X-PDF

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО МУЗЫКЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

Поделиться статьей

Слайд 1

ПРОЕКТНАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО МУЗЫКЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

 

Слайд 2

Одним из важных условий развития духовного потенциалаявляется «формирование коммуникативной компетенции школьников как средствовоспитания духовно-развитой личности». По мнению психологов, основой общейкультуры личности являются именно коммуникативные навыки, они помогают создатьвнутренний мир человека. Моральный облик школьника, чувство гордости за своюстрану, патриотизм, жизненные ценности и принципы – это не просто качества,которыми должен обладать истинный гражданин своей страны, это основа системыобразования, где ярко прослеживаются тенденции ведения диалога культур напринципах формирования чувства толерантности обучающихся.

Слайд 3

             Однимиз оптимальных  методов обучения для развития коммуникативной компетенции, намой взгляд, является метод проектов, поскольку он

—            позволяет выработать у школьников умение работать с информацией;

—            учитразмышлять, опираясь на знание фактов,  закономерностей науки, делатьобоснованные выводы,  принимать самостоятельные аргументированные решения;

—            даетучащимся возможность научиться работать в команде, выполняя разные социальныероли;

—            формируету учащегося качества, необходимые для профессиональной карьеры и социальнойадаптации независимо от выбора будущей профессии.

Слайд 4

         Под методом проектов мы понимаем творческуюработу учащихся для самостоятельного решения проблемы,

Слайд 5

оформленную в виде конечного продукта: доклада,реферата, компьютерной презентации, сценария игры или праздника, газеты и т.п.

                                            Слайд 6

               Насвоих уроках я использую следующие типы проектов:  информационные, творческие,ролевые, практико-ориентированные.  Ученики создают компьютерные презентации,видеоролики, театрализованные представления, готовят электронные вариантыдокладов и сообщений.

Слайд 7

               Дляформирования у школьников алгоритма проектной деятельности сначала предлагаюнебольшие учебные проекты. В 5–7-м классах в основном  ученики выполняютгрупповые проекты, а к 8-му классу приобретают достаточный опыт, чтобы перейтик работе над самостоятельными индивидуальными проектами.

Слайд 8

         Таккак в программе предмета «Музыка» (разработанной Критской Е.Д. и др.) естьраздел «О России петь – что стремиться в храм», я решила посвятить один изгрупповых проектов Светлому Христову Воскресенью. Задачами проектаявлялись: приобщение детей к православным традициям празднования Пасхи на Руси;приобщение детей к активному участию в православных праздниках; развитиепредставления детей об обычаях и традициях праздника; способствованиеформированию духовно-нравственных качеств личности через ознакомление схристианскими заповедями; развитие коммуникативных способностей.

               Проект«Музыкально-театрализованное представление «Пасха» стал первым публичным проектом,с которым дети выступали вне стен школы, в Доме ветеранов. В  основе лежитсказка «Курочка ряба» на новый лад». Дети, разыгрывая сказку, читали стихи,посвященные Светлому празднику, пели песни: православные, народные,патриотические;  танцевали.

Слайд 9

               Сучащимися мы ставили ещё две театрализованные постановки –«Репка по-новому» и«Волк и семеро козлят на новый лад». К данным мюзиклам ребята оформлялидекорации, придумывали варианты афиши, создавали костюмы, разучивалимузыкальный репертуар. Участвовали в мюзикле все. Кто более артистичен,музыкален, активен, – исполняли главные роли, остальные  участвовали в хоровыхномерах.  Этот вид проектной деятельности очень нравится ребятам, так каксоздает психологически комфортную ситуацию для детей, не уверенных в себе, апри успешном взаимодействии может поднять статус отдельных учащихся в группесверстников. Такие проекты дают возможность всем реализовать себя, независимоот музыкальных способностей, состояния здоровья (имеются в виду дети сограниченными возможностями здоровья) и изначального развития коммуникативнойкомпетенции.

Слайд 10

               Такимобразом, групповая работа позволяет распределить обязанности, и каждый участникможет проявить свои сильные стороны в той работе, которая ему лучше всегоудается.

               Когдапроект готов, назначается день его защиты. Её можно провести на уроке или вовнеурочное время. Как правило, ребята с удовольствием выступают перед своимиродителями, учащимися школы, учителями, гостями. Такие проекты способствуютгрупповому сплочению. Совместная работа дает возможность обогащаться опытомдругих участников, видеть наиболее эффективные стратегии поведения и учебнойдеятельности.

Слайд 11

               Естьпроекты более серьезные, которые требуют кропотливой работы с литературнымиисточниками. Они — практико-ориентированные, носят прикладной характер(кроссворды, газеты, фильмы и др.).

Слайд 12

Например,при изучении авторской песни, знакомясь с творчеством В. Высоцкого, ребятасоздали кроссворды, посвященные его творчеству. Был оформлен стенд с работамидетей, лучшие работы отослали на Всероссийский конкурс «Музыка и жизнь В.Высоцкого»,  где ребята заняли призовые места.

Слайд 13

               Проектытакой же направленности были созданы по теме «Песни, опаленные войной»,  былипосвящены 70-летию Победы и направлены на Всероссийский конкурс кроссвордов«Песни, победившие войну», где ребята также заняли призовые места.

Слайд 14

               Некоторыеработы используются в процессе подготовки учителем урока-лекции, например потеме «История гимна Российской Федерации». Таким образом, дети оказываютучителю информационную поддержку, такие проекты ложатся в основу его будущихметодических разработок.

               Многообразиетипов проектов дает возможность решать самые разные задачи обучения ивоспитания, а главное —  выполняя проектную деятельность, как в группе, так ииндивидуально, ребята становятся более коммуникабельными.

Слайд 15

               Ещеодной формой группового или индивидуального проекта (по выбору детей), могутбыть  проекты, посвященные как биографии и творчеству композитора, так иотдельному произведению, конечным продуктом которых является презентация иливидеоролик. Они могут создаваться в процессе изучения любого раздела учебника.

               Особеннопривлекают ребят проекты, в основе которых лежит раскрытие художественногообраза музыкального произведения.

               Здесьребята самостоятельно подбирают зрительный ряд к произведению, который выполняетфункцию эмоционально — эстетического фона восприятия музыки. Основой развитиямузыкального мышления детей становится неоднозначность их восприятия,множественность индивидуальных трактовок, разнообразие вариантов «слышания» («видения») конкретных музыкальных сочинений, что позволяет детям устанавливатьразнообразные интонационно — образные связи музыки с историей, литературой,различными видами изобразительного искусства. Все это способствует развитиюассоциативного мышления, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» детей, авместе с этим формируется осознание и осмысления эмоций, чувств своихсобственных и окружающих людей.

Слайд 16

               Вкачестве примера приведу проект «И все это — Бах». После изучения творчествакомпозитора  (изучается в каждом классе) с учащимися Центра дистанционногообразования детей — инвалидов: Настей Б. – 4 класс, Лерой Р. – 7класс и ВладомЗ. – 8класс — учащиеся получили задание: выяснить, какие произведения былисозданы И. С. Бахом, кроме тех, с которыми они познакомились на уроке, и знаютли произведения этого композитора их сверстники? Работа проводилась с участиемвсей группы:  производился опрос всех учеников класса, где учится данныйребенок на основном обучении. Через эту первичную деятельность учащиеся пришлик выводу, что знания по данной теме достаточно скудны. И одной из главных проблем сегодняшнего времени является нежелание школьников слушать классическиепроизведения.

               Врезультате учащиеся сами определили цель своей работы:

-заинтересовать детей  классической музыкой,  которая воспитывает эстетическийвкус, имеет богатое   духовно — нравственное воздействие на человека, что оченьважно в период его становления, подав её слушателям в современной обработке. Аитоговым продуктом  станет создание передачи для школьного ТВ «И все это –Бах».

Слайд 17

               Дляеё создания разработали план,  целью осуществления которого каждый из учениковдолжен был сделать свою презентацию,  к выбранному произведению, подобрав кнему сюжетную линию. 

На следующем этапе началась работа по сбору фотографийдля презентаций. После оформления слайдов, ученики научились записывать свойголос, объявляя фамилию композитора и название произведения к первому слайду, затем вставляли    аудиозапись голоса и музыкального произведения впрезентацию, которую сохранили в формате mр4v. После этого этапа работы ученик8 класса Влад все презентации импортировал в программу iMovie и создал конечныйпродукт — видеоролик.

Слайд 18

               Результатыэтой проектной работы:

•              каждыйиз участников представил проект в своем классе;

•              врамках декады инвалидов демонстрировали передачу на переменах по телевизору вхолле школы; 

•              атакже проекты демонстрируются в программе Skype  ученикам Центра дистанционногообразования детей — инвалидов, с целью заинтересовать и вовлечь большее количествоучеников в проектную деятельность;

•              отправилисвою работу на Всероссийский конкурс проектных работ «Горизонты открытий», гдезаняли II место.

Слайд 19

               Такимобразом, в процессе работы над проектом формировались следующие коммуникативныекомпетенции:

                     слушатьи понимать других;

                     умениеоформлять свои мысли в устной форме;

                     умениесовместно договариваться о правилах общения и поведения.

Слайд 20

        умениепланировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели,функции участников, способов взаимодействия;

        умениеставить вопросы — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

        умениеразрешать конфликты — выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оцениватьальтернативные способы разрешения конфликта, принимать решение и реализовыватьего.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

Слайд 21

•              устногоопроса, навыки интервьюирования;

•              вступатьв диалог;

•              строитьречевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, вести дискуссию; отстаиватьсвою точку зрения.

               Итак, можно сделать вывод, что проектная деятельность является одним из способовкоммуникативной компетенции учащихся.

Слайд 22

Результативностьопыта

               Диагностикасформированности навыков общения проводилась по специальным методикам.

Слайд 23

«Тесткоммуникативных умений Л. Михельсона»

Диагностика показала, что количество школьников,которые по тенденциям поведения в ситуациях общения придерживаютсякомпетентного типа реагирования  увеличилось на 30%;

переходящих к зависимому  (подвержены риску статьобъектом манипулирования, пассивны, склонны к избеганию ситуации конфликта) – уменьшилось на 22%; 

придерживающихся агрессивного типа реагирования(провоцируют собеседника на конфликт, очень раздражительны, склонны кпроявлению физической и вербальной агрессии) – уменьшилось на 7%.

Слайд 24

По результатам диагностики (по методике изучениякоммуникативных и организаторских способностейВ.В. Синявский, В.А. Федорошин),

очень низкий их уровень у обучающихся, которые нестремятся к общению, чувствуют себя скованно в коллективе, испытывают трудностив установлении контактов с людьми снизился на 7%,

низкий – на 14%.

А доля детей с высоким уровнем коммуникативных иорганизаторских способностей повысилась на 12%;

с высшим – на 9%.

Слайд 25

Тест по методике Юсупова показал, что процент учащихсяс очень низким уровнем эмпатии (т. е. испытывающих затруднения в установленииконтактов с людьми) снизился на 6%;

с низким – на 10%.

Средний уровень повысился на 4%.

Высокий (заключается в чувствительности к нуждам и проблемамокружающих, быстром установлении контактов с людьми)   – на 3%,

а очень высокий – 9%.

Результаты диагностики свидетельствуют о том, чтоучастие школьников в проектной деятельности успешно повлияло на формированиекоммуникативной компетентности.

Практический результат нашей деятельностиВы увидели на предыдущих слайдах.

Слайд  26

Итак,

Ø благодаря организациипроектной деятельности  повышается самооценкаучащихся, обогащается их социальный и духовный опыт, ученики приобщаются ктворчеству, развивая свою личность.

ØПроектнаяработа помогает решить проблему мотивации, формирует и совершенствует общуюкультуру общения и социального поведения в целом.

ØВыполнениепроекта позволяет повысить успеваемость за счет обобщения, закрепления иповторения учебного материала, организации его практического применения,устранения пробелов в образовании.

ØПроектнаяработа способствует более глубокому проникновению в суть музыки, даетвозможность  размышляя, слушая и исполняя музыкальные сочинения,сконцентрировать свое внимание на том, что Музыка – это сама Жизнь! Онасозидатель и целитель человеческих душ!!! Музыка – универсальный ключ к сердцамчеловечества!

Ø Тренировкав общении в ходе проектной деятельности дает ученику возможность не толькоповысить свои учебные достижения, но и повлиять на будущий профессиональныйвыбор.

Таким образом, включение проектной деятельности вучебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащихся в областирешения проблем коммуникации.

 

Слайд 27

 

 

 

 

 

 

 

                               Список литературы:

1. АлеевВ.В. (научный руководитель),  НауменкоТ. И.,  Кичак Т.Н. Методическое пособие: Рекомендациипо составлению рабочих программ. Искусство: Изобразительное искусство. Музыка.Искусство. 5—9 классы. – М.: Дрофа, 2013. – 352с.

2. БатаршевА. В. Диагностика способности к общению [Текст] / А. В. Батаршев. – СПб. :Питер, 2006. – 176 с

3. Борисова Г.В.,АветоваТ.Ю., Косова Л.И. Современные технологии обучения. Методическое пособие поиспользованию интерактивных методов в обучении  – СПб.: Изд-во «Полиграф-С»,2002. – С. 42-48.

4. ГолубГ.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основа проектной деятельности школьника.Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Издательский дом “Фёдоров”. Издательство “Учебнаялитература”, 2006.

5.Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Психодиагностика: коллекция лучших тестов –Издание 3-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – С. 339-344.

6.Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общегообразования. Стандарты второго поколения. М. «Просвещение». 2009.

7.Королева И. А. Развитие коммуникативных навыков у школьников [Текст] / И. А.Королева // Проблемы развития территории. – 2012. – № 6 (62). – С. 86–92.

8.ЛыковаИ.А.  — Развитие коммуникативной компетентности через диалог сискусством: смысловое общение на языке образов, знаков и символовкультуры;(2008) – статья на сайте http://www.art-education.ru/electronic-journal/rebyonok-i-kultura-smyslovoe-obshchenie-na-yazyke-hudozhestvennyh-obrazov-znakov

9.Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М.: Изд-во МГУ,1989.- 216с.

10. СергеевИ. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособиедля работников общеобразовательных учреждений. — М.: АРКТИ, 2006.

11.Ступицкая М. А. Материалы курса “Новые педагогические технологии:   организация и содержание проектной деятельности учащихся”: лекции 1-8. – М.:Педагогический университет “Первое сентября”, 2009.

12.Ступницкая М. А. – Что такое учебный проект? – М.: Первое сентября, 2012. –44с.

13.Татарченкова С. С., Телешов С. В. Формирование ключевых компетентностейучащихся через проектную деятельность: Учебно-методическое пособие. – СПб.:КАРО, 2008. – 160 с.

14. Федеральныйгосударственный образовательный стандарт основного общего образования. http://www.stupeni15.edusite.ru/DswMedia/_file_doc_fgos_oo.pdf

15.Фетискин,Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп[Текст] / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – М., 2002. – C.263–265.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет