ОтделОбразования администрации Каргапольского района
Муниципальноеказённое образовательное учреждение
«Каргапольскаяначальная общеобразовательная школа №3»
«РАССМОТРЕНО» На заседании МС Протокол № ___ от «___» ________20__ г. |
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по ВР _________ от «___» __________ 20__ г. |
«УТВЕРЖДАЮ» директор МКОУ «КНОШ » _________ от «___» __________ 20__ г. |
Программа
«Как стать лидером»
социального направления
для детей младшего школьного возраста
Срок реализации — 2018- 2021 г.г.
Составитель:
ЧнаваянНаталья Михайловна
2018 г.
Пояснительнаязаписка
Неттакого человека, который не смог бы
значительноразвить свои способности к лидерству,
немногопоразмыслив над этим и попрактиковавшись.
Лорд Слим
Программавнеурочной деятельности «Как стать лидером» предполагает выявление,стимулирование и подготовку лидеров, т.е. тех детей, которые в наибольшейстепени пользуются авторитетом среди товарищей и стремятся их вести за собой,вовлекая в различные интересные дела.
Проблемавоспитания лидера в современном обществе очень актуальна, поскольку на еерешение существует социальный заказ. Период изменений и переориентацииценностей жизни существенно повлиял на процесс формирования социального опытаобучающихся, их социальную активность. Сегодня школа получила новое назначение:она не просто передает знания, а создает условия для формирования личности,легко ориентирующейся в современной жизни и умеющей проявлять свои лидерскиекачества. Актуальными всегда являются такие качества, как инициативность,активность, мобильность, креативность и инновационность граждан. Школа должнаформировать «новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а такжеопыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то естьсовременные ключевые компетенции».
Проблемавоспитания и социализации подрастающего поколения – проблема, которая являетсяактуальной на государственном и на общественном уровне.
Проблемыразвития личности разрабатываются в философии, общей и социальной психологии, впедагогике и других науках. Немало глубоких мыслей по вопросам о развитииличности содержится в трудах Каменского Я.А., Дистервега А., Ушинского К.Д.,Блонского П.П., Макаренко А.С., Шацкого С.Т. и Сухомлинского В.А.
Человекстановится личностью только в процессе социализации, то есть общения,взаимодействия с другими людьми и окружающим миром. Вне человеческого обществадуховное, социальное, психологическое развитие происходить не может. А этозначит, что задача социального становления личности ребенка являетсяпервостепенной для современного общества. Период изменений и переориентацииценностей жизни существенно повлиял на процесс формирования социального опыта уобучающихся, их социальную активность. Сегодня важно не только предоставлениеребенку возможности для самореализации личности, но и приобретение опытасоциального общения, повышения уровня культуры общения детей друг с другом,развитие навыков сотрудничества со взрослыми, формирование активной жизненной позициив обществе и патриотизм по отношению к государству, приобретение навыковвладения современными информационными технологиями.
Программаразработана на основе нормативных документов:
· Федеральный закон Российской Федерации «Обобразовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г, №273-ФЗ;
· Конвенция о правах ребёнка;
· Федеральный государственныйобразовательный стандарт начального общего образования;
· Федеральный закон «Об основных гарантияхправ ребёнка» от 24.07.1998 г. №124-ФЗ;
· Концепция духовно-нравственного развитияи воспитания личности гражданина России;
· Федеральный закон «О государственнойподдержке молодёжных и детских общественных организаций»;
· Федеральный закон «Об общественныхобъединениях» от 19.05.1995 г. №82-ФЗ;
· Целевая программа Курганской области«Развитие образования и реализации государственной молодежной политики вКурганской области на 2011-2015 гг.».
Программа «Как стать лидером» готовит учащихся к личностному и гражданскомуопределению, учитывая возрастные особенности детей и их интересы.Обеспечивает сотрудничество детей и взрослых, предоставляет каждомуобучающемуся раскрыть свои индивидуальные способности, а в частностивоспитание доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, доброжелательного общения в коллективе, бережного отношения ко всему живому, атакже всестороннее развитие обучающихся.
