Муниципальноеобщеобразовательное учреждение
«НОВОИВАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯШКОЛА»
Свободненскогорайона Амурской области.
ЗолотаяХохлома. Роспись ложки.
Коллективный проект учащихся 5 класс
Руководитель: Михайлюк Татьяна Владимировна,
учитель начальных классов.
Новоивановка,2023г
Оглавление
I. Введение …………………………………………………… |
3 |
II. Основная часть |
|
2.1. Где зародилась Хохлома …………………………………… |
4 |
2.2. Легенда о Хохломе …………………………………………. |
4 |
2.3. Виды хохломской росписи…………………………………. |
4 |
2.4. Значение цветов в хохломской росписи…………………… |
4 |
2.5. Практическая часть…………………………………………. |
4-5 |
III. Выводы ……………………………………………………. |
6 |
IV. Заключение ………………………………………………… |
6 |
V. Библиографический список …………………………….. |
7 |
Хохлома ты моя золотая,
Твой характер цветист без прикрас,
Над Россией жар-птицей взлетая,
Ты волнуешь придирчивый взгляд.
Чтоб светлели суровые лица,
Украшай вдохновенно дома,
Чудодействуй в веках, мастерица,
Золотая моя Хохлома!
П. Синяковский
I.Введение.
Россия издавна славится искусствоммастеров народных художественных промыслов. В нашей стране создают известные вовсем мире: городецкие узоры, гжельский фарфор, жостовские подносы, хохломскиедеревянные изделия и многое другое. Однажды, на уроке изобразительногоискусства, учитель нам рассказывала о древнем русском промысле – «Хохлома».Нам захотелось узнать больше о том, как создавался этот вид искусства и нужнали сегодня Хохлома. И не только узнать , как развивалось этодревнее мастерство, каковы ее особенности, но и самим прикоснуться к этомуудивительному миру золотой росписи.
С давних времен деревянные ложки, расписанные хохломой, долгое время являлисьсамым популярным сувениром, покупаемым на территории России. Актуальностьхохломы не теряется уже четыре столетия. Сейчас хохлому используют не толькодля росписи ложек, самоваров и комодов. Хохломой расписывают дисплеи,клавиатуры и компьютерные мыши, велосипеды, автомобили, часы, одежду, а направославный праздник «Пасхи» люди украшают яйца в стиле «Хохлома».
Мы решили, что выбранная тема актуальнаи имеет особую значимость, так как сейчас идётвозрождение народных промыслов
В связи с этим была поставлена цель:
• Изучитьрусский народный промысел «Хохлома», выполнить роспись деревянной ложки.
Из данной цели вытекают следующие задачи:
• изучитьлитературу о народных промыслах идекоративной росписи;
• найтии изучить основные особенности и отличительные черты хохломской росписи;
• научитьсярасписывать деревянные ложки хохломскими узорами.
Для решения поставленных задач использовали следующие методы:поиск и изучение литературы, наблюдение, сравнение , практика.
Источниками информации стали:специальная литература и источники Интернета.
II. Основная часть.
2.1. Где зародилась Хохлома.
Предполагают, чтохохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино.Деревня Хохлома былакрупным центром сбыта, куда свозили готовые изделия, оттуда и пошло названиеросписи.
2.2.Легендао хохломе
Любой промысел необходится без легенд. Согласностарому преданию, в Московии жил искусный мастер – иконописец, любивший своедело и пользовавшийся особым почетом у самого царя. Однако, однажды он решилсбежать в чащу леса на свободу и заняться там искусством, которое вобрало всебя всю красоту земли русской. На его произведения приезжали посмотреть сразных уголков света. В конце концов, и до царя донеслась молва, после чего былиздан приказ стрельцам поймать мастера и привести во дворец. Только мастерузнал про сей приказ, открыл секрет мастерства соседям, поджег избу свою исбежал. Никто с тех пор не видел этого мастера, а хохлома заиграла новымияркими, похожими на огонь, красками.
2.3. Виды хохломской росписи.
В хохломской росписи сложилисьдва вида письма фоновое и верховое.
При верховом письмемастер наносит рисунок чёрной или красной краской на золотой или серебряный фонизделия. Здесь выделяют три типа орнамента: травка,роспись под листок или под ягодку. « Травка» — главныймотив хохломской росписи. Травная роспись напоминаетзнакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоус, луговик. Это,пожалуй, наиболее древний вид росписи. Он пишется завитками, разнообразнымимазками, мелкими ягодками или колосками по серебристому фону.
В фоновом письмевыделяют два типа орнамента: — роспись под фон ироспись кудрину.
2.4. Значение цветов в хохломскойросписи.
Издавнав хохломской росписи использовались три цвета: красный, чёрный и золотой,которые сохранились и поныне.
Золото (жёлтый цвет) олицетворяетсчастливую жизнь, довольство, красоту и чистоту. Трава, цветы, ягоды, листья(красный ) – напоминали людям о молодости, силе. Чёрный цвет – цвет пепелища,земли.
2.5 Практическая работа.
Изучив особенности хохломскойросписи, мы решили приступить к росписи деревянных ложек.
Для осуществления задумки нам понадобились следующие материалы:
1.Деревянная ложки.
2. Акриловые краски:
3.Акриловый лак.
4. Кисти
5. Простой карандаш средней твердости.
6. Простой карандаш с ластиком, который небыл в использовании.
7. Чистая тряпочка .
8.Палитра.
9. Баночка для воды и сама холодная вода.
10. Шкурка .
Готовыедеревянные заготовки (ложки) мы купили в магазине «Хоббимаркет». Деревянныеложки, после приобретения, оставили полежать на несколько дней, чтобы дерево«отдохнуло», т.к. мы не знали, в каких условиях они хранилась, может в слишкомсухом помещении, а может в слишком влажном.
Этапыработы:
• Первымделом ложки зашкурили, но не сильно, так как заготовки изначально была хорошовыточены. Протёрли влажной тряпочкой от древесной пыли.
• Основуложки окрасили акриловыми красками (жёлтая, красная, чёрная). Положили их дляпросушки.
• Нанеслипростым карандашом листики и клубнички на внешнюю и внутреннюю сторону ложки.
• Клубничкиокрашиваем красным цветом, а листики: на одной ложке -жёлтым , а на другой –зелёным.
• Листики иягодки подсохли. Плоской кисточкой обвели их черной краской.
• Тонкойкисточкой у клубнички делаем листики резные, посерединке прожилки.
Жёлтой акриловойкраской и намечаем серединку цветочка, точечки вокруг и зёрнышки наклубничке.
• Белуюакриловую краску нанесли на палитру, добавили совсем немного воды и окунули внее ластик на карандаше. Поставили ластиком белые кружочки-листики вокругсердцевинки цветка.
• Тонкойкисточкой нарисовали стебельки, травку, завитушки. На кончики завитушек желтойакриловой краской нанесли точечной кисточкой точки — мелкие цветочки.Оставили всю эту красоту сохнуть.
• Покрылиложки акриловым лаком путём окунания. Эту процедуру повторяли 5 раз.
После того какложки просохли, они стали яркими и нарядными.
III. Выводы.
1. Это был для насценный опыт. Работая над проектом, мы выяснилиисторию возникновения народного промысла «Хохлома»
2. Изучили основныеособенности и отличительные черты хохломской росписи;
3. Научились расписывать деревянные ложки хохломскими узорами.
IV.Заключение
Работа завершена. Мы целый месяц трудились над этим проектом. Нам удалосьрешить поставленную перед собой задачу. Ложки получились очень красивые и оригинальные. Они придадут уют и будут радовать нас и наших близких Работанад проектом, дала нам возможность глубже познакомиться с русским прикладнымискусством. Мы испытываем глубокое чувство гордости за то, что именно вРоссии была создана такая милая сердцу Хохлома. Благодаря проекту нам сталиближе и дороже традиции нашего русского народа и страны.
Кистьхохломская! Большое спасибо!
Сказывайсказку для радости жизни!
Ты какдуша у народа красива!
Ты, как илюди, служишь Отчизне!»
V.Библиографический список
1. Василенко В.М.Искусство Хохломы. /В.М. Василенко – М.:Искусство, 2009.
2. https://www.livemaster.ru/topic/2503089-rospis-dekorativnoj-lozhki-v-stile-hohloma