X-PDF

Программа факультативного курса по математике для учащихся 5 классов

Поделиться статьей

 

Программа

факультатива по математике, 5класс

 

ВВЕДЕНИЕ.

         Факультативные занятия поматематике в 5 классе являются одной из важных составляющих программы «Работа содаренными детьми». На первых этапах проведения занятий определена цель –показать учащимся красоту и занимательность предмета, выходя за рамки обычногошкольного учебника. В дальнейшем ставятся цели, наиболее актуальные сегодня припереходе к профильному обучению.

         Так, например, сегодняфакультативный курс направлен на достижение следующих целей:

·       развитиелогического мышления;

·       раскрытиетворческих способностей ребенка;

·       воспитаниетвердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);

·       привитиеинтереса к предмету.

Кроме того,факультативные занятия решают такие актуальные на сегодняшний день задачи, как:

·       адаптацияучащихся при переходе из начальной школы в среднее звено;

·       работа содаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.

При разработкефакультативного курса по математике учитывалась программа по данному предмету,но основными все же являются вопросы, не входящие в школьный курс обучения.Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с одаренными детьми,подготовке их к олимпиадам различного уровня.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа факультативногокурса по математике для учащихся 5 классов направлена на расширение иуглубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно примыкают косновному курсу математики 5 класса. Однако в результате занятий учащиесядолжны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи,а так же задачи олимпиадного уровня.

Структурапрограммы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться как в 5, таки в 6, 7 классах. Это связано с тем, что на разных ступенях обучения дети могутусваивать один и тот же материал, но уже  разной степени сложности с учетомприобретенных ранее знаний.

Включенные впрограмму вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различнымматематическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций,экскурсий, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.

Задачифакультативного курса по математике определены следующие:

·       развитиеу учащихся логических способностей;

·       формированиепространственного воображения и графической культуры;

·       привитиеинтереса к изучению предмета;

·       расширениеи углубление знаний по предмету;

·       выявлениеодаренных детей;

·       формированиеу учащихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, какупорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность,внимательность, чувство ответственности, культура личности;

·       адаптацияк переходу детей в среднее звено обучения, имеющее профильную направленность.

Частота занятий –1 раз в неделю. Программа рассчитана на 35 учебных часов.

 

ОЖИДАЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ.

 

Учащиеся,посещающие факультатив, в конце учебного года должны уметь:

·       находитьнаиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решениитаблицы и «графы»;

·       оцениватьлогическую правильность рассуждений;

·       распознаватьплоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решенииразличных задач;

·       решатьпростейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможныхвариантов;

·       уметьсоставлять занимательные задачи;

·       применятьнекоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;

·       применятьполученные знания при построениях геометрических фигур и использованием линейкии циркуля;

·       применятьполученные знания, умения и навыки на уроках математики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

 

пп

Изучаемый материал

кол-во часов

даты

1

Числа: составление выражений

1

03.09.12

2

Числа: головоломки

1

10.09.12

3

Числа: числовые ребусы

1

17.09.12

4

Числа: другие задачи

2

24.09.12, 01.10.12

5

Четность

2

08.10.12, 15.10.12

6

Геометрия в пространстве

3

22.10.12, 29.10.12, 12.11.12

7

Переливания

2

19.11.12, 26.11.12

8

Взвешивания

2

03.12.12, 10.12.12

9

Логические задачи

2

17.12.12, 24.12.12

10

Задачи-шутки и прочее

2

14.01.13, 21.01.13

11

В худшем случае: принцип Дирихле

2

28.01.13, 04.02.13

12

Геометрия на клетчатой бумаге: рисование фигур на клетчатой бумаге

2

11.02.13, 18.02.13

13

Геометрия на клетчатой бумаге: разрезание фигур на равные части

2

25.02.13, 04.03.13

14

Геометрия на клетчатой бумаге: игры с пентамино

2

11.03.13, 18.03.13

15

Смесь

3

01.04.13, 08.04.13, 15.04.13

16

Задачи на движение

2

22.04.13, 29.04.13

17

Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 974

Задачи международного математического конкурса «Кенгуру».

2

06.05.13, 13.05.13

18

Простейшие комбинаторные задачи.

Комбинации и расположения.

2

20.05.13, 27.05.13

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕИЗУЧАЕМОГО КУРСА.

В данном разделерассмотрены три основные темы курса: «Логические задачи», «Знакомство сгеометрией», «Занимательное в математике». Указаны разделы по каждой теме скратким их описанием. Приведены примеры заданий для каждого раздела.

 

ТЕМА: «ЛОГИЧЕСКИЕ  ЗАДАЧИ»

1. Задачи на переливание.

Рассматриваютсязадачи, подобные данной: «Как с помощью двух ведер по 2 л и 7 л можно набрать из реки ровно 3 л воды?».

Задачи решаются в два способа собязательным оформлением в таблице. Уровень сложности зависит от количестваходов-переливаний.

 

2. Задачи на взвешивание.

Рассматриваютсязадачи, подобные данной: «Как с помощью весов без гирь можно ровно за двавзвешивания отделить из девяти одинаковых монет одну фальшивую, которая легчепо весу?».

Решениерассматривается в виде «дерева» ходов.

 

3. Логические задачи,решаемые с помощью таблиц.

1.     Пример задачи:

В одномдворе живут четыре  друга. Вадим и шофер старше Сергея; Николай и слесарьзанимаются боксом; электрик – младший из друзей; по вечерам Антон и токарь играютв домино против Сергея и электрика. Определите профессию каждого издрузей.

Решениеоформляется в виде таблиц, где знаком «+» отмечается возможная, реальнаяситуация, а знаком «-» — невозможная по условию задачи. Сложность варьируетсяот 3-х элементов сравнивания (более простые задачи) до 5-ти (более сложные).

 

4. Задачи на делимость чисел.

Используяпризнаки делимости на 2; 3; 4; 5; 9; 10 и т.д. решаются задачи, подобныеданной: «Можно ли разделить на 3 одинаковых букета 21 розу и 17 гвоздик, чтобыв каждом букете были и розы, и гвоздики?».

Задачи не оченьтрудные для детей, поэтому их решение не обязательно записывать, можноограничиться устным подробным ответом.

 

5. Задачи на принцип Дирихле.

         Известные в математикезадачи про кроликов и кур. «На дворе гуляли кролики и куры. Всего 40 ног и 16голов. Сколько было кроликов и сколько кур?».

         При решении подобных задачнеобходимо, чтобы дети попытались запомнить алгоритм выполнения действий.Во-первых, надо «поставить» кроликов на 2 лапы и понять, что на земле и укроликов, и у кур стоит по одинаковому числу ног. Во-вторых, понять, что накаждую голову теперь приходится по 2 ноги на полу, затем из общего количестваног по условию задачи вычесть те, которые на полу – узнаем, сколько поднятых.Но подняли-то по 2 лапки кролики. Значит, узнаем ответ на вопрос задачи.

 

6. Комбинаторные задачи.

Основной принципкомбинаторики: «Если одно действие можно выполнить k способами, другое – mспособами, а третье – n способами, то все три действия можно выполнить k·m·nспособами».

К выводу этогопринципа приходим опытным путем, решая задачи на 2 или 3 действия с помощью«дерева».  Затем подобные задачи уже решаются быстрее в одно действие. Законраспространяется на 2 и более действий.

Задача: «Сколько3-х-значных четных чисел можно составить из цифр 0; 1; 2; 3; 4; 5?».

 

8. Задачи, решаемые с помощьюграфов.

Пример задачи: Утрех подружек – Ксюши, Насти и Оли – новогодние карнавальные костюмы и шапочкик ним белого, синего и фиолетового цветов. У Насти цвет костюма и шапочкисовпали, у Ксюши ни костюм, ни шапочка не были фиолетового цвета, а Оля была вбелой шапочке, но цвет костюма у неё не был белым. Как были одеты девочки?

 

9.Игровые задачи.

К ним относятсязадачи; «Как, не отрывая карандаш от бумаги, обвести фигуру так, чтобы непроходить по одному месту дважды?». Возможны задачи на раскраски, последовательноесоединение точек.

 

ТЕМА: «ЗНАКОМСТВО СГЕОМЕТРИЕЙ»

Все занятия носятпрактический и игровой характер.

1. Простейшие геометрическиефигуры (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, параллелограмм,трапеция), их свойства.

         Даются определения фигур,рассматриваются «видимые» свойства.

         Круг, его радиус, диаметр,хорда.

         Треугольник. Видытреугольников. Равнобедренный треугольник. Равносторонний треугольник.Прямоугольный треугольник, его элементы, египетский треугольник.

 

2. Задачи на разрезание.

         Одни из самых сложных задач.Разрезать фигуру на требуемое число частей так, чтобы из них можно былосоставить другую заданную фигуру. Можно использовать игру-головоломку«Танграм».

 

3. Геометрические головоломкисо спичками.

         Проводится под девизом«Спички детям — не игрушка!». Если есть такая возможность, то у каждого ребенкана столе вместо спичек – счетные палочки. Выкладывая из них заданную фигуру, онс помощью заданного количества перемещений палочек должен получить другуюфигуру.

 

4. Закончить рисунок пообразцу.

Рисуноквыполняется простым карандашом по линейке в формате 10х10 клеток обычноготетрадного листа по принципу раскраски в шахматном порядке. Пример готовогорисунка

чертим

 

ТЕМА: «ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ВМАТЕМАТИКЕ»

Все занятия проводятся в игровойформе.

1. «Магические» фигуры.

         Знакомство с «магическимиквадратами», историческая справка. Построение квадратов 3х3; 5х5. Принципбыстрого построения таких квадратов.

 

2. Ребусы, головоломки,кроссворды.

         Для разгрузки используютсяпочти всегда. Берутся из разнообразных источников, дети могут сами ихприносить. Обучение разгадыванию простейших японских числовых кроссвордов.

 

3. Математические фокусы исофизмы.

         Так же используются дляразрядки. Например: «Задумайте число, умножьте его на… и т. д. Назовите свойрезультат и я отвечу, какое число вы задумали.»

 

4. Занимательный счет.

Приемы быстрогосложения, вычитания, умножения, деления и возведения в квадрат. Например,умножение на 4, на 10, на 11, на 25 и др. Использование сочетательного свойствасложения и  распределительного свойства умножения, выбор удобного порядкадействий.

 

5. Математические игры.

Многиезанимательные игры основаны на свойствах чисел, которые не изучают в школе.Рассматриваются такие игры, как Битва чисел, Ним,например: На столе лежат три кучки камешков. В одной кучке один камешек, вдругой – два, в третьей – три. Двое играющих берут поочередно камешки, причемза один раз можно взять любое число камешков из одной кучки. Выигрывает тот,кто берет последний камешек. Докажите, что начинающий игру наверняка проиграет.Игра в 15, знакомство с кубиком Рубика, ханойской башней и т.п.,Математика и шифры.

 

КОНТРОЛЬ ОЖИДАЕМЫХРЕЗУЛЬТАТОВ

 

Контрольосуществляется, в основном, при проведении контрольных работ по темам.  Нижеприведена примерная итоговая работа, которая носит рекомендательный характер.Учитель вправе изменить содержание, уровень сложности, количество и тематикузадач или провести математический праздник.

 

Итоговаязачетная работа

 

1.    Когда Даша, Таня и Людаспросили, какие оценки им поставили за контрольную работу, учительница сказала:«В вашем классе двоек вообще нет, а у вас оценки разные, причем у Даши — не 3,у Люды – не 3 и не 5. Какую оценку получила каждая девочка?

2.           Если бы завтрашний день былвчерашним, то до воскресенья оставалось бы столько дней, сколько дней прошло отвоскресенья до вчерашнего дня. Какой сегодня день?

3.                Удеда 2 бидона емкостью 2 и 7 литров. Помоги ему набрать из речки 3 литра воды.Расскажи, как это сделать.

4.                Во дворе гуляли куры исобачки. Мальчик подсчитал их лапы – получилось 10. Скажи, сколько могло бытькур и сколько собак?

5.                В бутылке, стакане, кувшине ибанке налиты молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что вода и молоконаходятся не в бутылке, в банке – не лимонад и не вода, а сосуд с лимонадомстоит между кувшином и сосудом с квасом. Стакан стоит около банки и сосуда смолоком. Определите, в каком сосуде какая жидкость.

6.                Сколькосуществует трехзначных чисел, все цифры которых – нечетные и никакие неповторяются внутри одного числа?

7.                Из 15котят 8 рыжих и 7 пушистых, и других нет. Есть ли среди этих котят хоть одинрыжий и пушистый одновременно?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.                           И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин «Задачи на смекалку» – М.: «Просвещение», 2006г

2.                           И.Я.Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989г

3.                           «Всезадачи Кенгуру», С-П.,2003г

4.                           Е.В.Галкин.«Нестандартные задачи по математике», М., 1996г.

5.                           А.Я.Кононов.«Математическая мозаика», М., 2004г

6.                           Б.П.Гейдман.«Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007г

7.                           Т.Д.Гаврилова.«Занимательная математика», изд. Учитель, 2005г

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 974

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет