X-PDF

Программа по коррекции почерка Красивый почерк

Поделиться статьей

Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка

Муниципальное бюджетное учреждениедополнительного образования

«Центр развития творчества «Уголёк»»

 

 

 

РАССМОТРЕНА

ПРИНЯТА

УТВЕРЖДАЮ

на заседании методического совета

на заседании педагогического совета

Директор

 

 

МБУ ДО

 

 

«Центр развития творчества

Протокол № 1

Протокол № 1

«Уголёк»

от 10.01.2023

от 10.01.2023

                                  А.В. Музылев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КРАТКОСРОЧНАЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА 

«Красивый почерк»

 

 

 

 

Возраст учащихся: 7 – 12 лет

Срок реализации программы: 5 месяцев

 

 

 

Разработчик:

Кухливская Юлия Викторовна,

педагог дополнительного образования

 

 

 

г. Новокузнецк,

2023 г.

Красивый почерк –необходимый навык в современном мире. Одна из главных проблем обучения младших школьников – формированиенавыка красивого почерка. Занятия по красивому почерку помогут ребенку нетолько повысить скорость письма, у детей так же улучшиться концентрациявнимание, фотографическая память, межполушарное взаимодействие, обучающиесянаучатся писать красиво, а это вдальнейшем поможет экономить время на подготовку домашнего задания, повысится интереск учебе и успеваемость в школе.

 

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка

Направленность социально-гуманитарная.

Уровень усвоенияпрограммы стартовый.

Нормативные документы:

        Конституция Российской Федерации.

        Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря2012 года с последующимиизменениями и дополнениями.

        Распоряжение ПравительстваРоссийской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р «О Концепции развитиядополнительного образования детей до 2030 года».

        Приказ Министерствапросвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

        Приказ Министерствапросвещения РФ от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательнойдеятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказомМинистерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября2018 г. 196».

        Приказ Министерствапросвещения РФ от 3 сентября 2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительногообразования детей» (Зарегистрировано в МинюстеРФ 06.12.2019 N 56722).

        Методическиерекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ сприменением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий(Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31 января 2022 г. № 1ДГ245/06).

        Санитарные правила СП 2.4.3648-20Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитанияи обучения, отдыха и оздоровлениядетей и молодежи (постановлениеГлавного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г.№ 28);

        Приказ Министерствапросвещения РФ от 2 декабря 2019 г. № 649 «Об утверждении Целевоймодели цифровойобразовательной среды».

        Письмо Министерствапросвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего,среднего общего образования,образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения идистанционных образовательных технологий»).

        Концепция духовно-нравственного развитияи воспитания личностигражданина России.

        «Стратегия развитиявоспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (распоряжение Правительства РФ от 29мая 2015 г. 996-р)».

        Методические рекомендациипо проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политикив сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФот 18.11.2015 № 09-3242).

        РаспоряжениеКоллегии Администрации Кемеровской области от 03.04.2019 № 212 «О внедрениисистемы персонифицированного дополнительного образования на ТерриторииКемеровской области.

        ПриказДепартамента образования и науки Кемеровской области от 05.04.2019 № 740 «Об утвержденииПравил персонифицированного финансирования дополнительного образования.

        Постановлениеадминистрации города Новокузнецка от 24 июля 2019 года № 130 «Об утвержденииПоложения о персонифицированном дополнительном образовании детей на территорииНовокузнецкого городского округа и определении уполномоченного органа повнедрению системы персонифицированного финансирования дополнительногообразования детей на территории Новокузнецкого городского округа».

        Методическиерекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ(Приложение к письму Комитета образования и науки администрации городаНовокузнецка от 06.12.2021 № 4137).

        Положениео порядке разработки, оформления и утверждения дополнительнойобщеобразовательной общеразвивающей программы муниципального бюджетногоучреждения дополнительного образования «Центр развития творчества «Уголёк».

        Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования ЦРТ«Уголёк».

        Иные локальныенормативные акты МБУ ДО ЦРТ «Уголёк».

 

Актуальность программы

       Одной из проблем общеобразовательной школы является формированиекаллиграфически правильного и аккуратного письма у современных детей. Основнойпричиной является большой объем школьной  программы, в связи с этим не каждый школьный учитель проводит планомерную и систематическую работу по развитию и закреплению данногонавыка. В тожевремя, сам процесс письма наполнен глубоким содержанием, так как, кромедостижения чисто учебных целей, служит важным средством формированияграмотности, развития эстетических вкусов, речи, волевыхинтеллектуальных качеств младших школьников.

