предложение с союзной подчинительной и бессоюзной связью.
4. Сложноподчинённое предложение с двумя придаточными. -
14 слайд
3. Укажите верную характеристику предложения:
Крик далекой иволги звучал почти рядом с Прохором; слышно было, как крадется лиса сквозь чащу. (В. Шишков)
1. Сложноподчинённое предложение с двумя придаточными.
2. Сложное предложение с союзной сочинительной и бессоюзной связью.
3. Сложное предложение с союзной подчинительной и сочинительной связью.
4. Сложное предложение с союзной подчинительной и бессоюзной связью. -
15 слайд
4. Укажите верную характеристику предложения:
Матрёна сидела в телеге молча, хотя губы её шевелились, словно она читала молитву. (А. Иванов)
1. Сложное предложение с союзной сочинительной и бессоюзной связью.
2. Сложное предложение с союзной подчинительной и сочинительной связью.
3. Сложное предложение с союзной подчинительной и бессоюзной связью.
4. Сложноподчинённое предложение с двумя придаточными. -
16 слайд
5. Укажите верную характеристику предложения:
Правила морской подготовки не предполагают, что можно научить человека рулить прямо на рабочем месте, но Лёша научился. (Л. Князев)
1. Сложное предложение с союзной сочинительной и бессоюзной связью.
2. Сложное предложение с союзной подчинительной и сочинительной связью.
3. Сложное предложение с союзной подчинительной и бессоюзной связью.
4. Сложноподчинённое предложение с двумя придаточными.
-
17 слайд
Синтаксический разбор
-
18 слайд
ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
[Вдруг навалился густой туман], [как будто стеной отделил он меня от остального мира], и, (чтобы не заблудиться), [я решил вернуться на тропинку], (которая, по моим соображениям, должна была находиться слева и сзади) (В. Арсеньев).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, с разными видами связи: бессоюзной, сочинительной и подчинительной, состоит из трёх частей, связанных бессоюзно (I и IIчасти) и сочинительным соединительным союзом и (II и III части); I часть — простое предложение, II часть — простое предложение, III часть — сложноподчинённое предложение с двумя придаточными (цели и определительным) с параллельным подчинением. Придаточное цели зависит от всего главного предложения, отвечает на вопрос с какой целью?, присоединяется союзом чтобы. Придаточное определительное зависит от существительного тропинку, отвечает на вопрос какую?, присоединяется союзным словом которая. -
19 слайд
1) Гоголя, одного из самых загадочных и сложных писателей, мы узнаём в ту пору нашей жизни, когда каждая страница книги равноценна для нас пережитому событию, когда мы умеем громко смеяться, замирать от страха, а подчас и плакать над книгой, когда свежее и быстрое наше воображение опережает мелькающие перед нами строчки (С. Маршак).
2) До сих пор Костя знал, что есть день и ночь, есть столько-то часов между гудками, и не обращал внимания на такую мелочь, как минуты и секунды, а оказалось, что эту мелочь нужно беречь, если хочешь сделать много (Б. Горбатов).