Данная программа предусматривает: выявление и развитие способностейобучающихся, через внеурочную деятельность:
· секции, кружки;
· организацию общественно полезнойдеятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностейобразовательных учреждений, дополнительного образования детей;
· организацию интеллектуальных и творческихсоревнований, проектно-исследовательской деятельности;
· участие обучающихся, их родителей(законных представителей), педагогических работников и общественности впроектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
· возможность эффективной самостоятельнойработы обучающихся при поддержке классного руководителя, родителей и другихпедагогических работников;
· включение обучающихся в процессы познанияи преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района) дляприобретения опыта реального управления и действия.
В основу программы входит системно – деятельностный подход, который научитьсамих детей учиться.
Программа внеурочной деятельности «Как стать лидером» принесётнепосредственную пользу учащимся, поддерживая в каждом желание, достичь болеевысоких результатов. Навыки, полученные в результате прохождения лидерскогокурса, могут помочь учащимся в самосовершенствовании. Ключевая задачавоспитательной системы заключается в том, чтобы помочь растущему человеку войтив мир, найти в нём своё место, осуществить осознанный выбор социальной роли иреализовать её в созидательной деятельности. От того, какие ценности будутсформированы у детей сегодня, зависит путь развития нашего общества и внастоящее время, и в будущем.
Цель: Создание условийдля формирования лидерского потенциала, успешной самореализации личностиучащегося.
Задачи:
1. Обучать детей приёмам и методам организации, планированиядеятельности, навыкам социальной активности, руководителя.
2. Способствовать развитию у учащихся лидерских качеств икоммуникативных навыков.
3. Развивать у ребенка ощущения веры в собственные силы: Ясам!, У меня получается!, Я могу!.
4. Развивать инициативность, целеустремленность, ответственность засебя и окружающих.
Программа внеурочнойдеятельности «Как стать лидером» социального направления составлена для детеймладшего школьного возраста (7-10 лет), сроком на 4 года.
Программа реализуется в рамках группы продленного дня. Периодичность занятий 1раз в неделю, 1 год обучения – 33 часа, 2-4 годы обучения – 34 часа.
Учебный план
№ п/п |
Направления |
Количество часов по годам обучения |
||||
1-й год |
2-й год |
3-й год |
4-й год |
Общее коли- чество часов |
||
1 |
Я и моя индивидуальность |
4 |
4 |
4 |
4 |
16 |
2 |
Я и моё здоровье |
4 |
4 |
4 |
4 |
16 |
3 |
Я и моё поведение |
5 |
5 |
5 |
5 |
20 |
4 |
Я и общение |
5 |
5 |
5 |
5 |
20 |
5 |
Я – мои эмоции и чувства. |
4 |
4 |
4 |
4 |
16 |
6 |
Я – творческая личность. |
6 |
6 |
6 |
6 |
24 |
7 |
Я в мире прекрасного. |
5 |
6 |
6 |
6 |
23 |
|
Итого |
33 |
34 |
34 |
34 |
135 |
Основные направления и формы работы:
Направления |
Цели |
Формы работы |
Я и моя индивидуальность |
Раскрытие своих сильных сторон. Актуализация личностных ресурсов. Познание себя при помощи группы, получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки. |
1. Игровые тренинги по развитию внимания, памяти, мышления. 2. Интеллектуальные марафоны, ролевые игры. 3. Научно – исследовательские конференции. 4. Поисковая работа. 5. Шефская работа. 6. Беседы. 7. Диагностические исследования. |
Я и моё здоровье
|
Дать понятие о значимости физического и психического здоровья для будущего самоутверждения. |
1. Беседы. 2. Спортивные конкурсы, игры, соревнования. 3. Интерактивные игры. 4. Чествования ребят – спортсменов. 5. Дискуссии: 6. Диагностические исследования. |
Я и моё поведение. |
Обучение приемам уверенного поведения. Развитие умения определять психологические характеристики свои и окружающих. Осознание своих ограничений: положительных и отрицательных качеств и своей непохожести на других. Учимся доверять. Границы своего личного пространства. |
1. Викторины и конкурсы. 2. Интерактивные игры. 3. Ролевые игры. 4. Беседы и дебаты. 5. Тренинги. 6. КТД. 7. Диагностические исследования. |
Я и общение. |
Эффективные приемы общения. Вербальные и невербальные способы. Раскрытие своих важных качеств для эффективного межличностного общения. |
1. Классные собрания. 2. Интерактивные игры по проблеме «Общение» 3. Самопрезентации. 4. Беседы и дебаты: — Что такое общение? — Если со мной не хотят общаться. — О наказаниях и поощрениях. — Как заслужить уважение окружающих людей, учителя? — Какого человека называют интересным? — Как заслужить доверие? — Я и мой класс. — Дружба. — Умеем ли мы вежливо общаться. — Поговорим по душам. — Тайна старого леса. |
Я – мои эмоции и чувства.
|
Умение выражать свое эмоциональное состояние. Умение договариваться, конструктивно решать возникающие проблемы в общении. Обучение тому, как правильно высказывать просьбу и реагировать на нее. |
1. Игровые тренинги нравственного самосовершенствования. 2. Тематические классные часы. 3. Беседы и дебаты: — Что такое эмоции. — Чувства и поступки. — Мы с тобой за одной партой. — О красоте человеческого сердца. — Как не стать равнодушным человеком. — Люди, которыми гордится наш род. — Если ты обидел. — Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным. — Как воспитывать уверенность и бесстрашие.
|
Я – творческая личность. |
Углубление процесса самораскрытия, поиск того, что отличает конкретного человека от других людей. Обучение тому, как позитивно находить выход из ситуаций. Помощь в определении личностных ценностей. Формировать любознательность, интерес к знаниям. Создавать дружескую и творческую атмосферу, пробуждающую у детей интерес к различным видам деятельности. |
1. Классные собрания. «Мои интересы и увлечения» 2.Театрализованные представления. 3. Празднование памятных дат в жизни учащихся, дней их рождения. 4. Конкурсы и викторины. 5. Концерты. 6. Читательские конференции. 7. Презентации. 6. Беседы, дискуссии: — Как учились бабушка и дедушка. — Возможности ума человека. — Талантливые люди планеты Земля. — Умей организовать свой досуг. — Кто может считаться настоящим другом. — Будь справедливым в словах и поступках. — Как нельзя учиться. |
Я в мире прекрасного.
|
Показать разнообразие культурных и человеческих ценностей. Направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей. |
1 Изготовление кормушек, рейды «Проверь кормушку». 2. Час творчества. 3.Творческая мастерская. 4 Игра – путешествие. 5. Составление памятки «Как стать лидером». Тест на выявление организаторских способностей. |
Работа с родителями:
Содержание сотрудничества с семьёй по даннойпрограмме будет выражаться в совместном проведении с родителями праздников, экскурсий, прогулок, поиск информации и разработка совместных исследовательскихпроектов.
Планируемые результаты.
Программа предусматривает достижение обучающимися трёхуровней воспитательных результатов:
Первый уровень — приобретение школьником социальныхзнаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни:
— о лидерских качествах человека;
— о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, вмагазине, на улице, в транспорте;
— о правилах групповой работы;
— о способах самостоятельного поиска, нахождения иобработки информации;
— о правилах общения;
— о чувствах и эмоциях
— о доброте;
— как правильноорганизовать свой день, чтобы всегда быть здоровым, опрятным и не знать скуки;
— умение выбиратьместо для игры.
Второй уровень– формированиепозитивного отношения школьника к базовым ценностям общества и к социальной реальностив целом:
— бережное отношениек сохранению своего здоровья, путём соблюдения правил правильного питания«Азбука здоровья» (уроки здоровья);
— бережное отношениек природе ( уметь видеть прекрасное);
— ответственноеотношение к поручениям;
— стремление кколлективной(групповой) и творческой работе.
Третий уровень – приобретение школьником опыта самостоятельногосоциального действия:
— опыт заботы о младших, организации их познавательногодосуга;
— опыт организации совместной деятельности с другимишкольниками и работы в команде;
— опытпознания себя при помощи группы, получение позитивной обратной связи для
укреплениясамооценки;
— опыт осознания своих ограничений: положительных иотрицательных качеств и своей
непохожести на других;
-опыт умения выражать свое эмоциональное состояние, договариваться,конструктивно решать возникающие проблемы в общении.
-опыт углубления процесса самораскрытия, поиск того, что отличает конкретногочеловека от других людей;
-опыт обучения тому, как позитивно находить выход из ситуаций.
Впроцессе изучения программы «Как стать лидером»обучающиеся овладеют универсальными учебными действиями (УУД): личностными,регулятивными, познавательными, коммуникативными. Каждое направление программыраскрывает возможность для формирования УУД, определяемые его функцией и егопредметным содержанием.
Результатомформирования личностных универсальных учебных действий будет являтьсяумение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знаниеморальных норм и умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию всоциальных ролях.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию обучающимися своей деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль,коррекция, оценка, саморегуляция.
Познавательные универсальные учебные действия включают самостоятельное выделение иформулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы,самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемтворческого и поискового характера; применение методов информационного поиска,в том числе с помощью компьютерных средств; выбор наиболее эффективныхспособов решения задач в зависимости от конкретных условий. Умение адекватно,осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; способность к рефлексии деятельности; умение обучающихся производить простые логические действия ( анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация,доказательство, вывод аналогий и др.)
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию обучающихся на позиции других людей
( партнёра пообщению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать вколлективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строитьпродуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Основныерезультаты реализации программы оцениваются через:
— анкетированиеобучающихся и родителей;
— мониторинг результатовобучения и личностного развития;
— тесты наопределение уровня сформированности УУД.
Итоги реализации программы будут представлены на итоговых занятиях по каждомунаправлению: — «Портфель ученика» «Спидометруспехов» — тест «Лидер ли я?»;
-«День Здоровья»- праздник;
-«У меня есть такой плюс: в чём он состоит, и чем я могу поделиться с друзьями.»- презентация «Портфеля ученика»;
— Тест«Как я ориентируюсь в разных ситуациях»;
-Классное собрание «Дари добро»;
— «Вот и стали мы нагод взрослей» — концерт;
— Составлениепамятки «Как стать лидером». Тест на выявление организаторских способностей.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п |
Темы направлений и подтемы
|
Количество часов |
||
всего |
теоретические |
практические |
||
1 1.1 1.2
1.3
1.4 |
Я и моя индивидуальность. Портрет лидера: что знать, что уметь, каким быть? Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления. Организовать самого себя: для чего это нужно и с чего начать? Учимся думать и действовать. Развитие концентрации внимания и мышления. Учись самостоятельно оценивать свои успехи (самооценка). «Портфель ученика» «Спидометр успехов» — тест «Лидер ли я?» |
4 |
1 |
1
1
1 |
2 2.1
2.2
2.3 2.4 |
Я и моё здоровье. Как правильно организовать свой день, чтобы всегда быть здоровым, опрятным и не знать скуки. Я и моя команда: как найти единомышленников и научиться вместе, делать общее дело? Разговор о правильном питании. «Азбука здоровья». «Зимние забавы» — игры на природе «День Здоровья»- праздник. |
4 |
1
1 |
1 1 |
3 3.1 3.2
3.3
3.4
3.5 |
Я и моё поведение. Школьник и закон. О поведении в школе и общественных местах. Как мы себя ведём? Что такое информация: как и где, искать и что с ней делать дальше? «Красный, жёлтый, зелёный» обучающий утренник о ПДД. У меня есть такой плюс: в чём он состоит, и чем я могу поделиться с друзьями. Презентация «Портфеля ученика» |
5 |
1 |
1
1
1
1 |
4 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 |
Я и общение. Что такое общение? Правила общения. Учусь общаться и, общаясь, учусь. Если со мной не хотят общаться. Какого человека называют интересным. Как научиться познавать себя. Тест «Как я ориентируюсь в разных ситуациях». |
5 |
1
1
|
1
1 1 |
5 5.1 5.2 5.3 5.4 |
Я — мои эмоции и чувства. Что такое чувство и эмоции? О чём говорят чувства? Поговорим о доброте. Доброжелательность. Достоинство. Милосердие. Дари добро. Классное собрание |
4 |
1 1 |
1 1 |
6 6.1 6.2 6.3
6.4
6.5
6.6 |
Я – творческая личность. Мои интересы и увлечения. Развитие концентрации внимания, мышления. Творческая групповая работа по изготовлению декоративных композиций из бумаги. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Творческая групповая работа по конструированию. Создание макета из простейших фигур. «Вот и стали мы на год взрослей» — концерт |
6 |
1 |
1 1
1
1 Представленная информация была полезной? ДА 58.72% НЕТ 41.28% Проголосовало: 1066
1 |
7 7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 |
Я в мире прекрасного. «Птицам нужна помощь» «Моя минута славы» «Игрушечный мир» «Зелёный наряд нашей планеты» Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, воображения, внимания, памяти и мышления на конец года. Составление памятки «Как стать лидером». Тест на выявление организаторских способностей. |
5
|
0,5
0,5 |
0,5 1 0,5 1 1 |
|
Итого |
33 |
10 |
23 |
Содержание программы
1 год обучения ( 33 ч.)
1. «Я и моя индивидуальность» ( 4 ч.)
1.1. Вводное занятие(1 ч.) в форме беседы «Портрет лидера: что знать, что уметь, каким быть»? Познакомить обучающихся с программой «Как стать лидером». Провести начальныйэтап диагностики для изучения интересов обучающихся ( Анкета для изученияинтересов обучающихся).
Практическаячасть:
1.2.Выявление уровняразвития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления.(1ч) Игровые тренинги поразвитию внимания, памяти, мышления.
1.3. Организоватьсамого себя: для чего это нужно и с чего начать? Учимся думать идействовать.(1ч) В форме ролевой игры разыгрываются разные ситуации.
1.4.Развитиеконцентрации внимания и мышления. Учись самостоятельно оценивать свои успехи(самооценка).(1ч) работают с «Портфелем ученика», учатся оценивать при помощи «Спидометра успехов» — тест «Лидер ли я?» выявить лидерские качества.
Диагностические исследования,тесты.
2. «Я и моё здоровье» (4ч)
2.1.Беседы: Какправильно организовать свой день, чтобы всегда быть здоровым, опрятным и незнать скуки.(1ч) Составить свой режим дня и его выполнять.
2.2. Я и моякоманда: как найти единомышленников и научиться вместе, делать общее дело? (1ч) Составление социометрии – выявление межличностныхотношений детей в классе.
Практическаячасть:
2.3.Разговор оправильном питании. «Азбука здоровья».(1ч) Датьпонятие о значимости физическогои психического здоровья для будущего самоутверждения.
2.4. «Зимние забавы»(1ч)- игры на природе. «День Здоровья»- праздник.
3. «Я и моё поведение» (5ч)
3.1.Беседа: Школьники закон.(1ч) Познакомить с правами и обязанностями учащихся, обучить приемамуверенного поведения.
Практическаячасть:
3.2. О поведении в школе и общественных местах.(1ч) -интерактивные игры и ролевые игры: Как мы себя ведём?
3.3.Что такое информация: как и где, искать и что с ней делать дальше? (1ч) работав библиотеке с источниками информации, Интернетом.
3.4. «Красный,жёлтый, зелёный».(1ч) обучающий утренник о ПДД.
3.5. У меняесть такой плюс: в чём он состоит, и чем я могу поделиться с друзьями.( 1ч)умение определять психологические характеристики свои и окружающих Осознаватьсвоих ограничений: положительных и отрицательных качеств и своей непохожестина других. Учиться доверять своим друзьям. Диагностические исследования. Презентация «Портфеля ученика».
4. «Я и общение» ( 5ч.)
4.1.Беседы и дебаты: Что такое общение? Правила общения.(1ч)
4.2.Если со мной нехотят общаться.(1ч) Раскрытие своих важных качеств для эффективногомежличностного общения.— Умеем ли мы вежливо общаться. Поговорим по душам.
Практическаячасть:
4.3. Учусь общатьсяи, общаясь, учусь.( для чего люди общаются; человек среди людей; формыприветствия; формы знакомства и представления; формы обращения к разным людям.)
4.4. Какого человека называют интересным. Самопрезентации.
4.5. Как научитьсяпознавать себя. Тест «Как я ориентируюсь в разных ситуациях».
5. «Я — мои эмоции и чувства» (4ч)
5.1. Что такоечувство и эмоции? О чём говорят чувства?(1ч) в форме игрового тренинга учатсявыражать своё эмоциональное состояние, разыгрывание и обдумывание разныхситуаций.
5.2. Поговорим одоброте.(1ч) в форме ролевой игры показать, как правильно высказывать просьбу иреагировать на неё.
Практическаячасть:
5.3.Доброжелательность.Достоинство. Милосердие.(1ч) чтение сказок, рассказов о доброжелательности имилосердия.
5.4 Дари добро. (1ч)- классное собрание
6. «Я – творческая личность»(6ч)
6.1. Мои интересы иувлечения.(1ч)
Практическаячасть:
6.2. Развитиеконцентрации внимания, мышления .(1ч)
6.3. Творческаягрупповая работа по изготовлению декоративных композиций из бумаги.(1ч)
6.4. Развитиеаналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.(1ч)
6.5. Творческаягрупповая работа по конструированию. Создание макета из простейших фигур. (1ч)
6.6.«Вот и стали мына год взрослей» (1ч) — концерт
7. «Я в мире прекрасного».(5ч)
7.1. «Птицам нужнапомощь»(1ч)
Практическаячасть: изготовление кормушекдля птиц, рейды «Проверь кормушку».
7.2. Практическаячасть «Моя минута славы» (1ч) час творчества
7.3. «Игрушечныймир»(1ч) рассказывают о своей любимой игрушке
Практическаячасть: творческая мастерская — изготовление игрушек из разного материала.
Практическаячасть
7.4. «Зелёный наряднашей планеты»(1ч) игра –путешествие (заочное) составить рассказ о разнообразииприроды.
7.5. Выявлениеуровня развития восприятия, воображения, внимания, воображения, внимания,памяти и мышления на конец года.(1ч) Составление памятки «Как стать лидером».Тест на выявление организаторских способностей.
К концу 1 года обучения обучающиеся должны:
знать:
— кто такой лидер и каким он должен быть;
— как организовать самого себя;
— о культуре поведения в общественных местах, в школе, дома,с незнакомыми
людьми, с самим собой.
уметь:
— организовать самого себя;
— уметьвзаимодействовать с партнёром общения, понимать его мысли, чувства,
анализировать своёречевое поведение;
Учебно-тематический план
2 год обучения
№ п/п |
Темы направлений и подтемы
|
Количество часов |
||
всего |
теоретические |
практические |
||
1 1.1 1.2
1.3 1.4 |
Я и моя индивидуальность. Учись понимать себя и других. Разбуди в себе лидера! Тест «Капитан – рулевой – пассажир» Стили работы лидера. Тест «Я – лидер» «Лидер ли я?» Оценка своих успехов. ( «Портфель ученика», «Спидометр успехов»), тест «Лидер ли я?» |
4 1 1
1 1 |
1
|
1
1 1
|
2 2.1 2.2 2.3
2.4 |
Я и моё здоровье. Я здоровье берегу – сам себе я помогу. . Разговор о правильном питании. «Азбука здоровья». «Природа – источник здоровья» — игры на свежем воздухе. «День Здоровья»- праздник. |
4 1 1 1
1 |
1 1 |
1
1 |
3 3.1 3.2
3.3
3.4
3.5 |
Я и моё поведение. Школьник и закон. «Лидер и порядок» О поведении в школе и общественных местах. Ответственный ли Я. Игра «Невербальная социометрия» Ответственный ли Я игра «Королевство», «Конфета или фантик» Игровые пробы. – диагностики лидерских способностей. |
5 1 1
1
1
1 |
1 1
|
1
1
1
|
4 4.1
4.2
4.3 4.4
4.5
|
Я и общение. Если вы хотите работать в одной команде, вы должны хорошо знать друг друга. Этика делового общения. Тренинг «Умеем ли мы общаться». Распределение ролей и обязанностей в команде. Я и мой класс. Тренинг «Я и моя роль в классе» «Организаторская техника» тест на выявление организаторских способностей. Умеем ли мы вежливо общаться. Игра «Угадайте – кто это». |
5 1
1
1 1
1
|
1
|
1
1 1
1 |
5 5.1
5.2 5.3 5.4 |
Я — мои эмоции и чувства. Чувства и поступки. О красоте человеческого сердца. Мы с тобой за одной партой. Как не стать равнодушным человеком. Люди, которыми гордится наш род. |
4 1
1 1 1 |
1
1 |
1
1 |
6 6.1 6.2
6.3
6.4 6.5 6.6 |
Я – творческая личность. Мои интересы и увлечения. тест Творческая работа по изготовлению композиции из бабочек и звёздочек. Творческая групповая работа по изготовлению корзинки для подарков. Игра «Бери – раз, два или три», «Зачеркни квадрат». Танграм — работа по конструированию Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления. диагностика |
6 1 1
1
1 1 1 |
|
1 1
1
1 1 1 |
7 7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 7.6 |
Я в мире прекрасного. Школа юных экологов Учимся видеть, слышать, наблюдать природу. Природа – гениальный изобретатель. Природные взаимосвязи Природа – кормилица и вдохновительница. Природа в устном народном творчестве. |
6 1 1 1 1 1 1 |
|
1 1 1 1 1 1 |
|
Итого |
34 |
8 |
26 |
Содержание программы
2 год обучения (34 ч.)
1. «Я и мояиндивидуальность» ( 4 ч.)
1.1 Вводное занятие в форме беседы «Учись понимать себя и других» ( 1 ч.) продолжитьзнакомство обучающих как стать лидером.
Практическаячасть:
1.2 Разбуди в себелидера! Тест «Капитан – рулевой – пассажир» (1 ч.)
1.3 Стили работылидера. Тест «Я – лидер» ( 1 ч)
1.4 «Лидер ли я?» (1ч) Оценка своих успехов. Работают с «Портфелем ученика», «Спидометр успехов»), учатсяоценивать при помощи «Спидометра успехов» — тест «Лидер ли я?» выявитьлидерские качества. Диагностические исследования,тесты.
2. «Я и моёздоровье» ( 4 ч.)
2.1. Беседа «Яздоровье берегу – сам себе я помогу» (1ч) Просмотр фильма о здоровом образежизни.
2.2. Беседа. Разговоро правильном питании. «Азбука здоровья». (1 ч)Просмотр фильма о витаминах.
Практическаячасть:
2.3. «Природа –источник здоровья» (1 ч) — игры на свежем воздухе.
2.4. «День Здоровья»(1 ч)- праздник.
3. «Я и моёповедение» ( 5 ч)
3.1. Беседа«Школьник и закон». (1ч) Продолжить знакомство с правами и обязанностямиучащихся, обучить приемам уверенного поведения.
3.2 «Лидер ипорядок» О поведении в школе и общественных местах. (1ч)
Практическаячасть:
3.3. Ответственныйли Я. Игра «Невербальная социометрия» (1ч)
3.4 Ответственный лиЯ игра «Королевство», «Конфета или фантик»(1ч)
3.5 Игровые пробы. –диагностики лидерских способностей. (1 ч)
4. «Я и общение»(5 ч)
4.1 Беседа «Если выхотите работать в одной команде, вы должны хорошо знать друг друга.» (1 ч)
Практическаячасть:
4.2 Этика деловогообщения. Тренинг «Умеем ли мы общаться». (1 ч)
4.3 Распределениеролей и обязанностей в команде. (1ч) игровая программа.
«Я и мойкласс» . Тренинг «Я и моя роль в классе»
4. 4«Организаторская техника» тест на выявление организаторских способностей. (1 ч)
4.5 «Умеем ли мывежливо общаться». Игра «Угадайте – кто это». (1 ч)
5 «Я — моиэмоции и чувства» (4 ч)
5.1 Беседа «Чувства и поступки». ( 1 ч) О красоте человеческого сердца.
5.3 Беседа « Какне стать равнодушным человеком» ( 1ч)
Практическая часть:
5.2 «Мы с тобой за одной партой» (1 ч) театрализованноепредставление.
5.4 «Люди, которыми гордится наш род» (1 ч) классноесобрание.
6. «Я –творческая личность» (6 ч)
Практическая часть:
6. 1 Мои интересы иувлечения. ( 1ч) тест
6. 2 Творческаяработа по изготовлению композиции из бабочек и звёздочек. ( 1ч)
6.3 Творческаягрупповая работа по изготовлению корзинки для подарков.(1 ч)
6.4 Игра «Бери –раз, два или три», «Зачеркни квадрат». (1 ч)
6.5 Танграм -работа по конструированию (1 ч)
6.6 Выявление уровня развития восприятия, воображения,внимания, памяти и мышления. Диагностика (1ч)
7. «Я в мирепрекрасного» (6 ч)
7.1 «Школа юных экологов» (1 ч) Наблюдение. Выбор объекта наблюдения, определение цели и задачнаблюдения, планирование его этапов. Индивидуальные и групповые упражнения дляразвития наблюдательности.
7.2 «Учимся видеть,слышать, наблюдать природу» (1 ч). знакомство с различными техниками рисования,позволяющими выразить своё впечатление от посещения леса: монотипия, акватипия,рисунок пером, использование трафаретов. Упражнения для тренировки слухового итактильного восприятия. Игры «Что это?», «Все мы — любимые дети природы».
7.3 «Природа –гениальный изобретатель» (1ч) экология и математика. Зависимость особенностейвнешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни.Проявление математических закономерностей в строении живых организмов.
7.4 «Природныевзаимосвязи» (1 ч) Взаимосвязи в природе. Изучение влияния условий обитания наживой организм (растения). Подвижные игры «Опасные цепочки», «Белки, сойки иорехи», «Кто в домике живёт?»
7.5 « Природа –кормилица и вдохновительница» (1 ч) экскурсия. Посещение местных памятниковархитектуры, садово-паркового искусства или иных интересных с точки зренияизучаемой темы объектов.
7.6 «Природа в устном народном творчестве» (1ч) Знакомство с фольклором разных народов России имира. Экскурсия в мастерские народного промысла, студии художников.
К концу 2 года обучения обучающиесядолжны :
знать:
-нормы и правила общения в различных жизненных ситуациях;
-каканализировать свои и чужие действия;
-каксобрать команду, найти единомышленников, распределить поручения;
уметь:
— анализироватьсвои и чужие действия;
— правильно и точно говорить (с точки зрения нормлитературного языка);
— уметьобъединять вокруг себя людей и делать это с успехом.
Кконцу 3 года обучения обучающиеся должны :
знать:
— как работать с информацией, находить нужное,выделять главное;
— свои права и обязанности, с уважениемотноситься к правам других людей;
уметь:
— уметь работать с информацией, находить нужное,выделять главное, правильно пользоваться речевыми жанрами;
— уметь создавать этикетныедиалоги( грамотно говорить и внимательно слушать).
— уметь провести дело (игру, мероприятие);
— уметь взвешенно принимать решение;
— уметь танцевать, рисовать, что-то мастерить иможет научить этому других;
— уметь отстоять собственные взгляды и убеждения.
Кконцу 4 года обучения обучающиеся должны :
знать:
— свои сильные и слабые стороны, осознавать своюиндивидуальность;
— как работать с информацией, находить нужное,выделять главное;
— свои права и обязанности, с уважениемотноситься к правам других людей;
— как провести дело (игру, мероприятие).
уметь:
— уметь найти подход к каждому человеку вкоманде, заинтересовать, поднять настроение, зажечь своим интересом иоптимизмом;
— уметь работать с информацией, находить нужное,выделять главное, правильно пользоваться речевыми жанрами;
— уметь использоватьадекватные приёмы подготовки к монологической речи;
— уметьсоздавать этикетные диалоги( грамотно говорить и внимательно слушать).
— уметь провести дело (игру, мероприятие);
— уметь взвешенно принимать решение;
— уметь танцевать, рисовать, что-то мастерить иможет научить этому других;
— уметь отстоять собственные взгляды и убеждения.
Списоклитературы
1. Е. Н. Барышников.Становление воспитательной системы образовательного учреждения. Учебно –методическое пособие СПб.: СПбАППО, 2005;
2. Г. Б. Корнетов. Что такоеобщественно – активная школа? — М. – Тверь: Научная книга, 2009;
3. Козьмина Е.Г. Роль взрослых всамодеятельных общественных объединениях детей и подростков // Дополнительноеобразование.-2000.-№11.- с.53-55.
4. Корягина О.П. Изучениеличности учащихся // Классный руководитель 2003.-№6.- с.138.
5. В.А.Самкова Программавнеурочной деятельности «Путешествие в мир экологии» — М. АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК,2012.
6. И.В. Цветкова. Как создатьпрограмму воспитательной работы – М., 2006.
7. Н. Е. Щуркова,. Л. Д.Рогозина, Классное руководство: Формирование жизненного опыта учащихся, М –2002;
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http:// www.ecosystema.ru /- Экологическое образование детей и изучениеприроды России.
http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — Биологическоеразнообразие России
http://www.forest.ru/ — Интернет-портал Forest.ru — Всё ороссийских лесах.
http://etno.environment.ru / — Этноэкология. Сайт Лабораторииэтноэкологических исследований, поддерживается Интернет- порталом Forest.ru
http://www.kunzm.ru / — Кружок юныхнатуралистов зоологического музея МГУ.
http://edu.seu.ru / metodigues/samkova.htm— Интернет-сайт«Общественные ресурсы образования»/ Самкова В.А. Открывая мир. Практическиезадания для учащихся.
http://www.wwf.ru / — Всемирный фонд дикой природы (WWF).