X-PDF

Профессиональная направленность и самореализация личности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья

Поделиться статьей

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ  И САМОРЕАЛИЗАЦИЯЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

Надежда Викторовна Валова,

кандидат психологических наук,  учитель-дефектолог,

КОУ ВО «Борисоглебская школа-интернат»,

г. Борисоглебск

 valova_nadezhda@list.ru

 

Актуальное значение в современных условиях приобретаетвопрос о раскрытии условий, факторов  развития профессиональной направленностиличности школьников с ограниченными возможностями здоровья. Трудоустройство ипрофессиональная самореализация — неотъемлемая часть успешной социализации исамостоятельной жизни детей с ограниченными возможностями здоровья.Профессиональная занятость препятствует возникновению девиаций и асоциальногоповедения, способствует развитию законопослушной социально- адаптированнойличности.

Профессиональнаянаправленность и самоопределение личности формируется в процессе включенияребенка в коллективные отношения, поэтому важно определить  факторыформирования у школьников коллективных отношений в учебной деятельности,  иэто, несомненно, повлияет на его профессиональную деятельность, на ееэффективность. Формирование новых коллективных отношений требует развития нравственныхотношений школьников, развитию их профессиональной направленности.Профессиональная и предпрофессиональная подготовка, полученная в школьные годы,составляет прочный фундамент навыков, привычек, качеств личности,востребованных как в повседневной, так и в профессиональной трудовойдеятельности.

Внастоящее время специалист-профессионал должен обладать не только наборомнеобходимых знаний и навыков деятельности,но и тем стержнем, на котором все это строится — устойчивой профессиональной направленностью. Необходимоопределить внешние и внутренние причины этого процесса,  движение  его  иразвитие.

Насколько это свойство личности у школьника будетразвито, настолько и будет эффективной его дальнейшее развитие. Особенностью взаимодействия ученика и учителя является ориентация школьника на развитиецелеустремленности, общественной инициативы, чувства ответственности передтоварищем, коллективом. Ценными являются содержание профессиональнойнаправленности личности школьника его нравственно-волевая зрелость.

Как показывает практика, учебная деятельность требуетот школьника повышенные требования к формированию личности. Часто учитель входе педагогической деятельности выполняет только учебные задачи и служебныеобязанности. Лишь иногда в ходе учебной деятельности учитель ставит  задачуразвития нравственных отношений школьников, развитие коллективных отношений исовместной работы. Современная ситуация приводит к падению мировоззренческих инравственных устоев личности школьника, отсутствию идеалов и целей, этопрепятствует формированию профессиональной направленности школьника в процессеучебной деятельности.  Надо отметить, что данная работа будет происходитьуспешно,  если  способствовать целенаправленному развитию профессиональнойнаправленности школьника в учебно-воспитательной деятельности, развитию мотивов их учения.

Профессиональная направленность – это целостноеобразование, в структуру которой входят стремления интересы и потребности,принципы, идеалы, моральные и ценностные установки, сформированноемировоззрение  школьников. Важна роль также эмоционального фактора. Все, чтоимеет для человека субъективную значимость, непосредственно связано с егоэмоционально-потребностной сферой. Успешное решение учебных задач, возникающихв деятельности школьника,  сопровождается соответствующими чувствами. Приудачном решении – удовлетворение, радость, уверенность в своих силах и другиеположительные чувства.  При неудачных действиях у школьника возникаютотрицательные эмоции: растерянность, огорчения, неудовлетворенность,неуверенность в себе и другие.

Отношения в коллективе возникают междулюдьми как носителями определенных социальных ролей. Роль – это относительнопостоянная система поведения согласно установленному эталону С ролью всегдасвязываются определенные права, обязанности и ожидания. Коллектив будетнормально  функционировать при полном распределении и добросовестном исполнении ролей. Роли, связанные с межличностными отношениями, разделяют надве группы:

1)ведущие (авторитетные, честолюбивые и чем-то привлекательны для окружающихрабочие);

2)ведомого (все остальные работники, включая так называемых обездоленных, скоторыми сотрудничают только вынужденно и делают их ответственными за всех)

Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

Междучленами коллектива возникают следующие типы отношений:

•дружеская кооперация, взаимопомощь, основанные на полном доверии;

•дружеское соревнование в виде соперничества в отдельных сферах в рамкахпозитивных отношений;

•невмешательство, дистанцирование друг от друга при отсутствии как сотрудничества,так и соперничества;

•соперничество, ориентация на индивидуальные цели даже в условиях совместнойработы, основанное на общей взаимном недоверии;

•кооперация антагонистов — соперничество в рамках общей деятельности инегативных отношений [1].

Исследования показывают, что коллективный учебный трудсвязан с положительными эмоциями. Особое  внимание  необходимо уделятьформированию у школьников соответствующего мотива деятельности.  У некоторыхобучающихся  процесс накопления опыта  коллективистического поведения в учебнойдеятельности происходит сложно, тормозится внутренними причинами: сложившейсясистемой неколлективистких мотивов и соответствующих субъективных отношений.

В профессиональной деятельности школьника на каждомшагу возникает необходимость практического решения различных задач,  и отумения разобраться в возникшей ситуации, правильно и своевременно ее и оценитьи разрешить зависит успех профессиональной  работы обучающегося. Решение задачв процессе практики заставляет школьника нередко актуализировать теоретическиезнания, переосмысливать способы решения практических задач. Все, что имеет длячеловека субъективную значимость, непосредственно связано с егоэмоционально-потребностной сферой.  Школьника с относительно высоким уровнемкультуры интеллектуальной  деятельности отличает прежде всего направленность насовершенствование учебной деятельности, ценностное отношение к саморазвитию,критичность самооценки, способность к самоконтролю, сформированностьрефлексивных качеств.

С проблемой развития творческой активности личностишкольника связан поиск эффективных путей и механизмов совершенствованияпроцесса гуманистического воспитания личности.  При этом важно выявить факторы,дающие импульсы к творческому саморазвитию личности и эффективной реализациисущностных сил человека.

Творчество, направленное на себя, предполагает высокийуровень развития рефлексивных качеств, умений самопознания, самооценки исамоуправления, системы знаний о механизмах творчества, о структуре личности будущегопедагога в условиях ее формирования.

Переходшкольника на новый уровень творческой активности — свидетельство значительногоскачка в общем развитии личности, значительной силы внутренних процессовчеловека, его саморегуляции и самоорганизации, поскольку прежние уровниактивности его обогатились опытом.

 

 

Список литературы

1.                Эриксон Э. Идентичность: юность икризис. – М.: Прогресс, 1996. – 344 с.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет