X-PDF

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Поделиться статьей

 

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГОВООБРАЖЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

 «Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думатьтворчески», «проявление творчества»… Эти понятия в современном обществеявляются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основныхкритериев при выявлении лучшего среди лучших. Ведь именно способность ктворчеству и созиданию мы в первую очередь считаем атрибутом одаренности,таланта, гениальности.

Мы живем в мире результатов человеческого творчества: открытий,изобретений, художественных произведений и литературных текстов, техническихсредств и информационных систем и много другого. Способность к творчеству,преобразованию природы, созданию новой, не существовавшей до сих порреальности, может быть, главная особенность, отличающая человека от животных.Творчески мыслящие люди способны переделывать, пересоздавать среду с тем, чтобыона соответствовала их интеллектуальным нуждам и потребностям.

Развитие в наших детях качеств творческой личности становится, тем самым,одной из важнейших задач современной школы. Но, к сожалению, подавляющеебольшинство учителей сомневается в возможности целенаправленного развитиятворческого мышления, активации творческой деятельности младших школьников.

Однако многие исследователи детской психологии и психологии творчестваубеждают в возможности обучить творчеству, дать детям осмысленный импульс ктворческой деятельности. Обучение творчеству имеет важный социальный аспект.Если школьник с самого начала своей ученической деятельности подготавливается ктому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальныерешения задач, то формирование личности этого школьника будет происходитьотлично от того, как формируется личность ребенка, обучаемого в рамкахидеологии повторения сказанного учителем.

Творчество личности — это самореализация возможностей и способностейчеловека в оптимальных формах и с максимальной эффективностью на основесоздания нового в себе и своей деятельности. Поэтому изучение самореализации втворческой познавательной деятельности приобретает сегодня особую актуальность.

Именно в творчестве находится источник самореализации и саморазвитияличности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системныесвязи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозироватьвозможные последствия реализации таких решений.

Воображение является крайне сложным по своемусоставу процессом. Именно эта сложность составляет главную трудность в изуче­ниипроцесса творчества и приводит часто к неверным представлениям относительно самой природы этого процесса и егохарактера как чего-то необычного и совершенно исклю­чительного. Всякаядеятельность воображения имеет всегда очень длинную историю.

Обязательнымкомпонентом системы начального литературного образования младшего школьникаобщепризнанна творческая деятельность.

Курслитературного чтения призван ввести ребёнка в мир художественной литературы ипомочь ему осмыслить образность словесного искусства, используя опору на смежныевиды – рисование, музыку, инсценирование (драматизацию), подключение элементови подходов, характерных для киноискусства, ведь литературное развитие ребёнкасвязано, прежде всего, с формированием способности к полноценному восприятиюхудожественного произведения. Эта способность, в свою очередь, складывается изумения воспринимать изобразительно – выразительные средства языка ивоссоздавать в своём воображении образы, адекватные авторскому тексту, умениявидеть авторскую позицию и понимать идею произведения.

В своей работе длястимулирования творческого мышления, воображения и ассоциативности использую такойинтегративный по своей природе приём работы, как составление диафильма (мультфильма)по прочитанному. Этот приём ценен по многим соображениям: во – первых, детяместь на что ориентироваться – создано огромное число различных диафильмов.Рассматривая один из них, дети смогут наглядно увидеть, что такое разбивка накадры; во – вторых, отбор материала для заполнения каждого из кадров обостряетвнимание детей к тому, что называется в произведении обстоятельствами,обстановкой, интерьером; в – третьих, выбор нужного и поясняющего кадрфрагмента текста помогает ученикам не только аналитически углубиться в текст,но и соотнести данную часть с произведением в целом, получить представление отом, что такое субтитры

Аналогичная порезультативности работа протекает при разных формах инсценирования, т.е. чтениятекста по ролям. Здесь появляются дополнительные возможности для расширения«творческого кругозора» учеников за счёт знакомства с работой режиссёра, автораинсценировки текста, костюмера, художника и даже суфлёра.

Настоящеесотрудничество учителя и ученика возможно при условии, что учиться незаставляют, а увлекают. Творческая деятельность позволяет учащимся раскрыть иактивизировать свои способности; неуверенным ребятам – развить инициативу,сообразительность, мышление. Ведь даже самые незначительные достиженияпорождают в ученике веру в свои возможности.

Наиболеераспространённым видом творческой деятельности на моих уроках и внеурочнойдятельности учащихся является драматизация.

Именнодраматизация является одним  из учебных приёмов, которые способствуютактивизации учебной работы учащихся на уроках чтения. Вот некоторые из видовдраматизации, которые могут быть использованы в классе без специальныхтеатральных средств и подмостков:

— чтение произведения по ролям. Егоудобно применять при работе с текстами, насыщенными диалогами, а также причтении таких жанров, как басня, сказка. Чтобы осуществить этот вид деятельностина уроке, детей надо к нему подготовить: выбрать эпизод, который может бытьпрочитан детьми по ролям; затем вместе с детьми назвать действующих лиц,участвующих в выбранном эпизоде, определить, сколько нужно учеников, чтобыпрочитать сценку по ролям. Только после этого можно предложить детям найти словакаждого персонажа, обсудить интонацию из реплик и подготовиться к чтению. Взаключение эпизод читается по ролям учениками, вызванными к доске.

-чтение наизусть с применениемсоответствующих жестов, телодвижений,  интонации, расположения в группах;

— чтение произведения в классе сописанием тех положений, действий, выражений лиц, поз, интонации, костюмов,обстановки и прочих средств и предметов, которые необходимы для живогодействия;

-разыгрывание сценария с некоторымидекорациями, условными костюмами, упрощенным гримом.

Ценность приемадраматизации определяется тем, что он помогает детям зримо увидеть содержаниелитературного произведения, развивает воссоздающее воображение учащихся, безкоторого невозможно полноценное восприятие художественной литературы. Приёмдраматизации обеспечивает яркость внешних представлений, которые можнорассматривать как важную форму наглядности. Драматизация для детей, способствуяих отождествлению с героями произведения, служит средством, которое обостряетвосприятие морального опыта, отраженного в книге.   Участвуя в инсценировании,ученики приобретают опыт не только моральных чувств и оценок, но и поведения.Привлекая детей к театральной деятельности, мы развиваем в них активноеотношение к миру, создаём базу для действий не только эмоциональных, словесных,но и физических.

Драматизациятакже способствует развитию речи учащихся, являясь одним из способов воспитанияребёнка. Она влияет на речь детей в силу двух причин:

1) создания на уроке естественнойситуации речевого общения;

2) использования в качестве основыдля инсценирования лучших образцов детской литературы.

Постановка «живыхкартин» — эта форма драматизации, известная  в методике  русского языка ещё сначала 20 века. «Живая картина — это момент из художественного произведения,запечатленный не на полотне, а  в позах, выражении лиц, стиле одеждыперсонажей, реквизите».

Работа надпроизнесением отдельной реплики героя произведения с установкой не толькоинтонации, но и пластики происходит в следующем порядке:

— восприятие текста произведения,который предстоит драматизировать;

— проверка качества восприятия;характеристика героев произведения с привлечением текста;

-анализ действий и слов одного изгероев в названной учителем ситуации;   — демонстрация поведения героя;

Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 974

— анализ соответствия показа смыслуотрывка из литературного произведения;

— установление и устранение причиннесоответствия этюда прочитанному произведению.

Данная формадраматизации более сложна, чем «живые картины», за счет того, что выразительновоспроизводится речь героев произведения. Однако, из-за того, что вдраматизации участвует лишь один исполнитель, произнесение отдельной репликиможно проводить, уже начиная с уроков обучения грамоте, а продолжается этаработа на уроках чтения, постепенно переходя к более сложным формамдраматизации: чтению по ролям и развернутой драматизации.

В зависимости отцелей урока, этапа  обучения, подготовленности класса к развернутойдраматизации, учитель может драматизировать  один эпизод, несколько эпизодов,связанных между собой или все произведение целиком, если это посильно детям.

Далее  проводитсяпоказ творческой деятельности, а  затем — анализ результатов драматизации.

Существует и схема работы наддраматизацией, не зависящая от её вида:

1. Восприятие материала, которыйпредстоит драматизировать.

2. Анализ произведения (обстановка,образы героев, их поступки).

3. Постановка исполнительских задач(«Что нужно передать, разыгрывая сцену?»).

4. Выбор выразительных средств («Какэто сделать?»).

5. Пробы, анализ.

6. Подведение итогов, внесениекорректив.

7. Заключительный показ и его анализ.

Но все-такиэффективность использования приёмов драматизации на уроках литературного чтениябудет зависеть от соблюдения следующих правил:

— учитель и учащиеся должны ясноосознавать цель использования на уроках каждого из приёмов драматизации;

— при использовании любой формыдраматизации важно соблюдать последовательность работы;

— для повышения качествадраматического воплощения литературного произведения целесообразноиспользование иллюстративного материала там, где это возможно;

— распределение ролей проводить сразупосле проведения подготовки, перед завершающим этапом инсценировки;

— необходимо выработать у детейотношение к драматизации как к искусству переживания, а не изображения;

— должна быть оценка и анализ любоговида драматизации, используемого на уроке, как со стороны учителя, так и состороны учащихся;

— использовать прием драматизации впроцессе обучения систематически, а не случайно.

Драматизацияможет стать находкой для любого учителя, интересным и полезным мероприятием длявсего классного коллектива.

Театральнаяпостановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детскойтворческой  деятельности. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, иногдаинсценируют какой – нибудь готовый материал. Это словесное творчество детей,нужное и понятное самим детям, потому что оно приобретает смысл как частьцелого; это есть подготовка или естественная  часть целой занимательной игры.

Вообще, внастоящей детской постановке все – от занавеса до развития драмы — должно бытьсделано руками и воображением самих детей, и только тогда драматическоетворчество получит всю свою силу и всё своё значение для полноценного развитияребёнка.

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 974

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет