X-PDF

«Применение инновационных технологий в логопедической работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Поделиться статьей

«Применение инновационных технологий влогопедической работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста сОНР»

В условиях развития современного общества педагоги постоянносталкиваются с проблемой обновления методов и приемов работы с детьми.Современные, «компьютеризированные» дети с трудом удерживают внимание впроцессе непосредственной образовательной деятельности. Их внимание привлекаютяркие, часто меняющиеся картинки. Усвоение речевой информации на слух оченьзатруднено. Отсюда возникает следующая проблема – трудности воспроизведенияполученных знаний. Особенно это выраженно у дошкольников с ОНР.

В дошкольных учрежденияхс каждым годом увеличивается рост числа детей, имеющих различные отклонения вразвитии речи. У таких детей неустойчивое внимание, отмечаются трудностиперехода с одного вида деятельности на другой, нарушены процессы саморегуляции,снижен объем запоминания, страдает процесс воспроизведения информации, словарькак пассивный, так и активный значительно отстает от возрастной нормы, нарушенозвукопроизношение. Также дети не умеют согласовывать слова в предложении,присутствуют стойкие нарушения связной речи. Как правило, ребенок с нормой вречевом развитии легко адаптируется в детском саду и не испытывает трудностей вобщении. Невнятная же речь ребенка затрудняет его взаимоотношения как сосверстниками, так и с педагогами.

Таким образом, передпедагогами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматическиправильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из их жизни.

В работе учителя-логопедабольшую роль играет наглядный материал. Он усваивается детьми лучше вербального. Это сокращает времяобучения и позволяет решить следующие задачи: развитие основных психическихпроцессов (память, внимание, воображение, мышление), развивает звуковуюкультуру речи, обобщает активный словарь, закрепляет навыки словообразования,формирует и совершенствует умения использовать в речи конструкции предложений,формирует связную речь.

 Для создания благоприятного эмоционального фона на занятиях нужно оптимизировать свою работу и вносить новые способы взаимодействия педагога и ребёнка. На сегодняшний день существует множество новых развивающих педагогических технологий, которые успешно используются при коррекции речевых нарушений.

Одним из таких методов является метод интеллектуальных карт.

Интеллект-карта – это уникальный и простой метод развития речевых способностей детей, их интеллекта и мышления. Составление интеллект-карты — необычный вид деятельности, имеющий много общего с игровой, но это эффективный способ работы с информацией, причем универсальный: составлять интеллект-карты можно по самым разным темам. Сам процесс создания карты стимулирует творчество, потому что в ее создании активно участвуют и правое, и левое полушарие мозга, чего не происходит при работе с готовыми схемами. Важно отметить, что интеллект-карта является, прежде всего, техникой мышления.

  Этот метод был создан американским учёным Тони Бьюзеном. В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук Валентине Михайловне Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития речи у детей.

Полезные свойства интеллект-карт:

Наглядность. Вся проблема  с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.  

Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.                                              

Запоминаемость. Благодаря использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.                                                                          

Своевременность.  Интеллект –карта помогает  выявить  недостаток информации и понять, какой информации не хватает;                        

Творчество. Интеллект- карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения.                                                                                                                                    

Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект- карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.     

Для составления карт есть ряд требований:

·         Лист располагается строго горизонтально.

·         Главная идея находится в центре листа.

·         Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.

·         Детализируем отростки — каждый состоит из нескольких веточек, они ведут к ассоциации с ключевыми понятиями.                                                                                                     

·         В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации (наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д.).                                          

·         Каждая мысль обводится в разный цвет.

Рассмотрим на примере рисования карты на тему «Зима».

В карте есть главная тема, центральное понятие: зима. Поскольку дети ещё не умеют читать и писать, то используем картинки. В центре листа располагаем картинку зимы. Далее стрелочками рисуем ответвления. Например, какие природные явления бывают зимой? Это снегопад, гололёд, мороз, метель. Какие есть зимние месяцы? Декабрь, январь, февраль. Для каждого месяца выбираем ассоциации. В декабре- Новый год, в январе -Рождество, в феврале -день пап, 23 февраля. Какую одежду носим зимой? Тёплую куртку, тёплые штаны, шапку, шарф, варежки, сапоги, носки. Какие есть зимние забавы? Можно лепить снеговика, кататься на лыжах, на коньках, кататься с горки, играть в снежки. Какие происходят сезонные изменения зимой? Реки и озёра покрыты льдом, остались только зимующие птицы, зайчик и белочка поменяли свои шубки, на окнах мороз рисует узоры.

