«75-летию Великой Победы посвящается»
Тип проекта: информационно-познавательный
|
Содержание
Аннотациянаставника……………………………………………………………
Введение……………………………………………………………………………
1.СССР накануне войны. ПериодизацияВеликой Отечественной войны…...
2. Аша в годы ВеликойОтечественной войны…….……………………………
3.Герои войны……………………………………………………………………
4.Героини войны…………………………………………………………………
5.Разработка классного часа «75-летию ВеликойПобеды посвящается»……….
Заключение………………………………………………………………………..
Списокиспользованной литературы…………………………………………….
Аннотациянаставника
Выбранная тема проектавесьма актуальна, так как 2020 год – это год 75-летия Великой победы надфашистской Германией.
Проект «75-летию ВеликойПобеды посвящается» знакомит с историей Великой Отечественной войны 1941-1945гг. и его героями. Данный материал позволяет в полной мере воссоздатьгероический подвиг советского народа в те далекие годы.
Цельюработы является воспитание гражданственности,патриотизма; привитие основополагающих ценностей, идей, убеждений; увековечениеподвига многонационального народа в Великой Отечественной войне; повышениеинтереса к истории Родины. Данная работа способствует развитиютворческих и коммуникативных способностей детей, учит получать информацию изразных источников, осмысливать её применение в своей деятельности, формирует духовно просветленную, граждански совершеннуюличность.
Продуктом проекта является созданиеплаката о героях Великой Отечественной войны и разработка классного часа,которые в последующем может использоваться на уроках краеведения, истории илитературы.
Введение
Память о Великой Отечественной войне, ставшей для нашегопоколения уже далекой историей, – это не только хроника, летопись и дневники,это еѐ исторические уроки, вобравшие в себя социальный опыт прошлого иустремление в настоящее и будущее. Все дальше вглубь истории уходят события,связанные с Великой Отечественной войной. Передать эстафету памяти, показать учащимсявеличие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу – однаиз задач гражданско-патриотического воспитания.
День Победы – праздник, который начали отмечать послепобеды нашего народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Это деньокончания страшной, безмерно жестокой войны, которая длилась 1418 дней и ночей.День Победы как всенародный праздник был установлен Президиумом ВерховногоСовета СССР 8 мая 1945 года. Путь к победе был длинным испытанием. Она былазавоевана мужеством, боевым мастерством и героизмом советских воинов на поляхсражений, самоотверженной борьбой партизан и подпольщиков за линией фронта,каждодневным трудовым подвигом работников тыла, объединенными усилиямиантигитлеровской коалиции и антифашистского движения.
В преддверии празднования 75-летия Великой Победы появиласьидея о создании проекта «75-летию Великой Победыпосвящается». В рамках проекта предполагается организацияпросветительской и творческой деятельности.
Цель проекта: воспитание гражданственности, патриотизма; привитиеосновополагающих ценностей, идей, убеждений; увековечение подвигамногонационального народа в Великой Отечественной войне; противодействиефальсификации событий Великой Отечественной войны; повышение интереса к историиРодины.
Задачи проекта:
– воспитание чувства гордости за свое Отечество, свойнарод и свою семью;
– формирование у подрастающего поколения чувстваверности Родине, ответственности за судьбу страны, готовности к служениюОтечеству и его защите, выполнению гражданского долга; приобщение кисторическим, культурным и нравственным ценностям, традициям своего народа;
– развитие национального самосознания и гражданскойпозиции в условиях учебно-воспитательного процесса, внеклассной и досуговойдеятельности обучающихся;
– формирование внимания, уважения, почтения кветеранам, чувства толерантности;
– повышение мотивации к учению, познавательнойактивности, способности самореализации учащихся;
– дополнение, расширение знаний учащихся по истории;ознакомление участников проекта с основными событиями, героями ВеликойОтечественной войны, вкладом России в победу над фашизмом.
К результатам проекта относятся:
– воспитание гражданственности и патриотизма;
– воспитание уважения к ветеранам ВеликойОтечественной войны;
– повышение интереса к истории страны;
– привлечение к различным формамгражданско-патриотического воспитания всей семьи (открытые занятия, встречи светеранами, исследовательская, творческая работа и пр.);
– организация привлекательной формы досуга школьников,которая способствует профилактике асоциального поведения.
1.СССР накануне войны. ПериодизацияВеликой Отечественной войны
Нарассвете 22 июня 1941 г. гитлеровская Германия напала на Советский Союз. Настороне Германии выступили Румыния, Венгрия, Италия и Финляндия. Группировкавойск агрессора насчитывала 5,5 млн. человек, 190 дивизий, 5 тыс. самолетов,около 4 тыс. танков и самоходных артиллерийских установок (САУ), 47 тыс. орудийи минометов.
Всоответствии с разработанным в 1940 г. планом «Барбаросса» Германия планировалав кратчайший срок (за 6-10 недель) выйти на линию Архангельск – Волга –Астрахань. Это была установка на блицкриг — молниеноснуювойну. Так началась Великая Отечественная война.
Основныепериоды Великой отечественной войны
Первыйпериод (22 июня 1941 г. – 18 ноября 1942 г.) отначала войны до начала наступления советских войск под Сталинградом. Это былсамый тяжелый для СССР период. Создав многократное превосходство в людях ивоенной технике на главных направлениях наступления, немецкая армия добиласьсущественных успехов. К концу ноября 1941 г. советские войска, отступив подударами превосходящих сил противника до Ленинграда, Москвы, Ростова-на-Дону,оставили врагу огромную территорию, потеряли убитыми, пропавшими без вести ипленными около 5 млн. человек, большую часть танков и самолетов.
Основныеусилия немецко-фашистских войск осенью 1941 г. были направлены на захватМосквы. Битва за Москву продолжалась с 30 сентября 1941 г. до 20 апреля 1942 г.5-6 декабря 1941 г. Красная Армия перешла в наступление, Фронт обороныпротивника был прорван. Фашистские войска были отброшены от Москвы на 100-250км. План захвата Москвы провалился, молниеносная война на востоке несостоялась.
Победапод Москвой имела большое международное значение. Япония и Турция воздержалисьот вступления в войну против СССР. Возросший авторитет СССР на мировой аренеспособствовал созданию антигитлеровской коалиции. Однако летом 1942 г. из-заошибок советского руководства (прежде всего Сталина) Красная Армия потерпеларяд крупных поражений на Северо-западе, под Харьковом и в Крыму.Немецко-фашистские войска вышли к Волге – Сталинграду и Кавказу. Упорнаяоборона советских войск на этих направлениях, а также перевод экономики странына военные рельсы, создание слаженного военного хозяйства, развертываниепартизанского движения в тылу врага подготовили необходимые условия дляперехода советских войск в наступление.
Второйпериод (19 ноября 1942 г. – конец 1943 г.) –коренной перелом в войне. Измотав и обескровив противника в оборонительныхсражениях, 19 ноября 1942 г. советские войска перешли в контрнаступление,окружив под Сталинградом 22 фашистские дивизии численностью более 300 тыс.человек. 2 февраля 1943 г. эта группировка была ликвидирована. В это же время вражескиевойска были изгнаны с Северного Кавказа. К лету 1943 г. советско-германскийфронт стабилизировался.
Используявыгодную для них конфигурацию фронта, фашистские войска 5 июля 1943 г. перешлив наступление под Курском с целью вернуть стратегическую инициативу и окружитьсоветскую группировку войск на Курской дуге. В ходе ожесточенных боевнаступление противника было остановлено. 23 августа 1943 г. советские войскаосвободили Орел, Белгород, Харьков, вышли на Днепр, 6 ноября 1943 г. былосвобожден Киев.
Завремя летне-осеннего наступления была разгромлена половина дивизий противника,освобождены значительные территории Советского Союза. Начался распадфашистского блока, в 1943 г. вышла из войны Италия.
1943г. был годом коренного перелома не только в ходе боевых действий на фронтах, нои в работе советского тыла. Благодаря самоотверженному труду тыла к концу 1943г. была одержана экономическая победа над Германией. Военная промышленность в1943 г. дала фронту 29,9 тыс. самолетов, 24,1 тыс. танков, 130,3 тыс. орудийвсех видов. Это было больше, чем произвела их Германия в 1943 г. Советский Союзв 1943 г. превосходил Германию по производству основных видов боевой техники,оружия.
Третийпериод (конец 1943 г. – 8 мая 1945 г.) –завершающий период Великой Отечественной войны. В 1944 г. советская экономикадостигла наивысшего подъема за все военное время. Успешно развивалисьпромышленность, транспорт, сельское хозяйство. Особенно быстро росло военноепроизводство. Выпуск танков и САУ в 1944 г. по сравнению с 1943 г. увеличился с24 до 29 тыс., а боевых самолетов – с 30 до 33 тыс. единиц. С начала войны к1945 г. было введено в действие около 6 тыс. предприятий.
1944г. ознаменовался победами Советских Вооруженных Сил. Вся территория СССР былаполностью освобождена от фашистских оккупантов. Советский Союз пришел на помощьнародам Европы – Советская Армия освободила Польшу, Румынию, Болгарию, Венгрию,Чехословакию, Югославию, с боями пробилась до Норвегии. Румыния и Болгарияобъявили войну Германии. Финляндия вышла из войны.
Успешныенаступательные действия Советской Армии подтолкнули союзников 6 июня 1944 г.открыть второй фронт в Европе – англо-американские войска под командованиемгенерала Д. Эйзенхауэра (1890-1969) высадились на севере Франции, в Нормандии.Но советско-германский фронт по-прежнему оставался главным и наиболее активнымфронтом Второй мировой войны.
Входе зимнего наступления 1945 г. Советская Армия отбросила врага более чем на500 км. Почти полностью были освобождены Польша, Венгрия и Австрия, восточнаячасть Чехословакии. Советская Армия вышла к Одеру (60 км от Берлина). 25 апреля1945 г. произошла историческая встреча советских войск с американскими ианглийскими войсками на Эльбе, в районе Торгау.
Боив Берлине носили исключительно ожесточенный и упорный характер. 30 апреля быловодружено знамя Победы над рейхстагом. 8 мая состоялось подписание акта обезоговорочной капитуляции фашистской Германии. 9 мая – стал ДнемПобеды.
С17 июля по 2 августа 1945 г. состоялась Третья конференция главправительств СССР, США и Великобритании в пригороде Берлина – Потсдаме,которая приняла важные решения по послевоенному устройству мира в Европе, германскойпроблеме и другим вопросам. 24 июня 1945 г. в Москве на Красной площадисостоялся Парад Победы.
ПобедаСССР над гитлеровской Германией была не только политической и военной, но иэкономической. Об этом свидетельствует тот факт, что в период с июля 1941 г. поавгуст 1945 г. в СССР было произведено значительно больше боевой техники иоружия чем в Германии. Вот конкретные данные (тыс. штук):
|
СССР |
Германия |
Соотношение |
Танки и САУ |
102,8 |
46,3 |
2,22:1 |
Боевые самолеты |
112,1 |
89,5 |
1,25:1 |
Орудия всех видов и калибров |
482,2 |
319,9 |
1,5:1 |
Пулеметы всех видов |
1515,9 |
1175,5 |
1,3:1 |
Этаэкономическая победа в войне стала возможной благодаря тому, что СоветскомуСоюзу удалось создать более совершенную экономическую организацию и добитьсяболее эффективного использования всех ее ресурсов.
Войнас Японией. Окончание Второй мировой войны.Однако окончание военных действий в Европе не означало завершение Второймировой воины. В соответствии с принципиальной договоренностью в Ялте (февраль1945 г.) Советское правительство 8 августа 1945 г. объявило войну Японии.Советские войска развернули наступательные действия на фронте протяженностьюсвыше 5 тыс. км. Географические и климатические условия, в которых проходилибоевые действия, были исключительно сложными. Наступающим советским войскампришлось преодолеть хребты Большого и Малого Хингана и Восточно-Маньчжурскихгор, глубокие и бурные реки, безводные пустыни, труднопроходимые леса. Нонесмотря на эти трудности японские войска были разгромлены.
Входе упорных боев за 23 дня советские войска освободили Северо-Восточный Китай,Северную Корею, Южную часть острова Сахалин и Курильские острова. Было пленено600 тыс. солдат и офицеров противника, захвачено большое количество оружия ибоевой техники. Под ударами вооруженных сил СССР и его союзников по войне(прежде всего США, Англии, Китая) Япония 2 сентября 1945 г. капитулировала. КСоветскому Союзу отошла южная часть Сахалина и острова Курильской гряды.
США,сбросив 6 и 9 августа атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки, положили началоновой ядерной эры.
Такимобразом, Великая Отечественная война была важной составной частью Второймировой войны. Советский народ и его Вооруженные Силы вынесли на своих плечахосновное бремя этой войны и добились исторической победы над гитлеровскойГерманией и ее союзниками. Свой значительный вклад в победу над силами фашизмаи милитаризма внесли участники антигитлеровской коалиции. Главный урок Второймировой войны состоит в том, что предупреждение войны нуждается в единстве действиймиролюбивых сил. В период подготовки Второй мировой войны ее можно былопредотвратить. Многие страны и общественные организации пытались это сделать,но единства действий так и не было достигнуто.
2. Аша в годы ВеликойОтечественной войны
22 июня — вРоссии — День Памяти и скорби. Каждый год 22 июня ровно в 4 часа утра в нашейстране люди зажигают миллионы свечей и несут их к мемориалам памяти. В этотдень приспускают флаги на государственных учреждениях, отменяют всеразвлекательные мероприятия.
В день Памятии скорби, вся страна вспоминает о самой страшной дате в истории нашей страны -в этот день, 22 июня 1941 года, началась Великая Отечественная война. Всястрана поднялась на борьбу с фашистами. Встали все, кто мог держать в рукахоружие, кто мог защищать Родину. Вчерашние школьники осаждали военкоматы,просились на фронт, прибавляя себе год-два. И уходили, чтобы не вернуться.Почти весь школьный выпуск 1941 года не вернулся с фронта.
А как же жилинаши Ашинцы в годы войны? Согласно документальным страницам истории, каждоепредприятие, сельские хозяйства города Аши и всего района с начала войныперешли на особый, жесткий режим работы. Все делалось под одним общим лозунгом«Всё для фронта! Всё для победы!»
Работали ввоенный период по 12 часов в сутки .
Рабочие и служащие Ашинскогометаллургического завода первыми на Южном Урале проявили патриотическуюинициативу, приняв 9 августа 1941 года постановление об организации фондаобороны- это было стремление нашего народа отдать все свои силы для победы надзлейшим врагом».
19000 ашинцевгероически сражались на фронтах, внесли достойный вклад в дело разгроманемецко-фашистских захватчиков. 4423 из них пали смертью храбрых.
Девять были удостоены званияГероя Советского Союза:
Губайдуллин Миннигали Хабибуллович
А фамилии этих героев исегодня на слуху, ведь улицы нашего города носят имена земляков — ГероевСоветского Союза и России.
3. Герои войны
Война потребовала отнарода величайшего напряжения сил и огромных жертв в общенациональном масштабе,раскрыла стойкость и мужество советского человека, способность ксамопожертвованию во имя свободы и независимости Родины. В годы войны героизмстал массовым, стал нормой поведения советских людей. Тысячи солдат и офицеровобессмертили свои имена при обороне Брестской крепости, Одессы, Севастополя,Киева, Ленинграда, Новороссийска, в битве под Москвой, Сталинградом, Курском,на Северном Кавказе, Днепре, в предгорьях Карпат, при штурме Берлина и в другихсражениях.
За героические подвиги вВеликой Отечественной войне звания Героя Советского Союза удостоены свыше 11тыс. человек (часть – посмертно), из них 104 – дважды, трое – трижды (Г. К.Жуков, И. Н. Кожедуб и А. И. Покрышкин). Первыми в годы войны этого звания былиудостоены советские летчики М. П. Жуков, С. И. Здоровцев и П. Т. Харитонов, таранившиефашистские самолеты на подступах к Ленинграду.
Всего в военное время всухопутных войсках было воспитано свыше восьми тысяч героев, в том числе 1800артиллеристов, 1142 танкиста, 650 воинов инженерных войск, свыше 290 связистов,93 воина ПВО, 52 воина войскового тыла, 44 медика; в Военно-Воздушных Силах –свыше 2400 человек; в Военно-Морском Флоте – свыше 500 человек; партизан,подпольщиков и советских разведчиков – около 400; пограничников – свыше 150человек.
Среди военнослужащих,удостоенных звания Героя Советского Союза, рядовых, сержантов, старшин —свыше 35%, офицеров — около 60%, генералов, адмиралов, маршалов —свыше 380 человек. В числе Героев Советского Союза военного времени87 женщин. Первой этого звания была удостоена З. А. Космодемьянская (посмертно).
Около 35% ГероевСоветского Союза в момент присвоения звания были в возрастедо 30 лет, 28% — от 30 до 40 лет, 9% —старше 40 лет.
Четыре Героя СоветскогоСоюза: артиллерист А. В. Алешин, летчик И. Г. Драченко,командир стрелкового взвода П. Х. Дубинда, артиллеристН. И. Кузнецов — за боевые подвиги награждены также орденами Славы всех трех степеней. Полными кавалерами орденаСлавы трех степеней стали свыше 2500 человек, в том числе4 женщины. В годы войны за мужество и героизм защитникамРодины вручено свыше 38 млн. орденов и медалей. Родина высоко оценилатрудовой подвиг советских людей в тылу. За годы войны звания ГерояСоциалистического Труда был удостоен 201 человек, около 200 тыс.награждены орденами и медалями.
Среди Героев Советского Союза – представители большинства наций и народностей СССР |
|
Представители наций |
Число героев |
русские |
8160 |
украинцы |
2069 |
белорусы |
309 |
татары |
161 |
евреи |
108 |
казахи |
96 |
грузина |
90 |
армяне |
90 |
узбеки |
69 |
мордва |
61 |
чуваши |
44 |
азербайджанцы |
43 |
башкиры |
39 |
осетины |
32 |
таджики |
14 |
туркмены |
18 |
литокцы |
15 |
латыши |
13 |
киргизы |
12 |
удмурты |
10 |
карелы |
8 |
эстонцы |
8 |
калмыки |
8 |
кабардинцы |
7 |
адыгейцы |
6 |
абхазы |
5 |
якуты |
3 |
молдаване |
2 |
итоги |
11501 |
4. Героини войны
Этихрупкие, нежные девушки в годы Великой Отечественной войны сражались наравне смужчинами. Они управляли самолетами, выносили под снарядами раненных и ходили вразведку. Было страшно, но они смогли.
Лидия Литвяк – «белая лилия Сталинграда»
Она погибла в 21 год!
Родилась: 18 августа 1921 года.
На фронте: с апреля 1942 по август 1943 года. Служила в 586-мистребительном авиационном полку — знаменитых женских авиаполках МариныРасковой. Погибла 1 августа 1943 года в Донбассе.
Воинское звание: гвардии младший лейтенант.
Военная специальность: летчик-истребитель.
Награждена: Герой Советского Союза, орден Ленина, орден КрасногоЗнамени, орден Красной Звезды, орден Отечественной войны I степени.
Матрена Исаевна Вольская
Родилась: 6 ноября 1919 года.
На фронте: с сентября по ноябрь 1941 года связная партизанского отряда«Батя», с ноября 1941 года — разведчица отряда «Батя», участвовала в боях.
Награждена: орденом Боевого Красного Знамени; посмертно присвоено званиеГероя Советского Союза.
Вывела с оккупированной территории более 3000детей
Вера Сергеевна Андрианова
Родилась: 29 сентября 1922 года.
На фронте: с января по июнь 1942 года.
Воинское звание: рядовой.
Военная специальность: разведчик-радист.
Награждена: медалью «За отвагу» (посмертно).
Вера Даниловна Волошина
Родилась: 30 сентября 1919 года.
На фронте: сразу после начала войны была мобилизована на рытье окпов наподступах к Москве. В октябре 1941-го ушла на фронт добровольцем. Былазачислена в войсковую часть особого назначения № 9903 разведотдела штабаЗападного фронта для работы в тылу врага. 29 ноября 1941 года ушла на последнеебоевое задание, погибла в деревне Головково Наро-Фоминского района Московскойобласти.
Военнаяспециальность: разведчик-диверсант.
Награждена: орден Отечественной войны I степени и звание Героя РоссийскойФедерации посмертно.
Раиса Ермолаевна Аронова
Родилась: 10 февраля 1920 года.
На фронте: с мая 1942 года до мая 1945 года.
Воинское звание: гвардии старший лейтенант.
Военная специальность: старший летчик 46-го гвардейского полка.
Награждена: Герой Советского Союза, орден Ленина, орден КрасногоЗнамени, орден Отечественной войны I степени, орден Красной Звезды, медаль «Заоборону Кавказа», медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне1941−1945 гг.».
Лидия МихайловнаЦеловальникова
Родилась: 1 апреля 1923 года.
На фронте: с декабря 1941 года до мая 1945 года.
Воинское звание: гвардии лейтенант.
Военная специальность: штурман звена первой авиационной эскадрильи.
Награждена: медали «За боевые заслуги», «За победу над Германией вВеликой Отечественной войне 1941−1945 гг», «За оборону Кавказа», орден КраснойЗвезды, орден Отечественной войны II степени.
Надежда ГеоргиевнаРуденко (Сафонова)
Родилась: 21 сентября 1923 года в Иркутске.
На фронте: с декабря 1942 по июнь 1946 года.
Служила на Балтийском флоте в 7-м штурмовом авиационном полку. ДеньПобеды встретила в Германии.
Воинское звание: сержант.
Военная специальность: мастер по самолетному радиооборудованию.
Награждена: орден Отечественной войны, медали «За оборону Ленинграда»,«За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За победу на Германией», знаки«Защитнику крепости Крондштадт», «Защитнику Ораниенбаумского плацдарма».
Екатерина ВасильевнаБуданова
Родилась: 7 декабря 1916 года.
На фронте: с августа 1942 по июль 1943 года. Служила в 586-мистребительном авиационном полку, 73 ГвИАП.
Погибла: 19 июля 1943 года близ с. Ново-Красновка.
Воинское звание: гвардии старший лейтенант.
Военная специальность: летчик-истребитель.
Награждена: Герой Российской Федерации, орден Ленина, орден КраснойЗвезды, орден Отечественной войны I степени.
Мария ВасильевнаОктябрьская (в девичестве Гарагуля)
Родилась: 21 июля 1902 года.
На фронте: с октября 1943 по 18 января 1944 года. Сражалась на Западномфронте в 26-й гвардейской танковой бригаде. Погибла 18 января в бою в районестанции Крынки Витебской области.
Воинское звание: гвардии сержант.
Военная специальность: механик-водитель танка.
Награждена: орден Ленина, орден Отечественной войны I степени, медаль извание Героя Советского Союза.
На собственные сбереженияпостроила танк «Боевая подруга» и стала его механиком-водителем
Танк «Боевая подруга»
5. Разработкаклассного часа для школьников
«75-летию Великой Победы посвящается»
Цели:
— воспитать уобучающихся патриотические чувства к своей Родине, гордость за её героическоепрошлое, уважение к участникам Великой Отечественной войны, готовность кжертвенным поступкам во имя величия и процветания Республики.
— Формироватьчеткое представление о той страшной опасности, которую несут фашизм, война,преступления против человеческой жизни.
— способствоватьрасширению представлений о подвиге нашего народа во время Великой Отечественнойвойны, о мужестве, отваге.
Задачи:
Образовательные:
— Погрузить детейв атмосферу военного времени.
— Расширитьзнания обучающихся о событиях 1941-1945 гг.
— Пробудитьинтерес к изучению исторического прошлого нашей Родины.
Воспитательные:
— Воспитание уобучающихся благодарной памяти о простых советских людях победивших фашизм,чувства гордости за свою страну.
— Воспитаниеуважения к подвигам героев Великой Отечественной войны и чувства гордости заних.
— Воспитаниеуважения и благодарности к ветеранам ВОВ.
— Воспитаниечестности, благородства, сострадания.
— Преемственностьгероических традиций старших поколений для обеспечения счастливого будущегосвоей Родины.
— Содействоватьвоспитанию патриотизма и любви к своей «малой» Родине.
Развивающие:
— Развиватьинтерес к изучению истории.
— Расширятьобласть знаний, обогащать словарный запас обучающихся.
Форма классного часа:
– классный час в виде лекции –семинара.
Ход мероприятия:
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Сегодня мынаходимся в преддверии прекрасного дня – Дня Победы в Великой ОтечественнойВойне. И этот классный час хочется начать стихотворением:
Победагрезилась, мечталась.
Былдорог жизни каждый миг…
Тут яспросил: Как… воевалось?..
«Обычно,– произнёс старик,
Война ниесть, какое дело.
Мир –вот что главное, сынок».
Чтобмиру быть – нужна тут смелость:
Недопустить несчастий срок…
Для всех нас, ВеликаяОтечественная война – история. Но ее должен знать каждый уважающий себячеловек, потому что это история нашей Родины, наших родных и близких.
Этому событию мы посвятим нашклассный час — «75-летию Великой Победыпосвящается».
2. Новая тема.
Доклад учащегося:
На рассвете 22 июня 1941 года в 4 часа утра началасьВеликая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды ипрадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это ради будущихпоколений, ради нас.
Война. Слово короткое, но страшное.
Невозможно и представить, что чувствуют и какживут со своими страшными воспоминаниями участники и очевидцы событийсемидесятилетней давности.
Война. Это страшное слово, мгновенно облетело всекрупные и малые селения, никого не обошло стороной.
Была самая короткая ночь в году. Люди мирно спали.И вдруг:
— Война! Война!
Война беспощадно вторгалась в детство, калечилаюность, повергала в отчаяние стариков. Многие жители нашей страны участвовали вбоях на фронтах Великой Отечественной войны. В тылу остались только женщины,дети, старики. Они работали на заводах, рыли окопы, строили оборонительныесооружения, гасили на крышах зажигательные бомбы, чтобы спасти от пожара своидома. Десятки тысяч женщин, подростков, людей пожилого возраста встали кстанкам, освоили тракторы, комбайны, автомобили взамен ушедших на фронт мужей,отцов и сыновей. Главным девизом всей страны стало: «Все для фронта, все дляпобеды!».
В тылу самоотверженно работали для фронта, нафронте сражались за тех, кто остался дома. Гитлеровцы разрушили и сожгли сотнигородов, десятки тысяч населенных пунктов. Они совершали неслыханные зверства.
Учитель:Самымикрупными сражениями и событиями Великой Отечественной войны, которые сталипереломным моментом в те суровые годы войны, можно назвать — оборону Москвы,блокаду Ленинграда, Сталинградскую битву, Курскую дугу, штурм Берлина.
8 сентября 1941 года началасьБлокада Ленинграда. Около девятисот дней сражался, работал и жил в кольцеБлокады Ленинград.
Чтец 1:
Нам этаскупая дорога,
И лучшей ненужно в награду.
Мы здесь наступалии гнали врага,
И здесь мыпрорвали блокаду!
Учитель:Всю зиму 1941 года шла битва за Москву. И Москва выстояла. ОборонаМосквы завершилась 20 апреля 1942 года. Разгром немецко-фашистских войск подМосквой явился началом коренного перелома в ходе войны. Перед всем миром быларазвенчана легенда о непобедимости гитлеровских армий.
Чтец 2:
Забыв в дыму,в окопной глине,
Что сонбывает наяву,
Мыбеспощадный путь к Берлину
Открылибитвой за Москву.
Учитель:В феврале 1943 году победоносно закончилось сражение подСталинградом. Фашистам был нанесён сокрушительный удар, от которого они несмогли оправиться до самого конца войны.
Чтец 3:
Здесь орденМужества надет
На грудьземли,
Недаром этагрудь истерзана,
Снарядом,
Со смертьюбилась жизнь,
И смертьвраги нашли.
И победилажизнь
В боях подСталинградом!
Учитель:Полной победой 23 августа 1943 года закончилась историческая битвана Курской дуге.
Чтец 1:
Те бои –
Как меранашей силы.
Потому она идорога,
Насмертьприкипевшая к России
Курскаявеликая дуга…
Учитель: В течение 1944 года от фашистских войск освобождены столицысоветских социалистических республик Вильнюс, Кишинёв, Киев, Минск, Рига,Таллин.
И вот долгожданная Победа!Штурм Берлина 1945 года.
Доклад учащегося:
8 мая 1945года подписан акт о безоговорочной капитуляции Фашистской Германии. Это произошло в 22:43 по центрально-европейскомувремени и в 00:43 – по московскому. С 1:00 по московскому времени вступил всилу акт. Поэтому в европейских странах День Победы отмечают 8 мая, а в России 9-го. Интересно, что, хотя акт о капитуляции был принят, Советский Союзпродолжал официально оставаться в состоянии войны с Германией до 1955 года,когда соответствующее решение было принято Президиумом Верховного Совета СССР.
Девятого мая на Центральныйаэродром имени Фрунзе города Москвы приземлился самолёт, который привёз встолицу акт о капитуляции Германии. Парад Победы состоялся на Красной площади24 июня. Принимал парад маршал Георгий Жуков, командовал парадом маршалКонстантин Рокоссовский. Торжественным маршем прошли через площадь сводныеполки фронтов. Впереди шли командующие армиями и фронтами, Герои СоветскогоСоюза несли знамёна.
Этот праздник традиционно отмечается 9 Мая. Онсимволизирует стойкость и самопожертвование народов Советского Союза. Сообща,ценой чудовищных потерь, удалось отстоять родную землю и победить в самоймасштабной войне, которая когда-либо случилась в истории человечества. Такихжестоких битв с участием миллионов солдат и десятков тысяч машин еще никогда небыло за всю историю развития человеческой цивилизации.
Учитель: Война – это 4 года, это 1 418 бессонных дней иночей, это 20 миллионов погибших русских людей, это значит 22 человека накаждые 2 метра земли, это значит 13 человек в каждую минуту.
В 1945 годуСталин подписал указ о том, что 9 мая становится государственным праздником ивыходным днём. Однако уже в 1948 году День Победы стал рабочим днём. Вновьвозобновились парады и праздничные мероприятия только в 1965 году. В это времяпраздник 9 мая окончательно снова стал выходным днём.
Первый День Победы праздновали как никогда вистории. На улицах люди обнимали и целовали друг друга. Многие плакали. Вечером9 мая в Москве был дан салют Победы, самый большой за всю историю СССР:тридцать залпов из тысячи орудий. С той поры День Победы был и остался одним изсамых важных и почитаемых праздников в России и СНГ.
После распадаСССР некоторое время парады в День победы не проводились, возобновили этутрадицию лишь в 1995 году. И с этого времени парады проходят ежегодно. Потрадиции в этот день возлагаются венки к памятникам боевой славы и воинскойдоблести, проходят встречи ветеранов, участников той войны, устраиваютсяторжественные мероприятия и концерты, вечером гремит праздничный салют.
С 2005 года проводитсяпатриотическая акция «Георгиевская ленточка» с целью вернуть и привить ценностьпраздника молодому поколению.
В канунпразднования дня Победы каждый может приколоть на грудь или привязать антеннуавтомобиля «Георгиевскую ленточку» в знак памяти о героическом прошлом СССР,как символ воинской доблести, Победы, боевой славы и признания заслугфронтовиков.
Чтец 2:
Четыре годаот заката до рассвета
Ковали мыПобеду!
Мечталось ободном, чтобы с рассветом
Насталатишина твоя, Победа!
Учитель:Прошло 72 года, как закончилась Великая Отечественная война, ноэхо её до сих пор не затихает в людских душах. Да, у времени своя память…
Память – это признание. Память– это мгновения. Память – это верность живых. И сколько бы воды ни утекло вЛету, мы всегда будем величать эту войну «Великой».
Почему мы вновь и вновьвспоминаем об этой страшной войне? Потому что беспокоимся о будущем. Мы должныпомнить о прошлом, чтобы фашизм не повторился вновь. Давайте помнить об этомвсегда.
Вспомним жесегодня и тех, кого с нами уже нет, кто не вернулся с полей сражений, кто недожил до сегодняшнего дня.
Чтец 3:
Поклонимсявеликим тем годам,
Тем славнымкомандирам и бойцам,
И маршаламстраны, и рядовым,
Поклонимся и мёртвым,и живым.
Всем тем,которых забывать нельзя,
Поклонимся,поклонимся, друзья.
Всем миром,всем народом, всей землёй.
Поклонимся затот великий бой.
Чтец 4:
Тихо, ребята,минутой молчанья
Память героевпочтим,
И их голосакогда – то звучали,
По утрам онисолнце встречали,
Сверстникинаши почти.
Среди нас неттех,
Кто шёл нафронт и не вернулся.
Вспомнимчерез века, через года,
О тех, ктоуже не придёт никогда.
Вспомним!
9 мая принято поздравлятьдруг друга и ветеранов с Праздником Победы, а также благодарить живых и павшихучастников той войны за то, что они отстояли родную землю и обеспечили надолгие годы мирное небо над головой потомков.
К сожалению,непосредственных участников боевых действий практически не осталось. Носителямиинформации являются потомки героев и дети войны. Они приняли эстафету ответеранов и теперь передают информацию о тех событиях следующему поколению.
Погибшие также не забыты, вэтот день возлагаются живые цветы на памятники и постаменты, братские могилы.
Лучшимподарком очевидцам и участникам тех событий, живым и погибшим станет память обих подвиге и теплые слова благодарности.
3. Закрепление:
Давайте вспомним самые крупныесражения и события Великой Отечественной войны, которые стали переломныммоментом в те суровые годы войны (оборона Москвы, блокада Ленинграда,Сталинградская битва, Курская дуга, штурм Берлина).
Учитель:
Почтим памятьгероев, не пришедших с войны, минутой молчания (минута молчания) – Прошу всехвстать. Прошу садиться.
4. Рефлексия:
Звучит песня«День Победы» композитора Д.Тухманова и поэта В.Харитонова. Учащиесякласса выходят с вырезанными из картона голубями и прикрепляют к плакату этотсимвол мира. (Плакат с нарисованным солнцем и голубым небом заранее вешается надоску).
Учитель:Наш классный час закончен. Я надеюсь, что вывсегда будете помнить о подвиге нашего народа в Великой Отечественной Войне,будете с уважением относиться к ветеранам ВОВ не только в преддверии этого дня,но и в течение всего года, и по возможности, помогать им в жизни. Я желаю Вамбыть добрыми людьми и патриотами своей страны.
Заключение
Проект «75-летию Великой Победы посвящается» рассчитан на то, чтобысформировать у детей знания об историческом прошлом Родины, установитьисторическую преемственность поколений, дать им возможность получить целостноевосприятие событий, связанных с Великой Отечественной войной.
Реализацияпроекта позволяет не просто повысить интерес детей к людям, защищавшим Родинумного лет назад, но и способствует формированию подлинногражданско-патриотической позиции у школьников, которая затем ляжет в основуличности взрослого человека – гражданина своей страны.
Россия имеетисторию, богатую героическими событиями. Поэтому в перспективе я планируюпродолжить работу по ознакомлению детей нашей школы с героическими страницамиистории нашей страны, формировать патриотические чувства, воспитывать любовь кРодине.
Список использованнойлитературы
1. АнтоновЮ.А. «Великой Победе посвящается» / Антонов Ю.А. – М.; ТЦ Сфера, 2010. 128с.
2. Великая Отечественнаявойна. Ашинский район: аннотированный библиографический указатель / МКУК «ЦБС АМР»,метод.-библиог. отд.; отв. за вып. Е.М. Саблина; сост. З.Н. Давлетшина. – Аша,2016. – 169 с.
3. Детям о Великой Победе /Казаков А. П., Шорыгина Т. А., — М., 2007.
Электронные ресурсы:
4. «Подвиг народа в ВеликойОтечественной войне 1941-1945 гг.» : электронный банк документов. – Москва,2018. – URL: http://podvignaroda.mil.ru/
5. «Память народа» : портал. –Москва, 2020. – URL: https://pamyat-naroda.ru