X-PDF

Программа ЭК Школа медиации

Поделиться статьей

 

 

«Утверждено»

Директор МАОУ СОЩШ № 8       г. Холмска

______________/Рекина Е. С./

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                 

                                                                                   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

среднего общего образования

элективного курса «Школа медиации»

 

 

 

Составитель:Сова Юлия Николаевна,

социальныйпедагог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021-2023  уч. г.

г.Холмск

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ШКОЛА МЕДИАЦИИ»

 

            Программаэлективного курса «Школа медиации» разработана для профильного классапедагогической направленности.

10 класс

Цель — повышение у учащихся уровнятолерантности, развитие умений адекватно реагировать на неблагоприятные воздействия,освоение технологии осуществления процесса медиации в конфликте.

 

Задачи:

— сформировать представление омедиации, ее истории, видах, принципах;

— развить способности адекватнооценивать конфликтные ситуации и умение находить конструктивные пути выхода изних;

— изучить стадии проведениямедиации;

— сформировать представление обобразе и роли медиатора.

 

11 класс

Цель — освоение технологииосуществления процесса медиации в конфликте, навыков активного слушания,анализа и прогноза развития коммуникативной ситуации, сформированностиконструктивной мотивации медиаторской деятельности, готовности к реализации напрактике принципов медиации в различных сферах.

 

Задачи:

— освоить применениекоммуникативных техник;

— сформировать представление обалгоритме организации процедуры медиации;

— изучить особенности применениямедиации в различных сферах;

— ознакомиться с иными приемамирегулирования конфликтных ситуаций.

 

Учебно-методический комплект

 

Программаэлективного курса школа медиации разработана на основе «Методического пособиядля посредников-медиаторов» (Аллахвердова О. В., Карпенко А. Д. Методическоепособие для посредников-медиаторов. — СПб., 2005. —107 с.). Дополнительно приподготовке программы использовались следующие источники:

1.      Альтернативноеразрешение споров: Учебник / Под ред. Е.А. Борисовой. М.: Издательский Дом«Городец», 2019. — 416 с.

2.      Медиациякак альтернативный способ урегулирования конфликтов : монография / Н. И.Минкина. — М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. — 158 с.

3.      Психологическиеосновы медиации: новый способ решения проблем : учеб. пособие / Е. В. Пронина,С. Ю. Попова (Смолик) ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. –Владимир : Изд-во ВлГУ, 2016. ‒ 84 с.

4.      Технологииурегулирования конфликтов (медиация как эффективный метод разрешенияконфликтов): учебное пособие / О.В. Маврин. – Казань: Изд-во Казан. ун-та,2014. – 96 с.

5.      Школьныеслужбы примирения — https://www.8-926-145-87-01.ru/

6.       ФГБУ «Федеральный институтмедиации» http://fedim.ru/

 

Творческие работы, тесты и решение ситуационных задач помогутобучающимся в изучении аспектов работы медиатора и регулирования различныхконфликтных ситуаций. Кроме того, активные методы формируют самостоятельностьмышления, способность ориентироваться в быстро меняющейся обстановке, навыкисамостоятельного сбора, анализа материала.

Игровые медиации имитируют реальные процессы разрешения конфликтовпри помощи медиатора-посредника. В основе игровой медиации лежит комплексвзаимосвязанных ситуаций, отображающих различные стадии развития конфликта иего разрешения.

Использование тестов в учебном процессе позволяет определитьиндивидуальные и личностные качества обучающихся, оценить их деловые,организационные и профессиональные качества, а также владение теоретическойбазой.

 Практические упражнения направлены на выполнение заданий поопределенной теме с предлагаемым алгоритмом действий. Их главная цель -отработка у обучающихся навыков преодоления проблем, возникающих приурегулировании конфликта, а также навыков по профилактике конфликтных ситуаций.Этот метод используется для отработки навыков выявления и формулированияпроблемы, сравнения различных подходов к ее решению, разработки вариантов ипринятия окончательного решения.

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ШКОЛАМЕДИАЦИИ»

Всоответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательнойпрограммы среднего общего образования Федерального государственногообразовательного стандарта данная рабочая программа для 10-11 классовнаправлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметныхрезультатов

.

Личностные результаты

10класс

      1)           формирование гражданскойпозиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающегосвои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающеготрадиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократическиеценности;

     2)            формирование мировоззрения,соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,осознание своего места в поликультурном мире;

     3)            формирование основ саморазвития исамовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеаламигражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой иответственной деятельности;

     4)            формирование толерантного сознания иповедения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог сдругими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели исотрудничать для их достижения, способности противостоять идеологииэкстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

     5)            развитие навыков сотрудничества сосверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной,общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видахдеятельности;

     6)            формирование нравственного сознания иповедения на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

     7)            формирование готовности и способности кобразованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;сознательного отношения к непрерывному образованию как условию успешнойпрофессиональной и общественной деятельности.

11класс

      1)           формирование гражданскойпозиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающегосвои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающеготрадиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократическиеценности;

     2)            формирование мировоззрения,соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,осознание своего места в поликультурном мире;

     3)            формирование основ саморазвития исамовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеаламигражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой иответственной деятельности;

     4)            формирование толерантного сознания иповедения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог сдругими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели исотрудничать для их достижения, способности противостоять идеологииэкстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным,религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальнымявлениям;

     5)            развитие навыков сотрудничества сосверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной,общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видахдеятельности;

     6)            формирование нравственного сознания иповедения на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

      7)           формирование осознанноговыбора будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненныхпланов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия врешении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

      8)            формирование ответственногоотношения к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейнойжизни.

 

Метапредметные результаты

10 класс

     1)           формирование умения самостоятельноопределять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельноосуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать всевозможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации плановдеятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

     2)            формирование умения продуктивно общатьсяи взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позициидругих участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

      3)            формирование навыков познавательной,учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыков разрешения проблем;способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практическихзадач, применению различных методов познания;

     4)           формирование умения самостоятельно оцениватьи принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских инравственных ценностей;

     5)            формирование навыков владения языковымисредствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,использовать адекватные языковые средства;

     6)            формирование навыков познавательнойрефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, ихрезультатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательныхзадач и средств их достижения

11 класс

     1)           формирование умения самостоятельноопределять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельноосуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать всевозможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации плановдеятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

     2)           формирование умения продуктивно общаться ивзаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другихучастников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

     3)            формирование навыков познавательной,учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыков разрешения проблем;способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практическихзадач, применению различных методов познания;

     4)           формирование готовности и способности к самостоятельнойинформационно-познавательной деятельности, владение навыками получениянеобходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться вразличных источниках информации, критически оценивать и интерпретироватьинформацию, получаемую из различных источников;

      5)           формирование умения определятьназначение и функции различных социальных институтов;

     6)           формирование умения самостоятельнооценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетомгражданских и нравственных ценностей;

     7)            формирование навыков владения языковымисредствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,использовать адекватные языковые средства;

     8)            формирование навыков познавательнойрефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, ихрезультатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательныхзадач и средств их достижения

 

 

Предметныерезультаты

10класс

Ученикнаучится:

-анализировать конфликтные ситуации;

-дифференцировать случаи, подходящие для медиации;

-моделировать и рефлексировать собственную деятельность в качестве медиатора;

-моделировать различные жизненные и учебные ситуации с точки зрения медиативногоподхода.

Ученикполучит возможность научиться:

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-осознавать особенности позиции других и учиться вести себя в соответствии сэтой позицией.

-договариваться и приходить к общему решению;

-овладеть способами конструктивного разрешения конфликтов;

-ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

-учиться самостоятельно решать проблемы в общении.

 

11класс

Ученикнаучится:

-дифференцировать случаи, подходящие для медиации;

-использовать коммуникативные приемы и техники;

-моделировать и рефлексировать собственную деятельность в качестве медиатора;

-моделировать различные жизненные и учебные ситуации с точки зрения медиативногоподхода.

Ученикполучит возможность научиться:

-строить коммуникацию в соответствии с поставленной задачей;

-осознавать особенности позиции других и учиться вести себя в соответствии сэтой позицией.

-договариваться и приходить к общему решению;

-овладеть способами конструктивного разрешения конфликтов;

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

-ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

-учиться самостоятельно решать проблемы в общении;

-учиться грамотно, задавать вопросы и участвовать в диалоге.

 

СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГОКУРСА «ШКОЛА МЕДИАЦИИ»

 

10 класс

 

Раздел 1. Введение в медиацию — 6 часов.

Понятие медиации.  История развития медиации в России. Принципымедиации. Обобщение по разделу «Введение в медиацию».

 

Раздел 2. Конфликты — 7 часов.

Понятие и функции конфликта. Виды конфликта. Предмет и объектконфликта. Участники конфликта. Причины и мотивы конфликтов. Динамикаконфликта. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Обобщение по разделу«Конфликты».

 

Раздел 3. Стадии медиации — 13 часов.

Вступительное слово медиатора. Презентация сторон. Работа синтересами сторон. Дискуссия по выработке вопросов для обсуждения ипереговоров.  Кокус. Дискуссия по выработке возможных предложений дляурегулирования конфликта. Подготовка проекта соглашения. Выход из медиации.Обобщение по разделу «Стадии медиации».

 

Раздел 4. Медиатор — 8 часов.

Функции медиатора. Личность медиатора. Подготовка медиаторов.Обобщение по разделу «Медиатор».

 

11 класс

 

Раздел 5. Коммуникация в медиации — 9 часов.

Коммуникация как обмен информацией. Вербальные и невербальныесредства общения. Психологический инструментарий в работе медиатора. Обобщениепо разделу «Коммуникация в медиации»

 

Раздел 6. Организация  медиации — 11 часов.

Подготовка и организация медиации. Консультация и консилиация.Обследование. Конфликтологическое консультирование. Этапы примерной процедурымедиации. Особенности организации медиации на предприятии (в фирме).  Обобщениепо разделу «Организация медиации».

 

Раздел 7. Области применения медиации — 6 часов.

Конфликты в социально-экономической и политической сферах.Конфликты в сфере производства, торгово-финансовой сфере, в государственныхучреждениях. Конфликты в сфере межличностных отношений. Ограничения виспользовании медиации. Обобщение по разделу «Области применения медиации».

 

Раздел 8. Другие приемы разрешения конфликтов — 8 часов.

Конфликтологическая экспертиза.  Участие в переговорах в качествестороны или ассистента стороны. Психологическое консультирование ипсихотерапия. Коррекция установок. Саморегуляция. Обучение. Правовые,юридические. Силовые, административные. Примирение. Обобщение по разделу«Другие приемы разрешения конфликтов». Итоговое занятие «Этические стандартыпрофессиональной ответственности медиатора»

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ШКОЛА МЕДИАЦИИ»

 

№ п/п

Название разделов

Кол-во часов

Кол-во контрольных, практических и работ

 

 

10 класс

 

1.     

Введение в медиацию

6

1

 

2.     

Конфликты

7

2

3.     

Стадии медиации

13

5

 

4.     

Медиатор

8

3

 

 

Всего

34

11

 

11 класс

 

5.     

Коммуникация в медиации

9

2

6.     

Организация  медиации

11

2

 

7.     

Области применения медиации

6

1

8.     

Другие приемы разрешения конфликтов

8

2

 

 

Всего

34

7

 

Итого

68

18

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет