Проблема С. всегда привлекала пристальное внимание философов. С. — предмет исследования не только философии, но и социологии, психологии, языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, семиотики, кибернетики, информатики. С. –сущностная хар-ка человека, связанная с его способностью к осмыслению внешней действительности и своего внутреннего опыта. Оно неуловимо для нашего внешнего наблюдения. Основные парадигмы философии С.:
1). Субстанциональная. Исторически первая модель(Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Гегел ь).Рассматривает идеальные начала как первосущности мира. Разум проецируется на структуру универсума в целом. Человеческое С. рассматривается как отдельное проявление мирового разума.
2). Функциональная. (Гоббс, Локк, Дидро и др.)С. – функция отдельных материальных систем, оно обеспечивается функционированиемнервной системы и мозга.
3 ). Экзистенционально-феноменологическая (Гуссерль, Хайдеггер, Сартр).Акцент на описание опыта индивидуального С., которое есть не только отражение, сколько осмысление действительности через знание и индивид.-личностное понимание.
|
|
4). Социокультурная. Альтернатива 3). С. – производное от общественного бытия о обществ. сознания.(марксизм), соц. коммуникаций и взаимодействий(символический интеракционизм), языка и дискурса(структурализм).С. здесь оказывается обусловленным коллективным опытом.
С. включает проекции: природно-психическую, инд.-личностную, социокультурную. Пому его генезис рассматривают в контексте общеприродной эволюции, в связи с развитием культуры и общества и в аспекте онтогенеза. Отличие С. от психики животного: абстр.-логическое мышление, целеполагание, самосознание, язык.
Уровни С. чувств.-эмоциональный (отражение через органы чувств), абстр.-дискурсивный (логическая обработка чувственных данных), интуитивно-волевой (связь чувства и разума в опыте сознания).
Функциональное ядро С. – мышление – интеллектуальная деятельность по решению проблем. Оно целенаправленно в отличие от спонтаннрй активности сознания.
Классические и неклассические версии С. связаны с учётом идеи его социокульт. размерности. Первые исходили из возможности индивид. С. даже в ситуации изоляции от общества (С. – проявление чистого разума). В неклассических версиях — идея общественного С.(марксизм), понимание С. через язык (Соссюр), реабилитация культурных предрассудков как структур С. (Гадамер, герменевтика).
Дополн Самые перывые представления о сознании возникли в древности. Тогда же возникли и представл о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолж. споры о сущности созн и возможности его познания. Одни исходили из познаваемости, другие что попытки понять сознание тщетно также как попытка из окна увидеть себя идущим по улице. В идеализме — сознание первично,в дуализме — сознание и материя независимы друг от друга. В материализме — материя первична и исторически и гносеологически. Она носитель и причинаего возникновения. сознание — производное от материи. Сознание вязано не со всей материей, а только с частью мозга и только в опред периоды времени. Причем мыслит не мозг, а чел. при помощи мозга. Сознние — высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности. Сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и неразрывно связано с материей. Абсолютное противопоставление материи и сознания ведет к тому, что созн. выступает как некая самост. субстанция, существ. наряду с материей. Между сознанием и материей есть и различие, и связь, и единство. Различие — сознание не есть сама материя, а одно из ее свойств. Единство и связь — Псих. явления и мозг тесно вязаны как свойство и материальный субстрат, которому свойство принадлежит и без которого оно не существует. Сущностью С. является его идеальность, которая выражается в том, что составлящие сознание образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе кот они возникли. Идеальное выступает как момент практического отношения человека к миру, отношения, опосредованного формами, созданными предшествующиим поколениями — прежде всего способностью отражать в матер. формах языка, знаков, и превращать их посредством деятельности в реальные предметы. Идеальное не явл чем-то самостоятельным по отношению к созн. в целом: оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. Идеальное есть ни что иное, как материальное, прерсаженное в человеческую голову и преобразованное в ей. Такое преобразование материального в идеальное производит мозг. Сознание существовало не всегда. Оно возникло в ходе истор. развития материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганизованных материальных систем. Материи присуще свойство, сходное с С. — отражение. Отражением обладают все матер. образования. момент любого взаимодействия. Отражнение — изменение одного явления под воздействием другого. В неживой природе распроствранены изоморфные отражения — отпечатки, следы..Как свойство живых организмов выступает раздражимость. Дальнейший этап развития форм отражения после раздражимости связан с возникновением чувствительности, т.е. способности иметь ощущения, отражающие свойства предметов, воздействующих на организм. Ощущения составляют начальную форму психики. Психика — способность живых существ создавать чувственные и обобщеные образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим потребностям. Под психикой человека понимается вся совокупность явлений и состояний его внутреннего мира. Сознание является частью психики. Психика охватывает не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы.
|
|
существует несколько подходов к проблеме сознания:
• физикализм .
• солипсизм .
• объективный идеализм .
• умеренный материализм.
Физикализм — крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук.
Солипсизм — другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида — единственная достоверная реальность, а материальный мир — его порождение (субъективный идеализм — Беркли, Юм, Фихте и др.).
|
|
Существуют теории происхождения сознания, близкие к космической (божественной) точке зрения:
• теория монад (монадология) — первоначально выдвинута Лейбницем, развита Даниилом Андреевым, согласно которой в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных монад — первичных духовных единиц, в которых заключена энергия Вселенной и которые являются основой сознания и порождаемой им материи .
• теория Шардена, согласно которой сознание — надчеловеческая сущность, внутренняя сторона, мозг материи .
• теория Толбета, согласно которой Вселенная — гигантский разум, сознание — результат взаимодействия полей, которые образуют материю .
• теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика — громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и заряжает его разумом .
• теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая, все ее проявления) имеет душу, одушевленность — свойство материи.
Основная идея другой, биологической точки зрения: сознание — порождение живой природы и присуще всем живым организмам.
Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:
• жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл .
• инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные .
• животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт .
• многие действия, совершаемые животными (особенно высшими — кошачьими, собачьими, приматами и др.) сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания .
• животным присущи своя мораль, правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и т. д. Согласно человеческой точке зрения сознание — продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.
Данная точка зрения была особенно распространена с середины XIX в. до середины ХХ в. Новейшие научные исследования ставят ее под сомнение: животные руководствуются не только инстинктами . высшим животным (обезьянам, собачьим, кошачьим и др.) свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта, животные обучаемы, видят сны (вращение зрачков, эмоции во сне), имеют склонность к достаточно высокой социальной организации с распределением ролей.
|
|
Главными свойствами человеческого сознания являются:
• идеальность .
• интенциональность .
• идеаторность.
Идеальность — это особая, нематериальная сущность сознания. Идеальное сознание по своей природе:
• противоположно материальному миру .
• независимо от материи .
• в некоторых случаях первично по отношению к материи .
• неуловимо, неопознаваемо с помощью материальных средств. Это означает следующее.
Возникающие в голове образы сами не являются материей. Они лишены массы, запаха, неизменных размеров (сознание может вмещать в себя все — песчинку, маленький камень, автомобиль, небоскреб, океанский лайнер, планету). Сознание, его образы — самостоятельная реальность, по сути, противоположная материи. Сознание независимо от материи. В сознании возможно то, что невозможно в реальном мире (человек может представить все).
Сознание во многих случаях предшествует материи — точнее, материи, создаваемой, преобразуемой человеком. Например, при изготовлении любого предмета (авторучки, стола, листа бумаги и др.) в сознании всегда имеется замысел, образ данного предмета. Причем сознание человека способно создавать и с помощью деятельности человека и механизмов воплощать в жизнь не только простые, но и сложнейшие замыслы (образы) — строить дворцы по проекту, собирать телевизоры, создавать самолеты, огромные океанские лайнеры, конструировать, собирать, запускать в космос ракеты, управлять на расстоянии космическим кораблем и т. д.
Сознание нельзя обнаружить с помощью материальных средств. До сих пор врачам, ученым не удавалось увидеть, обнаружить само идеальное сознание, образы в мозгу другого человека. Видна только анатомия, но не сознание.
Интенциональность — направленность на предмет. Сознание не может быть беспредметным. Что-то всегда является предметом сознания.
Интенциональность сознания подразумевает наличие:
• предмета сознания (что видит сознание) .
• формы (как оно воспринимает предмет).
Основными формами сознания являются:
• восприятие .
• осмысление .
• оценка .
• воспоминание .
• фантазирование .
• жизненный опыт.
Предметом сознания, в свою очередь, являются:
• окружающий мир, его предметы, явления .
• особый, самостоятельный духовный мир, как связанный с высшим миром, так и не связанный.
Идеаторность сознания — способность творить и воспроизводить идеи — внутренняя самостоятельная работа, выходящая за рамки простого отражения.
Способность вырабатывать абстрактные идеи — коренное отличие сознания человека от сознания животных. Результатом данной способности явилась выработка системы кодирования передачи и распространения содержания сознания — языка.
Благодаря идеаторности стали возможными эволюция человечества и развитие, углубление самого сознания.
