Составитель: Воспитатель: Сергеева Т. В. — воспитательподготовительной группы компенсирующей направленности. Оглавление. 1.Актуальность проекта
2.Этапы проекта
3.Ожидаемые результаты
4.Литература
Сроки реализации: среднесрочный (ноябрь 2022 г. – май 2023 г.)
Вид проекта: детско-педагогический, информационно – познавательный Участники проекта: педагогиДОУ, дети подготовительной группы компенсирующей направленности, родители.
Цель проекта:
Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духепатриотизма. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детейподготовительной группы через систематизацию знаний о своей семье, о детскомсаде, об улице, на которой живет ребенок, родном городе ( посёлке), своейстране. Воспитание любви и уважения к истории своей страны — России, к своейнации ; к представителям другихнациональностей. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическоевоспитание детей в семье.
Задачи:
1. Создать оптимальные условия для приобщения взрослых идетей к истокам культуры родного края.
2. Воспитать чувства любви к своей семье, к своему роду,развитие интереса к истории семьи, семейным традициям.
3. Вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную,исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы икультуры своего края, города ( посёлка)
4. Привлечь родителей к активному участию в реализациипроекта.
5.Развивать связную речь детей; обогащать и активизироватьсловарь детей.
Актуальность
В последнее время в нашей жизни произошлисложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появилисьновые (День российского флага, День единства и т. д., молодое поколениезабывает русскую народную культуру, народные игры. Наблюдается отчуждение детейи родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшими поколением. Навторой план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности.
Одним из важныхнаправлений ФГОС ДО является «создание благоприятных условий развития детей всоответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,развитие способностей и творческого потенциала. Современной дошкольнойорганизации в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуютсятакие методы организации образовательной деятельности, которые будутформировать активную, самостоятельную и инициативную позицию у дошкольников.
На данный моментодним из наиболее ярких и значимых методов является проектная деятельность.
Нравственно-патриотическое воспитание является современной проблемой воспитанияподрастающего поколения. Нужно помнить, что ребенок не рождается патриотом, оним становится.
Малая Родина… У каждого человека она своя, но для всехявляется той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяеточень многое, если не сказать — всё. Край, где родился и вырос, где светятзвёзды детства, — именно это необходимо каждому человеку. Одной из формвоспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является привитиелюбви к родному краю. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городуи родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. «Любовь кродному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своейсемье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эталюбовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему,ко всему человечеству». Д.С. Лихачев
Знакомство детей с родным краем: систорико-культурными, национальными, географическими, природными особенностямиформирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом игражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об историиродного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всюжизнь.
Этапы работы над проектом:
I этап – диагностико-аналитический(ноябрь 2022 г.)
Выявление проблемы,формулирование цели и задач проекта, определение пути его реализации.
II этап – реализацияпроекта (ноябрь 2022 г. – май 2023 г.)
Разработка содержаниядеятельности и организация работы по реализации проекта.
III этап – итоговый (май2023г.)
Оформление папки сматериалами проекта.
Ожидаемый результат: освоение детьми доступных знаний обистории родного края;
— дети будут обладать ценностно-нравственными качествами,являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной,духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных гражданРоссии;
— умение выражать собственное мнение, анализировать, -расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений;
— сформированность системы понятий духовных семейныхценностей,
-повышение профессиональной компетентности педагогов ввопросах нравственно -патриотического воспитания дошкольников;
Поэтапный план реализации проекта:
I этап – диагностико-аналитический (ноябрь 2022 г.)
II этап – реализация проекта (ноябрь 2022 г. – май 2023 г.) ООД:
Ноябрь. Тема: « День народногоединства». Тема: «Моя родословная»
Тема: «Родной Красноярский край»
Беседа «Что я знаю о своей семье»,
Выставка детских рисунков «Моя семья»;
Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;
Сочинение рассказов «Я расскажу вам о своей семье» (рассказо предках на генеалогическом древе» о семье;
Задачи:
Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членамсемьи;
Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения,обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
Расширять и уточнять знания детей о родном крае.
Прививать бережное отношение к культурному и духовномунаследию своей малой Родины;
Формировать представления детей о разных населенныхпунктах. Познакомить с особенностями труда жителей города и села. Учитьнаходить между городом и селом сходства и отличия;
Расширять представления детей о территории России, народах еёнаселяющих; Воспитыватьуважение к различным национальностям России, их культуре, языку; дружескиевзаимоотношения в детском коллективе; чувство гордости за свой народ, за егоподвиги. Формироватьпонятие, о том, что Россия многонациональная страна.
Декабрь. Тема: «Герб нашей семьи»
Тема: «Родительский дом — начало начал» (семейные праздникии традиции)
Тема: «Профессии моих родителей»
Семейные мини – проекты: «Герб семьи», «Мозаика семейной истории»- проект по изучению семьи . Выставка детских рисунков «Как мы отдыхаем»
«Семейные традиции — связь поколений» (распространениеположительного семейного опыта нравственно-патриотического воспитания)
Задачи:
Продолжать формировать и развивать у детей навыкиисследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями,используя метод проектов;
Продолжать работу по изучению своей семьи, придуматьсовместно с родителями герб своей семьи;
Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий,к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада;
Закрепить знания детей о профессиях родителях, их названиии роде деятельности;
Январь. Тема: «История и достопримечательностиКрасноярского края».
Тема: «Природа края» Презентации:«История и достопримечательности Красноярского края ».
Выставка рисунков: «Природа края». Рассматриваниеальбома « Разрез Берёзовский». Лепка «Моё любимое животное».
Сюжетно – ролевая игра «В зоопарке».
Задачи:
Вызвать интерес к истории возникновения Красноярского края.
Закрепить знания детей о достопримечательностях родногокрая.
Дать детям знание о том, что такое архитектура, познакомитьс некоторыми архитектурными памятниками края.
Воспитывать чувство восхищения красотой, любовь к родномукраю, желание сделать его еще красивее. Февраль:
Тема: «Мой любимый детский сад». Тема: «Защитники Родины»
Экскурсия по детскому саду.
Заучивание стихотворений о профессиях детского сада.
Беседа о детском саде, о профессиях сотрудников.
Составление рассказов на тему «Моя любимая игрушка»
Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».
Беседы « Что значит быть настоящим мужчиной?»
Календарные праздники: «День Защитника Отечества»,
Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;
Фотовыставка:«Они защищали нашу Родину Консультация «23февраля семейный праздник»
Беседы:
«Мой папа».
«Наша армия родная»
Задачи:
Познакомить детей с историей и зданием детского сада,совершенствовать представления о профессиях коллектива детского сад, о важностиих труда.
Формировать чувство уважения к Российской армии,воспитывать в детях желание быть похожими на наших солдат и офицеров, желаниеслужить в Российской армии.
Март
«Мамывсякие нужны, мамы всякие важны»
Беседана тему «Мама – самое прекрасное слово наземле» Составление рассказов из личного опыта«Моя мама лучше всех»
Рисование«Портрет моей мамы»
Игра«Я забыл поздравить маму. Как исправить положение? »
Чтение стихов о маме Задачи:воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремлениезаботиться и помогать ей. Воспитывать желание поздравить мам, бабушек,заботиться о них.
Апрель
«Полет в космос»
Выставка поделок«Космос»
Беседы: Что такоекосмос?» «Праздник 12 апреля?»
«Первый полет вкосмос»
«Животные в космосе»
Подвижные игры:
Ждут нас быстрыеракеты
Рисование: «Звездочкив небе»
Аппликация: «Космонавтв космосе»
Лепка: «Солнце – наш друг Задачи:дать представление о космосе космическом пространстве; о ближайшей звезде –Солнце, о спутнике земли – Луне; воспитывать уважение к трудной и опаснойпрофессии космонавта. Учить фантазировать и мечтать
Май
«Этотдень победы»
Беседана тему «Этих дней не смолкнет слава»
Рассказо детях-героях войны. Экскурсия кстеле Победы.
Рисованиена тему «Салют в честь дня Победы»
Слушаниеи пение фронтовых песен; заучивание стихов о войне
Работа с родителями: выставка совместных рисунков детей иродителей по военной тематике. Задачи:познакомить с жизнью детей во время Великой Отечественной войны; формироватьпатриотические чувства, интерес к прошлому России. Донести до детей мысль, чтоспустя много лет люди помнят о событиях грозной войны, чтят память погибших. Воспитыватьчувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться оних.
III этап – итоговый (май 2023г.)
Оформление папки с материаламипроекта.
Заключение. Данный проект позволит сформироватьнравственные основы и чувство патриотизма. Ключевуюроль играет семья, т.к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностямиличности и общества функций: репродуктивную, воспитательную,хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.
Формированиепатриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь ссемьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. Смалых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа,почувствовать себя сыном не только своих родителей, но и всего Отечества. Эточувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина»,«государство», «общество». Одним из решений патриотическоговоспитания становится организация единого воспитательно-образовательногопространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.
Список литературы:
1.Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателядет.сада.-М.:Просвещение.1987
2.Дмитриева, В.Г. Патриотическое воспитание дошкольников //Детский сад от А до Я. – 2003. – No 3.
3.Евдокимова Е.С. «Проектирование модели гражданскоговоспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
4.Логинова, Л. В., Глаголева, С. А., Холина, Н. И. Системаработы по патриотическому воспитанию дошкольников // Справочник старшеговоспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – No 1.
5.Образовательные проекты в детском саду. Пособие длявоспитателей Автор: Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова.Год выпуска: 2008.Издательство: АЙРИС-пресс
6.Интернет – ресурс: Википедия
7.Основнаяобщеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. 2.Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство: Мозайка-синтез Год: 2014