РАССМОТРЕНО на заседании МО Протокол №___ от ____. ______. 2022г. |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________ Ю. Е. Новикова ____. _____. 2022 г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор ________ О. В. Балдакова Приказ №____ от ____.____.2022 г. |
Рабочая программа
учебногопредмета
«биология»
Для 5 класса
на 2022- 2023 учебный год
Уровеньобщего образования основное общее образование
ПедагогЗабелинская Т.В.
Количество часовпо учебному плану: за уч. год -34 часа; в неделю — 1час
Программасоставлена на основе приказа об утверждении АООП ООО
( варианты1.2,2.2.2) директора № 353 от 31.08.2022года
Учебник: Учебник: В.В.Пасечник., С.В.Суматохин, Г.С.Калинова, З.Г.Гапонюк Биология.5-6 классы. М.: «Просвещение»2020г.
пос.Вычегодский, 2022 год
Цели изучения биологии. дисциплины,формирование понятийного аппарата биологии.
Местопредмета в учебном плане
Учебныйпредмет «Биология» представляет собой составную часть предметной области «Естественно-научныепредметы» и является обязательным.
Учебныйпредмет «Биология» является общим для обучающихся с нормативным развитием и снарушениями слуха, неразрывно связан с предметными дисциплинами «Физика» и «Химия».
Содержаниеучебного предмета «Биология», представленное в Примерной рабочей программе,соответствует ФГОС ООО. [1]
Содержание учебного предмета «Биология»
5КЛАСС
(1-йгод обучения на уровне ООО)
Биология– наука оживой природе
Методыизучения живой природы
Организмы– телаживой природы
Организмыи среда обитания
Природныесообщества
Живаяприрода и человек
Растительныйорганизм
Примерныевиды деятельности обучающихся:
–восприятие(слухозрительно и на слух) речевого материала по учебной дисциплине, включаятерминологическую и тематическую лексику учебной дисциплины, а также лексику,необходимую для организации учебной деятельности;
– воспроизведение (устно,письменно, устно-дактильно) терминов, понятий, обозначающих объектыприроды, выражающих временные и пространственные отношения и т.д.;
–наблюдениеза объектами природы, выделение их признаков, сравнение, обобщение, оформлениевыводов, построение рассказов, отражающих содержание лабораторных работ;
–ведениеДневников наблюдений: оформление зарисовок, фиксация результатов наблюдений ивыводов;
–комментирование фрагментов видеофильмов об охране природы в России, об оказаниипервой помощи.
Примернаятематическая и терминологическая лексика
Примерныеслова и словосочетания
Биологиякак наука. Значение биологии.
Техникабезопасности.
Биология,биосфера, экология.
Источникибиологической информации.
Методыисследования, наблюдение, эксперимент, измерение.
Признакиживого.
Воднаясреда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как средаобитания.
Экологическиефакторы. Абиотические, биотические, антропогенные.
Увеличительныеприборы (лупы, микроскоп).
Примерныефразы
Биологическиезнания нужны в повседневной жизни. Они помогают понять, полюбить окружающуюприроду, бережно использовать её богатства.
Методыпознания в биологии – это наблюдение, эксперимент, измерение.
Вкабинете биологии нужно соблюдать правила техники безопасности.
Кэкологическим факторам относятся абиотические, биотические, антропогенные.Экологические факторы влияют на живые организмы.
Мыобсуждали явления в жизни растений и животных осенью.
Мыпознакомились с правилами работы с микроскопом.
Мысделали (записали) вывод о роли бактерий в хозяйственной деятельности человека.
Яокончил работу и привёл в порядок рабочее место. Можно мне сдать приборы,оборудование и материалы?
Примерныевыводы
Биологияизучает строение и жизнедеятельность живых организмов, их многообразие, законыисторического и индивидуального развития. Все живые организмы тесно связаныдруг с другом и со средой обитания. Живые организмы влияют на окружающую среду.Существование живых организмов зависит от условий окружающей среды.
Экология– это раздел биологии. Он изучает отношения организмов между собой и сокружающей средой.
Благодарядостижениям биологии развивается микробиологическая промышленность. Многиепродукты человек получает благодаря деятельности определённых видов грибов ибактерий. С помощью современных биотехнологий предприятия вырабатываютлекарства, витамины, кормовые добавки для сельскохозяйственных животных,средства защиты растений от вредителей и болезней, удобрения. Знание законовбиологии помогает лечить и предупреждать болезни человека.
Всовременных биологических лабораториях используются разные приборы иинструменты. Они бывают очень сложные и дорогие. На уроках биологии мы тожеиспользуемы разные приборы, инструменты, оборудование. Они нужны для проведенияэкспериментов и наблюдений. Важно правильно использовать оборудование вкабинете биологии, соблюдать технику безопасности. Планируемыерезультаты освоения учебного предмета «Биология» науровне основного общего образования
Результатыобучения по учебному предмету «Биология» в отношении всех микрогруппобучающихся с нарушениями слуха оцениваются по окончании основного общегообразования, не сопоставляясь с результатаминормативно развивающихся сверстников.
Личностные результаты
Личностныерезультаты освоения Примерной рабочей программы по биологиина основе АООП ООО (вариант 2.2.2) достигаются в единстве учебной ивоспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскимисоциокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществеправилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностныерезультаты освоения Примерной рабочей программы по биологиипо варианту 2.2.2 АООП ООО соответствуют результатам, отражённым во ФГОС ООО иООП ООО по всем направлениям воспитания, включая гражданское, патриотическое,духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое, атакже в аспекте ценности научного познания и адаптации обучающегося кизменяющимся условиям социальной и природной среды. Однако личностныерезультаты дополнены/конкретизированы с учётом особых образовательныхпотребностей обучающихся с нарушениями слуха.
1.Российская гражданская идентичность – патриотизм, уважение к Отечеству, кпрошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственностии долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России,осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа.Осознание этнической принадлежности, знание истории, культуры своего народа,своего края, основ культурного наследия народов России и человечества(идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастностьистории народов и государств, находившихся на территории современной России);интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностеймногонационального российского общества. Осознанное, уважительное идоброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкамценностям народов России и народов мира. Изечение государственных символов РФ.
2.Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровнюразвития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,духовное многообразие современного мира.
3.Субъективная значимость овладения и использования словесного (русского/русскогои национального[2])языка.
4.Желание и умения пользоваться словесной речью (устной и письменной),взаимодействовать со слышащими людьми при использовании устной речи каксредства общения. Ценностно-смысловая установка на постоянное пользованиеиндивидуальными слуховыми аппаратами как важного условия, способствующегоустной коммуникации, наиболее полноценной ориентации в неречевых звукахокружающего мира; самостоятельный поиск информации, в том числе, прииспользовании Интернет-технологий, о развитии средств слухопротезирования иассистивных технологиях, способствующих улучшению качества жизни лиц снарушениями слуха.
5.Уважительное отношение к истории и социокультурным традициям лиц с нарушениямислуха; с учетом коммуникативных, познавательных и социокультурных потребностейиспользование в межличностном общении с лицами, имеющими нарушения слуха,русского жестового языка, владение калькирующей жестовой речью.
6.Готовность и способность обучающихся с нарушениями слуха строить жизненныепланы, в т.ч. определять дальнейшую траекторию образования, осуществлять выборпрофессии и др., с учётом собственных возможностей и ограничений, обусловленныхнарушениями слуха.
7.Готовность и способность обучающихся с нарушениями слуха к саморазвитию исамообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; сформированностьответственного отношения к учению.
8.Готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшейиндивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий ипрофессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов,собственных возможностей и ограничений, обусловленных нарушением слуха,потребностей рынка труда.
9.Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем наоснове личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственногоповедения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам(способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость,уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или ихотсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов,хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе ксознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительномпотребительстве; сформированность представлений об основах светской этики,культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России ичеловечества, в становлении гражданского общества и российскойгосударственности; понимание значения нравственности в жизни человека, семьи иобщества).
10.Доброжелательное отношение к людям, готовность к взаимодействию с разными людьми(в том числе при использовании вербальных и невербальных средств коммуникации),включая лиц с нарушением слуха, а также слышащих сверстников и взрослых;способность к достижению взаимопонимания на основе идентификации себя какполноправного субъекта общения; готовность к конструированию образа допустимыхспособов общения, конвенционированию интересов, процедур, к ведениюпереговоров.
11.Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностисемейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
12.Уважительное отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимомтруде.
13.Освоенность социальных норм, правил поведения (включая речевое поведение иречевой этикет), ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, в т.ч.лиц с нарушениями слуха.
14.Идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований с учётомсобственных возможностей и ограничений, вызванных нарушением слуха.
15.Способность с учётом собственных возможностей и ограничений, обусловленныхнарушением слуха/нарушением слуха и соматическими заболеваниями строитьжизненные планы на краткосрочное будущее (определять целевые ориентиры,формулировать адекватные им задачи и предлагать действия, указывая иобосновывая логическую последовательность шагов).
16.Способность к практической реализации прав, закреплённых в нормативныхдокументах по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья иинвалидностью, в т.ч. с нарушениями слуха.
17.Освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризацияценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностейсоциального творчества, ценности продуктивной организации совместнойдеятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» какравноправного партнёра, формирование компетенций анализа, проектирования,организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодногосотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала.
18.Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни (в пределах возрастныхкомпетенций) с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономическихособенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочениясоциальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют самиобучающиеся с нарушениями слуха; включённость в непосредственное гражданскоеучастие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественногообъединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальнымиинститутами (включая организации, представляющие интересы лиц с нарушениямислуха, другими ограничениями по здоровью и инвалидностью).
19.Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни с учётомсобственных возможностей и ограничений, вызванных нарушением слуха;интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения вчрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, в т.ч. с учётомограничений, вызванных нарушениями слуха; правил поведения на транспорте и надорогах, в т.ч. с учётом ограничений, вызванных нарушениями слуха.
20.Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследиянародов России и мира, творческой деятельности эстетического характера(способность понимать художественные произведения, отражающие разныеэтнокультурные традиции; сформированность основ художественной культурыобучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познанияжизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностноевидение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира,самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространствекультуры с учётом собственных возможностей и ограничений, вызванных нарушениемслуха; потребность в общении с художественными произведениями, сформированностьактивного отношения к традициям художественной культуры как смысловой,эстетической и личностно-значимой ценности).
21.Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современномууровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированнойрефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях(готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, кхудожественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числеэкотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
22.Готовность к общению и взаимодействию со слышащими сверстниками и взрослыми наиностранном языке; умение пользоваться иноязычной словесной речью в устной и письменнойформе для решения коммуникативных задач; толерантное и уважительное отношение ккультурным различиям, особенностям и традициям других стран.
Метапредметные результаты
Метапредметныерезультаты включают освоенные обучающимися с нарушением слуха межпредметныепонятия и УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные),способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике сучётом особых образовательных потребностей; самостоятельность планирования иосуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества спедагогами и сверстниками; построение индивидуальной образовательной траекториис учётом образовательных потребностей каждого обучающегося и дополнительныхсоматических заболеваний для части обучающихся.
Универсальныепознавательные действия
Базовыелогические действия:
–выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов(явлений);
–устанавливать существенный признак классификации биологических объектов(явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимогоанализа;
–с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности ипротиворечия в рассматриваемых фактах и наблюдениях; использовать предложенныекритерии для выявления закономерностей и противоречий;
–выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленнойзадачи;
–выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений ипроцессов; самостоятельно/спомощью учителя/других участников образовательных отношений делатьвыводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключенийпо аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
–самостоятельно/спомощью учителя/других участников образовательных отношений выбиратьспособ решения учебной биологической задачи (сравнивать несколько вариантоврешения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенныхкритериев).
Базовыеисследовательские действия:
–использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
–формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательнымсостоянием ситуации, объекта, и устанавливать искомое и данное;
–формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать своюпозицию, мнение;
–проводить по плану, составленному самостоятельно/с помощьюучителя/других участников образовательных отношений, несложныйбиологический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностейбиологического объекта (процесса) изучения, причинно-следственных связей изависимостей биологических объектов между собой;
–оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходенаблюдения и эксперимента;
–формулироватьобобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, эксперимента,владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
–самостоятельно/спомощью учителя/других участников образовательных отношенийпрогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и ихпоследствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигатьпредположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работас информацией:
–применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологическойинформации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологическойзадачи;
–выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическуюинформацию различных видов и форм представления;
–с применением предложенных критериев находить сходные аргументы (подтверждающиеили опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационныхисточниках;
–самостоятельно/спомощью учителя/других участников образовательных отношений выбиратьоптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачинесложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
–оценивать надёжность биологической информации по критериям, предложеннымучителем или сформулированным самостоятельно;
–запоминать и систематизировать биологическую информацию.
Универсальныекоммуникативные действия
Общение:
–воспринимать (слухозрительно/на слух) и формулировать суждения, выражать эмоциив процессе выполнения практических и лабораторных работ;
–выражать себя (свою точку зрения) устно/устно-дактильно и письменных текстах;
–распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальныхзнаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчатьконфликты, вести переговоры;
–понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и вкорректной форме формулировать свои возражения;
–в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемойбиологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачии поддержание благожелательности общения;
–сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживатьразличие и сходство позиций;
–публично представлять результаты выполненного биологического опыта(эксперимента, исследования, проекта);
–выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудиториии в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованиемиллюстративных материалов.
Совместнаядеятельность (сотрудничество):
–понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы прирешении конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимостьприменения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебнойзадачи;
–принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еёдостижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результатсовместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовностьруководить, выполнять поручения, подчиняться;
–планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётомпредпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределятьзадачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы(обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
–выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своемунаправлению и координировать свои действия с другими членами команды;
–оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельносформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходнойзадачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферуответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой;
–овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечиваетсформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Универсальныерегулятивные действия
Самоорганизация:
–выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используябиологические знания;
–ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятиерешения в группе, принятие решений группой);
–самостоятельно/спомощью учителя/других участников образовательных отношений составлятьалгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебнойбиологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,аргументировать предлагаемые варианты решений;
–составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологическихзнаний об изучаемом биологическом объекте;
–делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль(рефлексия):
–владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
–давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
–учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решенииучебной биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
–объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, даватьоценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
–вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихсяситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
–оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональныйинтеллект:
–различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
–выявлять и анализировать причины эмоций;
–ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
–регулировать способ выражения эмоций.
Принятиесебя и других:
–осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
–признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
–открытость себе и другим;
–осознавать невозможность контролировать всё вокруг;
–овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, котораяобеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позицияличности), и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины,устойчивого поведения).
Предметные результаты
Предметныерезультаты освоения Примерной рабочей программы по биологиипо варианту 2.2.2 АООП ООО соответствуют результатам, отражённым во ФГОС ООО.Однако предметные результаты скорректированы с учётом особых образовательныхпотребностей обучающихся с нарушениями слуха.
5 КЛАСС
Предметныерезультаты освоения обязательного предметного содержания, установленного даннойпримерной рабочей программой, отражают сформированность у обучающихся снарушениями слуха следующих умений:
–характеризовать биологию как науку о живой природе; называть признаки живого,сравнивать объекты живой и неживой природы;
–перечислять источники биологических знаний; характеризовать значениебиологических знаний для современного человека; профессии, связанные сбиологией (2–3);
–приводить примеры вклада российских (в т.ч. В.И. Вернадский,А. Л. Чижевский) и зарубежных (в т.ч. Гиппократ) учёных в развитиебиологии;
–иметь представление о важнейших биологических процессах и явлениях: питание,дыхание, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, движение,размножение;
–применять биологические термины и понятия (в т.ч. живые тела, биология,экология, цитология, анатомия, физиология, биологическая систематика, клетка,ткань, орган, система органов, организм, вирус, движение, питание, фотосинтез,дыхание, выделение, раздражимость, рост, размножение, развитие, среда обитания,природное сообщество, искусственное сообщество) в соответствии с поставленнойзадачей и в контексте;
–различать по внешнему виду (изображениям), схемам и описаниям доядерные иядерные организмы; различные биологические объекты: растения, животных, грибы,лишайники, бактерии; природные и искусственные сообщества, взаимосвязиорганизмов в природном и искусственном сообществах; представителей флоры ифауны природных зон Земли; ландшафты природные и культурные;
–проводить описание организма (растения, животного) по заданному плану; выделятьсущественные признаки строения и процессов жизнедеятельности организмов,характеризовать организмы как тела живой природы, перечислять особенностирастений, животных, грибов, лишайников, бактерий и вирусов;
–с использованием визуальных опор раскрывать понятие о среде обитания (водной,наземно-воздушной, почвенной, внутриорганизменной), условиях среды обитания;
–приводить примеры, характеризующие приспособленность организмов к средеобитания, взаимосвязи организмов в сообществах;
–выделять отличительные признаки природных и искусственных сообществ;
–аргументировать основные правила поведения человека в природе и объяснятьзначение природоохранной деятельности человека; самостоятельно или с помощьюучителя/других участников образовательно-коррекционного процесса анализироватьглобальные экологические проблемы;
–раскрывать роль биологии в практической деятельности человека; –демонстрировать на конкретных примерах связь знаний биологии со знаниями поматематике, предметов гуманитарного цикла, различными видами искусства(самостоятельно или с помощью учителя/других участниковобразовательно-коррекционного процесса);
–выполнять практические работы (поиск информации с использованием различных источников– самостоятельно или с помощью учителя/других участниковобразовательно-коррекционного процесса; описание организма по заданному плану)и лабораторные работы (работа с микроскопом; знакомство с различными способамиизмерения и сравнения живых объектов);
–применять методы биологии (наблюдение, описание, классификация, измерение,эксперимент): проводить наблюдения за организмами, описывать по заданномуплану/алгоритму биологические объекты, процессы и явления; выполнятьбиологический рисунок и измерение биологических объектов;
–владеть приёмами работы с лупой, световым и цифровым микроскопами прирассматривании биологических объектов;
–соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторнымоборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке, вовнеурочной деятельности;
–использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу побиологии, справочные материалы, ресурсы Интернета (самостоятельно или с помощьюучителя/других участников образовательно-коррекционного процесса);
–строить высказывания (устно/устно-дактильно и письменно) с использованиемпонятийного аппарата изучаемого раздела биологии.
Тематическое планирование.
№ |
Тема |
Количество часов |
ЦОР |
|
Введение. Биология — наука о живой природе — 6 часов. |
|
|
1 |
Понятие о жизни. |
1 ч. |
http://bio-slovar.ru/ |
2 |
Признаки живого (клеточное строение, питание, дыхание, выделение, рост и др.) |
1 ч. |
http://bio-slovar.ru/ |
3 Представленная информация была полезной? ДА 59.43% НЕТ 40.57% Проголосовало: 1166 |
Объекты живой и неживой природы, их строение. Живая и неживая природа- единое целое. |
1 ч. |
http://learnbiology.narod.ru/ |
4 |
Биология- система наук о живой природе. Основные разделы биологии. |
1 ч. |
http://learnbiology.narod.ru/ |
5 |
Связь биологии с другими науками. |
1 ч. |
рэш |
6 |
Источники биологических знаний: наблюдение, эксперемент, и теория. |
1 ч. |
рэш |
|
Методы изучения живой природы- 10 часов. |
|
|
7 |
Научные методы изучения живой природы: наблюдение, эксперемент, описание, измерение, классификация.
|
1 ч. |
рэш |
8-9 |
Устройство увеличительных приборов: лупы и микроскопа. Л.р№1 Устройство увеличительных приборов, рассматривание клеточного строения растения с помощью лупы. Л.р№2 Устройство светового микроскопа и приемы работы с ним.
|
2 ч. |
http://pedsovet.org/ |
10-11 |
Правила работы с увеличительными приборами |
2 ч. |
http://pedsovet.org/ |
12 |
Метод описания в биологии (наглядный, словесный, схематический). |
1 ч. |
http://pedsovet.org/ |
13 |
Метод измерения (инструменты измерения) |
1 ч.
|
http://pedsovet.org/ |
14 |
Метод классификации организмов, применение двойных названий организмов. |
1 ч. |
http://pedsovet.org/ |
15 |
Наблюдение и эксперемент, какведущие методы в биологии. |
1 ч. |
http://pedsovet.org/ |
16 |
Обобщение по теме. |
1 ч. |
|
|
Организмы- тела живой природы- 13 часов |
|
|
17 |
Понятие об организме. Доядерные и ядерные организмы. |
1 ч. |
http://pedsovet.org/ |
18 |
Клетка и её открытие. Цитология — наука о клетке. Клетка — наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов.
|
2 ч. |
http://pedsovet.org/ |
19- 20 |
Строение клетки под световым микроскопом: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро. Строение клетки. Л.р№3 Приготовление препарата кожицы чешуи лука, его под микроскопом. рассматривание Л.р.№4 Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов. |
1 ч. |
http://pedsovet.org/ |
21 |
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Клетки, ткани, органы, системы органов |
1 ч. |
http://www.ebio.ru/index.html |
22-23 |
Жизнедеятельность организмов. Особенности строения и процессов жизнедеятельности у растений, животных, бактерий, и грибов. |
2 ч. |
http://www.ebio.ru/index.html |
24-25 |
Свойства организмов: питание, дыхание, выделение, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность. Организм — единое целое. |
2 ч. |
http://www.ebio.ru/index.html |
26 |
Разнообразие организмов и их классификация. |
1 ч. |
|
27 |
Бактерии и вирусы как формы жизни |
1 ч. |
http://www.livt.net/ |
28 |
Значение бактерий и вирусов в природе и для человека. |
1 ч. |
http://www.livt.net/ |
29 |
Обобщение по теме. |
1 ч |
|
|
Организмы и среда обитания- 8 часов |
|
|
30 |
Понятие о среде обитания |
1 ч. |
http://www.livt.net/ |
31- 32 |
Водная, наземн — воздушная, почвенная, внутриорганизменная среды обитания. |
2 ч. |
http://www.livt.net/ |
33- 34 |
Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов. |
2 ч. |
http://learnbiology.narod.ru/ |
35- 36 |
Приспособления организмов к среде обитания. |
2 ч. |
http://learnbiology.narod.ru/ |
37 |
Сезонные изменения в жизни организмов |
1 ч. |
http://learnbiology.narod.ru/ |
|
Природные сообщества- 13 часов. |
|
|
38 |
Понятие о природном сообществе. Взаимосвязи организмов в природных сообществах. |
1 ч. |
http://www.floranimal.ru/ |
39- 40 |
Пищевые связи в сообществах. Пищевые звенья, цепи питания и сети питания. |
2 ч. |
http://www.floranimal.ru/ |
41 |
Производители, потребители и разрушители органических веществ в природных сообществах. |
1 ч. |
http://www.floranimal.ru/ |
42 |
Примеры природных сообществ. |
1 ч. |
|
43 |
Искусственные сообщества, их отличительные признаки от природных сообществ. |
1 ч. |
http://www.floranimal.ru/ |
44 |
Причины неустойчивости искусственных сообществ. Роль искусственных сообществ в жизни человека. Р.с. |
|
http://www.floranimal.ru/ |
45- 48 |
Природные зоны Земли, их обитатели. Р.с. |
4 ч. |
http://www.floranimal.ru/ |
49 |
Флора и фауна природных зон. Р.с. |
1 ч. |
http://www.floranimal.ru/ |
50 |
Ландшафты: природные и культурные. Р.с. |
1 ч. |
http://www.floranimal.ru/ |
|
Живая природа и человек- 6 часов |
|
|
51 |
Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства, производства и ростом численности населения. Р.с. |
1 ч. |
http://www.eco.nw.ru/ |
52 |
Влияние человека на живую природу с ходом истории. Р.с. |
1 ч. |
http://www.eco.nw.ru/ |
53- 54 |
Глобальные экологические проблемы. Загрязнение воздушной и водной оболочек Земли, потери почв, их предотвращение. Р.с. |
2 ч. |
http://www.biodat.r http://www.biodat.ru/ u/db/rb/ |
55 |
Пути сохранения биологического разнообразия. Охраняемые территории. Р.с. |
1 ч. |
http://www.biodat.ru/db/rb/ http://www.biodat.ru/ |
56 |
Красная книга РФ. Осознание жизни как великой ценности. Р.с. |
1 ч. |
http://www.biodat.ru/db/rb/ |
|
Растительный организм- 10 часов. |
|
|
57 |
Ботаника — наука о растениях. Разделы ботаники. Связь ботаники с другими науками и техникой |
1 ч. |
http://www.floranimal.ru/ |
58 |
Общие признаки растений. Уровни организации растительного организма. |
1 ч. |
http://www.floranimal.ru/ |
59 |
Высшие и нисшие растения. Р.с. |
1 ч. |
http://www.floranimal.ru/ |
60 |
Споровые и семенные растения. Р.с. |
1 ч. |
http://www.floranimal.ru/ |
61 |
Растительная клетка. Изучение растительной клетки под микроскопом. |
1 ч. |
http://www.ebio.ru/index.html |
62- 63 |
Растительные ткани. Функции растительных тканей. |
2 ч. |
http://www.ebio.ru/index.html |
64- 65 |
Органы и системы органов растений |
2 ч. |
http://www.ebio.ru/index.html |
66 |
Строение органов растительного организма, их роль и связь между собой. |
1 ч. |
http://www.ebio.ru/index.html |
67- 68 |
Повторение и обобщение знаний. |
2 ч |
|