       Овладение навыком письма — длительный итрудоёмкий процесс. Подобранные упражнения способствуют развитию мелкоймоторики и координации движения руки, формированию навыков анализа, сравнения,распознавания, а также зрительного восприятия, произвольного внимания.

В период школьного обучения письму,прямо или косвенно, взаимодействует с другими дисциплинами. Это способствуетвыстраиванию устойчивых межпредметных связей.

Умение писать красиво – это целоеискусство. Идеальные ритмы и пропорции, формы и стиль, использование особыхтехник и инструментов. Буквы складываются в единую гармоничную композицию, и нетолько результат, но и сам процесс завораживает. Это своего рода медитация,которая еще развивает мелкую моторику и когнитивные способности.

Письмо — один из сложнейших видовпроизвольных действий. Задействованы пальцы, плечи, спина, шея. Вы захватываетеручку, поддерживаете запястья, правильно двигаете инструментом — это всетренирует нервы, стимулирует мозг, развивает моторику.

Для будущего взрослого человека, это тоже важно.Прежде всего – это проблемы на работе: коллеги не всегда понимают рукописныхтекстов, написанных «корявым» почерком. Конечно, гору бумажной работы за нассейчас делает компьютер – но далеко не всё. Различные квитанции с фамилиями ижурналы сдачи-приёмки на производстве, где требуется не только грамотное, но иаккуратное заполнение, иначе документ станет недействительным. Графологическиетестирования при приёме на работу в крупные солидные компании. Графологи вданном случае, конечно, проверяют не красоту букв и правильность их соединений,а по почерку прогнозируют личностные качества претендента на рабочее место.

 

Программа «Красивый почерк» ориентирована на вовлечение детей,испытывающих трудности в освоении школьной общеобразовательной программы.

Отличительные особенности программы

Программа «Красивый почерк» выстроена на основеметодики обучения детей скорописаниюШамиля Ахмадулина. Основные упражнения, которые предлагает автор, разбавлены игровыми упражнениями, всоответствии с возрастнымиособенностями детей. Для детей 7-12 лет используется рабочая тетрадь и прописи,упражнения и игры подбираются с учетом возраста детей. Отличительной особенностьюпрограммы является включение в содержание программы упражнений для «фитнесамозга» и нейроупражнений, чтобы детейразвивать комплексно, в том числе межполушарные связи и когнитивные способности. В пояснительной записке отображено нормативноеобеспечение программы.

Объем программы 40 часов, срок реализации – 5 месяцев.

 

Адресат программы. Программа рассчитана на детей в возрасте 7-12лет. Количественный состав группы 7 человек. Набор детей в объединениеосуществляется по принципу добровольности.Приформировании групп учитывается предварительный уровень подготовки.

 

Формы обучения иформы организации обучения: очное групповое занятие.

 

Режим занятий — 2 раза в неделю по 1 академическому часу.Продолжительность академического часа — 45 минут.

 

Цель программы — формирование у обучающихся базовых навыков каллиграфическогописьма, развитие у детей интеллектуальных и познавательных способностей, посредством осознанногоправильного письма.

Задачи:

·     Учить правильному написанию букв,соединений букв, слов  при письме.

·     Формировать умение ориентироватьсяна листе бумаги, умение проводить графический анализ буквы.

·     Способствовать развитию основныхпроцессов мышления (анализ, синтез, сравнение), творческому и образномувоображению.

·      Воспитывать дисциплинированность,самоконтроль, усидчивость, ответственность, прилежание, аккуратность, трудолюбие,положительного отношения к процессу письма.

 

 

Содержание программы

Учебно-тематический план обучения

 

Название разделов и тем программы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие.

 

1

0

1

Диагностический диктант

Раздел I. Отработка элементов письма.

38

16

22

 

1

Базовая структура буквы.

36

16

20

Наблюдение

2

Графическая структура слова.

2

0

2

Наблюдение

Итоговое занятие.

1

0

1

диктант

Итого:

40

18

22

 

 

Содержаниеучебно-тематического плана

Вводное занятие

Теория: Знакомство с понятием красивый почерк. Ознакомление с планом работы ирежимом, справилами посадки и владения инструментами письма. Перечень инструментов и материалов дляработы. Первичный инструктаж по правилам безопасности.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

Практика: Диагностический диктант. Самоанализпо шаблону.

 

I. Отработка навыков письма.

 

1.    Базовая структурабуквы.

Теория: Показс проговариванием написания педагогом элементов букв, соединений букв. Анализ формы буквы: а) анализ буквы,разложением ее на зрительные элементы; б) анализ буквы с точки зрения движенийпри письме; в) анализ буквы в сравнении с ранее изученными. Впервые изучаемаябуква сначала анализируется по количеству элементов. Затем учитель объясняет,как писать букву, выделяя основные элементы движения, указывая ее пропорции иособенности. Эффективным приемом формирования образа буквы являетсяконструирование ее из элементов – шаблонов.

Усвоениеправил письма:

— Буквынадо писать с одинаковым наклоном.

— Буквы в словах надо писать на одинаковых расстояниях.

— Буквыв словах надо писать одинаковой высоты.

— Слогпишется безотрывно.

Презентация.

 Практика: Работав рабочей тетради и прописи. Письмо по образцу. Списывание с готового образца(подражают, воспроизводят образцы письма, данные в прописях, на доске или втетрадях); копирование (ученик упражняется в выполнении правильного движения);· воображаемое письмо (письмо в воздухе). Письмо под счет (Движение«на себя» сопровождается счетом «раз», «два», «три». Соединительноедвижение «от себя» пишем под счет «и», которое произносится то длиннее, токороче, в зависимости от длины пути) Анализ ошибочного написания (Ошибочноенаписание выносится на доску лишь в том случае, когда у большинства учащихсягруппы проявилась данная ошибка, объяснение написания проводится повторно).

 Нейроупражнения:«Кулак-ребро-ладонь», «Строим дом», «Цепочка», «Друдлы». Упражнения на развитие когнетивных способностей: «Ковбой»,«Гонки», «Мозаика», «Мемори», «Твин», «Добль». Упражнения на расширение поля зрения, синхронизацию обоих полушарий:«Письмо в воздухе», «Дорисуй», «Обведи».

 

2.    Графическаяструктура слова.

Теория: Правила построения слова. Способы соединения, особенности письма. Анализ слов с соблюдениемнаклона и одинаковой высоты, пропорций букв. Напоминание о соблюдении рядаграфических и орфографических правил.анализируется по количеству элементов. Затем педагог объясняет, как писатьслово, выделяя основные элементы движения, указывая его пропорции, количествобукв и особенности. Эффективным приемом формирования образа слова являетсяконструирование его из элементов – шаблонов. Презентация.

Практика: Прописываниеэлементов букв и соединений. Письмо по образцу. Нейроупражнения: «Колечко»,«Цепочка», «Ухо-нос», «Лезгинка», «Кулак-ребро-ладонь». Упражнения на развитиекогнетивных способностей: таблица «Шульте», клиновидные таблицы, «Графическийдиктант», «Инструкция», «Дорисуй», «Обведи», «Эспандер», «Обезьянки», «Мемори»,«Твин», «Добль», «Алфавит». Упражнения на расширение поля зрения, синхронизацию обоих полушарий:«Письмо в воздухе», «Дорисуй», «Обведи».

 

Итоговое занятие.

Поведение итогов. Интерпретация правилнаписания.

Практика: демонстрационный экзамен.

 

Планируемые результаты программы:

По окончании обученияучащийся:

·     умеет правильно писать буквы, соединения букв,слова при письме

·  умееториентироваться на листе бумаги, проводит графический анализ буквы;

·  владеетосновными процессами мышления (анализ, синтез, сравнение), творческим иобразным воображением;

·  проявляетдисциплинированность, самоконтроль, усидчивость, ответственность, прилежание, аккуратность, трудолюбие,положительное отношение к процессу письма.

 

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

Календарный учебный график

 

Год обучения

Объем учебных часов

Всего учебных недель

Количество учебных

дней

Режим работы

1

1

40

20

40

2 р. в неделю по 1 акад. часу — 1 час  (45) минут

Условия реализации программы

Наглядный демонстрационный материал: таблицы,схемы, образцы.

Учебные материалы:рабочие тетради, в соответствие с возрастом;карточки: «Таблица-Шульте», «Лабиринт»,«Алфавит», «Доббль», «Твин», «Мемори», «Креате стори», «Рисуем двумя руками», мультимедийные презентации (буквы и ихсоединения), прописи.

Оборудование:ПК, школьная доска, парты,мел, перьевая ручка, механическийкарандаш, цветные карандаши, указка,секундомер.

Кадровое обеспечение: педагог,владеющий методикой красивого почерка.

 

Формы аттестации/контроля:

Важнейшим звеном образовательной деятельности учащихсяявляется контроль усвоения программы, который осуществляется в соответствии сПоложением о формах и периодичности промежуточной аттестации учащихся.Используются итоговый и текущий контроль. Текущий контроль – осуществляетсяпосредством демонстрациинавыков и уменийучащихся на каждом занятии, за качеством выполнения практических заданий и пр.

 Итоговый контроль включает вводную, промежуточную, итоговуюдиагностику:

      вводная диагностика –определение начального уровня подготовки учащихся, имеющихся у них знаний,умений и навыков, связанных с предстоящей деятельностью; проводится в формебеседы, устного опроса;

      промежуточная диагностика– подведение промежуточных итогов обучения, оценка успешности продвижения;проводится на контрольных занятиях в форме демонстрации навыков и умений,викторины, конкурса;

      итоговая диагностика –проводится по завершению программы в конце учебного года. Форма проведенияитоговой диагностики – творческий отчет, концерт.

При подведении итоговреализации программы заполняется индивидуальная диагностическая карта, вкоторой отслеживается качество освоения программы каждым учащимся.

 

Формы предъявления и демонстрацииобразовательных результатов:

Демонстрационный экзамен, диктант, наблюдение, самооценка ивзаимооценка.

 

Оценочные материалы:  тексты с критериями оценивания,чек-листы.

 

Методическиематериалы:

Для реализации программы используются следующие методы:

1)     Словесные рассказ, беседы,инструкции, консультации для родителей.

2)     Практические упражнения.

Методы организации консультационного процесса:

·      Информационные: через рассказ, беседу.

·      Репродуктивные: направленные на овладение умениями и навыками.

·     Творческая деятельность: самостоятельнаяотработка заданий, рекомендуемых к выполнению, домашнеезадание.

Взаимодействиеэтих видов деятельности дает возможность быстро и качественно прийти к намеченной цели, в овладениинавыком ментального счета, развитии памяти и внимания.

Принципы построения обучения:

·       От простого к сложному;

·       Принцип наглядности;

·       Смена разных видовдеятельности;

·       Наращиваниетемпа выполнения заданий;

·       Минимум критики;

·       Создание ситуации успеха.

Структура занятий:

·      Нейроупражнения

·      Письмо по образцу

·      Упражненияна развитие когнитивных способностей.

·      Упражнения на расширение поля зрения, синхронизацию обоих полушарий.

 

Занятияпо типу могут быть: диагностическим, теоретическим, практическим, контрольным, самостоятельная работа. Возможные формы организации занятия:квест, конкурс, «мозговой штурм», тренинг, групповая, индивидуальная.

 

План воспитательных мероприятий объединения

Дела, события, мероприятия.

Место проведения

Время проведения

Ответственный

Модуль «Общие дела» (внутри  объединения)

1

Уроки памяти.

ЦРТ «Уголёк», Новаторов, 15/ Рихарда Зорге 10

февраль, май

Кухливская Ю.В.

Модуль «Социально-значимые дела»

2

Участие в благотворительных проектах Центра

ЦРТ «Уголёк», Новаторов, 15/ Рихарда Зорге, 10

февраль- май

Кухливская

 Ю.В.

Модуль «Работа с родителями»

3

Родительское собрание.

ЦРТ «Уголёк», Новаторов, 15/ Рихарда Зорге, 10

февраль

Кухливская

 Ю.В.

4

Консультации родителей «Шаг       вперед».

ЦРТ «Уголёк», Новаторов, 15/ Рихарда Зорге, 10

По запросу

Кухливская

 Ю.В.

5

Ведение чата в группы в Viber.

Viber

февраль- май

Кухливская

Ю.В.

 

 

Список литературы

1. Ахмудуллин Ш.Т. Скорописание. [Текст]-М.: Филипок и К.-2021.-192 с.

2. Илюхина В.А. Рабочая тетрадь: Чистописание 1, 2, 3, 4 кл.-М.Дрофа.

3. ИлюхинаВ.А. Особенности формирования графических навыков и анализа ошибок при письме.\ Нач. шкл. – 1999. — №8.

4. КарнауховаГ.И. Красиво   писать   —   красоту  творить   //Начальная школа. — 1997. №5. С. 37-39

5.Марычева О. И., Габараева К. А., Гимнастика для ума. Сборник упражнений дляактивизации умственной деятельности. [Текст] / под ред. Рябовой О. А. –Карпогоры, 2020.– 20 с.

6.ПотаповаЕ.Н. Радость познания: Книга для учителя. – М. Просвещение, 1990.-135 с.

7.Федосова Н.А. Как исправить почерк детей. \ Нач. шк. – 1990. — №4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет