X-PDF

Проектно-исследовательская работа математика вокруг нас

Поделиться статьей

Муниципальное бюджетноеобщеобразовательное учреждение –

« МБОУ сош 24»

 

 

 

 

 

 

 

Темапроектно-исследовательской работы:

«Математика

в нашей жизни».

 

 

 

 

 

 

 

                                                                  

                                                      Выполнила:

Амирхангаджиева Х.М.

 

 

                                                                   Руководитель проекта:

                                              учитель начальных классов

                                              Гаджиева Х.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023 год


 

Актуальность проекта:  Вшколе очень большое внимание уделяется математике. У  нас в классе многимнравится этот урок. Мы любим устно считать, решать задачи, особенно насмекалку. Но некоторые ребята опасаются трудных задач, больших вычислений.Может быть, они не любят математику? Или не понимают, зачем она нужна? Мне захотелосьим помочь, раскрыть им глаза, научить любить эту науку, показать важностьматематики. Поэтому я взялась за исследование.

Тема проекта: «Математикав нашей жизни».

Постановка проблемы: Многиешкольники не уделяют должного внимания изучению математики. А для чего нужнаматематика и что будет, если ее не изучать?

Гипотеза:   Математическиезнания выручают в различных жизненных ситуациях, математика применяется вразличных профессиях. Математика служит во благо человеку.

Цель раскрытьперед одноклассниками значение математики в нашей жизни.

Задачи проекта: 

·       Исследоватьлитературу о математике.  

·       Собратьданные и обработать информацию о применении математических знаний в различных жизненныхситуациях, в профессиях, в литературе, в спорте.

·       Собратьдоказательный материал о необходимости изучения математики и убедитьодноклассников изучать ее лучше.

·       Провестианкетирование в 4 в классе и сделать выводы.

План работы:  

1.    Подумать самостоятельно над тем, какую роль внашей жизни играет математика.

2.    Спросить у взрослых, что они думают о значенииматематики в жизни человека.

3.    Обратиться к интернету

 

4.    Сделать вывод.

План.

I.                 Введение.

II.     Основная часть.

1.        Нумерация вокруг нас.

2.        Математика в кулинарии, в торговле и встроительстве.

3.        Математика в пословицах и поговорках.

4.        Числа в русских народных сказках.

5.        Числа в сказках А.С. Пушкина.

6.        Математика в спорте.

III.    Заключение.

IV.   Список литературы.

V.    Приложения.

 

 


Введение

 

  «Математику уже затем
 изучать следует, что онаум в
порядок приводит» 
М.В. Ломоносов

     С древних времен в своей повседневной жизничеловек не мог обойтись без счета. Неслучайно корень слова«математика» в переводе с греческого означает «наука». Фактыубедительно свидетельствуют о том, что счет возник раньше, чем названия чисел.Человек пользовался окружавшими его однотипными предметами: пальцы, камешки,узелки, нарисованные на стене черточки, зарубки на палках и на деревьях, кучкикамней.

   Благодаря математическим знаниям и навыкам мы решаем не только арифметическиезадачи. Эта наука позволяет развивать гибкость ума, что нужно для принятияобъективного решения любой задачи. Это не только задачи математическогохарактера, но и различные жизненные ситуации, требующие рассмотрения «подразными углами». Чтобы понять, познать сущность проблемы, нужно рассмотреть еесо всех сторон, что возможно благодаря воображению.

   Математика тесно связана с нашей повседневной жизнью. Онавстречается в нашей жизни практически на каждом шагу и не такая уж она серая искучная, а разноцветная и веселая.

    Математика применяется практически во всех областях человеческой деятельности,в разных профессиях. Убедимся в этом на примере. Мы исследуем, как используютсяматематические знания в кулинарии, торговле, в раскрое одежды и встроительстве, проследим употребление чисел в сказках А.С. Пушкина и в русскихнародных сказках, в пословицах и поговорках.

 


1. Нумерация вокруг нас

     Связь людей ичисел начинается с первого дня их жизни. Моя жизнь тоже связана с числами. Яродилась 28 июля 2012 года, в 14 ч. 40 мин., весила 3 кг 500 г, рост – 52 см. В 6 месяцев я начала танцевать. Когда мнебыло 11 месяцев, я начала ходить. В 7 лет я пошла в школу и обнаружила, чточисла везде:

·                         на дверях моей и других квартир;

·                         на подъездах домов;

·                         на зданиях;

·                         на номерах машин;

·                         на документах;

·                         в магазине, на рынке, на ценниках;

·                         номер сиденья в театре; 

·                         на страницах книг, журналов, календарей;

·                         на деньгах;

·                         на часах;

·                         в названиях праздников (8 Марта, 9 Мая, 23 февраля);

·                         в каждом дне рождения тоже есть число (8 лет мне, 29 лет моеймаме, 33 года папе, 2 года сестре);

·                         на упаковке любой игрушки, продуктов питания, вещей, техники.

     Часто встречаютсячисла однозначные, двузначные. Числа, состоящие из большого количества цифр,встречаются реже, но я их могу прочитать. Номер моего мобильного телефонасостоит из 11 цифр, их я не запомнил, а сохранила в памяти телефона.

     Я пришла к выводу,что без чисел нам было бы очень трудно и неинтересно жить. Числа хранятся впословицах, поговорках, загадках и позволяют лучше раскрыть их смысл. Хотьчисла произошли очень давно, их актуальность в современном мире приобретает всебольшее значение. Все современные технологии связаны с цифрами и называютсяцифровыми, вся информация и даже музыка хранится в цифровом формате.


2. Математика вкулинарии, в торговле и в строительстве.

    Математика в кулинарии имеет большое значение, так как для приготовления любогоблюда должен соблюдаться рецепт. В рецепте указывается точное соотношение продуктов,которое необходимо соблюдать в процессе приготовления. При взвешиваниипродуктов в кулинарии используются математические величины масса и объём. Имитоже необходимо уметь пользоваться. Единицы времени играют далеко не последнююроль в приготовлении блюд.  Приготовленные блюда нужно умело делить напорции, в чём нам опять же поможет математика.

    Математика в торговле важнее всего. Работники торговли должны хорошо знатьчисла, уметь их складывать и вычитать, умножать и делить. Без этого продавцы несмогли бы сосчитать товар в магазине. С помощью математических вычисленийпродавцы считают стоимость приобретённого покупателем товара, отсчитываютсдачу.

    В строительстве без математики никак не обойтись. Надо уметь измерять высоту,ширину, длину предметов? Надо. Надо уметь вычислять размеры дверей, окон,комнат, квартир? Надо. Как подсчитать количество нужного строительногоматериала, если не знаешь математику? Никак! Математику применяли ещё задолгодо нашей эры. В Древнем Вавилоне при помощи математических расчётов строиливодопроводы и подавали в дома воду. В Древнем Египте по математическим расчётамстроили пирамиды.    

    Мы надеемся, что наши примеры помогут еще раз понять:  Математика нужна,она может во многом послужить на благо человека. Какбы ни относились люди к математике, без нее — как без рук. Она — повсюду. Нужнотолько уметь ее увидеть. Огромную помощь в этом оказывают книги, позволяющиевзглянуть на предмет с новой, неожиданной точки зрения. В наших примерах показана  роль математики в повседневной жизни людей и ее связь сразличными областями знаний, с различными профессиями. Мы нашли многопословиц и поговорок, где имеются числа. 


Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

3. Математика в пословицах и поговорках.

Число0.

·       Ноль внимания. (Полное равнодушие, безразличиесо стороны кого-либо к кому-либо или чему-либо.)

·       Абсолютный нуль, круглый ноль. (Человекничтожный, совершенно бесполезный в каком-либо деле.) 

·       Сводить к нулю, свести к нулю. (Лишать всякогосмысла, значения.)

Число1.

·       Один в поле не воин.

·       Один пашет, а семеро руками машут.

·       Одна мудрая голова ста голов стоит.

·        Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Число2.

·       Как две капли воды.

·       Кто скоро помог, тот дважды помог.

·       Старый друг лучше новых двух. (Говорится, когдахотят подчеркнуть верность, преданность и незаменимость старого друга.)

Число3.

·       Хвастуну цена — три копейки.

·       Не узнавай друга в три дня — узнавай в тригода.

·       Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года,чтобы научиться лени — только три дня.

·       Заблудиться в трех соснах. (Не суметьразобраться в чем-нибудь простом, несложном, не суметь найти выход из самогопростого затруднения.)

·       Обещанного три года ждут. (Говорят шутливо,когда не верят в скорое выполнение кем-либо данных обещаний или когдаисполнение того, что обещано, затягивается на неопределенное время.)

 

Число4.

·       На все четыре стороны. (Прогонять, идти кудазахочется, куда угодно.)

·       Жить в четырех стенах. (Не общаясь ни с кем,пребывая в одиночестве. Не выходя из дома.)

Число5.

·       Как свои пять пальцев. (Знать очень хорошо,досконально, основательно.)

·       Пятое колесо в телеге. (Лишний, ненужный вкаком-либо деле человек.) 

Число7.

·       Лук от семи недуг.

·       Семь бед — один ответ

 

     Известно, что математика никогда не бывает одна, она всегда к чему-то прикладывается! Это говорит о том, что ни одна другая наука не может существовать без математики. Следовательно, если бы человечество не создало мира математики, то оно никогда не смогло бы обладать НАУКОЙ!

     Мы рассмотрели уже много причин, по которым математика считается даже не одной из, а самой важной наукой. Попробуем теперь привести еще ряд фактов, доказывающих это. Они являются простыми, с ними сталкивается любой человек, причем ежедневно.

    Математика встречается и используется в повседневной жизни, следовательно, определенные математические навыки нужны каждому человеку.

    Нам приходится в жизни считать (например, деньги), мы постоянно используем (часто не замечая этого) знания о величинах, характеризующих площади, объёмы, промежутки времени, скорости и многое другое. Всё это пришло к нам на уроках математики и  необходимо для ориентации в окружающем мире.

                  


4. Числа в русских народных сказках

    Впервые с числами мы встречаемся в самом раннем детстве, когда читаем свои первыесказки.

     Сказка «Царевна лягушка»

Былоу царя 3 сына. 3 заданиядавал царь невестам: испечь хлеб, соткать ковёр и смотр невест. Лягушка 3 разапревращалась в царевну. На царевну было наложено заклятие: 3 годабыть лягушкою.

    Сказка «3 медведя»

Главныхгероев – 3. Всех предметов по 3(кровати,миски, стулья).

    Сказка  «Хаврошечка»

Былоу хозяйки 3 дочери: Одноглазка,Двухглазка и Трёхглазка.3 раза засыпалаХаврошечка.

5. Числа в сказках Пушкина

    В сказках А.С.Пушкина числительные встречаются довольно часто.

     «Сказка о попе и работнике его Балде»

Балдасоглашается работать всего за 3 щелка.

Попхочет  погубить Балду, отправляет его к чертям собрать «недоимки за 3года».

3раза Балда в море «верёвку крутил».

3раза мерился силой Балда с «посланным бесёнком».

     «Сказка о рыбаке и рыбке»

 Стариксо старухой много лет прожили вместе:        

«Онижили в ветхой землянке

Ровнотридцать лет и три года…».

Три разастарик кидал в море свой невод.

      «Сказка о царе Салтане, осыне его  славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и опрекрасной царевне  Лебеди»

«Тридевицы под окном 

 Прялипоздно вечерком».

Толькожелание третьей девицы родитьдля батюшки-царя богатыря «полюбилось» царю,  подслушивавшему речь девиц.

Через3 дня, как пустили бочкус матерью и с младенцем в океан, царевич и царица стали княжить в городе,подаренном им лебедем.

Чтобыцаревич смог попасть в царство Салтана, 3 разалебедь превращает его в насекомое.

Три разавыручает лебедь царевича, подарив ему чудеса.

6.Математика и спорт

     Немалоинтересных закономерностей математики обнаружили в спорте.

Математика иатлетика.                                     .                                          
     В данном виде спорта, крайне важны арифметические расчеты при разбегепрыгуна в длину для максимально четкого попадания «шиповкой» на планкуотталкивания. Так же крайне важным арифметическим попаданием является степеньупругости шеста у прыгунов в высоту.

Математика ишахматы.                                      .
     У математики и у шахмат много родственного. Выдающийся математик Г. Харди,проводя параллель между этими видами человеческой деятельности, заметил, чторешение проблем шахматной игры есть не что иное, как математическое упражнение,а игра в шахматы – это как бы насвистывание математических мелодий. Формымышления математика и шахматиста довольно близки, и не случайно математикичасто бывают способными шахматистами. Шахматные фигуры, доска и сама игра частоиспользуются для иллюстрации разнообразных математических понятий и задач.

Математика и лыжи.                                                  .
     При планировании тренировочного процесса, в обязательном порядкепроизводится математический расчет различных видов тренировок. Не проводяматематического моделирования той или иной тренировки, нельзя давать нагрузкуспортсмену, так как в процессе учитываются: рост, вес, возраст, частотасердечных сокращений в минуту, показатели артериального давления, степеньподготовленности спортсменов и многое другое. Только правильно спланированный ипримененный тренировочный план не наносит вреда здоровью спортсмена и позволяетим приобрести хорошую физическую форму и добиться значимых спортивныхрезультатов.

     Не зряговорят, что математика – это царица наук. Математика нужна в любом видеспорта. Тренер без математики не вырастит спортсмена-чемпиона.

     Кто сдетских лет занимается математикой – воспитывает в себе настойчивость,развивает внимание, тренирует мозг и упорство в достижении цели.

 Заключение.

     Сматематики начинается всё. Ребёнок только родился, а первые цифры в его жизниуже звучат: рост, вес. Малыш растет, не может выговорить словаматематика, а уже занимается ею, решает небольшие задачи поподсчету игрушек, кубиков. Да и родители о математике и задачах не забывают.Готовя ребенку пищу, взвешивая его, им приходится использовать математику. Ведьнужно решить элементарные задачи: сколько еды нужно приготовить для малыша,учитывая его вес.  В незапамятныевремена, научившись считать, люди познали  – число. Они поняли, что числасопровождают человека от самого рождения и до его смерти. Вглядываясь всочетания чисел, они с изумлением увидели, что числа имеют какую-тосамостоятельную, удивительную и полную тайны жизнь; такие числа они назвали –магическими. С  такими числами сталкивались все. Это числа 3, 7, 12. Эти числаочень часто встречаются в сказках, легендах, пословицах и поговорках, вкалендарях и на циферблатах: три желания, семь дней недели, семеро козлят, 12 месяцев.                                            .                                     
  В школе математические задачи не просто учат ребенка математике, определённымдействиям. Они развивают мышление, логику, комплекс умений: умение группироватьпредметы, раскрывать закономерности, определять связи между явлениями,принимать решения. Очень часто решения таких задач являются простоматематическим расчётом. Занятия математикой, решение математических задачразвивает личность, делает её целеустремленнее, активнее, самостоятельнее.
   Казалось бы, что после школы математика нигде не пригодится. Анет! Тут приходится использовать математику ещё чаще. Во время учёбы в вузе, наработе и дома нужно постоянно решать задачи, и не только математические. Каковавероятность успешной сдачи экзамена по математике? Сколько денег нужнозаработать, чтобы купить квартиру? Сколько можно получить, занимаясьматематикой и решением математических задач? Каким должен быть объём вашегодома и сколько для этого нужно приобрести кирпича? Математика следует зачеловеком везде, помогает ему решать задачи, делает его жизнь намного удобнее.                                          

 

 

 

     Список литературы:

1.        Арутюнян Е.Б., Левитас Г.Г. Занимательнаяматематика. М., 2014.                 

2.        Лопатина А., Скребцова М., «Добрая математика»,М., 2013

3.        Лопатина А. М.Скребцова. Как подружиться с математикой.М., 2011.

4.        Пропп В.Я. «Исторические корни Волшебной сказки», М., 2011.

5.        Пушкин А.С. «Сказки», М., 2012.


                                              Список литературы:

6.        Арутюнян Е.Б., Левитас Г.Г. Занимательнаяматематика. М., 2014.                 

7.        Лопатина А., Скребцова М., «Добрая математика»,М., 2013

8.        Лопатина А. М.Скребцова. Как подружиться с математикой. М.,2011.

9.        Пропп В.Я. «Исторические корни Волшебной сказки», М., 2011.

10.     ПушкинА.С. «Сказки», М., 2012.

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет