X-PDF

Проект Развитие речи детей с особенностями в развитии посредством русских народных сказок

Поделиться статьей

МБДОУ « Тотемский детскийсад № 5 « Кораблик»

 

 

 

 

 

Ролево-игровой  проект

Развитие речи детей  с ОВЗпосредством

русских народных сказок.

(подготовительная группа)

 

Разработали:

Корюкина Л. И.

 

 

                                                                                                                                                                                  

г. Тотьма 2023г

 

 

Паспорт проекта

Название проекта

« Развитие речи детей с ОВЗ посредством русских народных сказок»

 

Автор проекта

Корюкина Л., И.

 

Руководители проекта

Корюкина Л., И.

 

Название

учреждения

МБДОУ « Тотемский детский сад № 5 « Кораблик»

 

Тип проекта

Ролево-игровой  проект

Продолжительность

среднесрочный 1,5 месяца

 

Сроки реализации

Ноябрь 2022г- январь 2023 год

Цель проекта

Развитие речи, познавательных и коммуникативных способностей детей через ознакомление с     русскими народными сказками.

Объект проекта

Дети старшей группы  комбинированной направленности

Задачи проекта

расширить знания о сказочных героях русских народных сказок;

-развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию, образное мышление;

-содействовать развитию речи детей, обогащению словаря и навыков связной речи, совершенствовать интонационную выразительность речи, учить рассказывать знакомые сказки;

-развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику;

-содействовать совершенствованию навыков продуктивной деятельности;

-воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие;

-вовлечь родителей в проектную деятельность

Ожидаемые

результаты

За время реализации проекта дети познакомятся с русскими народными сказками, будут знать их содержание.  

В процессе ознакомления со сказками активизируется словарь детей, будет  развиваться связная речь.

 Ознакомление со сказками будет способствовать  развитию продуктивной деятельности детей.

 

 

     

1.Введение

       Актуальностьпроекта:

 «Сказки злые  и добрые могут помочьвоспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительностьновыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображениеми научить, критически воспринимать окружающее»
                                                                                       Д.Родари

Сказка – удивительное явление народного творчества.Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, ивзрослому.  Однажды прийдя к малышу, сказка остаётся с ним навсегда как чудо,как радость, как память. В настоящее время трудно найти лучший способвоспитания детей, чем путь приобщения их с раннего детства к устному народномутворчеству.

Русская народная сказка – явление уникальное. В сказочноммире все необычно: животные, наделенные человеческими качествами, предметы,имеющие волшебные свойства и помогающие человеку и многое другое. Сказка даёт нравственные уроки сострадания,самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представление оморали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опытребенка.  Русская народная сказка развивает образность мышления,выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркимихарактеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Сказкавоспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладомрусской жизни.  Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, еёмелодике.

Речьимеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в дошкольномвозрасте, так как она становится основным средством общения. Главнаязадача педагога в области развития речи детей с ОВЗ дошкольного возраста –помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

Почемунаши дети плохо говорят? Может, потому что мы разучились с ними разговаривать. Современные родители, а, какследствие, их дети, в большинстве своем не посещают библиотеки. Проблемасохранения интереса у детей к русскому народному творчеству сегодня актуальнакак никогда. Техника (аудио-, видео-, компьютерная) дающая готовые слуховые изрительные образы, ослабила интерес к книге и желание работы с ней. Плоды этогомы уже пожинаем сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия,коммуникативных навыков, нравственных устоев

Дошкольный период жизни ребенка во многомзависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светомдобра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложитьпредпосылки высоких человеческих начал, развивать их речь. Очень важно с ранних лет научитьдетей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный идобрый мир. В дошкольный период удетей интенсивно развивается воображение, способность действовать в образномплане, умение понимать читаемый текст и осуществлять элементарный анализ,поэтому в детстве роль сказки велика. Исследователи сходятся во мнении, чтосказки – совершенно необходимый этап в развитии ребенка.   

   Участники нашегопроекта являются дети 5-7 лет, воспитатели и родители.

Через русские народные сказки ребёнок не только овладевает роднымязыком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своегонарода, получает первые впечатления о ней.

Цель проекта: развитие речи,познавательных и коммуникативных способностей детей через ознакомление с     русскиминародными сказками.

 

 

Задачи проекта:

расширить знания о сказочных героях русских народных сказок;

-развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию, образное мышление;

-содействовать развитию речи детей, обогащению словаря и навыков связной речи, совершенствовать интонационную выразительность речи, учить рассказывать знакомые сказки;

-развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику;

-содействовать совершенствованию навыков продуктивной деятельности;

-воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие;

-вовлечь родителей в проектную деятельность   

Продукт проекта: драматизация сказки « Лиса и волк», методическое пособие «Теремок»

 Ожидаемый результат:

За время реализации проекта дети познакомятся с русскиминародными сказками, будут знать их содержание.  

В процессе ознакомления со сказками активизируется словарь детей,будет  развиваться связная речь.

 Ознакомление со сказками будет способствовать развитию продуктивной деятельности детей.

Этапы работы над проектом

    2.Подготовительный этап.

-постановкацелей, определение актуальности и значимости проекта;

    -подбор методической литературы для  реализациипроекта.;

-подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе.

3.             3.Основной этап

     Речевоеразвитие:

 беседы: «По страницам сказок»,«Зачем мы читаем сказки»,«Откуда сказкак нам пришла?», «Добро побеждает зло» (« Заюшкина избушка»),«Сказка ложьда в ней намек»,«Как важно быть послушным» ;

чтениехудожественной литературы: «Заюшкина избушка»,«Лисичка – сестричка и серый волк», « Зимовье»;

работа помнемотаблицам ;

 отгадывание загадок:  о сказках и сказочных персонажах;

чистоговорки  посказкам;

пересказ по картинкам:  «Волк и лиса», « Зимовье», « Заюшкина избушка»

Дидактическиеигры: «Что лишнее»,«Узнай сказку по предмету» (покартинке), «Кого не хватает?», «Кто лишний?»,«Выложи по порядку»,«Узнай сказку по иллюстрации»,«Кубик по сказкам»,«Расскажем сказку вместе» (фланелеграф),«Расскажи сказку, опираясь на таблицу» (мнемотаблица), -«Чудесный мешочек», занятия по фразовомуконструктору,

Мимические ипантомимические  игры- этюды « Радость и грусть»,  «Изобрази сказочного персонажа», « Идём по лесу»,  « Ктокак ходит», « На рыбалке», « Что я делаю»

Игры-драматизации:драматизация  сценки изсказки « Лиса и волк», настольный театр  по сказкам

 

 

Познавательноеразвитие : игратанграм  (выкладывание силуэтов  героев сказок);

Художественно-эстетическое развитие:

лепка:«Мой любимый сказочный герой»;

аппликация: в технике айрис- фолдинг, торцевание, накладнаяаппликация;

рисование: по мотивам сказок  « Волк и лиса», « Зимовье»,« Заюшкина избушка»;

творческая мастерская: раскраски: «Подорогам сказочных героев»;

конструктивно-модельная деятельность: «Мы влесу построим дом, чтоб уютно было в нем»,  «Мебель»;  

Родители: консультация «Значение сказки для развития и воспитания ребёнка»;участие в конкурсе  (Районная  воспитательная программа « Живи, лес») «Подорогам сказок».

Социально– коммуникативное развитие:

Пальчиковые игры: «Идёт коза рогатая» «Сорока» «Пальчики», «Семья»,«Теремок», «Колобок», «Пальчик мальчик», Пальчиковый театрализованный театр:«Репка»

Словесные игры: Если бы…. «Угадай название сказки»,  «Из какой сказки фраза?»

Сюжетно-ролевыеигры:  «В библиотеке»,  «Мыидём в театр»

Настольно – печатные игры: «Собери сказку», «Из какой сказки предмет», «Моя любимая русская — народная сказка».

4. Заключительный этап

Продукт проекта: драматизация сказки « Лиса и волк», методическое пособие «Теремок»

План реализации образовательного проекта по областям

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

«Развитие речи детей посредством русской народной сказки»

 

Образовательные области

Виды деятельности

 

1.

Познавательное развитие

Игра танграм  (выкладывание силуэтов  героев сказок)

 

2.

Речевое развитие

Беседы: «По страницам сказок»

«Зачем мы читаем сказки»

«Откуда сказка к нам пришла?»

 «Добро побеждает зло» (« Заюшкина избушка»)

«Сказка ложь да в ней намек»

-«Как важно быть послушным»

Чтение художественной литературы:

  «Заюшкина избушка»;

«Лисичка – сестричка и серый волк», 

« Зимовье»

Работа по мнемотаблицам

 Отгадывание загадок:

—  о сказках и сказочных персонажах

Чистоговорки  по сказкам

Пересказ по картинкам  «Волк и лиса», « Зимовье», « Заюшкина избушка»

Дидактические игры:

— «Что лишнее»

-«Узнай сказку по предмету» (по картинке)

— «Кого не хватает?»

— «Кто лишний?»

-«Выложи по порядку»

— «Узнай сказку по иллюстрации»

-«Кубик по сказкам»,

 -«Расскажем сказку вместе» (фланелеграф)

«Расскажи сказку,  опираясь на таблицу» (мнемотаблица)

-«Чудесный мешочек»

 Занятия по фразовому конструктору,

Мимические и пантомимические  игры- этюды  « Радость и грусть»,  «Изобрази сказочного персонажа», « Идём по лесу»,  « Кто как ходит», « На рыбалке», « Что я делаю»

 

 

 

3.

 

 

Художественно-эстетическое развитие 

Изобразительная деятельность:

Лепка:

-«Мой любимый сказочный герой»

Аппликация:

В технике айрис- фолдинг, торцевание, накладная аппликация

Рисование:

-«По мотивам сказок  « Волк и лиса», « Зимовье», « Заюшкина избушка»

Творческая мастерская: раскраски: «По дорогам сказочных героев»

Конструктивно- модельная деятельность:

-«Мы в лесу построим дом, чтоб уютно было в нем»,  «Мебель»,  

Музыкальная деятельность и игры:

Разучивание песен:

 «Что нам нравится зимой?»

 

4.

 

Социально– коммуникативное развитие

Пальчиковые игры:

-«Идёт коза рогатая» «Сорока» «Пальчики»

 «Семья» «Теремок» «Колобок»

«Пальчик мальчик»

-Пальчиковый театрализованный театр: «Репка»

Словесные игры:

-Если бы…. «Угадай название сказки»

— «Из какой сказки фраза?»

Сюжетно-ролевые игры:

 «В библиотеке»  «Мы идём в театр»

Игры-драматизации:

Драматизация  сценки из сказки « Лиса и волк», настольный театр  по сказкам

Настольно – печатные игры:

«Собери сказку» «Из какой сказки предмет» «Моя любимая русская — народная сказка».

5.

Физическое развитие

Подвижные игры:

 «У медведя во бору» ,-«Гуси-лебеди», «Зайцы и и волк», « Хитрая лиса», « Охотник, зайцы и собаки», « Караси и щука»

6.

 

Работа с родителями

 

Консультации:

«Значение сказки для развития и воспитания ребёнка», «Как ускорить процесс понимания сказки», оформление альбома: «Моя любимая сказка» (сотворчество детей и родителей),

участие в конкурсе « По дорогам сказок» (РВП « Живи, лес»)

7.

Участие педагогов

 Методическое  пособие « Теремок»  (дидактические игры: «Вспомни сказку» , «Угадай чей голосок»,  «Кто где живёт», « Раздели на слоги»),  «Фразовый конструктор»

Конкурс Дидактическая игра, дидактическое пособие по развитию речи в ДОУ

Конкурс Методическое пособие по русским народным сказкам муниципальный уровень

 

5.Список использованной литературы:

1.     Авдеева Н. Н.,Мещерякова С. Ю. Вы и младенец: у истоков общения. – М.: Педагогика, 1991

2.     Белая К. Ю.Занятия с малышами в детском саду. (Модель воспитания детей раннего возраста).– М., ЛИНКА — ПРЕСС, 2002.

3.     Бениаминова М.В. Воспитание детей. – М.: Медицина, 1986

4.     Богина Т. Л.,Терехова Н. Т. Режим дня в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.:Просвещение, 1987

5.     Буре Р. С.,Островская Л. Ф. Воспитатель и дети: пособие для воспитателя дет. сада. – М.:Просвещение, 1985.

6.     Васильева М.А., Гербова В. В., Комарова Т. С. Программа воспитания и обучения в детскомсаду. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004.

7.     Ввозная В. И.,Коновалова И. Т., Кулик Г. И., Сергиенко Н. Н., Резяпова С. З. Организациявоспитательной и оздоровительной работы в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

8. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Домашняяшкола. – М.: Просвещение,1994

9. Новоторцева Н. В.Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников имладших школьников. – Ярославль: ТОО Гринго, 1995

10.  Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: (Из опыта работы) – М.:Просвещение, 1983.

11. Узорова О. В., Нефедова Е. А.Пальчиковая гимнастика. – М.: Астрель, 2004

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет