X-PDF

Профессиональная направленность и самореализация личности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья

Поделиться статьей

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ  И САМОРЕАЛИЗАЦИЯЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

Надежда Викторовна Валова,

кандидат психологических наук,  учитель-дефектолог,

КОУ ВО «Борисоглебская школа-интернат»,

г. Борисоглебск

 valova_nadezhda@list.ru

 

Актуальное значение в современных условиях приобретаетвопрос о раскрытии условий, факторов  развития профессиональной направленностиличности школьников с ограниченными возможностями здоровья. Трудоустройство ипрофессиональная самореализация — неотъемлемая часть успешной социализации исамостоятельной жизни детей с ограниченными возможностями здоровья.Профессиональная занятость препятствует возникновению девиаций и асоциальногоповедения, способствует развитию законопослушной социально- адаптированнойличности.

Профессиональнаянаправленность и самоопределение личности формируется в процессе включенияребенка в коллективные отношения, поэтому важно определить  факторыформирования у школьников коллективных отношений в учебной деятельности,  иэто, несомненно, повлияет на его профессиональную деятельность, на ееэффективность. Формирование новых коллективных отношений требует развития нравственныхотношений школьников, развитию их профессиональной направленности.Профессиональная и предпрофессиональная подготовка, полученная в школьные годы,составляет прочный фундамент навыков, привычек, качеств личности,востребованных как в повседневной, так и в профессиональной трудовойдеятельности.

Внастоящее время специалист-профессионал должен обладать не только наборомнеобходимых знаний и навыков деятельности,но и тем стержнем, на котором все это строится — устойчивой профессиональной направленностью. Необходимоопределить внешние и внутренние причины этого процесса,  движение  его  иразвитие.

Насколько это свойство личности у школьника будетразвито, настолько и будет эффективной его дальнейшее развитие. Особенностью взаимодействия ученика и учителя является ориентация школьника на развитиецелеустремленности, общественной инициативы, чувства ответственности передтоварищем, коллективом. Ценными являются содержание профессиональнойнаправленности личности школьника его нравственно-волевая зрелость.

Как показывает практика, учебная деятельность требуетот школьника повышенные требования к формированию личности. Часто учитель входе педагогической деятельности выполняет только учебные задачи и служебныеобязанности. Лишь иногда в ходе учебной деятельности учитель ставит  задачуразвития нравственных отношений школьников, развитие коллективных отношений исовместной работы. Современная ситуация приводит к падению мировоззренческих инравственных устоев личности школьника, отсутствию идеалов и целей, этопрепятствует формированию профессиональной направленности школьника в процессеучебной деятельности.  Надо отметить, что данная работа будет происходитьуспешно,  если  способствовать целенаправленному развитию профессиональнойнаправленности школьника в учебно-воспитательной деятельности, развитию мотивов их учения.

Профессиональная направленность – это целостноеобразование, в структуру которой входят стремления интересы и потребности,принципы, идеалы, моральные и ценностные установки, сформированноемировоззрение  школьников. Важна роль также эмоционального фактора. Все, чтоимеет для человека субъективную значимость, непосредственно связано с егоэмоционально-потребностной сферой. Успешное решение учебных задач, возникающихв деятельности школьника,  сопровождается соответствующими чувствами. Приудачном решении – удовлетворение, радость, уверенность в своих силах и другиеположительные чувства.  При неудачных действиях у школьника возникаютотрицательные эмоции: растерянность, огорчения, неудовлетворенность,неуверенность в себе и другие.

Отношения в коллективе возникают междулюдьми как носителями определенных социальных ролей. Роль – это относительнопостоянная система поведения согласно установленному эталону С ролью всегдасвязываются определенные права, обязанности и ожидания. Коллектив будетнормально  функционировать при полном распределении и добросовестном исполнении ролей. Роли, связанные с межличностными отношениями, разделяют надве группы:

1)ведущие (авторитетные, честолюбивые и чем-то привлекательны для окружающихрабочие);

2)ведомого (все остальные работники, включая так называемых обездоленных, скоторыми сотрудничают только вынужденно и делают их ответственными за всех)

Междучленами коллектива возникают следующие типы отношений:

•дружеская кооперация, взаимопомощь, основанные на полном доверии;

•дружеское соревнование в виде соперничества в отдельных сферах в рамкахпозитивных отношений;

•невмешательство, дистанцирование друг от друга при отсутствии как сотрудничества,так и соперничества;

•соперничество, ориентация на индивидуальные цели даже в условиях совместнойработы, основанное на общей взаимном недоверии;

•кооперация антагонистов — соперничество в рамках общей деятельности инегативных отношений [1].

Исследования показывают, что коллективный учебный трудсвязан с положительными эмоциями. Особое  внимание  необходимо уделятьформированию у школьников соответствующего мотива деятельности.  У некоторыхобучающихся  процесс накопления опыта  коллективистического поведения в учебнойдеятельности происходит сложно, тормозится внутренними причинами: сложившейсясистемой неколлективистких мотивов и соответствующих субъективных отношений.

В профессиональной деятельности школьника на каждомшагу возникает необходимость практического решения различных задач,  и отумения разобраться в возникшей ситуации, правильно и своевременно ее и оценитьи разрешить зависит успех профессиональной  работы обучающегося. Решение задачв процессе практики заставляет школьника нередко актуализировать теоретическиезнания, переосмысливать способы решения практических задач. Все, что имеет длячеловека субъективную значимость, непосредственно связано с егоэмоционально-потребностной сферой.  Школьника с относительно высоким уровнемкультуры интеллектуальной  деятельности отличает прежде всего направленность насовершенствование учебной деятельности, ценностное отношение к саморазвитию,критичность самооценки, способность к самоконтролю, сформированностьрефлексивных качеств.

С проблемой развития творческой активности личностишкольника связан поиск эффективных путей и механизмов совершенствованияпроцесса гуманистического воспитания личности.  При этом важно выявить факторы,дающие импульсы к творческому саморазвитию личности и эффективной реализациисущностных сил человека.

Творчество, направленное на себя, предполагает высокийуровень развития рефлексивных качеств, умений самопознания, самооценки исамоуправления, системы знаний о механизмах творчества, о структуре личности будущегопедагога в условиях ее формирования.

Переходшкольника на новый уровень творческой активности — свидетельство значительногоскачка в общем развитии личности, значительной силы внутренних процессовчеловека, его саморегуляции и самоорганизации, поскольку прежние уровниактивности его обогатились опытом.

 

 

Список литературы

1.                Эриксон Э. Идентичность: юность икризис. – М.: Прогресс, 1996. – 344 с.

 


Поделиться статьей

КОНСПЕКТ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ НА ТЕМУ ДА? НЕТ?

Поделиться статьей

Поделиться статьей Деловая игра «Да- нет» Воспитатель :Утова Мадина Адилевна. Задачи:напримере данного стихотворения показать детям, как от поведения, намерений, от­ношениялюбого


Поделиться статьей

Рабочая программа учителя-дефектолога с детьми дошкольного возраста с ЗПР

Поделиться статьей

Поделиться статьей Муниципальноебюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детскийсад № 8 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлениемдеятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей»


Поделиться статьей

Поурочная разработка Урок №93 Тема урока : «Координатная прямая»

Поделиться статьей

Поделиться статьей Урок№93 Темаурока : «Координатная прямая» Цель урока: ввести понятие координатнойпрямой Тип урок: изучение нового материала Ходурока I.                  Сообщение темы


Поделиться статьей

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Поделиться статьей ……………………………………………………………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………..……………………………..……… …………………………………………………………………………………………………….…………………..…………… ………………………………………………………………………………………..…………………….…………………………….       Я – гражданин России! Не правда ль, звучит красиво? Смело,


Поделиться статьей

Инструктажи Физическая культура

Поделиться статьей

Поделиться статьей Вводный инструктаж по безопасностижизнедеятельности для обучающихся во время проведения занятийпо физической культуре 1.Общие положения. 1.1.Данная инструкция разработана для


Поделиться статьей