Понятие «идеальное» многозначно. В повседневном обиходе оно сопоставляется не с материальным, ас понятием идеала. В этом клю че идеальное означает совершенное, чистое, незапятнанное корыстью и другими низменными помыслами. В философии это понятие ис 20
пользу ется для характеристики природы сознания, духа, мышления, восприятия, психического вообще. Все эти явления субъективного мира человека нематериальны, т.е. идеальны. Идеальное объективи руется в человеческой деятельности, в культуре, в мире, соз даваемом самим человеком. Поэтому все объективно суще ствующие предметы культуры, во-пер вых, являются единством материального и идеально го и, во-вторых, предс тавляют собой предметы куль туры лишь в единстве с субъектом. Вне этого взаимоот ношения они могут рас сматриваться просто как предметы природы. Отсюда следует, что раз граничение материальной и духовной культуры имеет не принципи альное, а лишь функциональное значение.
Мы р азличаем знания и ценности, науку и мораль, в педагогике — об учение и воспитание, в социокультурном плане — интеллектуа ла и инте ллигента. Но есть ли такие понятия, которые бы в обоб щён ном виде выражал и эти различия? Мне представляется, что эту роль в культуре фактически выполняют понятия «интеллектуально е» и «ду ховное».
|
|
Если интеллект направлен на познание мира и адаптацию к нему или на его преобр азование в соответствии с добытым знанием и об щественными интересами, то духовное воплощает осознание челове ком себя как мыслящего и действующего субъекта, живущего в обще стве, но имеющего свой внутренний мир, обладаю щего свободой воли и потому ответственног о перед собо й и перед людьми (для людей ре лигиозных — и перед Богом).
Если ре зультатами интеллектуальной деятельности являются наука, эмпирические знания действитель ности, всё созданное на ос нове этих знаний, то духовное начало воплощается в разнообразных философских взглядах, религиозных представлениях, эстетических Идеалах, нравственных ценностях и нормах.
Таким образом, их различие имеет глубокие основания и высту пает в разных формах. Но если задаться вопросом, что является глав ным, центральным, определяющим специфику этих ветвей ку льтуры, то кр аткий ответ был бы таков: исходным для интеллектуального на чала культуры является объект и субъект-объектное отношение, а ду ховног о — субъект, его присутс твие в мире и субъект-субъектное от ношение.
(В.Ж. Келле)
21.
Какие условия, по мнению автора, позволяют разграничить предметы культуры и предметы п рироды? Что оз начают поня тия «идеальное» в повседневном обиходе и в фи лософии? В чём воплощается духовное начало?
|
|
Используя текст, назовите два отличия интеллектуального и духовного. Укажите основания, по которым автор сравнивает интеллектуальное и духовное.
2 3.
Используя знания обществоведче ского курса, к онкретизируйте четырьмя примерами воплощения духовного начала.
24.
Автор считает, что исходным для интеллектуального начала культуры является объект и субъект-объектное отношение. Ис пользуя знания о бществоведческого курса, объясните понятия «субъект» и «объект» и поясните мнение автора. Приведите два аргумента, подтверждающих единство материальной и духов ной культуры.
2 5.
Какой смысл обществоведы Вкладывают в понятие «экономи ческий р ост»»? П ривлекая знания о бществоведческого курса, со ставьте два предложения: одно предложение, содержащее ин формацию о видах экономич еского роста, и одно предло жение, характеризующее один из видов.
26.
Назовите три критерия социальной стратификации и проиллю стрируйте каждый из них примером.
Семнадцатилетний гражданин РФ Петров решил вступить в по литическую партию. Поясните, сможет ли он осущес твить своё желание в соответствии с Федера льным законом «О политиче ских партиях». Укажите три любых требования к процессу вступления в политическую партию.
2 8.
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Право, его источники и система права». Составьте план, в соответст вии с кот орым Вы будете освещать эту тему. План должен со держать не менее трёх пунктов, из которых два или более дета лизированы в подпунктах.
Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и у ме ния на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных ниже вы сказыван ий (29.1-29.5).
..
.
29.
Выбер ите одно и з предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини- сочинение, Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основ ных идей затро нутой автором темы и рас кройте её (их). При раскрытии обозначенной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й), в рассуж дениях и выводах используйте обществоведческие зна ния (соответствующие понятия, теоретические положения), ил люстрируя их фактами и пример ами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из дру гих учебных предметов. Для иллюстрации сформулиро ванных Вами теоретических по ложений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов/примеров из различных источников. Каждый приводи мый факт/пример должен быть сф ормулирован развёрн уто и явно связан с иллюстрируемым положение м, рассуж дением, выво дом.
| Философия «Когда наука достигает какой-либо вершины,
С неё открывается обширная перспектива дальнейшего пути к новым вершинам»
(С.И. Вавилов). Экономика «Информация — вот главное оружие XXI ве
ка» (Д. Джули ус ). Социология, «Говорить, что нравственные идеалы врож социальная дённы или пред ставляются результатом ин психология стинкта, это всё равно, что утверждать, будто
человек способе н читатъ, не зная ещё букв
алфавита» (П. Гольба х). | Политология «Демократия — это в первую очередь систе
Ма согласования общественных интересов»
(А. Кынев). Правоведение «Тот, кто щадит виновного, наказывает неви
новног о» (юридическое изречение).
29.1
29.3
29.4
29.5
Вариант 2
Часть 1
Ответами к заданиям 1-20 являются слово (словосочетание)! или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК отвЕтов No 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без п робелов, запятых и других дополнительны х симво лов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
|
|
1.