Проект натему:
«Матрёшка –русская народная игрушка»
во второймладшей группе.
Тип проекта: познавательно-творческий,игровой.
Срок реализации: краткосрочный.
Вид: коллективный.
Участники проекта: воспитанникивторой младшей группы «Подсолнух», воспитатель, родители.
Цель проекта: Познакомитьдетей и родителей с русским народным творчеством на примере матрёшки; датьпредставления детям и родителям о том, как можно играть с матрёшкой.
Актуальность: Народнаяигрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многихпоколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, имногофункциональна. Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляетребёнка прилагать определённые физические и интеллектуальные усилия, чтобыполучить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития.Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическоемышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость рук, смекалку.
Проблема: Народнаяигрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, непредназначенную для ребёнка и не требующую педагогического сопровождения. Ноименно, народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социальногонаследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую рольнародной игрушки.
Гипотеза: Матрешка,прежде всего любимая игрушка малышей, причём очень полезная игрушка. Имеетбольшую практическую пользу. С помощью матрёшки взрослые могут научить ребёнкавыделять разные величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету иобъёму. Всё это способствует установлению координации рук и глаз, развивает уребёнка восприятие окружающего мира, его мышление.
Задачи проекта:
- формировать интерес к русской народной игрушке Матрёшке;
- формировать интерес к народной культуре и традициям;
- развивать творческие способности детей и родителей;
- создать условия для развития творческих навыков и способностей у детей;
- прививать интерес к нетрадиционным способам рисования и конструированию;
- развивать навык штриховки; учить аккуратно наклеивать элементы аппликации;
- развивать мелкую моторику пальцев рук в процессе лепки;
- закрепить знания основных цветов и их оттенков;
- закрепить знания геометрических фигур; расширять словарный запас детей.
1 этап – подготовительный
Содержание проекта |
Совместная деятельность воспитателя и детей |
Работа с родителями |
Подбор литературы, иллюстраций Сбор информации из разных источников (энциклопедии, художественная литература, интернет источники); Создание развивающей предметно-пространственной среды для реализации проекта (появление разных матрёшек в игровом центре).
|
Рассматривание игрушки Матрёшки). Рассматривание иллюстраций с изображением матрёшек. Чтение стихов и загадок о Матрёшке. Беседа на тему «Матрёшка — любимая игрушка».
|
Наглядная информация для родителей о теме недели. Предложить родителям принять участие в проекте «Красавица матрешка» Подбор стихов, загадок, иллюстраций с изображением матрёшек.
|
Подбор дидактических игр, |
2 этап – основной
Содержание проекта |
Совместная деятельность воспитателя и детей Представленная информация была полезной? ДА 61.32% НЕТ 38.68% Проголосовало: 1484 |
Работа с родителями |
Игровая деятельность детей с Матрёшками (продолжать знакомить с видами и росписью матрёшек). |
Рассматривание альбома в уголке творчества: «Матрёшка самая известная русская игрушка» (об истории появления игрушки), «Матрёшка – душа России!» (об этапах изготовления игрушки и её росписи), Чтение (стихи, загадки). «Ах, эти русские Матрёшечки!» Знакомство с Матрёшкой через игровую деятельность: игровые ситуации: «У Матрёшки день рождения», «Угостим Матрёшек чаем (подбор чайной посуды по размеру)», Игры со строительным материалом: «У Матрёшки новоселье», «Построй ворота для Матрёшек» Продолжать учить создавать простейшие постройки. Организация настольно-дидактических игр: «Сложи Матрёшек», «Найди узор», «Подарки для Матрёшек», «Собери картинку», «Найди заплатку», «Построй Матрёшек по росту», «Найди по контуру», «Найди сестрёнок для Матрёшек». |
Подготовка и оформление консультаций на тему «Роль Матрёшки в развитии ребёнка», «Как играть с Матрёшками?».
Домашний совместный просмотр мультипликационной истории о происхождении нашей русской Матрёшки.
|
Оформление выставки детских работ «Красавица Матрёшка». |
3 этап – заключительный
Содержание проекта |
Совместная деятельность воспитателя и детей |
Работа с родителями |
«Детская творческая мастерская» (рисование, аппликация, лепка). |
Разучивание пальчиковой гимнастики: «Мы весёлые Матрёшки». Продуктивная деятельность: Нетрадиционное рисование «Украсим сарафан Матрёшке», Аппликация «Красивый платочек для Матрёшки», Лепка «Хоровод Матрёшек» Раскрашивание матрёшек. |
Выставка детских творческих работ «Матрёшка — моя любимая игрушка». |
Презентация проекта «Матрёшка – русская народная игрушка» |
Итоги проекта:
В ходе проекта детипознакомились с русской народной игрушкой Матрёшкой, некоторыми техникаминетрадиционного рисования, у детей расширился словарный запас. Появился болееустойчивый интерес к творчеству, интерес к русской культуре через знакомство сматрёшкой. Дети с большим удовольствием участвовали в реализации проекта,проявляли инициативу и творческий подход в играх и художественно-творческойдеятельности.
Консультация для родителей
«Роль матрёшки в развитии ребёнка»
Ах,матрешечка – матрешка,
Хороша, не рассказать!
Очень любят с тобой детки,
В нашем садике играть.
Щечки яркие, платочек,
По подолу цветики.
Весело кружатся в танце
Яркие букетики!
Матрёшка –старинная русская забава. Она считается не только замечательным сувениром, но иинтересной развивающей игрушкой для малыша. Игра – это основная формасуществования ребенка, она занимает большую часть времени, которую онбодрствует. Именно в процессе игры малыш познает мир, открывает для себя многонового и интересного. Матрёшка – одна из первых игрушек для малыша. Большимдостоинством ее является то, что она безопасна, так как матрешка изготовлена издерева и не имеет острых углов. Матрёшка, несмотря на свою простоту, помогаетразвивать мелкую моторику, чувство формы и цвета, а также воспитываетусидчивость. Очень маленькие дети могут только раскладывать и складыватьматрёшку. Кажется, что тут такого. Но нет, таким образом, ребенок развиваетмелкую моторику пальчиков. Развивая пальчики, мы активизируем деятельностьголовного мозга малыша, а это речь, мышление, память, внимание и многое другое.Простое складывание и раскладывание в дальнейшем усложняем – мы начинаемсравнивать. Берем двухместную матрёшку, открываем ее и достаем из нее другуюпоменьше. Рассматривая матрёшку ребёнок учится таким понятиям, какбольшая — маленькая матрёшка. На примере с матрешкой ребенок учитсяраспознавать другие большие и маленькие предметы. Научившись складывать ираскладывать матрешку, определять большая или маленькая матрёшка, можно акцентироватьвнимание ребенка на том, во что она одета. Мы рассматриваем, какого цветаплаток, платье у матрёшки. Таким образом, матрешка помогает нам изучить цвета.Уникальным свойством матрёшек является возможность развития сюжетной линии. Наформе матрёшки может быть изображены персонажи из сказок. Например,из сказки «Колобок» и «Репка». Такие матрёшки могут бытьиспользованы в ролевых играх и театральной деятельности, что способствуетразвитию речи у ребенка. Собирая матрёшку, ребенок должен совместить нижнюю иверхнюю части так, чтобы совпал рисунок на матрешке. Эта сторона деятельностиребенка
помогает выработать ему усидчивость, внимание и упорство.
