X-PDF

Программа коррекционно-развивающих занятий с учащимися «дезадаптированными» или с «возможной дезадаптацией» к школьному обучению «Успешная адаптация».

Поделиться статьей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программакоррекционно-развивающих занятий с учащимися «дезадаптированными» или с«возможной дезадаптацией»

кшкольному обучению

«Успешнаяадаптация».

 

 

 

 

Составитель: МуравьёваМ.Ю.

 Педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.Общая характеристика программы:

Вступление в школьную жизнь — этобольшое испытание для дошкольников, приходящих в первый класс. Ведь именно 1класс — самый важный и трудный период в жизни ребенка.

Первоклассники должны привыкнуть к правилам,режиму, к новому коллективу, изменяется привычный стереотип поведения.

Адаптация – обычное состояние людей, котороепроявляется в привыкании к неизвестным условиям жизни, роли «ученик», новымсоциальным контактам. Школьная адаптация понимается, как приспособление ребенкак новой системе социальных условий, новым отношениям, видам деятельности,режиму. Учащиеся, которые успешно входят в школьную систему норм, требований,социальных отношений и называется адаптированными.

С целью предотвращения явленияшкольной дезадаптации или «возможной» дезадаптации  первоклассников, быларазработана программа занятий «Успешная адаптация».

Программа «Успешная адаптация»составлена на основе: проведённых диагностик (наблюдений и обследований).

Цель программы: профилактикашкольной дезадаптации и создание благоприятных условий для успешной адаптациидетей.

Задачи программы:

1)Способствоватьснижению уровня личностной и ситуативной тревожности;

2)Развивать у первоклассников коммуникативные навыки, необходимыедля установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующихотношений с педагогами

3)Способствовать сплочению детского коллектива;

4)Способствовать эмоциональному принятию новой социальной ситуации.

Ожидаемыерезультаты:

1.     Снизитсяуровень личностной и ситуативной  тревожности,

2.     Первоклассникинаучатся контролировать своё поведение,

3.     Выраститсплочённость в коллективе.

4.     Обучатсянавыкам общения с одноклассниками и педагогами.

Занятия с детьми проводятся следующимобразом:

— групповые занятия,

— индивидуальные занятия.

Занятияпроводятся 1 раз в неделю продолжительностью 40 минут.

Способы отслеживания результатов.

Для отслеживания результатовкоррекционно-развивающей работы рекомендуется использовать следующие методы:

1.    Проективная методика «Что мненравится в школе»;

2.    Проективная методика«Несуществующее животное»;

3.    Наблюдение;

4.    Тест Люшера.

Сроки реализации программы: ноябрь-январь.

Продолжительность программы: 10часов.

 

Календарно-тематическоепланирование

 

№ п/п

Название

 раздела.

Тема.

Формы организации

деятельности.

Кол-во часов

1

«Будем знакомы»

1.Упражнение «Привет»;

2.Правила группы;

3.Упражнение «Мы похожи»;

4.Упражнение «Тропка»;

4.Упражнение «Единое животное»;

5.Упражнение «Мостик дружбы»

6.Подведение итогов занятия.

1

2

«Я-личность»

1.Упражнение «Счет в темноте»;

2.Беседа «Моё хобби. Мои увлечения»;

3.Упражнение «Передай маску»;

4.Упражнение «Кто он?»;

5.Упражнение «Футболка все обо мне»;

6.Подведение итогов занятия.

1

3

«Ты не один, мы вместе».

1.Упражнение«Давайте поздоровываемся»;

2.Беседа «Что такое доверие»;

3.Упражнение «Скала»;

4.Упражнение «Паровоз»;

5.Упражнение «Доброе животное»;

6.Подведение итогов занятия.

1

4

«Мир эмоций и чувств»

1.Упражнение «Комплименты»;

2.Беседа «Эмоции людей»;

3.Игра «Буквы алфавита»;

4.Упражнение «Угадай эмоцию»;

5.Подведение итогов занятия.

1

5

«Я и мои страхи»

1.Упражнение «Золотой ключик»;

2.Беседа «Что такое волнение и страх»;

3.Упражнение «Сундук со страхами»;

4.Упражнение «Импульс»;

5.Упражнение «Нарисуй свой страх

6.Подведение итогов занятия.

1

6

«Путешествие в страну Понимание».

 

1.Упражнение «Ракета»;

2.Игра « Слепой и поводырь»;

3.Игра «Волшебный круг»;

4.Игра «Только весёлые слова»;

5.Этюд «Танец пяти движений»;

6.Подведение итогов.

 

1

7

«Я-доброжелательный»

1.Разминка. Упражнение «Ракета»;

2. Упражнение «Ты лучший ;

3. Игра «Сова»;

4. Игра Чем мы похожи;

5. Упражнение «Волшебные слова»;

6. Подведение итогов.

 

1

8

«Я-смельчак»

1. Упражнение-активатор «Контакт».

2. Упражнение «Менялки».

3. Упражнение «Стряхни».

4.Упражнение «Карусель».

5. Упражнение «Ступенька».

1

9

«Уверенный человек. Кто он?»

1.Упражнение «Хлопок».

2. Беседа на тему: «Каким должен быть уверенный человек».

3.Упражнение «Говори!».

4.Упражнение «Пластилин-силач».

5. Упражнение «Паутинка».

6.Подведение итогов занятия.

1

10

 «Дерево дружбы».

 

1.Упражнение «Барометр настроения»;

2.Легенда о Заколдованном дереве;

3. Упражнение «Дерево дружбы»;

4. Упражнение «Веселое лицо»;

5. Упражнение «Настоящий друг»;

6. Упражнение «Опишите друг друга».

 

1

 

Занятие 1. «Будемзнакомы».

Цели:создать благоприятную атмосферу, взаимопонимания, ознакомится с правиламиповедения в группе.

Оборудование:ватман с правилами, проектор; аудиозаписидетских песен; мячик.

Ход занятия.

1.Упражнение«Привет». Психолог предлагает учащимсяпоздороваться за руку, но совсем необычным образом. Здороваться необходимосразу двумя руками с двумя ребятами одновременно. Отпустить руку участникаможно только, когда найдешь следующего человека, кто возьмёт тебя за руку. Вовремя игры нельзя произносить звук. Необходимо таким необычным способомпоздороваться со всеми участниками занятия.

 Рассказ ожестах приветствия, принятых у различных народов.

 «Правила группы»

1.     Быть активным.

2.    Слушать и слышать всехучастников группы.

3.    Не обсуждать за пределамизанятий то, что происходит в классе.

4.    Не давать оценок.

5.    Правило «поднятой руки».

6.    В случае нежелания выполнятькакое-либо упражнение участник имеет право отказаться.

2. Упражнение:«Мы похожи?» Ребята, стоя в кругу, обращаются друг к другу, используяфразу: «Ты похож на меня тем, что…» Потом, в другом направлении «Я отличаюсь оттебя тем, что…».

3.Упражнение «Тропка». Детисвободно ходят по классу. По команде «Гора» все стремятся в круг, поднимают надголовой руки, наклоняются вперёд и соединяют кончики пальцев с другимиучастниками занятия, по команде «Кочка» дети присаживаются, а по команде«болото» должны встать все в круг, взявшись за руки.

4. Упражнение «Единое животное». «Встаньте,пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное.Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шагназад, на выдох – шаг вперёд. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед и на выдох– 2 шага назад. А теперь положим руки друг другу на плечи, сделав один большойкруг, закроем глаза и представим что мы большое доброе животное, котороегреется на солнышке и счастливо. Покажите свое счастье на лице, не открываяглаза. Открыв глаза, повернитесь друг к другу и пожмите руки. Опустите руки.

5.Упражнение «Мостик Дружбы». Психологпросит детей по желанию образовать пары, придумать и показать мостик (припомощи рук, ног, туловища). Затем построить мостик впятером,вчетвером и т. д. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делаюткруг и поднимают руки вверх, изображая Мост дружбы.

6.Подведение итоговзанятия. Рефлексия. Понравилось вам сегодняшнее занятие? Почему? Чтоты узнал о своих одноклассниках? Какими они тебе показались? Ребята, на нашемсегодняшнем занятии вы лучше узнали друг друга, сотрудничали и поддерживалидруг друга, делились радостью и улыбками. Я хочу, чтобы дружба и взаимопомощь вклассе становилась с каждым днем только сильнее.

 

 

Занятие №2 «Я — личность».

Цель: Развитиедоверительных отношений в группе.

Оборудование:шаблоны с футболками, проектор;аудиозаписи детских песен; мячик.

Ход занятия.

1.Упражнение «Счёт в темноте». Участники закрывают глаза. После этого всей командой нужнососчитать от 1 до 10. При этом один человек не может произнести две цифрыподряд – в счете должна участвовать вся команда. Если двое говорятодновременно, все начинается сначала.

2.Беседа «Моё хобби. Мои увлечения»: Знакомство с ребенком, в ходекоторого он рассказывает о себе, о своих любимых занятиях, увлечениях,интересах, о своих не любимых занятиях. Можно попросить ребенка рассказать освей семье, о том, чего он хочет добиться в будущем.

3.Упражнение «Передай маску». Инструкция:«Посмотрите, пожалуйста, на меня, чтобы видеть, что я делаю. Я пытаюсь придатьсвоему лицу особое выражение, например, вот такое (зафиксируйте на лицекакое-то выражение, поверните голову, чтобы у всех детей появилась возможностьувидеть выражение вашего липа). А дальше я повернусь к своему соседу слева,чтобы он мог получше разглядеть выражение моего лица. Он должен в точностиповторить это выражение на своем лице. Как только у него это получится, ондолжен медленно повернуть голову влево, поменяв при этом выражение лица нановое, которое он «передает» своему соседу слева. И так все по очереди».

4.Упражнение «Какой он?» Один из участников (водящий) выходит задверь, а остальные загадывают кого-то из группы. Водящий, задавая вопрос «Какойон?», должен по качествам, называемым участникам, догадаться, кто был загадан.

5.Упражнение «Футболка все обо мне». Ребятам предлагаетсянарисовать футболку, в которой есть различные факты о себе. Футболка должна быть такой же яркой, как вашиличности (без белых пятен).

6.Подведение итогов занятия. Отметь своё настроение на «Аквариумномнастроении» или «Паровозике настроения» (синий — плохое настроение, жёлтый –спокойное, красное – хорошее).

Занятие №3 «Ты не один, мы вместе».

Цель: Развитиедоверительных отношений в группе, навыков совместной деятельности,  увеличениесплочённости коллектива детей.

Оборудование:стенд «Паровозик настроения», мел, музыка, проектор.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

Ход занятия.

1.Упражнение «Давайте поздороваемся!». Дети по сигналу ведущегоначинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречаетсяна их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремитьсяпоздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания).Здороваться надо определенным образом: 1 хлопок — здороваемся за руку; 2 хлопка— здороваемся плечиками; 3 хлопка — здороваемся спинками.

2. Беседа «Что такое доверие». Ходбеседы: Спросить, что дети считают «доверием». Дать понятие «доверия».Обсудить, какому человеку можно доверять, и можно ли доверять им самим.

3.Упражнение «Скала». На полу чертится линия.Вся группа выстраивается в один ряд так, чтобы носки обуви касались края этойлинии. Стоящий на левом (или правом) краю участник начинает двигаться в сторонупротивоположного фланга лицом к другим участникам. Движение должно совершатьсятак, как будто этот человек передвигается по краю пропасти: нельзя пяткамизаступать за внешнюю границу линии. Участник, заступивший за край, начинаетдвижение сначала.

4. Упражнение «Паровоз». Участникиделятся на группы и встают паровозиком, закрывая глаза игроку, стоящемувпереди. Таким образом, открытые глаза остаются у последнего игрока, асвободные руки у первого. Перед паровозиком ставится задача — достичь предмет,который ведущий помещает в комнате после того, как играющие закрыли глаза.Видит местонахождение предмета только последний, который и будет руководить,направлять паровозик. Все команды по цепочке должны передаваться впередистоящим. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок не возьмёт в рукиискомый предмет.

5.Упражнение «Доброе животное». Сейчас все мы встанем в круг ивозьмемся за руки. Представьте, что все мы сердце одного большого доброгоживотного. Мы дружно делаем шаг вперёд, а потом назад, вперёд-назад. Слышите,как стучит сердце доброго животного? А теперь каждый из вас может взять себекусочек этого сердца, чтобы доброе животное всегда было с вами.  Теперь выокончательно расколдованы, потому что, пройдя через все испытания, сумели статьдружными.

6.Подведение итогов занятия. Отметь своё настроение на стенде «Паровозикенастроения» (синий — плохое настроение, жёлтый – спокойное, красное – хорошее).

Занятие №4 «Мир эмоций и чувств».

Цель: Формированиеспособностей к рефлексии и эмпатии, развитие способности понимать свои чувстваи чувства других людей.

Оборудование:Карточки с эмоциями, проектор, буквы алфавита.

Ход занятия.

1.Упражнение «Комплименты». Сидя в кругу, все берутся за руки.Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, За что-топохвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!»Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.

Еслиребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед,скажите комплимент сами.

2.Беседа «Эмоции людей». Спросить детей, что такое эмоции ичувства, какие эмоции и чувства они знают. Что вы делаете, когда у вас плохоенастроение? Почему оно появляется? Что ты делаешь, когда у тебя хорошеенастроение? Попросить ребенка узнать эмоции людей, изображенных на картинках.

3.  Игра «Буквы алфавита»

А-апатия

Б– блаженство, беспомощность, безмятежность, бодрость, беспечность.

В-восхищение, восторг, воодушевление, высокомерие.

Г– гнев, горе, грусть.

Д-досада, депрессия.

Ж– жалость.

З– злость, замешательство.

И– игнорирование, изворотливость, инертность.

К– критиканство, колкость.

Л– ликование, любовь.

М– месть, монотонность.

Н– надменность, настороженность.

О– оптимизм, опасение, отчаяние, отвержение, отвращение.

П– предвкушение, паника, покой,

Р– радость, решимость,

С– страх, скука, страсть, смятение, сожаление, симпатия.

Т– тревога, тяжесть.

У– удивление, ужас, уверенность, утомительность.

Х– хандра, холодность.

Ч– чёрствость.

Э– энтузиазм, эмпатия, эгоизм.

Я– ярость, язвительность.

4.Упражнение «Угадай эмоцию»

Цель: Развитие эмпатии.

Инструкция: Дети садятся вкруг. Ведущий передаёт ребёнку мяч и показывает на лице какую-нибудь эмоцию.Дети должны гадать, что это. Потом следующий участник передаёт мяч уже со своейзадуманной эмоцией и т.д.

5. Подведениеитогов занятия. Подведение итогов. Наше занятие подходит к концу. Я надеюсь вы узнали что- то новое иинтересное о себе. Мы играли с вами в игры где вы изображали различныеэмоциональные состояния. Какую эмоцию было сложнее всего изобразить?

Занятие №5 «Я и мои страхи»

Цель: Снижениеэмоционального напряжения, повышение сплочённости группы детей.

Оборудование:бумага для рисования, фотографии, проектор, свидетельство о преодолениестрахов.

Ход занятия.

1. Упражнение«Золотой ключик». Я попрошу вас закрыть глаза и положить правую руку наобласть своего сердца. (психолог выполняет те же действия, что и дети). Как онобьется спокойно или тревожно и очень быстро? Когда на душе спокойно оно бьетсячетко и ритмично, а года происходят волнительные, опасные для жизни события –бьется часто. Вы способны помочь своему сердцу, своим дыханием. Вдыхая, можнопочувствовать, что дверка вашего сердца открывается и впускает энергию здоровьяи силы, а когда человек выдыхаете, он освобождает свое сердце от печалей итревог. А теперь попробуйте подышать. Откройте глаза. Скажите, как вы сейчассебя чувствуете?

2.Беседа «Что такое волнение и страх». Детям даются понятия«волнение» и «страх». Взрослый спрашивает: «А когда люди боятся? А когда выбоялись? А когда волнуетесь? Мешают ли вам страх и волнение?»

3. Упражнение « Сундук сострахами». У меня есть « Сундук со страхами». Давайте откроем сундучок ипосмотрим, какие же бывают страхи. Итак, кто боится: боли, воды, войны,врачей, животных (волки, собаки, пауки, змеи), наказаний, нападения, резкихзвуков, огня, темноты, потеряться, сказочных персонажей, страшных снов,транспорта (машин, поездов, самолетов, уколов, смерти, чужих людей. Каквы ребята, сейчас себя чувствуете? Легко ли вам? Какой из этих страхов большевсего вас беспокоит? Выложите его на столик, мы будем с ним работать ипостараемся избавиться от него. А главное победить свой страхможет тот, кто верит в себя и свою силу, кто имеет огромное желание избавитьсяот страха. Скажите, у вас есть желание избавиться от своего страха? Вы верите всвою силу? Тогда приступим.

4. Упражнение «Импульс». Участникистоят в кругу, достаточно близко и держатся сзади за руки. Кто-то, легко сжимаяруку, посылает сигнал в виде последовательности быстрых или более длинныхсжатий. Импульс передается по кругу, пока не вернётся к автору.

5. Упражнение«Нарисуй свой страх». Ребята, давайте нарисуем свои страхи, ведь покаони не имеют вида, формы нам с ними трудно справиться. А как только они станутзаметными, мы можем с ними взаимодействовать. Приступаем к рисованию.

6.Подведение итогов. Ребята, хочувручить вам свидетельства, о том, что вы можете преодолевать свои страхи. Онибудут напоминать вам в сомнительных ситуациях о том, что вы смелые всомнительных ситуациях.

Занятие 6. «Путешествие встрану Понимание».

Цели: формирование коммуникативных УУД; усвоить нормы общения с детьми ивзрослыми; развитие способности к разрешению конфликтов; развитие у детейсоциальных и коммуникативных умений, снятие психо-эмоционального напряжение,развитие навыков сотрудничества и взаимодействия.

Оборудование: веревка, мяч, очки, зеркало,  запись с музыкой разных темпов.

Ход занятия.

1.Упражнение«Ракета». «Давайте попробуем запустить в космос ракету с космонавтом.Какой человек может быть космонавтом? Конечно, смелый, умный, сильный человек.Но мы здесь все такие, поэтому выберем космонавта с помощью считалки. Итак,космонавт занимает место в корабле — на стуле, а мы будем мотором этогокорабля, сядем на корточки вокруг стула и начнем ракету запускать». Детисначала шепчут «У-у-у», потом постепенно приподнимаются, усиливая голос, затемс громким криком «ух» подпрыгивают и поднимают руки вверх. Ведущий может попроситьдетей повторить запуск, если им не удалось достаточно резко прыгнуть идостаточно громко крикнуть

Психолог: «Сегодня МЫ пройдем испытания,которые сделают нас одной командой. Мы справимся с заданиями, только если будемуважать, помогать друг другу. Только тогда мы сможем попасть в страну«Понимание»».

2.Игра «Слепой и поводырь».По извилистой тропе (выложена из верёвок) могут  пройтилишь два человека. Одному ребёнку завязывают глаза, второй ведёт его, держа заруку по тропе. Меняясь парами, по тропе проходят все дети.

3.Игра «Волшебный круг».Психолог: «Я хочу научить вас новой игре. Образуемкруг. Внутри круга – пространство, волшебное и загадочное. Попадая туда,человек становится самым замечательным, славным, чудесным, милым. Онзаслуживает комплиментов. Водящий говорит ему, глядя в глаза, от душиискренние, добрые, ласковые слова о нём самом, признаёт у него толькодостоинства и успехи. Помогают ему в этом «волшебные очки», которые он получаетот стоящего внутри круга, который смотрит ему в глаза и произносит: «Наяву, ане во сне, что прекрасного во мне?» Тот, кому предназначен комплимент,благодарит водящего за него и передаёт «волшебные очки» другому, которыйстановится водящим. Он после прослушивания 3-4 комплиментов, называет лучший изних, а его автор становится внутрь круга.

4.Игра «Только весёлые слова». Кто-тоиз играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, тольковесёлые слова, остальные изображают эмоцию жестами, мимикой и т.п. Первыйигрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Смех»

5.Этюд «Танец пяти движений».

Длявыполнения упражнения необходима запись с музыкой разных темпов,продолжительность каждого темпа 1 минута.

• «Течение воды» – плавная музыка,текучие, округлые, мягкие, переходящие одно в другое движения.

• «Переход через чащу» – импульсивнаямузыка, резкие, сильные, чёткие, рубящие движения, бой барабанов.

• «Сломанная кукла» –неструктурированная музыка, хаотичный набор звуков, вытряхивающие,незаконченные движения (как «сломанная кукла»).

• «Полёт бабочек» – лирическая,плавная музыка, тонкие, изящные, нежные движения.

• «Покой» – спокойная, тихая музыкаили набор звуков, имитирующих шум воды, морской прибой, звуки леса – отсутствиедвижений, «слушание» своего  тела.

Нас встречает любимый Журавль Феи, онхочет поиграть с вами.

6.Подведение итогов.Вы выполнили все задания и вас встречает ФеяПонимания. Я могу отдать волшебное кольцо, но оно исполняет только те желания,которые идут от доброго сердца, оно поможет вам вернуться домой и в будущембудет поддерживать вас своей волшебной силой добра, даже находясь далеко отвас.

Занятие 7.«Я-доброжелательный».

Цели:формирование коммуникативных и личностных УУД, формирование уважительногоотношения друг к другу; усвоить нормы общения с детьми и взрослыми; развитиекоммуникативных навыков, формирование устойчивой учебной мотивации на фонепозитивной “Я- концепции” детей, устойчивой самооценки и низкого уровняшкольной тревожности.

Оборудование:цветные карандаши, таблицы с описанием учеников.

Ход занятия.

1.Разминка. Упражнение «Ракета».Инструкция. «Давайте попробуем запустить в космосракету с космонавтом. Какой человек может быть космонавтом? Конечно, смелый,умный, сильный человек. Но мы здесь все такие, поэтому выберем космонавта спомощью считалки. Итак, космонавт занимает место в корабле — на стуле, а мыбудем мотором этого корабля, сядем на корточки вокруг стула и начнем ракетузапускать». Дети сначала шепчут «У-у-у», потом постепенно приподнимаются,усиливая голос, затем с громким криком «ух» подпрыгивают и поднимают рукивверх. Ведущий может попросить детей повторить запуск, если им не удалосьдостаточно резко прыгнуть и достаточно громко крикнуть

2.Упражнение «Ты лучший . Покругу каждый участник произносит своему справа фразу: «Ты самый лучший насвете, потому что …». Затем упражнение повторяется в противоположномнаправлении.

3. Игра «Сова». Детисами выбирают водящего – «сову», которая садится в «гнездо» (на стул) и «спит».Дети двигаются.   Затем ведущий командует: «Ночь!». Дети замирают, а соваоткрывает глаза и начинает ловить.   Кто из играющих пошевелится илирассмеется, тот становится совой. От  леса  вышли к реке.

4.Игра Чем мы похожи. Начинает игру взрослый: приглашает в круг одного из ребят посходству с собой. Например: Катя, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что унас туфли одинакового цвета. Катя выходит в круг и приглашает выйтикого-либо из участников таким же образом.Игра продолжается до тех пор, пока всечлены группы не окажутся в кругу. Игра может повторяться несколько раз. Послеигры психолог говорит о том, что все люди разные, но у всех людей есть что-тоодинаковое (перечисляет, какие одинаковые черты внешнего вида, элементы одеждыбыли названы). В конце занятия каждому ребенку предлагается нарисовать свойавтопортрет и разместить автопортреты на заранее приготовленном стенде. Итогзанятия – мы все разные, но у нас есть что-то общее и нам хорошо вместе. 

5.Упражнение «Волшебныеслова». Доброта, милосердие, радость ипереживание за других создают основу человеческого счастья. Человек, которыйделает добро другим, чувствует себя счастливым. Быть вежливым к окружающим –это тоже доброта. 

— От кого вычасто слышите добрые слова?

— Многодобрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы часто встречаемся вжизни. И есть приветствия, пожелания, слова в которые входит само  словодобро.

ДОБРОПОЖАЛОВАТЬ!          ДОБРОЕ УТРО!

В ДОБРЫЙ ЧАС!                     ДОБРЫЙ ДЕНЬ!

В ДОБРЫЙПУТЬ!                   ДОБРЫЙ ВЕЧЕР!

Вспомните, ачасто ли вы употребляете добрые слова? Эти слова еще называют волшебнымисловами.  Почему? (Ответы детей)

6.Подведение итогов. Отметьсвоё настроение на «Аквариумном настроении» или «Паровозике настроения» (синий- плохое настроение, жёлтый – спокойное, красное – хорошее).

Занятие №8 «Я-смельчак».

Цели:Снижение эмоционального напряжения; повышение самооценки и формированиеуверенности в себе.

Оборудование:цветные карандаши, проектор, альбомные листы.

Ход занятия.

1.Упражнение-активатор «Контакт». Один из игроков загадывает словои говорит, на какую букву оно начинается. Все остальные должны разгадать слово.Например, ведущий говорит, что слово начинается с буквы «л». Для того, чтобыведущий открыл вторую букву, необходимо подобрать слово на букву «л» и дать емунебольшую характеристику. Например, кто-то из игроков говорит: « Это есть ночьюна небе». Кто догадался, говорит «контакт» и вместе с игроком, который давалхарактеристику, считают до 10 и называют слово. Если слова оказались разными,тогда игроки продолжают подбирать слова на букву «л». Если слова совпали, тогдаведущий называет следующую букву, например букв «а» и тогда образуется слог«ла». Теперь начинают подбирать слова на этот слог, давать характеристику им,считать до 10 и т.д. Ведущий тоже может отгадывать слова, которые участникихарактеризуют. Если он отгадает, тогда придётся подбирать новые слова. В этойигре ведущему важно, чтобы его слово как можно дольше не могли разгадать.

2.Упражнение «Менялки». Игра проводится в кругу, участники выбираютводящего, который встает и выносит свой стул за круг, таким образом получается,что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: Меняютсяместами те, у кого … (светлые волосы, часы и т. д.). После этого имеющиеназванный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же времяводящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула,становится водящим.

3.Упражнение «Стряхни». Психолог объясняет ребенку, как можно легко ипросто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Наверняка тывидел, как отряхивается промокшая собака. Он трясет спиной головой так сильно,что вся вода брызгами разлетается в стороны. Встаньте так, чтобы вокруг васбыло достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти, плечи. При этомпредставляйте, как все неприятное – плохие чувства, тяжелые заботы и дурныемысли о самих себе – слетает с вас, как вода с собаки. Потом отряхните ноги относков до бедер. А затем потрясите головой. Представьте, что весь неприятныйгруз с вас спадает, и вы становитесь, все бодрее и веселее, будто зановородились.

4.Упражнение «Карусель». Легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.
Члены группы встают по принципу карусели, т. е. лицом друг к другуи образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный
Примеры ситуаций:
_ Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели.Вы рады этой встрече…
_ Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним…
_ Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему иуспокойте его.
_ После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую), вы очень радывстрече…
Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущийдает сигнал, и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.

5. Упражнение «Ступенька». Участникам раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10ступеней. Дается инструкция: Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой,как вы считаете, сейчас находитесь.
После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике:
— 1-4 ступенька — самооценка занижена
-5-7ступенька-самооценка адекватна
— 8-10 ступенька — самооценка завышена

Занятие 9. «Уверенныйчеловек. Кто он?».

Цели: Снижениеэмоционального напряжения. Повышение самооценки и формирование уверенности всебе.

Оборудование:проектор с презентацией, музыка, пластилин,лист картона.

Ход занятия.

1.Упражнение «Хлопок». Педагог-психологзадаёт определенный темп счётом «1, 2, 3, 4, 5…» и постукивает карандашом постолу. После последнего, пятого, сигнала нужно мысленно продолжить счёт дозаранее оговоренного числа (10, 15…)_ и произвести хлопок в ладоши.

2.Беседа на тему: «Каким должен быть уверенный человек». Планбеседы: Спросить ребенка, каким должен быть уверенный человек? Узнать егопредставления об уверенности.  Рассказать ребенку, что такое уверенность, ктотакой уверенный человек. Поговорить о том, что такое самоуверенность, чем отличаетсяуверенность от самоуверенности.

3.Упражнение «Говори!». Взрослый задает ребенкупростые вопросы, например: «Какое сейчас время года? Какого цвета солнце?Сколько будет два плюс три?» и т.д. Ребенок отвечает на вопрос только в томслучае, если после него последует команда «Говори!».

4.Упражнение«Пластилин-силач». Ребёнок, отрывая небольшие кусочки пластилина,размазывает их по листу, создавая тоненький слой, при желании может соскоблитьего с листа с помощью ножечка для пластилина, что требует дополнительныхфизических и эмоциональных сил.

5.Упражнение «Паутинка». Ведущий берёт клубок ниток и говорит:«Сядьте в круг. Сейчас у каждого из вас есть возможность рассказать что-нибудьо себе, например, чем ты любишь заниматься и т.п.» Эту игру начинает ведущий.Он берёт клубок ниток и, сказав что-то о себе, зажимает свободный конец нити вруке и передаёт его ребёнку. Так постепенно образуется паутина из ниток. Можнообсудить следующие вопросы: «На что похожа наша паутинка? Почему она у насполучилась такой?»

5.Подведение итогов занятия. Отметь своё настроение на «Аквариумномнастроении» или «Паровозике настроения» (синий — плохое настроение, жёлтый –спокойное, красное – хорошее).

Занятие 10. «Дереводружбы».

Цели: формированиекоммуникативных и личностных УУД, создать атмосферу сотрудничества,взаимопонимания и психологической безопасности, сплочение классного коллектива,создание благоприятного психологического климата в классе.

Оборудование:силуэтное изображение дерева, шаблоны для украшения дерева, мяч.

Ход занятия.

1. Упражнение «Барометр настроения».Детям предлагается показать свое настроение толькоруками.

2. Легенда о Заколдованном дереве. Психолог:«Хотите совершить путешествие в волшебную страну? Тогда встаем в круг. Этомашина времени. Для того чтобы попасть в волшебную страну, делаем по кругу 3шага вправо. Вот мы и в волшебной стране. В этой стране росло прекрасноедерево. Это – дерево желаний. (На доске прикреплен лист ватмана, на которомнарисовано дерево без листьев.)Дерево исполняет только добрые желания. Однаждыв эту страну попал злой волшебник. Он загадал злое желание, и дерево его неисполнило. Тогда волшебник рассердился и заколдовал дерево желаний. Попробуемего расколдовать? А поможет нам в этом само дерево. Оно нас о чем-то просит, иэти просьбы написаны на листьях. (Листья заготовлены заранее, на каждом листенаписано задание, которое ребята должны выполнить.) Давайте их прочитаем.

3.Упражнение «Дерево дружбы». Намнужно помочь дереву, украсить его. Детям раздаются шаблоны для украшениядерева. Им предлагается написать на них свои имена и имена своих друзей, добрыепожелания друг другу и приклеить к дереву.

4.Упражнение «Веселое лицо».У злого волшебника всегда плохое настроение, лицо у него всегда злое,недовольное. Если взглянуть на лицо этого волшебника, то сразу никому нехочется с ним дружить. Почему? Дерево просит, чтобы вы нарисовали дляволшебника лица таких ребят, с которыми вам самим хотелось бы дружить. Можетбыть, волшебник взглянет на эти рисунки, станет добрее, изменит свое выражениелица, захочет иметь друзей, и с ним все захотят дружить? (Ребята начинаютрисовать. Готовые рисунки классный руководитель помогает ребятам наклеить рядомс деревом.)

5.Упражнение «Настоящий друг».Психолог: «У злого волшебника нет и никогда не былодрузей. Почему? Волшебник не знает, каким должен быть настоящий друг. Деревопросит, чтобы вы написали письмо волшебнику и рассказали, каким должен бытьнастоящий друг».

Настоящим другом можно назвать человека,который …

1.        Вместе с другом мне хотелось бы…

2.        Дружбе мешает …

3.        Я люблю друга за …

4.        Мне нравится, когда друг …

5.        Дружбе помогает … (Послеобсуждения классный руководитель задает ребятам вопросы.)

6.        У вас есть настоящие друзья?

7.        А каждый из вас может бытьнастоящим другом?

6.Упражнение «Опишите друг друга».Психолог: «Злой волшебник многому научился вместе снами и сал добрее. Перед тем как попрощаться с нами он хочет узнать Вас получше!».Двое стоят спиной друг к другу и по очереди описывают внешность партнера.Выясняется, кто оказался точнее.

Прощаниес добрым волшебником.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ

 

1.    Активныеметоды в работе школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1991.

2.    АлександровскаяЭ.М. и др. Психологическое сопровождение школьников (Текст)/Э.М.Александровская: учебное пособие – М.: Издательский центр «Академия»,2012.-116с.

3.    АнаньеваТ.В. Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей «особого»ребенка (Текст)/ Т.В. Ананьева // Воспитание и обучение детей с нарушениямиразвития, 2009. №1.С.64.

4.    БелкинА.С. Основы возрастной педагогики. Учеб. пособиедля студ. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 192с.

5.    БелкинА.С. Ситуация успеха. Как ее создать? – М., Просвещение, 1991. – 176с.

6.    БелшеваС.А. Диагностика школьной дезаптации (Текст)/С.А. Белшева – М.: АСТ, 2007.-143с.

7.    БеребинМ.А. Психическая и социально-психологическая адаптация: проблемы теории ипрактики (Текст)/ М.А.Беребин. Тематический сборник научных трудов. Челябинск:Изд-во ЮУрГУ, 2012 – 155с.

8.    БитяноваМ.Г. Адаптация ребенка в школе. М, 1998.

9.    БитяноваМ.Г. Организация психологической работы в школе. – М., 1997.

10.  БогдановаО.С., Причины школьной дезаптации (Электронный ресурс)/ О.С. Богданова //Фестиваль педагогический идей «Открытый урок», — Режим доступа: http// festival. 1septemder.ru (датаобращения 11.03.2019)

11.  БугаеваН.Н. Комфорт младших школьников в образовательной деятельности // Нач. школа.,2004, № 2.

12.  БожовичЛ.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М: Просвещение,1968.- С.38- 96

13. ВарламоваА.Я. Школьная адаптация (Текст) А.Я.Варламова- 2-е изд., перераб. и доп. –Волгоград: ИЗД-во ВолГУ, 2011 – 144 с.

14.  Возрастнаяи педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. сред.Пер.учеб. заведений /Сост. Дубровина И.В., Зацепин В.В., Прихожан А.М.- М.:Издательский центр «Академия», 1999.- 320с.

15.  ВьюноваН.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обученииюв школе: психолого — педагогические основы: Учебное пособие для студентоввузов. — М.: Академический Проект, 2003 — 256с.

16.  ВыготскийЛ.С. Детская психология // Выготский Л.С. Собр. соч.: В.6 т- М.: Педагогика,1984.- Т.4-432с.

17.   ГуткинаН.И. Психологическая готовность к школе.-3-е изд. — М.: Академическийпроект.2000.-184с.

18.  Диагностикашкольной дезадаптации. М., 1993.

19.  Диагностическаяи коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М.,1987.

20. ЗапорожецА.В. Избранные психологические труды: В 2 т. — М.: Педагогика.1986 — Т.1.Психологическое развитие ребенка. -С.36-257

21. ЗеленоваМ.Б. Психологические особенности педагогического влияния на адаптацию ребенка вначальной школе: Канд. дис. М., 1991.

22. Зинкевич- Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. Речь, 2000, С.9.

23.  ИовчукН.М., Северный А.А., Депрессия у детей и подростков (Электронный ресурс)/ Н.М.Иовчук, А.А.Северный – М.: Школа-экспресс, 1999. – 80 с. – Режим доступа: http://www.childpsy.ru (дата обращения 6.09.2018)

24.  КравцоваЕ.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М. 1983.

25.  КаганВ.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. 1984. № 4.

26.  КоролеваЛ.М., Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптациипервоклассников к школе // Начальная школа. — 1990. — №7. — С. 17-22.

27.  КравцовГ.Г., Кравцова Е.Е.Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. -М.: знание — 1987 — 118с.

28.  КравцоваЕ.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М.:Педагогика, 1991. — 152с.

29.  ЛокаловаН.П. Психологическое развитие как составляющая образования // Вопросыпсихологии . — 2003.№1. — С. 27-40.

30. ЛукьяноваМ.И. Развитие психолого-педагогической компетенции учителя (Текст) / М.И.Лукьянова – М.: ТЦ Сфера – 2009 – 187 с.

31.  МухинаВ.С. Детская психология М. 1985.

32.  НиконенкоВ. К Адаптация первоклассников к школе. // Интернет-ресурс: Netparents.ru.,(дата обращения 02.10 2018).

33. ОбуховаЛ.Ф. Детская (возрастная) психология. — М., 1996 — С. 264- 270.

34.  ОвчароваН.Е. Психология в начальной школе. М., 1996.

35.  ОбуховаЛ.Ф. Возрастная психология, М., 2001.

36.  Особенностипсихологического развития детей 6-7 летнего возраста ( под редакцией Д.Б.Эльконина). — М.: Педагогика, 1998- 136 с.

37.  ПлатоноваА.А. Успешное завтра будущего первоклассника // Нач. школа., 2005, № 5.

38.  ПодласыйИ.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. М., 2002.

39.  Психологическоеразвитие младших школьников: Эксперементальное психологическое исследование /Под ред. В.В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1990. — 160 с.

40.  РоговЕ.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие -М.: ВЛАДОС, 1996. — 529с.

41.  Руководствопрактического психолога. Готовность к школе: развивающие программы (подредакцией Дубровиной И.В.). — М.: Изд. центр « Академия», 1995.- 128 с.

42. СапоговаЕ.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6-7 летнего возраста // Вопросыпсихологии. — 1986.- №4.- С. — 36-43.

43.  СемагоН.Я. Технология психологического обследования ребенка старшего дошкольноговозраста // Журнал практического психолога. — 1999. — №4- С. — 53- 73.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет