X-PDF

Программа элективного курса по литературе Исследователи текстадля обучающихся 9 класса

Поделиться статьей

Рабочаяпрограмма  элективного курса «Исследователи текста »

 

Данная программа составлена на основе программы элективного курса Е.А.Зининой «Основыпоэтики. Теория и практика анализа художественного текста»  М.,20019 г . Программа предназначена для обучающихся                            9класса (гуманитарная группа ) и рассчитана на 17 часов ( 1 час в неделю ).                                                

Цель элективного курса :

углубление  и расширение представлений олитературоведении как науке,                    — формирование  уменийинтерпретировать литературное произведение,                                                                                — строить речевоевысказывание в письменной и устной форме,                      — воспитатьпотребность в самовыражении черезслово;                                                             –сформировать устойчивый познавательный интерес к предмету, потребность вчтении.                                                                                        

Ценностныеориентиры  содержания учебного предмета

Рабочаяпрограмма элективного курса «Исследователи текста»детализирует и углубляетсодержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания иразвития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучениялитературы.                                                                                                                                               Кроме того,  элективный курс пробуждает стремление к вдумчивомучтению, содействует формированию художественного вкуса, выявлению читательскихпредпочтений, расширению культурного кругозора.

Количествочасов в неделю – 1  час. Количество часов в год –  17 часов .  

 Планируемыерезультаты изучения курса :

 Личностными результатами изучения  элективного курса являютсяследующие умения и качества:

–чувствопрекрасного- –– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

устойчивыйпознавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребностьв чтении.

ориентацияв системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

потребностьв самовыражении через слово;

–устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Метапредметнымирезультатамиизучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

РегулятивныеУУД:

–самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели ; способность кцелеполаганию, включая постановку новых целей;

–самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; 

– самостоятельно составлять план решенияучебной проблемы;

работатьпо плану,сверяя свои действия с целью, прогнозировать,корректироватьсвоюдеятельность;–

ПознавательныеУУД:

–самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактическую,подтекстовую, концептуальную;адекватно  понимать основную идополнительную информацию текста, воспринятого на слух

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы вдругую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные  связи;

строить рассуждения.

КоммуникативныеУУД:

учитывать разные мнения и стремиться  к координации различных позиций  всотрудничеств

–уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её икоординировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общегорешения в совместной деятельности;

–уметь  устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения иделать выборы;

–уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,

Уметьосуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимуювзаимопомощь;

 Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевойситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различныхкоммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи,различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения,быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с  сообщениями;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

               Предметные результаты изучения курса :

Учащиеся должны на более глубокомуровне знать:

1.      Основныетеоретико-литературные понятия.

2.      Изобразительно-выразительныесредства языка.

3.      Элементыстихотворной речи (ритм, размеры, строфа).

 

                                    Учащиесядолжны уметь:

1.   Анализировать произведение с учетомего идейно-художественного своеобразия.

2.   Формулировать тему, идею, проблематикупроизведения.

3.   Определять принадлежность к одному излитературных родов (эпос, лирика, драма).

4.   Определять идейно-художественную рольв произведении элементов сюжета, композиции, системы образов иизобразительно-выразительных средств языка.

5.   Выявлять роль героя в раскрытииидейного содержания произведения и авторскую оценку героя.

6.   Свободно владеть монологической речью,выражать свое отношение к прочитанному в устной или письменной форме иаргументировано обосновывать своё мнение о произведениях и героях.

7.   Работать с учебной книгой илитературно-критической статей (находить нужную информацию, выделять главное,сравнивать фрагменты, создавать тезисы, план или конспект прочитанного, выделяясмысловые части).

8.   Готовить реферативное сообщение налитературную тему (по одномуисточнику).                                                                                                  9. 9. 9. 9.Пользоваться словарями и справочниками различных типов(литературоведческим, энциклопедическим, терминологическим и проч.).

 

                                          Содержание                                                                      

 

 1  Художественноепроизведение как эстетический объект. Связь литературы с другими видамиискусства.                                                                                                                       

 

   2 Роды литературы. Проза и поэзия. Жанры литературы .

 

3 Сюжет  и фабулахудожественного произведения. Понятие и функции сюжета.

Фабула. Элементы сюжета .

 

4 Композиция художественногопроизведения. Понятие о композиции и ее составляющих. Связь композиции ссистемой персонажей, деталями и подробностями. Композиционные приемы. Типыкомпозиции.

 

5 Автор в художественном произведении.Понятие АВТОР. Авторский замысел и позиция читателя. Способы воплощенияавторской позиции

 

6 Образ человека в литературеи аспекты его анализа. Литературный герой. Индивидуальные и собирательныеобразы.  Место героя в системе образов.

 

7 Художественная деталь.Символ. Подробность текста.

 

8 Функция портрета вхудожественном произведении. Понятие Портрет. Типы литературного портрета.Способы введения портрета в текст. Психологический портрет и деталь в нем.

 

9 Пейзаж и его функции впроизведении. Понятие Пейзаж. Функции пейзажа. Пейзаж и философский контекст произведения

 

10 Основы стиховедения . Свойствастихотворной речи и принципы её анализа. стихотворная фоникаметрикаи строфика.

 

11 Структура анализастихотворного текста .

 

12 Средства выразительности вязыке. Стилистические фигуры и тропы Определение видов тропов и стилистическихфигур. Анализ произведений с точки зрения средств выразительности.

 

13 Практическая работа«Лингво-смысловой анализ текста». Анализ произведений с точки зрения средстввыразительности.

14  Проектная работа . Анализстихотворного текста .Анализ эпизода .

15   Итоги курса . Плананализа идейно-художественного своеобразия произведения .

                               

                                                 Тематическоепланирование

 

Тема занятия

Кол.

часов

Содержание раздела

 

УУД

1

 Художественное произведение как эстетический объект. Роды литературы. Проза и поэзия. Жанры литературы .

1

Связь литературы с другими видами искусства.

Эпос, драма, лирика: отличи тельные черты.

Жанры литературы .

Познавательные УУД:перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую.                 Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения;

 

2

Сюжет  и фабула художественного произведения.

1

Понятие и функции сюжета. Фабула. Элементы сюжета.

Познавательные УУД:

осуществлять анализ и синтез информации; устанавливать причинно-следственные  связи;– строить рассуждения.  Коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности .

 

Композиция художественного произведения.

1

Понятие о композиции и ее составляющих. Связь  композиции с системой персонажей, деталями и подробностями. Композиционны приемы. Типы композиции.

Познавательные УУД:перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую

Коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её

 

 

4

Автор в художественном произведении.

1

Понятие АВТОР. Авторский замысел и позиция читателя. Способы воплощения авторской позиции.

Познавательные УУД:

осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные  связи;– строить рассуждения.

Коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её Оформлять свои мысли в устной форме.

5

Образ человека в литературе и аспекты его анализа.

1

 

Литературный герой. Индивидуальные и собирательные образы.  Место героя в системе образов.

Познавательные УУД:

осуществлять анализ и синтез информации.

Коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её

 

6

Художественная деталь. Символ. Подробность текста.

1

 

«Бесконечно малые моменты текста» (Л.Н.Толстой). Детализация как неотъемлемое условие воспроизведения действительности. Деталь и символ: сходство и различие.

Познавательные УУД:перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую

Коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её

7

Функция портрета в художественном произведении.

1

 

Понятие Портрет. Типы литературного портрета. Способы введения портрета в текст. Психологический портрет и деталь в нем.

Коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Оформлять свои мысли в письменной форме.

8

Пейзаж и его функции в произведении.

1

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

Понятие Пейзаж. Функции пейзажа. Пейзаж и философский контекст произведения.

Познавательные УУД:

осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные  связи;– строить рассуждения.

Коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её

 

9

Проверочная  работа в формате сочинения ОГЭ .

 

1

 

 

Сочинение в формате ОГЭ  по литературе  часть 2.

 

Познавательные УУД:

осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные  связи;– строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:оформлять свои мысли в письменной форме.

 

10

Основы стиховедения .

1

Свойства стихотворной речи и принципы её анализа. стихотворная фоникаметрика и строфика.

Познавательные УУД:перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую

 

11

Структура анализа стихотворного текста

1

 

 

Структура анализа стихотворного текста

Познавательные УУД:перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую

Коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её

12-13

Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы.

    2

 

Определение видов тропов и стилистических фигур. Анализ произведений с точки зрения средств выразительности.

Познавательные УУД:перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую

Коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её

14

 «Лингво-смысловой         анализ текста»

1

 

Анализ произведений с точки зрения средств выразительности.

Познавательные УУД:

осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные  связи;– строить рассуждения.

Коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её

 

15-16

Проектная работа

 

2

 

Анализ стихотворного текста

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели ; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

Познавательные УУД:

осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные  связи;– строить рассуждения.

Коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её

 

 

17

Итоги курса

1

План анализа идейно-художественного своеобразия произведения

  

 

                        

          

                                  Календарно-тематическое планирование

 

Дата

Тема занятия

Кол.

часов

1

 

 Художественное произведение как эстетический объект. Роды литературы. Проза и поэзия. Жанры литературы .

1

2

 

 

Сюжет  и фабула художественного произведения.

1

3

 

 

Композиция художественного произведения.

1

 

4

 

 

Автор в художественном произведении.

1

5

 

 

Образ человека в литературе и аспекты его анализа.

1

6

 

 

Художественная деталь. Символ. Подробность текста.

1

7

 

 

Функция портрета в художественном произведении.

1

8

 

 

Пейзаж и его функции в произведении.

1

9

 

 

Проверочная  работа в формате сочинения ОГЭ .

 

1

10

 

 

Основы стиховедения .

2

11

 

 

             Структура анализа стихотворного текста

1

12-13

 

 

Средства выразительности в языке.                  Стилистические фигуры и тропы.

 

2

14

 

 

«Лингво-смысловой         анализ текста»

1

15-16

 

 

Проектная работа

 

2

17

 

 

Итоги курса

1

                                               

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет