X-PDF

Проект. Грамотным быть модно!

Поделиться статьей

МКОУ «КСОШ им. Т. Т. Шерета»

 

 

 

 

 

 

ГРАМОТНЫМ БЫТЬ МОДНО!

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель:                                                               Выполнила:

ШевченкоЮ. А.                                                               Чуксеева А.Д.

учительрусского языка                                                    9 класс                                    

илитературы                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.    Введение……………………………………………………………… 3 –  5

2.    Письменность и литература Древней Руси………………………… 6 – 8

3.    Становление письменности…………………………………………..9 — 10

4.    Почему надо бытьграмотным?……………………………………………………11 — 13

5.    Выводы………………………………………………………………….14

6.    Литература……………………………………………………………..15

7.    Приложение ……………………………………………………………16 -36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность:Парадоксально, но в настоящее время    остро встаёт проблема грамотности. Ксожалению, уже не редкость, когда дикторы центральных каналов телевидения делаютошибки в словах, а страницы газет, в том числе, и центральных, пестрятграмматическими ошибками.

Задачакаждого, кто считает себя носителем языка, — осваиватьего самостоятельно и пользоваться богатством языка в полной мере.

Язнаю, что многие дети не любят учить правила.  Часто на уроке русского языкаможно услышать от учеников: «И кто придумал эти правила? И откуда они взялись?»

Мнестало интересно: «Откуда пришли правила?» Я провела опрос среди своиходноклассников, спросив у них: «Для чего нам нужны правила?», «Учите ли выправила?», «Грамотным быть модно?» «Что нужно сделать, чтобы стать грамотнымчеловеком?», «В чём бы вы хотели быть грамотным?». Оказалось, что некоторые моидрузья не смогли ответить на первый вопрос, да и правила не все учат, а вотответ на последние вопросы некоторых почему-то поставил в тупик. И я решилапровести своё исследование.

(слайд2)

Гипотезаисследования: если учить правила и читать больше полезных книг (классическуюхудожественную литературу, энциклопедии, словари, справочники и другую подобнуюлитературу), то можно стать образованным и грамотным человеком, а значит,открыть дорогу к образованию и постижению общекультурных ценностей.

Цельпроекта — выявление и развитие потенциала грамотногоотношения к жизни обучающихся МКОУ «КСОШ им. Т. Т. Шерета».

(слайд3 — 4)

Задачипроекта:

1.    Иметь представление о развитии письма играмотности людей Древней Руси;

2.    Изучить историю правописания русской письменности;

3.    Провести опрос среди учащихся школы; принятьучастие в словарном диктанте среди учащихся с целью    выявления самогограмотного ученика класса. Провести беседу с одноклассниками о пользе изученияправил русского языка.

4.    Привлечь к участию в проекте учащихся иучителей школы.

5.     Содействовать изменению и улучшениюязыкового образа учеников, участвующих в проекте.

6.    Повысить уровень компетентности владениярусским и иностранными языками участников проекта.

7.     Создать маршрут грамотного человека.

(слайд 5)

Методы исследования:    

Ø  социологический опроссреди учащихся школы, чтобы узнать, как они считают, для чего нужно знатьправила по русскому языку, и учат ли они их;

Ø проанализировать результаты опроса;

Ø  собрать и обобщить информацию по теме.

Быть грамотным и начитанным было модно и востребовано всегда. Но,к сожалению, этот тренд обошел XXI век стороной. Настало время техники. Отнынеона решает за нас практически все. А зачем, собственно говоря, нужно думать,если всё проверит Word? Интернет погряз в дебрях орфографических ошибок, людиперестали его использовать в учебных целях. Что же делает человечество? Смотритвидео милых котят в сети в то время, когда доступна целая онлайн-библиотека!Когда-то Советский Союз был самым читающим государством в мире! Куда делась жаждазнаний? Ответ прост: избыток информации погубил тягу к ней!

Словочеловека красит… Грамотное владение русским языком важно для любого человека,проживающего на территории Российской Федерации.

Потому, как человек говорит, о нем составляют мнение. С грамотным человекомприятнее общаться и сотрудничать. Красивый и чистый русский язык является«мостом дружбы и взаимопонимания» различных культур.

Знаниеродного языка позволяет человеку понять и принять собственные исторические корни,а владение иностранными языками помогает открыть и узнать мир.

(слайд6)

Работанад проектом состоит из следующих этапов:

1 этап

Напервом этапе проекта при помощи социального опроса мы определили, когосчитают грамотным учащиеся нашей школы. Исходя из этих данных, мы выстроилипримерный маршрут грамотного человека (в чём хотят быть грамотнымисовременные школьники).

2 этап

Навтором этапе проекта нами был произведен замер грамотности учащихся нашейшколы при помощи устных и письменных тестов. Исходя из этих данных, мыпопробовали составить схематичный речевой портрет современного школьника ипродолжить работу.

3этап

Третий(заключительный) этап проекта — проведение тотального словарного диктанта, гдеопределился самый грамотный класс и ученик нашей школы.

(слайд7)

Планируемыерезультаты проекта:

Ø объединениедетей разных классов и появление заинтересованности в саморазвитии исамосовершенствовании;

Ø улучшениевзаимоотношений среди обучающихся разных классов;

Ø повышениеуровня грамотности среди участников проекта;

Ø  улучшениеграмотности речи, увеличение словарного запаса участников проекта.

 

Письменностьи грамотность Древней Руси

Сохранилосьпредание, что первая фраза, которую перевёл в IXвеке с греческого языка создатель славянской азбуки, гласила: «Вначале былослово…».

Такначинался библейский рассказ о сотворении мира, о появлении первого человека нанашей планете и о том, как он стал говорящим, откуда взялись самые первые слована Земле. Из этого рассказа следует, что слово – это дар Бога, дар, которымсумел воспользоваться человек.

Многиеучёные пытались разгадать тайну удивительной способности человека говорить ипонимать речь другого. Оказывается, на Земле есть языки, которые значительностарше, древнее, чем человеческий язык.

Чтотакое «русский язык» представляет себе каждый: он звучит вокруг нас и внутринас – русских и нерусских его носителей, он заключён в миллионах текстах,написанных за тысячелетие существования русской письменности и литературы.

Основой любой древней культуры является письменность. Когда оназародилась на Руси? Считается, что письмо на Русь пришло вместе схристианством, с церковными книгами и молитвами.  Эта официальная версияпросуществовала очень долгое время. Но есть свидетельство о существованииславянской письменности задолго до принятия христианства Русью. (слайд 8) В1949 г. советский археолог Д. В. Авдусин во время раскопок под Смоленском нашелглиняный сосуд, относящийся к началу X в., на котором было написано «горушна»(пряность). Это означало, что уже в это время в восточнославянской средебытовало письмо, существовал алфавит. Об этом же говорит и свидетельствовизантийского дипломата и славянского просветителя Кирилла, позднее ставшеговместе с братом Мефодием, основоположником славянской азбуки.  Во времяпребывания в Херсонесе в 60-е годы IX в. он познакомился с Евангелием,написанным славянскими буквами. 

(слайд 9) Осталось и еще одно любопытное свидетельство о развитииграмотности на Руси: так называемые надписи граффити. Их выцарапывали на стенахцерквей любители излить свою душу. Среди этих надписей размышления о жизни,жалобы, молитвы. Знаменитый Владимир Мономах, будучи еще молодым человеком, вовремя церковной службы, затерявшись в толпе таких же молодых князей, нацарапална стене Софийского собора в Киеве «Ох тяжко мне» и подписался своимхристианским именем «Василий».

Что интересовало людей ДревнейРуси? Какие книги они читали?

(слайд10) В основном, это духовная литература. Богослужебные книги, евангелия,жизнеописания святых, духовные наставления. Но была и светская литература.Одной из древнейших дошедших до нас книг является «Изборник» 1073 года. Посути, это не просто словарь, это малая энциклопедия, основу которой составляютисторические хроники византийских авторов. Но среди более чем 380 текстов естьтрактат о стилистике, статьи о грамматике, логике, статьи философскогосодержания, притчи и даже загадки. Кроме этого, в силу того, что несуществовали тогда авторские права, в большом количестве переписывалисьлетописи, свидетельствующие, русские люди отнюдь не были Иванами, не помнящимиродства, они живо интересовались тем, «откуда есть пошла русская земля».

(слайд 11) Существовала и научнаялитература. В 1136 году Кирик Новгородец написал «Учение о числах» -математический и астрономический трактат, посвященный проблемам летоисчисления.До нас дошли четыре «противени»(копии). Значит, копий этого сочинения было много.

«МолениеДаниила Заточника» с элементами сатиры, направленное против духовенства и бояр,- это не что иное, как публицистика XIII века. (слайд 12)

И,конечно же, «Слово о полку Игореве»! Даже если «Слово» было единственнымтворением автора (в чем можно сомневаться), у него, наверняка, были ипредшественники, и последователи.

Как книги попадали на Древнюю Русь?

         Установлено,что целый ряд рукописей X-XI веков является списками с болгарских оригиналов.Историки давно подозревают, что библиотека болгарских царей оказалась на Руси.Она могла быть вывезена как военный трофей князем Святославом в 968 году.

Басурманская речь (или знаниеиностранных языков)

Отец Владимира Мономаха владел пятьюязыками. Мать Мономаха была греческой царевной, бабушка — шведской принцессой.Наверняка мальчик, живший с ними до подросткового возраста, знал и греческий, ишведский. Владение как минимум тремя иностранными языками в княжеской средебыло нормой. Но это княжеская фамилия, теперь спустимся по социальной лестницевниз.

В Киево-Печерской лавре одинодержимый бесом чернец заговорил на нескольких языках. Стоящие рядом монахисвободно определили «бесерменскияязыци»: латынь, древнееврейский, греческий,сирийский. Как видим, знание этих языков не было среди монастырской братииредкостью.

Поэтомупопавшая в Древнюю Русь с Запада или Востока книга, или рукопись не пропадала -ее читали, переводили и переписывали. Практически в Древней Руси могла ходитьвся мировая литература того времени. Как видим, Русь не была ни темной, низабитой. И читали на Руси не только Библию и Евангелие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(слайд13)    Становление письменности

Становление письменности — оченьнепростой процесс, длившийся тысячелетия. Поэтому письменность, как и отношениек грамотному письму, видоизменялась: уходили в прошлое одни нормы грамотногописьма и речи, на смену им приходили другие.

         Правилаорфографии включают правописание гласных, согласных, букв Ъ и Ь,прописных букв, а также написания слитные и через дефис (черточку). К правилампунктуации относится употребление знаков препинания: точки, запятой, точки сзапятой, двоеточия, тире, кавычек и др.

(слайд14)

Наибольшиеизменения в русское правописание внесли реформы Петра I 1708– 1710 гг.Ломоносов писал о новой азбуке: «При Петре Великом не одни бояре и боярыни, нои буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды». Первыйакадемический словарь русского языка был издан в 1784—1794 гг. Позднееизменения внесли правительственные декреты 1917–1918 гг. В результате были изъятыиз алфавита «лишние» буквы, т.е. передающие одни и те же звуки. Так, наместе ъ (ять) стали писать е, на месте (фиты) – ф, наместе i (и десятеричного) – и и т.д. Были устраненыустаревшие формы (типа краснаго, синяго), было определено илиуточнено написание многих слов (дуб, а не дубъ).

 Конечно,те и другие правила с течением времени по разным причинам изменялись. Изменились со временем и правила употребления знаков препинания.Например, простейший пунктуационный знак – точка, ставящийся сейчас в концепредложений, в древних русских рукописных памятниках использовался и дляотделения друг от друга слов, а также более крупных отрезков текста. Причемставился этот знак на разных уровнях: и у основания буквы, и на уровнесередины. Более того, писец, прерывая работу, мог поставить точку даже всередине слова. К тому же вместо точки могли употребляться крест иливертикальная волнистая линия.

(слайд15)

В1956 г. впервые вышел единый обязательный для всех свод «Правил орфографии ипунктуации», подготовленный группой крупнейших языковедов страны. В этом сводебыли уточнены и дополнены существовавшие правила, регламентировано употреблениенаписаний, установлено в словарном порядке написание тех слов, которые неподпадали под действие принятых правил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почему надо быть грамотным?

(слайд 16) Грамотность, грамотныйчеловек.  Эти понятия давно у всех на слуху. И, казалось бы,зачем уделять особое внимание тому, что само собой должно быть…. СловарьОжегова гласит –«грамотный человек – это человек, умеющий читать и писать», атакже «умеющий писать грамматически правильно». Вот с грамматикой на урокахрусского языка школьники воюют всерьёз. Мягкие и твердые звуки, однокоренныеслова-  путь к грамотности для людей нелёгок и тернист.

Способность чётко и грамотно выражатьсвою мысль — важнее этого ничего нет. Когда ребёнок начинает писать в тетрадисвои первые буквы, школа и родители пытаются научить его писать без ошибок. Нокто-то хорошо пишет сложные обороты, а кто-то не может писать без ошибок, дажесамые простые слова. Как ребёнку научиться писать без ошибок?

      Раньше грамотным называли человека, который хорошо владеет родным языком, тоесть может взять в руки книгу и увлечься ею. Или обратиться к справочнику ипочерпнуть для себя что-нибудь полезное.  Ведь грамотность – это ещёи знания, причем в совершенно разных областях.

       Грамотный психолог, грамотный врач — это, скорее, те люди, которые очень хорошоразбираются в своей области знаний. В обычной жизни грамотность начинается сошкольной скамьи с уроков русского языка.
       С одной стороны, грамотных людей, то есть умеющих без ошибок писать иговорить, во все времена было мало. Среди первых лиц государства, учёных и дажеписателей встречались люди косноязычные и пишущие с ошибками. С другой стороны,раньше граница проходила между общественными слоями, выделяя сообщество людей,считающих себя интеллигентными, образованными и начитанными; а теперь этаграница идёт, разрезая семьи, уже внутри людей с высшим образованием, чувствомюмора и духовным богатством.

Общаться с грамотным человеком всегдаприятно. Правильная речь ласкает слух и вызывает чувство расположения кграмотному человеку. Поэтому выбор, с кем общаться и дружить, мы делаем,обращая большое внимание на уровень грамотности окружающих нас людей. Но, еслираньше, пару сотен лет назад, общение высших слоёв населения происходило нафранцузском языке, что определяло четкую границу между интеллигенцией ималограмотными людьми, то сегодня всё перемешалось. Кроме того, общение,происходящее во всевозможных социальных сетях, форумах, чатах и блогах, гдебезграмотные комментарии считаются нормой, становится естественной средой дажедля грамотного населения.

(слайд 17)

Не секрет, что современные подростки много времени проводят всоциальных сетях, общаясь между собой.  Я специально обратила внимание: за 5минут в одной из групп ВК я заметила 27 ошибок!

20% – ошибки с мягким знаком: «что делаеш?», «ты не чего не видеш»и т.д.

45 % – ошибки всловах: «падари падарок», «хачу на дескатеку», «ок, понел», «это типо шутка»,«кто едит в «Яшалта» и т.д.

35% –неправильное составление предложений (юноши и девушки просто не могли ясно играмотно выразить свои мысли).

Про запятые лучше промолчать. В Интернете их вообще никто не ставит.Вот и наглядный пример того, как «хорошо» подростки знают наш могучий русскийязык.

(слайд 18)

Или вот маленький, но, думаю, значимый пример: в 5 — 6 классахнашей школы обучается 22 человека, только 4 имеют «пятёрку» по русскому языку.

В 9 – 11 хклассах обучается 31 человек, из них 1 имеет отметку «5» по русскому языку.Немного странное соотношение, верно?

Учащиеся нашей школы (5– 11 классы) приняли участие в проведенииединого словарного диктанта» (в акции приняли участие около 65 человек).

(слайд 19, 20)

Самымграмотными учениками нашей школы по итогам словарного диктанта можно считать: 5класс – Пащенко Ю., Майер А., Рамазанова И.; 6 кл. – Корчагина Н., Сырбу И.; 7кл. – Савченко В., Приходько В.,   9 кл. – Чуксеева А., Годунова Т.; 10 кл. – СавченкоЯ., Ханжибаева Т.; 11 кл. – Хомутовская Е.

Безграмотностьнаступает. Может, это и звучит вызывающе, но это правда. С каждым днём мыделаем всё больше ошибок. Мои одноклассники в соцсетях пишут ещё безграмотней,чем в школе. Интересная фраза, согласитесь. Но почему же так происходит? Азачем думать, когда, как многие считают, любезный текстовый редактор выделит красненьким или зелененькиморфографические и пунктуационные ошибки, и даже предложит правильные вариантынаписания. А стилистика – это уже дело третье. Разве кто-нибудь потерялздоровье от каких-то неточностей в тексте?

Как бы там ни было, к сожалению,приходится констатировать тот факт, что грамотность неизбежно вымирает. Немодным стало быть грамотным. Но мода — это проходящее, а грамотность -навсегда!

Современное поколение школьников, даи не только они, мало читает и много общается в сети, где не нужно бытьграмотным, нужно уметь быстро печатать ответ на пост оппонента. Ну и что, что сошибками и описками? – так даже интереснее и удобнее. Многие слова,употребляемые в сети для удобства, становятся нормой. Не трудно предположить,что вскоре будет сложно найти «своих» — грамотных людей, для того чтобынасладиться общением с ними, чтобы получить удовольствие от искусстваграмотности, чтобы насладиться жизнью и в этом ее проявлении.

«Грамоте учиться — всегдапригодится», -говаривали в старину. А уж предки наши знали, что говорили.Безграмотность как глухота. Только к слову. А слово, бывает, и лечит, игреет… Но возможно, не всё так плохо? И грамотность, как модный тренд,однажды займёт своё законное место! Придём ли мы к этому? Хочется надеяться, что– да. И это дело чести нашего поколения, поколения современных подростков

 

Выводы

(слайд21)

-Если вы хотите быть культурным человеком, то умение грамотно писатьи говорить для вас обязательно.

-Если учить правила, то можно стать не просто образованным, но и культурнымчеловеком.

-Наряду с национальностью, язык — это то, что делает вас представителем тойстраны, той нации, к которой вы себя относите.

(слайд22)

Адля себя индивидуальный маршрут грамотного человека я определила так:

-Систематическая и ежедневная качественная подготовка к учебным занятиям;

-выполнение учебных проектов;

-участие в школьном этапе Всероссийских предметных олимпиад;   

— участие в творческих конкурсах, олимпиадах, викторинах.     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.    Беднарская, Л. Д. Грамотный человек[Текст]: учеб. пособие/ Л.Д. Беднарская, Л.А. Константинова, Е.П. Щенникова. –М.: Флинта, 2009. – 168 с.

2.    Вербицкая, Л.А. Давайтеговорить правильно [Текст]: пособие по русскому языку/ Л.А.Вербицкая. – М.: Высшая школа, 2003.– 239 с.

3.    Иванова, М.В. Историческаяграмматика русского языка [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений высш.проф. образования/М.В. Иванова. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. —128 с.

4.    Розенталь, Д. Э. Говорите и пишитепо-русски правильно [Текст]: учеб. пособие / Д.Э. Розенталь. – М.: Айрис-Пресс,2014. – 256 с.

5.     Трофимович, Т. Историческая грамматикарусского языка [Текст]: учеб. пособие/Т. Трофимович.  – М.:ТетраСистемс, 2011.- 208 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение1

Вопросыдля социального опроса

«Длячего нам нужны правила?»

 «Учители вы правила?»

«Грамотнымбыть модно?»

«Чтонужно сделать, чтобы стать грамотным человеком?»

«Вчём бы вы хотели быть грамотным?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 970

5класс
1.   артиллерия
2.   будущее
3.   вокзал
4.   грамматика
5.   доброжелательный
6.   жужжать
7.   здравствуйте
8.   искусство
9.   коллективный
10.   лингвистический
11.   миллион
12.   ослепительный
13.   поразительный
14.   разъединять
15.   серебристый
16.   территория
17.   удивительный
18.   фразеологизм
19.   чувствовать
20.   юный

6 класс
1.   авиасъёмка
2.   благодарить
3.   впечатление
4.   гостиница
5.   драгоценный
6.   завтрашний
7.   интеллигентный
8.   как будто
9.   лазоревый
10.фиолетовый 
11.шампунь
12.медаль
13.несмотря на
14.оскорбить
15.патриотизм
16.президиум 
17.препятствие 
18.привилегия
19.репертуар
20.ровесник
21.сверстник
22.следующий
23.так как
24.уважать
25.употребительный

7класс
1.   аккуратно
2.   блаженно
3.   выразительность
4.   горизонт
5.   довольно
6.   жасмин
7.   защёлкнуть
8.   издавна
9.   катастрофа
10.   личинка
11.   масса
12.   наизусть
13.   неправдоподобный
14.   облокотиться
15.   остановиться
16.   панцирь
17.   пленительный
18.   привлекать
19.   прожорливый
20.   разворачиваться
21.   разгораться
22.   секунда
23.   то есть
24.   увенчанный
25.   уцепиться

9 класс
1.   Академик
2.   демонстрировать
3.   добропорядочный
4.   доверенность
5.   инициатор
6.   колорит
7.   компаньон
8.   куцый
9.   лестный
10.   машинально
11.   мозаика
12.   наперсник
13.   нерукотворный
14.   облучок
15.   оптимизм
16.   покровитель
17.   поручик
18.   предел
19.   предприимчивость
20.   профессор
21.   раскаяние
22.   роскошный
23.   талисман
24.   трещотка
25.   тщедушный
26.   фольклор
27.   честолюбие
28.   эксперимент
29.   эрудиция
30.   этнография

10 класс
1.   аббревиатура
2.   аккомпанемент
3.   аллитерация
4.   апелляция
5.   асимметрия
6.   барокко
7.   безалаберный
8.   бесчувственный
9.   военачальник
10.   впоследствии
11.   второпях
12.   градация
13.   дисквалификация
14.   златокованый
15.   идиллия
16.   изжога
17.   исподтишка
18.   каллиграфия
19.   каньон
20.   коллоквиум
21.   комментарий
22.   корчёвка
23.   лабиринт
24.   масленица
25.   медальон
26.   новелла
27.   обогащать
28.   палисадник
29.   пессимист
30.   ремарка
31.   семинар
32.   тушёнка
33.   университет
34.   целлофан
35.   явственный

11класс
1.   Абстрактный
2.   автограф
3.   аллегория
4.   аннотация
5.   апелляция
6.   асимметрия
7.   аттестат
8.   баллада
9.   безапелляционный
10.   беспрецедентный
11.   бесчувственный
12.   бюллетень
13.   вперевалку
14.   гипербола
15.   диссертация
16.   жюри
17.   златотканый
18.   иллюстрация
19.   искусный
20.   коллоквиум
21.   колоннада
22.   компромисс
23.   макулатура
24.   манипуляция
25.   метаморфоза
26.   ниппель
27.   общество
28.   павильон
29.   перпендикуляр
30.   темперамент
31.   целлюлоза
32.   часовня
33.   шпаргалка
34.   экземпляр
35.   яство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение3

Замерграмотности учащихся 5- 6 классов

1.Раздел языкознания, изучающий словосочетания и предложения, называется:

а) фонетика; б)лексика; в) морфология; г) синтаксис.

2.Укажите строку, в которой даны слова с безударными гласными корня, непроверяемыми ударением:

а) уд…вляться,х…лмистый, посм…трел, пол…сатый;

б) к…рмить,г…товить, д…леко, н…зина;

в) р…совать,п…мидоры, к…сить, п…левой;

г) к…ртошка;к…лендарь, г…ризонт, хр…зантема.

3.Укажите строку, в которой даны слова с проверяемыми согласными:

а) спор…смен,бесе…ка, моро..ный, хок…ей;

б) доро…ка,ро…кий, ло…кий, фотоап…арат;

в) ко…ьба,про…ьба, моло…ьба, ука…ка;

г) мес…ный,гум…анизм, извес…ный, ненас…ный.

4.Укажи строку, в которой даны слова с чередующейся гласной в корне слова:

а) прил…гательное,уд…рать, р…сточек, изл…жение;

б) зар…сли, з…ря,ор…шение, м…лина;

в) р…свет,уб…рать, расст…латься, подр…сли;

г) насл…ждаться,р…сток, р…скошный, раст…реть.

5.Укажи строку, в которой во всех словах пишется –ТСЯ:

а) улыбат…ся,берёт…ся, прятат…ся, смеят…ся;

б) купает…ся,старает…ся, плескает…ся, разливает…ся;

в) тянет…ся,струит…ся, отличат…ся, выпутат…ся;

г) валяет…ся,распустит…ся, открывает…ся, расположит…ся.

6.Укажи строку, в которой во всех словах пишется буква С на конце приставок:

а) чре…мерный,бе…шумный, ра…жимать, ра…глядеть;

б) бе…дарный,и…морозь, во…паление, ра…писание;

в) бе…толковый,ра…цвет, во…клицание, ра…топить;

г) во…глас, ра…смотреть,ра…бежаться, во…питывать.

7.Укажи строку, в которой во всех словах после шипящих пишется Ё(Е):

а) ж…рдочка,теч…т, реш…тка, ш…фёр, ;

б) ш…коладный,беч…вка, капюш…н, ключ…м;

в) ш…л, ж…рнов,расч…ска, ш…ссе;

г) товарищ…м,ш…пот, хорош…го, рассеч…т.

8.Укажи строку, в которой во всех словах после шипящих не пишется Ь:

а) могуч…, из-затуч…, карандаш…, невтерпёж…; б) силач…, поеш…, горюч…, проч…;

в) замуж…, сыпуч…,фальш…, борщ…;

г) стережёш…,наотмаш…, лож…, дрож….

9. Укажистроку, в которой во всех словах пишется Ь:

а) с…ехидничать,почтал…он, шерст…ю,с…езд;

б) шампин…он,метел…ю, жит…ё, бул…он;

в) монпас…е,об…ёмистый, павил…он, под…езд;

г) стар…ёвщик,об….ятия, рел…еф, ин….екция.

10.Укажи строку, в которой во всех словах после Ц пишется И:

а) панц…рь,дворц…, ц….ганский, инструкц….я;

б) ц…почки,демонстрац…я, ц…клон, синиц…н;

в) ц…ркуль,границ…, ц…корий, с улиц…;

г) революц…я,ц…рк, спец…алист, ц…фры.

11.Укажи строку, в которой у всех существительных пишется на конце –Е:

а) в песн…, на батаре…,к избушк…, от завист…;

б) в област…, вздани…, лекци…, о дружб…;

в) по дорожк…, кдач…, об изложени…, на фотографи…;

г) о подруг…, вдеревн…, об урожа…, на алле….

12.Укажи строку, в которой у всех прилагательных пишется на конце –Е:

а) о цветущ…йвишне, в последн…м слове;

б) в дальн…йобласти, весен…ми водами;

в) об осенн…мдождике, хорош…м урожаем;

г) утренн… зорьку,в вечерн…м небе.

13Укажи строку, в которой в окончании глаголов пишется буква Е:

а) расцвета…т,ненавид…т, посмотр..т, соглаша…тся;

б) ед…т, шлёпа…т,бормоч…т, кле…т;

в) стел…т,расскаж…т, скро..т, побор…тся;

г) терп..т,говор…т, подерж…т, обид…т.

14.Имя существительное – это часть, которая обозначает:

а) признакпредмета; б) действие предмета; в) признак по действию; г) предмет.

15.Укажите глаголы несовершенного вида:

а) залаешь,достроишь, потянешь, выучишь;

б) включишь,киваешь, мелькаешь, пишешь;

в) толкаешь,шагаешь, прыгаешь, кричишь;

г) заботишься,забросишь, постучишь, тянешь.

16.Укажите строку, в которой все глаголы относятся к 2 спряжению:

а) таять,построить, высказать, отступать;

б) обидеть,дышать, любить, отметить;

в) слепить,пребывать, слышать, написать;

г) возмущаться,бороться, лаять, почитать.

17.Укажите строку, в которой все слова пишутся с НЕ раздельно:

а)(не)говорил,(не)доумевал, (не)написал, (не)покормил;

б) (не)бросил,(не)сказал, (не)поседа, (не)любишь;

в) (не)навидел,(не)настье, (не)ряшливый, (не)годовал;

г) (не)дышал,(не)знал, (не)был,(не)читал.

18.Укажите строку, в которой все слова имеют суффикс –ЩИК-:

а) совет…ик,барабан…ик, уклад…к, фонар…ик;

б) фасов…ик,упаков…ик; текстиль….ик, стеколь…ик;

в)развед…ик,бан…ик, обид…ик, пулемёт…ик;

г)шарман…ик,рассказ…чик, нормиров…ик, во…чик.

19. Укажитестроку, в которой во всех словах пишется суффикс –ЕК-:

а) словар..к,огурч…к, дружоч…к, кусоч…к;

б) мяч…к,корабл…к, стаканч…к, горош…к;

в) куст…к, ситч…к;хрящ…к, кружоч…к;

г) ельнич…к,платоч…к, комоч…к, ореш…к.

20.Произведите морфемный разбор указанных слов:

старость,улыбается, очистилась, каменный, покраснение, белизна.

21.Укажите простые предложения с однородными членами (знаки препинания нерасставлены).

а) Ветер сорвалкрышу с сарая.

б) Ветер разогналтучи и небо прояснилось.

в) Рыба видитприманку а не крючок.

г) Летом ребятаприносили ромашки васильки и колокольчики.

22. Укажитепредложение с обращением (знаки препинания не расставлены).

а) С чегоначинается Родина

б) Любимый городможет спать спокойно

в) Не шуми соснане пыли дорога

г) Ты собираешьсясо мной в дорогу

23.Укажитесложные предложения (знаки препинания не расставлены).

а) В небепоявилась и засверкала первая звёздочка.

б) Первый лучсолнца выглянул из-за туч и макушка сосны заискрилась розовым светом.

в) Заунывный ветергонит стаю туч на край небес.

г) Я знал что тылюбишь своих родителей.

24.Укажите предложения с прямой речью (знаки препинания не расставлены).

а) Я ушла наработу произнесла мама б) Цветы и травы покрывают зелёный холм

в) Ты о чёммечтаешь спросил папа

г) Правда в огнене горит и в воде не тонет

25.Укажите предложение с вводными словами (знаки препинания не расставлены).

а) Однако вскоренаше недоумение рассеялось

б) Друзья прекрасеннаш союз

в) Вы это знаете

г) Конечно тест неочень сложный

26.Выполните полный синтаксический разбор предложения (знаки препинания нерасставлены).

Весёлые голосашутки и смех разносились по долине.

27*.Произведите морфологический разбор глагола, прилагательного и существительного

Прочитайтекст и выполни задания (28-37)

(1) Дождливыйлетний день. (2) Я люблю в такую пору бродить по лесу. (3) Что-то праздничное ирадостное кругом вас, и вы чувствуете себя на этом празднике дорогим гостем.

(4) Дождь ужередел. (5) На одной стороне неба показались просветы. (6) Лесная тропинкасделала крутой поворот, и я вышел на отлогий мыс.

(7) Рыбачьяизбушка издали казалась перевёрнутой вверх дном большой лодкой. (8) Кругомизбушки поднималась густая поросль. (9) Такая густая трава росла только поберегам озера.

(Д. Мамин -Сибиряк)

28.Определи основную мысль текста.

а) Дожди летние неприносят приятных впечатлений.

б) Во время дождейлучше растут травы.

в) Люблю бродитьпо лесу.

г) Летние дожди приносятрадостное ощущение.

29.Определи стиль речи.

а) научный; б)публицистический; в) художественный; г) разговорный

30.Определитип текста.

а) повествование;б) рассуждение; в) описание с элементами повествования; г) описание

9 — 11 класс

1.Укажите правильныйвариант расстановки запятых в предложении.

Несколькодымков(1) розоватых и желтоватых(2) очень кучных(3) и в то же время(4) оченьвоздушных(5) стояло над городом.

1)1,2,3 2)1,2,4,53)1,2,5 4)2,5

2.В каком словеударение на первом слоге?

1)таможня 2)шофер3)туфля 4)щавель

3. Укажитеправильный вариант расстановки запятых в предложении.

Все молились оснеге(1) как летом о дожде(2) и вот (3)наконец(4) пошли косички по небу(5)мороз начал сдавать(6) померкла ясность синего неба(7) потянул западныйветер(8) и(9) пухлая(10) белая туча(11) незаметно надвигаясь(12) заволокла совсех сторон горизонт.

1)1,2,5,6,7,9,10,11,122)1,2,3,4,5,6,7,8,11,12 3)2,5,6,7,11,12 4)2,3,4,5,6,7,8,11,12

4.В каком ряду всеслова имеют корни с чередующимися гласными?

1)б..чонок,п..ртьера, расст..лить

2)зач..рованный,фл..минго, зад..ржать

3)доист..рический,см..ртельный, тр..вога

4)скл..нение,зам..реть, бл..стящий

5. В каком ряду вовсех словах на месте пропуска пишется буква О ?

1)соприк..сновение,притв..ряться, одухотв..ренный

2)возг..рание,прил..жить, р..стительный

3)неук..снительный,р..сточек, прик..саться

4)скл..нение,предпол..жение, оз..ренный

6.В каком ряду наместе пропуска пишется буква Ь?

1)запреш..ся,береч..ся, вещ..

2)отреж..,исполнить туш.., ветер свеж..

3)очень тощ..,брееш..ся, пять дач..

4)навзнич..,компот из груш.., разреж..те

7.В каком ряду вовсех словах пишется одна и та же буква?

1)пр..стиж ,пр..хожая

2)бе..донный,ра..цвет

3)с..ежиться,раз..ехаться

4)по..скать,об..ск

8)В каком рядупишется буква Ё?

1)ш..ры, пш..нный

2)нач..с,бесш..вный

3)ж..кей,волч..нок

4)неч..тный,сожж..нный

9.В каком ряду вовсех словах пишется буква Д?

1)объез..чик,грандиоз..ный

2)фель..шер,звез..ный

3)уз..ник,сво..чатый

4)по..черк,сер..цебиение

 

10.Отметьтевариант, где на месте пропуска пишется И?

А. Вспомн..те вашилюбимые стихи.

Б.Когда вытр..теруки, садитесь за стол.   В.Удача завис..т от многого.

Г.Больномустанов..тся хуже.

1)АБ 2)АБВ 3)АБГ4)АВГ

11.В каком ряду вовсех словах на месте пропуска пишется Е?

1)с ревущ ..мзвер..м

2)о щемящ..йжалост..

3)к хорош..йповест..

4)к спящ..йкрасавиц..

12. В какомварианте пишется буква И?

1) отеч..ство2)желт..зна 3)торж..ство 4)монаш..ство

обид..лсямуч..вшийся зала..ть подерж..нный

13.В какомварианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А)успока..вающееБ)отрасл..вой В)корч..вать Г)запасл..вый

1)АБВ 2)БВ 3)ВГ4)АВГ

14.В каком ряду вобоих словах пропущена одна и та же буква?

1) шипы кол..тся,стел..щийся кустарник

2) игрок выбеж..т,прикрепля..мый

3) увид..л,накач..нный мяч

4)отмет..вший,намеч..нный

15.В какомпредложении НЕ со словом пишется раздельно?

1)Совершенно(не)грамотный староста.

2)(Не)гражданскийдолг , а личный интерес волнует героя.

3)Фонари (не)яркоотражались на черной поверхности воды.

4)Прослыть(не)вежею позорно.

16.В каком рядувсе слова пишутся через дефис?

1)(воздухо)очиститель,(пол)Азии            2)как(бы), (тоска)кручина

3)(воздушно)водный,(дом)музей              4)вряд(ли), (трубо)прокатный

17.В какомварианте ответа правильно указаны все примеры, где на месте пропуска пишетсяНН?

А сезо…ая работа,задача реше…а                  Б.реше…ая задача, полуде…ая жара

В.действе…ыйметод, кипяче..я вода                    Г.да…е условие, пенсио…ый возраст

1)АБ 2)БГ 3)БВГАБГ

18.Укажитеправильный вариант расстановки запятых в данном предложении.

Люди молчали(1)но(2) у всех (3)несмотря на разницу(4) в выражении лиц(5) в глубине души(6)было одно и то же напряженное ожидание чего-то страшного.

1) 1,2,3,42)1,3,4,5 3)1,3,5 4)1,3,5,6

19.В какомпредложении с однородными членами не надо ставить знаки препинания?

1)Ровноесверкающее под солнцем поле перерезает овраг.

2)Возле спальнибыла большая круглая зала с колоннами.

3)И солнце ибыстрая река все было прелестно в это утро.

4)Мал язык да всемтелом владеет

20.В какомпредложении нужно поставить три запятые?

1)Сухие сучьядеревьев брошенные в огонь затрещали и задымились приподнимая обожженные концы.

2)Не закрываясолнце плавно неслись по ясному небу облака постепенно исчезающие в синеве.

3)Облокотясь наподоконник Ольга сидела у окна занавешенного легкими занавесками.

4)Занимая меньшеквадратного метра земной поверхности каждое среднее дерево являетсяудивительной химической фабрикой созданной природой.

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 970

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет