Ошибка – это результат действия, совершенного не точно или неправильно, вопреки плану. Ошибка определяется как невыполнение поставленной задачи (или выполнение человеком запрещенного действия), которое может явиться причиной тяжелых последствий – травмы, гибели людей, повреждения оборудования или имущества, нарушение нормального хода запланированных операций. Ошибки по вине человека могут происходить в различных сферах его жизнедеятельности – в быту, в сфере производственной деятельности, чрезвычайных ситуациях, при общении людей между собой, на отдыхе, во время путешествий, при занятии спортом, при управлении экономикой и иной государственной деятельности.
Свойство человека (оператора) ошибаться является функцией его психологического состояния, а интенсивность ошибок во многом зависит от состояния внешней среды и действующих нагрузок. Основные особенности личности и состояние человека, толкающие его к совершению ошибок, можно разделить на врожденные особенности и временные состояния.
К врожденным особенностям относятся физиологические характеристики человека и его наследственности, в том числе анализаторы слуха, зрения, обоняния, вкуса, осязания . опорно-двигательная система (мышечная сила, скорость движения, координация и т.п.) . психомоторная система (рефлексы, реакции и т.п.) . интеллект (уровень знаний, способность ориентироваться).
Временные состояния, такие как физическая и психологическая усталость, приводят к снижению внимания и мышечной силы, ухудшению состояния здоровья и работоспособности, что способствует возникновению ошибок. К факторам, отвлекающим внимание, можно отнести резкие временные нарушения каких-либо функций организма (например, неожиданно возникшая острая головная боль, головокружение, судорога мышцы и т.п.) . временное переключение внимание на какое-то событие или предмет, не связанные с работой . утомление . неожиданное внешнее воздействие (например, шум или вспышка света).
Причины ошибок можно разделить на непосредственные, главные и способствующие. Непосредственные ошибки зависят от психологической структуры действий оператора (ошибки восприятия – не узнал, не обнаружил . ошибки памяти – забыл, не запомнил, не сумел восстановить . ошибки мышления – не понял, не предусмотрел, не обобщил . ошибки принятия решения и т.п.) и вида этих действий, т.е. от психологических закономерностей, определяющих оптимальную деятельность: несоответствие психическим возможностям переработки информации (объем или скорость поступления информации, отношение к порогу различения, малая длительность сигнала и т.д.) . недостатка навыка (стандартные действия при нестандартной ситуации) и структуры внимания(не сосредоточился, не собрался, не переключился, быстро устал).
Главные причины ошибок связаны с рабочим местом, организацией труда, подготовкой оператора, состоянием организма, психологической установкой, психическим состоянием организма.
Способствующие причины ошибок зависят от особенностей личности (характера, темперамента, коммуникативных особенностей), состояния здоровья, внешних условий, профессионального отбора, обучения и тренировки.
Причины ошибок можно классифицировать, используя кибернетическую схему: ошибки в ориентации (неполучение информации) . ошибки в принятии решения (неправильные решения) . ошибки в выполнении действий (неправильные действия).
Ошибки в ориентации наиболее распространенные и возникают обычно из-за отсутствия сигнала, из-за слабого сигнала, из-за множества одновременных сигналов.
Ошибки в принятии решения могут возникать, когда получена вся необходимая, достоверная информация и в достаточном объеме, но процесс анализа, переработки и осмысления ее был неверным . или из-за неадекватной оценки ситуации . неприспособленности к работе из-за недостатка знаний, опыта.
Иногда информация и принятое решение могут быть правильными, но ответное действие ошибочным. Неправильное действие может проявляться и в бездействии оператора в тот момент, когда его действие необходимо (неспособность к действию, нарушение последовательности действий), или в неправильном выборе действий (неадекватное расположение приборов, недостаточность внимания, усталость и т.д.).
Виды ошибок, допускаемых человеком на различных стадиях создания и использования технических систем, можно классифицировать следующимобразом:
· ошибки проектирования обусловлены неудовлетворительным качеством проектирования. Например, управляющие устройства и индикаторы могут быть расположены настолько далеко друг от друга, что оператор будет испытывать затруднения при одновременном пользовании ими .
· ошибки изготовления и ремонта, например, неправильной сварки, неправильного выбора материала, изготовления изделия с отклонениями от конструкторской документации .
· ошибки технического обслуживания в процессе эксплуатации вследствие недостаточной подготовленности обслуживающего персонала, неудовлетворительного оснащения необходимой аппаратурой и инструментами .
· ошибки обращения возникают вследствие неудовлетворительного хранения изделий или их транспортировки с отклонениями от рекомендаций изготовителя .
· ошибки в организации рабочего места: теснота рабочего помещения, повышенная температура, шум, недостаточная освещенность и т.п. .
· ошибки в управлении коллективом: недостаточное стимулирование специалистов, их психологическая несовместимость и т.п
В большинстве своем ошибки являются результатом изменения самочувствия работающего, что сказывается на его надежности как управляющей системы.
Основные причины ошибок, приводящие к травмам, следующие:
· усталость .
· употребление алкоголя . наркотиков и некоторых лекарств .
· изменение погоды .
· болезнь .
· недостаточная четкость и полнота инструкций по безопасности труда .
· плохие производственные отношения .
· стресс . материальные и другие личные заботы .
· плохие условия труда .
· несоответствие индивидуальных психических качеств человека требованиям трудовой деятельности.