X-PDF

Приём, побуждающий диалог.

Поделиться статьей

Автор: Садыкова Н.А.

Метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.

В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный подход. Переход к модели обучения на основе деятельностного подхода предполагает изменение самой методики обучения. Современный процесс обучения ориентирован на управление учителем познавательной деятельностью школьников, и к концу обучения в школе он должен осуществляться по такой схеме: планирование учениками своей деятельности на уроке – выбор ими источников информации — освоение новых знаний в процессе самостоятельной деятельности с этими источниками – самоанализ школьниками результатов работы. Таким образом, меняется роль учителя: учитель – организатор деятельности детей.

Технология деятельностного метода включает в себя следующую последовательность деятельностных шагов:

1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

3. Создание проблемной ситуации, постановка учебной задачи.

4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового

знания).

5. Первичное закрепление во внешней речи.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

7. Включение в систему знаний и повторение.

8. Рефлексия деятельности (итог урока).

Сегодня я остановлюсь более подробно на одном из этапов: на приёмах создания проблемной ситуации и выходах из неё.

В чём сущность понятия «проблемная ситуация»?

Проблемная ситуация в обучении – это спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у обучающихся к обсуждаемой теме. Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности учеников, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами закономерность и др.

Цель создания проблемной ситуации:

· осознание и разрешение этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя .

· а так же в овладении обучающимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

Приёмы создания проблемной ситуации:

1. Проблемная ситуация «с удивлением». В ходе обсуждения возникают различные мнения. Сущность приёма: столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания.

2. Проблемная ситуация «с затруднением». Сущность приёма: противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить требования учителя.

3. Побуждающий диалог — это «экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

4. Подводящий диалог — это логически выстроенная цепочка заданий и вопросов, движущих к новому знанию, способу действия . система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока.

5. Сообщение темы урока с использованием приёма «яркое пятно»: сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.): сказки, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки и другой интригующий материал.

6. Демонстрация непонятных явлений: это может быть наглядность, эксперимент.

7.Приёмапелляция к жизненному опыту детей. Приём заключается в том, что учитель обсуждает с детьми хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо, чтобы ситуация была действительно жизненной, а не надуманной.
В своей педагогической деятельности я уже 8 лет активно использую системно-деятельностный подход. Давала открытые уроки на городском, областном уровне. На Всероссийском конкурсе педагогического мастерства в г. Москве защитила урок окружающего мира. И сегодня хочу поделиться своим опытом и рассказать, какими приёмами я чаще пользуюсь на уроке.

1. Приём, побуждающий диалог.
Русский язык, 2 класс. Тема «Имя прилагательное».

Слова: девочка, ветер, добрый, окно.

— Перед вами 4 слова. Какое слово лишнее и почему?

 

— Добрый. Все слова имена существительные, а это слово не имя существительное. Оно отвечает на вопрос какой?

 

— Кто знает, к какой части речи относится это слово?

 

Обучающиеся затрудняются ответить. Проблемная ситуация!

 

— Какая цель нашего урока?

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

 

— Узнать, к какой части речи относится это слово, и на какие вопросы отвечают подобные слова.

 

 

Приём, побуждающий диалог.

Математика, 3 класс. Тема «Площадь фигуры. Способы сравнения фигур по площади».

Создание проблемной ситуации. Отгадайте загадки.

Прикатилось колесо, ведь похожее оно,

Как наглядная натура лишь на круглую фигуру.

Догадался, милый друг? Ну, конечно, это … (круг).

Аналогично: квадрат, треугольник, прямоугольник.

На доску вывешиваю эти геометрические фигуры.

— Как можно их назвать?

— Назовите свойства данных фигур.

— Какая из них больше всего занимает места?

— Как определили?

 

Отгадывают загадки.

 

— Геометрические фигуры.

Называют свойства.

— Квадрат.

— Видно «на глаз», что квадрат больше, чем другие фигуры. Значит, он места займёт больше.

Обвожу мелом квадрат по контуру и убираю фигуру.

— Что видите?

— Предположите: как называется место, которое занимает фигура?

— Обратимся к словарю Ожегова. Это понятие объясняется так: «Величина, которая указывает, сколько занимает фигура на плоскости – называется площадью».

— Повторим новое математическое понятие. (Вывешиваю карточку «площадь»). Прочитайте ещё раз это слово. Назовите изученные орфограммы.

 

— Квадрат. Место, которое осталось от квадрата. пппп де-йеты де дет(ромб, пятиугольник и другие) для физминутки, 5 конвертов с заданиями для групп_________________

Мнения детей.

 

Читает один ученик.

Определение темы урока, постановка учебной задачи.

— Предположите, какая тема урока?

Выводят тему урока и УЗ.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет