ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Надежда Викторовна Валова,
кандидат психологических наук, учитель-дефектолог,
КОУ ВО «Борисоглебская школа-интернат»,
г. Борисоглебск
Актуальное значение в современных условиях приобретаетвопрос о раскрытии условий, факторов развития профессиональной направленностиличности школьников с ограниченными возможностями здоровья. Трудоустройство ипрофессиональная самореализация — неотъемлемая часть успешной социализации исамостоятельной жизни детей с ограниченными возможностями здоровья.Профессиональная занятость препятствует возникновению девиаций и асоциальногоповедения, способствует развитию законопослушной социально- адаптированнойличности.
Профессиональнаянаправленность и самоопределение личности формируется в процессе включенияребенка в коллективные отношения, поэтому важно определить факторыформирования у школьников коллективных отношений в учебной деятельности, иэто, несомненно, повлияет на его профессиональную деятельность, на ееэффективность. Формирование новых коллективных отношений требует развития нравственныхотношений школьников, развитию их профессиональной направленности.Профессиональная и предпрофессиональная подготовка, полученная в школьные годы,составляет прочный фундамент навыков, привычек, качеств личности,востребованных как в повседневной, так и в профессиональной трудовойдеятельности.
Внастоящее время специалист-профессионал должен обладать не только наборомнеобходимых знаний и навыков деятельности,но и тем стержнем, на котором все это строится — устойчивой профессиональной направленностью. Необходимоопределить внешние и внутренние причины этого процесса, движение его иразвитие.
Насколько это свойство личности у школьника будетразвито, настолько и будет эффективной его дальнейшее развитие. Особенностью взаимодействия ученика и учителя является ориентация школьника на развитиецелеустремленности, общественной инициативы, чувства ответственности передтоварищем, коллективом. Ценными являются содержание профессиональнойнаправленности личности школьника его нравственно-волевая зрелость.
Как показывает практика, учебная деятельность требуетот школьника повышенные требования к формированию личности. Часто учитель входе педагогической деятельности выполняет только учебные задачи и служебныеобязанности. Лишь иногда в ходе учебной деятельности учитель ставит задачуразвития нравственных отношений школьников, развитие коллективных отношений исовместной работы. Современная ситуация приводит к падению мировоззренческих инравственных устоев личности школьника, отсутствию идеалов и целей, этопрепятствует формированию профессиональной направленности школьника в процессеучебной деятельности. Надо отметить, что данная работа будет происходитьуспешно, если способствовать целенаправленному развитию профессиональнойнаправленности школьника в учебно-воспитательной деятельности, развитию мотивов их учения.
Профессиональная направленность – это целостноеобразование, в структуру которой входят стремления интересы и потребности,принципы, идеалы, моральные и ценностные установки, сформированноемировоззрение школьников. Важна роль также эмоционального фактора. Все, чтоимеет для человека субъективную значимость, непосредственно связано с егоэмоционально-потребностной сферой. Успешное решение учебных задач, возникающихв деятельности школьника, сопровождается соответствующими чувствами. Приудачном решении – удовлетворение, радость, уверенность в своих силах и другиеположительные чувства. При неудачных действиях у школьника возникаютотрицательные эмоции: растерянность, огорчения, неудовлетворенность,неуверенность в себе и другие.
Отношения в коллективе возникают междулюдьми как носителями определенных социальных ролей. Роль – это относительнопостоянная система поведения согласно установленному эталону С ролью всегдасвязываются определенные права, обязанности и ожидания. Коллектив будетнормально функционировать при полном распределении и добросовестном исполнении ролей. Роли, связанные с межличностными отношениями, разделяют надве группы:
1)ведущие (авторитетные, честолюбивые и чем-то привлекательны для окружающихрабочие);
2)ведомого (все остальные работники, включая так называемых обездоленных, скоторыми сотрудничают только вынужденно и делают их ответственными за всех)
Междучленами коллектива возникают следующие типы отношений:
•дружеская кооперация, взаимопомощь, основанные на полном доверии;
•дружеское соревнование в виде соперничества в отдельных сферах в рамкахпозитивных отношений;
•невмешательство, дистанцирование друг от друга при отсутствии как сотрудничества,так и соперничества;
•соперничество, ориентация на индивидуальные цели даже в условиях совместнойработы, основанное на общей взаимном недоверии;
•кооперация антагонистов — соперничество в рамках общей деятельности инегативных отношений [1].
Исследования показывают, что коллективный учебный трудсвязан с положительными эмоциями. Особое внимание необходимо уделятьформированию у школьников соответствующего мотива деятельности. У некоторыхобучающихся процесс накопления опыта коллективистического поведения в учебнойдеятельности происходит сложно, тормозится внутренними причинами: сложившейсясистемой неколлективистких мотивов и соответствующих субъективных отношений.
В профессиональной деятельности школьника на каждомшагу возникает необходимость практического решения различных задач, и отумения разобраться в возникшей ситуации, правильно и своевременно ее и оценитьи разрешить зависит успех профессиональной работы обучающегося. Решение задачв процессе практики заставляет школьника нередко актуализировать теоретическиезнания, переосмысливать способы решения практических задач. Все, что имеет длячеловека субъективную значимость, непосредственно связано с егоэмоционально-потребностной сферой. Школьника с относительно высоким уровнемкультуры интеллектуальной деятельности отличает прежде всего направленность насовершенствование учебной деятельности, ценностное отношение к саморазвитию,критичность самооценки, способность к самоконтролю, сформированностьрефлексивных качеств.
С проблемой развития творческой активности личностишкольника связан поиск эффективных путей и механизмов совершенствованияпроцесса гуманистического воспитания личности. При этом важно выявить факторы,дающие импульсы к творческому саморазвитию личности и эффективной реализациисущностных сил человека.
Творчество, направленное на себя, предполагает высокийуровень развития рефлексивных качеств, умений самопознания, самооценки исамоуправления, системы знаний о механизмах творчества, о структуре личности будущегопедагога в условиях ее формирования.
Переходшкольника на новый уровень творческой активности — свидетельство значительногоскачка в общем развитии личности, значительной силы внутренних процессовчеловека, его саморегуляции и самоорганизации, поскольку прежние уровниактивности его обогатились опытом.
Список литературы
1. Эриксон Э. Идентичность: юность икризис. – М.: Прогресс, 1996. – 344 с.
