Танец рождается из музыки, поэтому велика роль тех, кто эту музыку творит. Концертмейстерявляется непосредственным помощником, ассистентом преподавателя. Зная характер,ритм и составные элементы (хореографию) учебного задания, он может предложитьвниманию учащихся соответствующую тему, тональность, динамику, размер и акцентымузыкального произведения, помочь учащимся услышать музыку и, прочувствовав еемышцами, перевести в пластику, создать эмоциональную атмосферу урока. Своиммузыкальным сопровождением он помогает также развитию у них художественноговкуса. Деятельность концертмейстера способствует гармоничному развитию детей. Формированиекомплекса музыкальных познаний и навыков является необходимым условием длявозможности сотрудничества хореографа и музыканта, координации взаимныхдействий на уроке танца или репетиции.
Одним из важных аспектов деятельностиконцертмейстера является способность бегло «читать с листа». Нельзя статьпрофессиональным концертмейстером, если не обладаешь этим навыком. В учебнойпрактике ДШИ часто бывают ситуации, когда у аккомпаниатора нет времени дляпредварительного ознакомления с нотным текстом. К тому же обилие репертуара, находящегосяв работе с учащимися разных специальностей не создает условий для заучиваниятекстов и их приходится играть всегда по нотам. От аккордеониста требуетсябыстрота ориентировки в нотном тексте. Мысленно «пробежаться» по нотам, иногда,очень помогает быстро сыграть мелодию. Музыка и танец в своем гармоничномединстве – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа ихэстетического воспитания. Уроки хореографии от начала и до конца строятся намузыкальном материале. Поклоны, переход от одних упражнений к другим должныбыть музыкально оформлены, чтобы ученики привыкли организовывать свои движениясогласно музыке. Музыкальное оформление урока должно прививать учащимсяосознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальнуюфразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. Назанятиях хореографии учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной музыки, итаким образом, формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальныйслух и образное мышление, которые помогают при постановочной работе восприниматьмузыку и хореографию в единстве. Концертмейстер ненавязчиво учит детей отличатьпроизведения разных народов.
В работе концертмейстера всегда есть объективные сложности. Ему приходитсяработать с детьми разного возраста (от начинающих школьников до выпускников), спедагогами разных танцевальных направлений – народной хореографии,классического и современного танца. Наполнить музыкой каждое занятие, всоответствии с возрастом танцоров, репертуаром данной возрастной категории итанцевальным направлением, не просто. Путь один – постоянное совершенствование,серьезный творческий подход к работе. От концертмейстера не зависит построениезанятий, это решает хореограф. А вот какова будет отдача, на какомэмоциональном уровне они пройдут, во многом зависит от музыканта, отподобранной и предложенной им музыки.
Характер музыки, подбираемой концертмейстером, должен строго соответствоватьучебным задачам. Музыку для сопровождения танцевальных упражнений необходимопостоянно пополнять и разнообразить, руководствуясь эстетическими критериями,чувством художественной меры. Постоянное звучание на уроках одного и того жемарша или вальса ведет к механическому, неэмоциональному выполнению упражненийтанцующими. Нежелательна и другая крайность: слишком частая смена сопровожденийрассеивает внимание учащихся, не способствует усвоению и запоминанию имидвижений. Музыкальное развитие на уроках хореографии осуществляется при помощиопределенных методов и приемов.
Первоисточникомполучения знаний является сама музыка, только она пробуждает «музыкальные»чувства человека. Вначале идет работа по накоплению опыта слушания музыки.
Вторымисточников получения знаний – является слово педагога и концертмейстера,которое приводит к пониманию и восприятию музыкального образа конкретныхмузыкальных произведений.
Третьимисточником является непосредственно музыкально-танцевальная деятельностьсамих детей.
Для развития «музыкальности» исполнения танцевального движения применяютсяследующие методы работы:
наглядно-слуховой (слушание музыки во времяпоказа движений педагогом);
словесный (педагог помогает понятьсодержание музыкального произведения, пробуждает воображение, способствуетпроявлению творческой активности);
практический (конкретная деятельность в видесистематических упражнений)
Музыкальныефрагменты для народного экзерсиса, должны обладать следующими свойствами:
Квадратность.
На начальномэтапе очень важно, чтобы произведение можно было разбить на квадраты. Этозначит, что одно движение делается 4 раза: крестом – вперед, в сторону, назад,в сторону. Квадрат состоит из тактов в размере 2/4 или 4/4. В дальнейшем, помере обретения танцевальной техники, темп ускоряется, но квадратность остается.
Для исполнения таких движений как Rond de jambe par terre, ритмический рисунокне имеет особого значения, но имеет значение темп. Он должен быть медленным имелодия должна быть лирической, так как движения исполняются плавно и медленно.Для исполнения движения battement tendu – необходим четкий ритмический рисунок,а также присутствие синкопированного ритма. Исполнение этих движений идет вбыстром темпе восьмыми нотами, в музыкальных фрагментах должны присутствоватьшестнадцатые и восьмые длительности (размер 2/4 или 4/4 при медленном исполнении).
Наличиезатактов.
Любой затакт имеет немаловажное значение висполнении движения, кроме того, он определяет темп всего упражнения. Наначальном этапе, когда движение разучивается и исполняется на сильную долю,затакт не играет решающей роли, так как движения на этом этапе исполняются вмедленном темпе по квадратам на сильную долю (battement tendu, battement tendujete). В дальнейшем же это качество играет немаловажную роль. Любой затакт,помимо того, что определяет темп упражнения, делает музыкальный фрагмент болеечетким, активизирует упражнения, акцентируя слабую долю. Затакт может бытьиспользован во всех упражнениях, так как с него легче начать исполнятьдвижение.
Темповыеособенности.
Приаккомпанементе уроку музыкальный темп определяется частотой совпаденияпульсации с определенными моментами движений. Учащиеся и концертмейстер заранеезнают основной темп комбинации, т.к. характер и особенности элементовпредполагают определенный темп исполнения. Темп постоянно корректируется педагогоми концертмейстером. Наиболее важным для концертмейстера показателем темпаявляются движения ног, т.к. движения рук и головы чаще всего бывают плавными,опережающими или запаздывающими. Темп сопровождения определяетсяследующими факторами:
Многоуровневымхарактером обучения. На ранней стадии освоения экзерсиса все движения исполняютсямедленно. Постепенно темп ускоряется. Плавные элементы исполняются медленно,активные и резкие – в более подвижном темпе.
Метро-ритмическиеособенности. Танцевальноедвижение при необходимости можно представить в любом музыкальном метре. Важенлишь типовой способ исполнения движения по отношению к сильной доле («из-затакта» или «на раз»). Двухдольные метры обладают такими свойствами, какчеткость, упругость, некоторая элементарность по сравнению с другими метрами.
К движениям, в которых акцентируется выброс ноги, подбираются музыкальныефрагменты с акцентом на первую долю, или самостоятельно можно ее акцентироватьв процессе игры. Это относится в первую очередь к grand battement.
Часто темп ускоряется за счет того, что вначале однодвижение делается на целый такт, затем только на сильные доли. Таким образом,под один и тот же музыкальный фрагмент движение может быть выполнено как быстро,так и в медленном темпе.
Музыкальный материал на каждом году обучения постепенно усложняется. Плюсомконцертмейстеру может служить подбор произведений на слух. Часто хореографпользуется новыми технологиями, Интернетом, где общается с коллегами попрофессиональному цеху, пополняя свою копилку знаний новыми движениями и новыммузыкальным оформлением этих движений. Предлагает концертмейстеру послушать иподобрать на слух. Подобрать произведение не так сложно, как потом определить,действительно ли мелодия народная, или все же авторская. В таком случае яобращаюсь к тому же Интернету и группам, прошу концертмейстеров помочь. Чащевсего мне удается найти достоверную информацию. И, конечно, чтобы упражнение ипостановка удалась, музыкальное оформление должно понравиться учащимся.Концертмейстер своим посылом, игрой на инструменте, настроением делает всевозможное для создания яркого движения при помощи музыки.
Список используемой литературы
1. Богданов Г.Ф. Урок русского народного танца / Г.Ф. Богданов. — М., 1995г. 2. Бутенко Э. Сценическое перевоплощение. Теория и практика. — М.: Прикосновение, 2005г. 3. Волков И.П. Воспитание творчеством / И.П. Волков. — М.: Знание, 1989г. 4. Зацепина К. и др. Народно-сценический танец / К. Зацепина и др. — М., 1976г. |
Муниципальноеавтономное учреждение
дополнительногообразования
«Детскаяшкола искусств»
г.Северобайкальск
Методическаяконсультация для педагогов на тему: «Принципы подбора концертмейстерамузыкального материала на уроках народного танца»
Подготовила: концертмейстер
Нелюбина Екатерина Анатольевна
2022/2023уч.год