Поэму «Ров» А. Вознесенский написал в 1986 году. В этом же году она была напечатана в журнале «Юность».
Не тащи меня, рок, в симферопольский ров.
Степь. Двенадцатитысячный взгляд.
Чу, лопаты стучат благодарных внучат.
Геноцид заложил этот клад.
Почти три десятилетия назад всю большую страну потрясли эти строки. Дикую историю о гробокопателях, еще в середине 80-х годов орудовавших на месте массовых расстрелов в годы Великой Отечественной войны невинных стариков, женщин, детей в противотанковом рву на 10-м километре трассы Симферополь—Феодосия, Андрею Вознесенскому рассказал крымский поэт Александр Ткаченко.
Вознесенского потрясло увиденное мародерство. Кто-то вскрыл братские могилы в поисках золота, которое несчастные жертвы унесли с собой. Говорят, немцы, как правило, собственноручно обиравшие своих жертв до нитки, отрубавшие пальцы вместе с кольцами и вырывавшие золотые коронки, здесь, в декабре 1941-го, почему-то спешили…. А вернувшиеся с послевоенной отсидки полицаи точно знали, где копать…
Человек отличается от червя.
Черви золото не едят.
Ты куда ведешь, ров?
Ни цветов, ни сирот.
Это кладбище душ — геноцид.
«Благодарные внучата» рыли шурфы, вытаскивали черепа, выдирали золотые коронки, зубы, находили золотые украшения, пролежавшие в земле 40 лет. Награбленное несли в скупку.
— Что двигало этими людьми? О чем они думали над трупной бездной?
Эти вопросы задает автор, обращаясь к страшным гробокопателям.
Из истории события.
Несколько десятилетий назад Л. Сейфулина писала в гневном очерке «Уцелел один»: «Симферополь превратился в сплошной застенок и отвратительную человеческую бойню. 9 декабря 1941 года немцы истребили древнейшее население Крыма – крымчаков. 11, 12, 13 декабря расстреляли всех евреев. Немцы зарегистрировали в Симферополе 14 тысяч евреев… Их смертный стон подряд трое суток стоял и в Симферополе, и в окрестностях… Один уцелел. Из четырнадцати тысяч – один». Его укрыл от расправы русский плотник.
Воспоминание очевидца: «Здесь, под городом, на 10-м километре, во время войны было расстреляно 12 тысяч мирных жителей, главным образом еврейской национальности. …Привозили их в крытых машинах. Раздевали до исподнего. От шоссе шел противотанковый ров. Так вот, надо рвом их и били из пулемета. Кричали они все страшно – над степью стон стоял. Был декабрь. Все снимали галоши. Несколько тысяч галош лежало…»
Аналитическая работа по тексту поэмы. Слайд №10
— Что вы думаете о названии поэмы? (К этому вопросу необходимо вернуться после полного анализа поэмы в конце урока).
— Какое впечатление произвела на вас поэма?
— Кто делится своими воспоминаниями об этом ужасном событии?
— Зачитайте отрывок из воспоминаний Василия Федоровича (глава «Послесловие»).
— Что же так внезапно возмутило и взволновало Василия Федоровича и его спутников? Почему увиденное они назовут страшным сном? (Зачитать отдельные фрагменты главы «Послесловие»)
— Дело № 1586. Что это за Дело? (глава «Дело», 2-й абзац)
— Кто же они, эти гробокопатели? Кто был в деле? (глава «Дело», 3-й абзац)
Ответ: Вот имена «благодарных внучат», названные А. Вознесенским:
а) тунеядец Кириллов,
б) крановщик облколхозстроя Нюхалов,
в) сотрудник НИИ Кременский,
г) врач Лиморенко,
д) перепродавали золото нигде не работающие Ахмедов, Меликян, Федулов, Мелешкин,
е) среди погромщиков была беременная женщина – продавец Мелихова. Самому молодому – 28 лет.
— Разорение кладбищ – преступление или нечто большее?
Ответ: Не голод и нужда вели к этому преступлению, не из-за куска хлеба разрывали могилы «благодарные внучата». Вопроса преступить – не преступить у них не было. Жестокость руководит людьми.
— Каким словом называет поэт поведение этих людей?
Ответ: Алчь.
Чтение стихотворения «Алчь. Прежний пролог»
Работа над лексическим значением слова «алчь» с использованием толкового словаря. Поэт пытается добраться до причин, до глубинных корней этой болезни. Свою задачу он видит в следующем: «Чем больше я соберу зла на страницы, – уверяет он, – тем меньше его останется в жизни».
— В чём видит поэт причину совершаемого святотатства? Уголовный или духовный процесс – главное для него? (глава «Грех»)
В народе разорение кладбищ не просто преступление, а грех перед людьми, своей совестью, убитыми.
Обращение к картине В. Перова «Старики на могиле сына». Слайд №11 Полотно «Старики-родители на могиле сына» принадлежит кисти великого русского художника Василия Григорьевича Перова. Холст исполнен в традиционном русском реализме. Скорее всего, тема полотна была навеяна Перову литературным произведением И.С.Тургенева – «Отцы и дети».
Сюжет картины очень прост. Крупным планом изображены старики. Силуэтом сгорбленных спин художник стремится передать горькие переживания героев на могиле сына, которая располагается прямо перед их ногами родителей. Они никак не могут покинуть место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нем. Не нужно быть очень проницательным человеком, чтобы сразу заметить ту огромную грусть и печаль, которая охватила стариков. Нет большего горя для родителей, чем хоронить своих детей. Возможно, старики жалеют о том, что не были со своим ребенком в то время, когда они могли что-либо сделать, чтобы избежать беды. А сейчас, убитые горем, они пытаются хоть как-то это компенсировать и проводят долгие часы на могиле сына.
Два чувства дивно близки нам –http://www.ikleiner.ru/pic/perov-31.jpg
В них обретает сердца пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
А. С. Пушкин.
Чтение стихотворения Э. Межелайтиса «Пепел» (перевод Алигер).
В России память об умерших людях всегда была священна.
Вывод: «Это процесс не уголовный – духовный процесс».
Глава «Глаза и драгоценности рва» — подтверждение чудовищности происходящего
Ответьте на вопрос письменно
— Как оценивают свой поступок гробокопатели? Кто погасил свет добра в их душах? Почему они стали такими?
Д/з Все выполненное отправить учителю