Теперь посмотрим на проекты Конституции России. Можно проследить определенную линию преемства между различными проектами Конституции. Как отмечалось выше, основная конкуренция шла между проектами Конституционной комиссии и Президента. Рассмотрим эволюцию первого.
Проект Конституционной комиссии. Первый вариант проекта, предъявленный широкой общественности в ноябре 1990 г., конечно же, представлял собой весьма сырой документ. Недоработка проявлялась прежде всего в том, что сам он не представлял из себя нечто единое. В опубликованном тексте приводились различные варианты одних и тех же статей, были и различные варианты разделов. Тем не менее обращала на себя внимание его новизна, это был действительно проект совершенно нового конституционного акта, пронизанный идеями прав человека и правового государства.
Согласно проекту Конституция должна была состоять из семи разделов: Основы конституционного строя Российской Федерации . Права, свободы и обязанности человека и гражданина . Гражданское общество . Федеративное устройство . Система государственной власти . Заключительные положения . Переходные положения. Проект предусматривал широкую номенклатуру прав и свобод как политических, так и социально-экономических. В отношении федеративного устройства предполагалось деление России на национальные республики и федеральные территории, что говорило о неравноправности субъектов Федерации. Кроме того, документ еще предусматривал вхождение Российской Федерации в обновленный Союз.
Наибольшей вариативностью отличался раздел Конституции, посвященный системе государственной власти. Эти варианты, можно сказать, уже в зародыше содержали пламя будущей войны Президента и народных депутатов. Вариант А предусматривал создание парламентарной республики с весьма скромными полномочиями Президента. Он даже именовал его весьма просто: глава исполнительной власти. Вариант Б говорил, что Президент является главой государства (п. 1 ст. 5.3.1Б). Этот вариант предусматривал создание смешанной президентско-парламентской республики по типу пятой республики во Франции.
Проект Конституции, одобренный в основном VI Съездом народных депутатов в апреле 1992 г., представлял собой уже полноценный документ, наименование разделов которого мало чем отличалось от первоначального варианта. Он сокращал их число до шести, переходные положения переставали быть особым разделом, а раздел пятый получил новую формулировку: Система государственной власти. Основы местного самоуправления. В проекте получила развитие идея сильного социального государства со всеми вытекающими из этого последствиями. Раздел, посвященный федеративному устройству, содержал действовавший на тот момент Федеративный договор, также с вытекавшими из этого договора последствиями в виде неравенства субъектов Федерации. Форма правления — смешанная, полупрезидентская республика, но с сохранением существенных прерогатив Верховного Совета — федерального парламента (ст. 83 проекта) — в вопросах назначения и увольнения с постов председателя правительства и министров. Президент являлся высшим должностным лицом и возглавлял исполнительную власть Российской Федерации (п. 1 ст. 92 проекта).
В дальнейшем этот проект подвергался редакционным правкам вплоть до лета 1993 г. Так, в виде особого приложения к нему появился текст Федеративного договора, в текст проекта внесли положение о равноправности палат Верховного Совета, Президент уже именовался главой государства, уточнялось его положение как главы исполнительной власти, теперь он возглавлял всю систему исполнительной власти в Федерации.
Проект Президента. В мае 1993 г. появился проект, подготовленный президентской администрацией. Проект имел три раздела. Первый содержал восемь глав: Общие положения . Права и свободы человека . Граждане Российской Федерации . Российская Федерация . Президент Российской Федерации . Федеральное Собрание . Правительство Российской Федерации . Правосудие . Местное самоуправление . Конституционные поправки и пересмотр Конституции. Второй раздел включал текст Федеративного договора, а третий раздел представлял собой переходные положения.
Уже то, что глава четвертая, посвященная Президенту Российской Федерации, предшествовала главе о Федеральном Собрании (проект Комиссии на первое место ставил парламент), говорило о многом. Этот проект исходил из идеи президентской республики с преобладанием исполнительной власти, возглавляемой Президентом, над властью законодательной и судебной. Можно сказать, что этот проект содержал даже определенные элементы абсолютизма, поскольку объявлял Президента арбитром в спорах между государственными органами РФ и ее субъектами (ч. 1 ст. 80 проекта). Как известно, президентский проект был доработан Конституционным совещанием в сторону смягчения многих его одиозных формулировок и послужил основой для ныне действующей Конституции.
Впрочем, работа над текстом Конституции продолжалась вплоть до ноября 1993 г.
Проекты и Конституционной комиссии, и Президента содержали преамбулы.
* * *
Бурные события тех лет ознаменовались выдвижением проектов различных частных лиц, политических партий и групп депутатов. Все они отражали, если можно так сказать, процессы, протекавшие в сознании людей, вызванные самыми разрушительными за последнюю двухвековую историю России реформами. В определенном смысле эти проекты интересны как свидетельства эпохи, можно даже говорить о том, что некоторые их идеи и формулировки проникли в официальные документы, тем не менее не приходится говорить о сколько-нибудь сильном их влиянии на ход конституционной реформы в России.