 

Также можно составлять карты с детьми подготовительной группы по обучению грамоте. Изучаем звук С. В середину помещаем букву Эс. Обозначаем, что звук не звонкий, а глухой. Рисуем перечёркнутый колокольчик. Дальше показываем, что звук может быть твёрдый и мягкий. Говорим о том, что как твёрдые, так и мягкие звуки могут быть в разной позиции слова: в начале, середине и в конце. Подбираем такие слова и наклеиваем картинки или рисуем. Можем показать, что слова могут состоять из одного слога, двух, трёх и т.д слогов. Также подбираем картинки.

 

Аналогично составляем карты по дифференциации звуков С З, на звукЛ, на гласные звуки итд.

 

Такие карты хорошо применять по лексическим темам. В результатеприменения интеллектуальных карт дошкольник учится не только усваиватьинформацию, но и оперативно работать с ней.

 

Ещё в своей работе с детьми  очень часто использую технологию критическогомышления, которая называется «Корзина идей». Дети очень хорошо воспринимаютвсе составляющие этой технологии.

Этот прием решает следующие задачи:

·       Помогаетвыяснить, какие знания уже есть у детей по изучаемой теме.

·       Раскрывает в ребёнкестремление получать новые знания, узнавать их, делиться знаниями с товарищами.

·       Учит думать, мыслить,анализировать полученные знания, накапливать новые.

·       Дети учатся работать в парах,в группе.

·       Не боятся высказывать своемнение.

(Слайд) «Корзину идей» применяю при календарно-тематическомпланировании. В начале недели, при изучении новой лексическойтемы, я приношу корзину на занятие, для того, чтобы выяснить уровень знаний детей. Предлагаю каждому ребёнку положить в неё то, чтоим уже известно по данной теме. Ребята выбирают картинки, опорные схемы, вырезки из журналов, буквы, цифры, предметы и кладут в корзину. Если рассмотреть напримере лексической темы «Дикие животные», то можно увидеть дифференцируют лидети животных на диких и домашних, знают ли названия детёнышей, где живут, чемпитаются животные  и много другое. Обсуждаем. В течение недели дети узнаютчто-то новое и наша корзина пополняется с каждым занятием. Она остается с нами в течение всей недели. Этот прием накапливает знания. 

 В обобщающейбеседе, перебираем содержимое корзины и подводим итог того, чему научились ичто узнали нового.

 

Совместно с воспитателями дети закреплялиполученные знания. Они рисуют, разукрашивают, лепят из пластилина. Создаютфигурки лесных жителей из бумаги, обыгрывают сюжеты из сказок с этими героями.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.59%
НЕТ
41.41%
Проголосовало: 1053

Почему я применяю технологию критическогомышления и прием «Корзина идей»? Потому, что моя цель -подготовить детей к школе, повысить их самооценку, научить из огромного потокаинформации выбирать нужное, делать аргументированные выводы, научить критически мыслить.

А чем более подготовленным придет ребенок в школу– имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность кмыслительной, критической деятельности — тем успешнее, а значит, счастливеебудет для него начало этого очень важного периода – школьного детства.

 

Ещё одининновационный метод- использование различных компьютерных игр на логопедических занятиях. Именно этот метод сочетает всебе динамику, звук и изображение, те факторы, которые наиболее долгоудерживают внимание ребенка. При использовании средствинформационно-компьютерных технологий наиболее активно происходит процессформирования и развития у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения,просодики, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строяречи, связной речи. В процессе игры формируются и развиваются навыки учебнойдеятельности: познавательной активности, самоконтроля, мелкой моторики рук,координация психических процессов.

Использованиеинформационно-компьютерной технологии происходит через  использование интерактивной мультимедийной панели. Все манипуляции понятны – нужно лишьвнимательно слушать задание, что несомненно способствует развитию слуховоговосприятия, внимания и памяти. В играх, на экране, используются крупные яркиекартинки, живые объекты, буквы, оперируя которыми с помощью пальцев, дыхания,дети становятся интерактивными участниками процесса «живого» общения.  Когдаребенок, выполняя задание, касается экрана, он как бы «откликается» наприкосновение, словно живой. Детям очень нравится необычность такой работы, онихотят снова и снова взаимодействовать: наперегонки стараются отвечать, чтоспособствует эффективной коррекционной работе.

В своейработе я использую компьютерные игры информационно-образовательного порталаМерсибо с программно-дидактическим комплексом «Логомер2». Это универсальный набор из 90 интерактивных игр и дидактических материаловдля проведения диагностики, атакже для индивидуальных и групповых логопедических занятий. Игры рассчитаны надетей от 2 до 10 лет.

Направление игр разнообразно и позволяет работатьнад всеми разделами коррекционной программы.  Игры используются как частьзанятия или в качестве игрового тренинга для закрепления полученных навыков,преимущественно в подгрупповой и индивидуальной работе.

В содержании представлены:

ü Упражнения для артикуляционной гимнастики – набор из 27анимированных       картинок.

ü Упражнения для дыхания и воздушной струи (8 игр).

ü  На фонематический слух (12игр).

ü  На неречевой слух (7игр).

ü Игры на звукоподражание (4 игры).

ü Задания на грамматический строй речи (6игр).

ü На слоговую структуру слова (5 игр).

ü Упражнения на звукопроизношение (16 игр).

ü Задания на связную речь (6 игр).

ü На моторику (3 игры).

ü Подготовку к чтению (9 игр).

Электронные средства обучения постепенностановятся инструментом, способным существенно повысить качество образования,позволяющим сделать процесс обучения интересным, многогранным.

Ещё один метод, который использую на занятиях — СИНКВЕЙНтехнология.

Изначально синквейн возник в США, как стихотворная форма.Разработала его в начале 20 века американская поэтесса Аделаида Крэпси,опираясь на японскую поэзию. Валентина Михайловна Акименко всвоей работе «Развивающие технологии в логопедии» определяет синквейн, как одиниз эффективных методов речевого развития ребенка, позволяющим быстро получитьрезультат. Синквейн является одной их технологий развития лексико –грамматических компонентов речи.

 В переводе с французскогосинквейн – это пять строк. Логопед предлагает детям сочинить по определённымправилам пятистрочное нерифмованное стихотворение.

Правилосоставления синквейна:

ü В первой строке – должнанаходиться сама тема синквейна, обычно это явление или предмет, о которомидет речь. Здесь пишется всего одно слово. По части речи это местоимение илисуществительное, иотвечает на вопросы: Кто? Что?

ü Во второй строке – находятсяуже два слова, иногда и словосочетания, которые описывают свойства и признакиэтого предмета или явления. По части речи это обычно прилагательные, отвечающие на вопросы:Какой? Какая?

ü В третьей строке – содержатсяуже 3 слова (иногдаи словосочетания) которые описывают действия обычные для этогоявления или объекта. По части речи это глаголы, отвечающие на вопрос: Чтоделает?                                                                                                 В четвертой строке — пишется предложение или фраза, описывающееотношение к теме; фраза состоит из четырех-пяти слов.

ü Пятая строка – содержит всебе всего одно слово. Это ассоциация или  обобщающее слово, связанное сосновной темой о котором говориться в синквейне Часть речи существительное или местоимение и отвечает на вопрос:Кто? Что?

Учитывая особенности восприятия дошкольников, возникланеобходимость понятного детям оформления синквейна.  Были разработанышаблоны, которые наглядно показывают последовательность составления синквейна.

Поскольку дети дошкольного возраста не владеют названиями частейречи, для их обозначения используются символы, представленные в пособииБардышевой Т.Ю., Моносовой Е.Н. «Логопедические задания для детей 6 – 7 лет».

Пример синквейна полексической теме деревья:

Ø рябина

Ø Тонкая, кудрявая

Ø Растёт, зеленеет, цветёт

Ø Ягоды рябины любят снегири

Ø дерево

Приступать к работе посоставлению синквейна лучше на заключительных занятиях, когда дети успешнопрошли этап предварительной работы. Их словарь наполнен основными понятиями полексическим темам, расширен словами – признаками и действиями.

В своейработе я использую не только классическую подачу синквейна, но и «синквейны –загадки». Первое слово скрыто от детей, не произносится. Остальные строчкиостаются без изменений. По описанию нужно догадаться, какая была задана тема.Нужно учитывать то, что чем точнее составлены описания, тем больше вероятностьотгадать синквейн.

Опыт показывает, что уже в конце первого года обучения большинствостарших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна,упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуяспособность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас.

На сегодняшний день существует многоинтересных методик и технологий. Это и «Мозговой штурм», «Аналогии Синектика»,«Кластер», «Хорошо — плохо?», «Морфологический анализ», «Простейшие приемыфантазирования». Обо всех этих и многих других техниках можно познакомиться вкниге В.М. Акименко «Развивающие технологии в логопедии».

Подводя итог, хочется сказать, что занимаясьс детьми, имеющими речевые нарушения, я пришла к выводу, что необходимомаксимально использовать все известные приемы и методы, в том числе исовременные, которые способствовали бы совершенствованию мыслительных ипознавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связнойречи дошкольников.
 «Создавайте идеи и реализуйте их. Итогда вас можно будет назвать современным педагогом».

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.59%
НЕТ
41.41%
Проголосовало: 1053

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет