X-PDF

Программа проекта Лекотека — Радуга жизни

Поделиться статьей

 

 

 

 

 Краснокамскийгородской округ

Управлениесистемой образования

 

         Муниципальное бюджетное   учреждение

 

 

Что такое «Лекотека»? Самослово лекотека произошло от шведского слова leco- игрушка и греческого theke-хранилище — это служба психологического сопровождения и специальнойпедагогической помощи родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениямии проблемами развития.

Иными словами онаподразумевает бесплатные индивидуальные занятия для детей с логопедом,дефектологом, психологом.

Отправной точкойсотрудничества с родителями является оказание им помощи в понимании сущностиимеющихся у ребенка отклонений и динамики их развития, в идентификации иосознании сильных и слабых сторон ребенка.

В рамках проекта «Лекотека«Радуга жизни» в Центре организована служба психолого-педагогического сопровождения детей с проблемамив развитии и их  родителей «Лекотека», для чего выделено и оборудованоспециальное помещение.

Лекотека представляетсобой предметно-развивающую среду, ориентированную на стимуляцию игровойдеятельности, выявление и коррекцию особенностей развития детей с ограниченнымивозможностями здоровья в раннем возрасте; так же организуется естественноевзаимодействие ребенка с членами семьи, в процессе которого формируются базовыеструктуры личности и развитие различных психических процессов. Обычно родителиребёнка с особенностями в развитии нуждаются как в эмоциональной, так и винформационной поддержке. Таким образом, особенностями работы специалистов влекотеке является не только квалифицированная помощь ребёнку в социализации,личностном развитии и преодолении психогенных нарушений, но и обучениеродителей методам и способам эффективного взаимодействия с детьми.

На современном этапе развития социально-реабилитационной помощидетям с   ограниченными возможностями,  лекотека  признана одним изэффективных способов решения проблем адаптации и коррекции психическогоразвития детей раннего и дошкольного возраста.

 

 

 

Целии задачи Программы

Цель: создание благоприятныхусловий для развития личности ребенка; психологическая поддержка семьи;содействие решению психологических проблем, препятствующих поступлению иадаптации детей в дошкольных образовательных учреждениях, помощь в адаптации всемье и других социальных группах.

 

Задачи:

провести психолого-педагогическое обследование детейи родительско — детского взаимодействия;

-предоставить  родителям информацию по вопросам развития и воспитания ребенка, орезультатах психолого-педагогического обследования, особенностях выявленногорасстройства и ресурсах ребенка;

-вовлечь родственников в процессы обследования и стимуляции развития детей, атакже психопрофилактики и психокоррекции;

-обучить  родителей методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушенияразвития: — подобрать  адекватные средства общения с ребенком;

-подобрать оптимальные способы обучения маленького человека;

-сформировать предпосылки для обучения ребенка в дошкольных образовательныхучреждениях;

-нормализать  родительско — детские отношения.

 

Деятельность лекотеки основанана гуманистическом подходе с использованием игровых методов и ресурсов осуществленияпсихологической поддержки и поддержки развития личности детей, их родителей, сиспользованием вспомогательных средств, обеспечивающих полноценное вовлечение ребенкас особыми нуждами и окружающих его людей в игровую активность для обучения иразвития общения в игре.

 

Самым главнымпринципом работы  лекотеки является взаимодействие с родителями.Отправной точкой сотрудничества с родителями является оказание им помощи впонимании сущности имеющихся у ребёнка отклонений и динамики их развития, видентификации и осознании сильных и слабых сторон ребенка.

Родители – полноправныеучастники реабилитационного процесса:

·        получают полную информацию оперспективах развития ребёнка;

·        принимают участие приобсуждении индивидуально-ориентированной программы;

·        вовлекаются в процесссовместной продуктивной деятельности с ребёнком;

·        обучаются приёмам формированияв семье реабилитационных условий, обеспечивающих оптимальное развитие ребёнка.

  Коррекционно-развивающие занятия педагоги лекотекипроводят индивидуально и по подгруппам, во время которых дети находятся рядом сродителями.

 

Основные формы работы Лекотеки

 

ИГРА — основной метод лекотеки

Обучение проходит вкоррекционно — обучающей форме игровой деятельности, индивидуальный подход ккаждому ребенку.

Консультация – этовстреча специалиста Лекотеки с родителями (воспитателями), во время которойреализуется конструктивное сотрудничество специалистов и родителей.

Диагностический игровой сеанс

Диагностический игровой сеанс представляет собой совместную игруродителей (воспитателей) с ребёнком в специально оборудованном зале.

Терапевтический игровой сеанс

Во время терапевтическогоигрового сеанса (обычно–40 минут) происходит игровое взаимодействие специалистас ребёнком в присутствии, а иногда–с участием родителей (воспитателей).

Групповой родительский тренинг

В групповой родительский тренинг участники включаются добровольно.Обычно – это тренинги по общению, игре, ассертивности, арт-методам, специальнымтехникам, по изготовлению игрушек и другие.

 

Организациядеятельности лекотеки

1.    Запланированный период реализацииПрограммы – с марта по сентябрь 2020 года.

2.    Занятия с детьми в лекотекепроводятся в индивидуальной и групповой формах.
Наполняемость групп при организации групповой работы с детьми:
— 2 человека — для детей со сложным дефектом;
— 6 человек — для детей с изолированным дефектом.
В работе группы участвуют родители (законные представители). Продолжительностьгрупповых занятий составляет от 1 часа до 1 часа 30 мин. в зависимости отвозраста и сложности нарушений развития детей. Групповую работу проводитпедагог-психолог, дефектолог, логопед. При работе с группой от 4 до 6 детей, вчисло которых входят дети с выраженными нарушениями или сложной структуройдефекта, возможно одновременное участие двух разных специалистов.

3.     Индивидуальная работаспециалистов (педагога-психолога, учителя-дефектолога, педагога -психолога) сдетьми проводится в присутствии родителей (законных представителей).Продолжительность диагностического сеанса с детьми в лекотеке составляет до 1часа.
Индивидуальная работа специалиста (педагога-психолога, учителя-дефектолога,социального педагога и др.) по консультированию родителей (законныхпредставителей) проводится не чаще 2 раз в месяц. Продолжительность консультациисоставляет 1 час 30 минут.

4.    Продолжительность групповойработы специалистов (педагога-психолога, учителя-дефектолога, социальногопедагога и др.) с родителями (законными представителями) составляет 2 часа ипроводится 1 раз в неделю.

Участниками образовательногопроцесса являются дети, их родители (законные представители), педагогические,социальные и медицинские работники.

В лекотеку принимаются дети от1,5 до 8 лет по заявлению родителей (законныхпредставителей) на основании заключения территориальнойпсихолого-медико-педагогической комиссии и справки о состоянии здоровьяребенка.
Содержание и методы деятельности  лекотеки определяются индивидуально-ориентированными 
подпрограммами  специалистов, которые разработаны исходя из особенностей психофизическогоразвития и индивидуальных возможностей воспитанников, на основе существующихпрограмм, реализующихся в Центре (Приложения №№ 1, 2, 3).

Ожидаемые результаты

 

Созданыблагоприятные условия для развития личности ребенка; оказана психологическаяподдержка семье; разрешены определенные  психологические проблемы, которыевыявили педагоги- специалисты в ходе диагностики, препятствующие поступлению иадаптации детей в дошкольных образовательных учреждениях; улучшилась адаптацияребенка  в семье и других социальных группах.

Приложение № 1

 

Тематическое планирование попрограмме «Сенсорика»

педагога-психолога Костючик Т.С.

 

№ занятия

 

Тема

 

Цели и задачи занятия

 

Формы работы

 

 

 

 

 

1.

Давайте познакомимся. Диагностика.

 

1.      Развивать предметно-игровые действия, умение участвовать в коллективной деятельности.

2.      Корректировать и развивать умение общаться в различных формах и ситуациях.

выявление уровня развития познавательных процессов, мелкой моторики и ручной умелости.

1.      Пальчиковая гимнастика.

2.      Игра с мячом «Давайте познакомимся» с целью снижения тревожности, беспокойства, страхов. Знакомство с правилами работы в группе.

3.      Подвижная танцевальная игра «Делай, как я» на развитие коммуникативных навыков, общей моторики.

 

 

 

 

2.

Развитие мелкой моторики кисти руки

 

1.      развитие координации движений руки и глаза

2.      развитие тактильной чувствительности

развитие воображения, коммуникативных навыков

1.      Упражнения  с лентами, шнуровками

2.      Волшебные пуговицы

3.      Графическая работа по клетке

4.      Упражнения в разрыве бумаги по линии сгиба и без линии сгиба.

5.      Мандала из крупяных изделий

 

 

3.

Тактильно двигательное восприятие .

 

1.      Распознавание и дифференциация  предметов на ощупь

1.      Развитие  коммуникативных навыков

2.      Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

3.      Дидактическая игра «Свойства предметов»

4.      Подведение итогов

 

 

 

 

4.

Восприятие формы.  Знакомство с основными геометрическими фигурами

 

1.      Познакомить с основными геометрическими фигурами

2.      Группировать предметы по форме

3.      Учить обводить по шаблону геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник).

1.      Штриховать в разных направлениях, раскрашивать заданным цветом с соблюдением контура.

2.      Игра – разминка: покажи ГФ

3.      Обводка по шаблону геометрических фигур разного размера. 

4.      Дидактическая игра; «К каждой фигуре подбери  предметы, похожие  по форме»

5.      составление из геометрических фигур узора

6.      игры на развитие внимания: «Лишняя фигура», «Какой фигуры не стало?»

7.       упражнения на обобщение, группировку и классификацию предметов по форме.

 

 

 

 

5.

Восприятие величины предмета

 

1.      Формировать умение различать величину предметов, используя в речи слова «большой – маленький, длинный – короткий».

2.      Развивать зрительное восприятие

Аппликация «Найди отличия»

3.      Графический диктант «Домик» и Дом

4.      Работа с лентой и шнуровкой, определение длинной и короткой, широкой и узкой ленты.

5.      Рисование одинаковых предметов разной величины.

 

 

 

 

 

 

6.

Восприятие цвета

 

1.      Знакомство с основным цветовым спектром

2.      Развитие познавательного интереса

3.      Формирование аккуратности  и точности выполнения работы

1.      Отгадывание загадок о цвете.

2.      Дидактическая игра «Назови цвет предмета»

3.      Подбор к цветному фону деталей такого же цвета»

4.      Раскраска по цветам. Упражнения на обобщение, группировку и классификацию предметов по цвету.

5.       Коллективная работа « Создание цветного коллажа»

 

 

 

 

7.

Конструирование из разных материалов

 

1.      Учить конструировать из разных материалов с опорой на образец, по словесной инструкции, по памяти.

2.      Сравнивать предметы по разным признакам (высота, длина, ширина, размер).

3.      Развитие мелкой моторики.

4.      Пальчиковая гимнастика.

5.      Конструирование предметов по памяти, по образцу, по словесной инструкции учителя.

6.      Сравнение предметов по разным признакам.

7.      Работа с конструктором Лего, пазлы., ПЕРТРА

 

 

8.

Зрительное восприятие и зрительная память

 

1.      Коррекция  зрительного восприятия,

2.      развитие мыслительных функций

 

1.      Работа с разрезными картинками

2.      Д.И. Что перепутал художник?

3.      Д.И. «Найди отличия»

4.      Диагностика  кратковременной и долговременной   памяти

 

 

 

 

9.

 

 

 

 

Восприятие временных представлений. 

 

1.      Развивать представление учащихся о расположении предметов в пространстве (первый, второй, последний).

2.      Уметь воспринимать на слух графический диктант

3.      Уметь ориентироваться в линейном ряду

1.            Упражнения  на развитие восприятия времен года, дней недели, времени суток и т.д.

2.            Ориентация в линейном ряду: крайний, первый, последний и т.д

3.            Графический диктант «Пространство»

4.            Рисование предметов в определенной последовательности.

 

 

 

 

 

 

 

10.

Итоговое занятие, Диагностика (наблюдение)

 

 

 

1.                  Определение уровня сенсомоторного развития и навыков ручной умелости.

2.      Составление индивидуальной карты сопровождения ребёнка.

3.      Консультирование родителей по итогам индивидуальной работы

1.      Пальчиковая гимнастика.

2.      Обводка по шаблону и трафарету; штриховка в разных направлениях; раскрашивание с соблюдением контура;  рисование бордюров; вычерчивание кривых линий; владение ножницами; работа с бумагой:, работа с пластилином: отщипывать, раскатывать, размазывать

Представленная информация была полезной?
ДА
58.59%
НЕТ
41.41%
Проголосовало: 1053

3.      Упражнение, игры на выделение предметов по форме, цвету, величине.

4.      Упражнения на выделение лишнего предмета, группировку предметов по основным признакам (цвету, форме, величине).

 

Работа сродителями

Тема

Формы работы

Кол-во часов

1.

Консультирование

Индивидуальное и групповое

 

2.

Открытое итоговое  занятие

 

Создание дидактической игры «Найди отличия»

1

3.

Круглый стол «Успехи моего ребенка»

Подведение итогов занятий коррекционно-развивающего цикла,  формулировка  рекомендаций, а также индивидуальные консультации.

1

 

 

 

 

 

Ожидаемые результаты реализацииподпрограммы

 

1.    Созданыблагоприятные здоровьесберегающие условия для коррекционного обучения ивоспитания ребёнка с отклонениями в развитии с учетом его индивидуальных особенностей, с опорой на сохранные  функции психики.

2.    Скорректированы недостатки познавательной деятельности школьников путем систематического ицеленаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции,величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

3.    Исправленынекоторые   недостатки мелкой  моторики через со­вершенствованиезрительно-двигательной ко­ординации;

4.    Созданыусловия, побуждающие ребёнка к речевой активности,

социальнымконтактам и  способности к совместным действиям.

 

Приложение№ 2

Тематическое планирование по коррекционно-развивающей программе «Вмире чудес»

учителя — дефектолога Павловой А.И.

 

№ п/п

Тема занятия

Цели занятия

Используемое оборудование

 

Ознакомительный этап

 

 

1.

«Здравствуй, Лекотека»

Знакомство  детей с   комнатой, формирование заинтересованности детей к работе с оборудованием

Логолягушка «Квака»

Сухой бассейн угловой с шариками

Кресло для релаксации «Капля»

 

Коррекционно-развивающий  этап

 

 

Тактильный блок

 

 

2.

«Мягкий мир»

 

Развитие  цветовосприятия, тактильных ощущений, фантазии и конструктивных умений, снятие психоэмоционального напряжения

Сенсорная панель «Рукав» Кресло  для релаксации «Капля»

Мягкие модули-тренажеры «Бревно»

 

3.

«Цветные шарики»

 

Развитие  цветовосприятия, тактильных ощущений, развитие координации движений, снятие эмоционального и мышечного напряжения

Логолягушка «Квака»

игрушки

Сухой бассейн угловой с шариками

 

4.

 

«Волшебный» ящик»

 

Для  дифференциации предметов на ощупь, для закрепления названий предметов, величин, форм

 Логолягушка «Квака», «волшебный» ящик с набором игрушек

 

Зрительный блок

 

 

5.

«Волшебные превращения»

Развитие  зрительного восприятия, внимания и сосредоточения, двигательной активности детей, развитие коммуникативных навыков снятие психоэмоционального напряжения

Логолягушка «Квака», лампа-шар, резиновые массажеры

Трансформер «Частокол» Мягкие модули-тренажеры «Бревно»

 

6.

«Цвета радуги»

 

коррекция и развитие зрительного восприятия, расширение кругозора и обогащение словарного запаса, развитие коммуникативных навыков, развитие умения выражать свои эмоции

Логолягушка «Квака»,

Трансформер «Частокол»

Сухой бассейн угловой с шариками

 

Слуховой блок

 

7.

«Чудесный паровозик»

 

 создание благоприятного эмоционального климата, развитие восприятия запахов

 

Логолягушка «Квака»

Ароматическая лампа с аромамаслом «Сосна»

 

Блок коррекции и развития эмоционально-волевой сферы

 

8.

«Звездный песок»

снятие эмоционального и мышечного напряжения, развитие тактильных ощущений, развитие зрительного и тактильного восприятия, расслабление

Логолягушка«Квака»

Игрушки, песок, лампа-шар

9.

«Давайте радоваться!»

Развитие  коммуникативных навыков, доброжелательности

Сухой бассейн угловой с шариками

изображения грустных и веселых людей для демонстрации сказочной истории, вращающаяся лампа-шар с источником света, мяч-«гиря»

Завершающий этап

10.

«Наши успехи»

(заключительная диагностика)

Диагностика  зрительного, слухового, тактильного восприятия, выявление динамики.

Карта диагностики

 

 

 

 

Ожидаемые результаты реализацииподпрограммы

В ходе реализацииподпрограммы предполагается достижение качественного улучшения сенсорного восприятия ребенка, что включает в себя:

-расширение ряда сенсорных эталонов,

-развитие умения дифференцировать собственные сенсорные ощущения,

-умение сравнивать и называть характерные признаки предмета,

-снижение уровня тревожности.

Диагностика развития сенсорного восприятия ребенкапроводится в начале и по окончании коррекционно-развивающей подпрограммы.

 

 

Приложение№ 3

Тематическое планирование попрограмме

«Лекотека«Радуга жизни»  учителялогопеда Захаровой Г.В.

№ п/п

Тема занятий

Цели занятия

Количество занятий

1

«Игровой самомассаж»

 

нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры.

2

2

Пальчиковые игры и упражнения

 

развитие мелкой моторики, умения воспроизводить движения в соответствии с текстом, активизация словаря, создание положительных эмоций

2

3.

Веселая гимнастика для язычка (игры и упражнения)

 

выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

1

4.

Дыхательная гимнастика (статическая и динамическая)

 

развитие сильной воздушной струи, необходимой для правильной речи.

1

5.

Логопедическая ритмика

 

преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы. Взаимосвязь речи, музыки и движения.

2

6.

Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики

 

развитие речи и общей и мелкой моторики, активизация словарного запаса.

2

ИТОГО:

 

10

 

 

Ожидаемые результаты реализацииподпрограммы

 

— преодолены речевые нарушения путем развитияи коррекции двигательной сферы.

— развитие речи и общей и мелкой моторики,активизировался  словарный запас.

— нормализация мышечного тонуса общей,мимической и артикуляционной мускулатуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Управлениесистемой образования

АдминистрацияКраснокамского городского округа

МБУ«ЦПМСС» «Компас»

 

ПРЕСС- РЕЛИЗ

Итоги реализация  проекта«Лекотека «Радуга жизни»

IIконкурса социальных и культурных проектов

Краснокамскогогородского округа

Муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого — медико-социальногосопровождения» «Компас» является единственным учреждением в городе и округе,где оказывается психологическая помощь всем детям от рождениядо 18 лет. Особуюважность и актуальность приобретают вопросы психолого-педагогическогосопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья на разных этапах ихразвития.

Главная цель данного  проекта 

создание благоприятных условийдля развития личности ребенка;

 психологическая поддержка семьи; содействие решениюпсихологических проблем, препятствующих поступлению детей в дошкольныеобразовательные учреждения, помощь в адаптации в семье и других социальныхгруппах.

Участвовали в реализации проекта 56 детей и 56родителей.

 Деятельность лекотеки основана на гуманистическом подходе с использованием игровыхметодов и ресурсов осуществления психологической поддержки и поддержки развитияличности детей, их родителей; с использованием вспомогательных средств, обеспечивающихполноценное вовлечение ребенкас особыми нуждами и окружающих его людей в игровую активность для обучения иразвития общения в игре.

Программы,проведенные  специалистами Центра позволили выполнить поставленные цели изадачи Проекта

При содействии Отдела внутренней политики и социального развитияКраснокамского городского округа  Центр получил Грант на приобретениеоборудования для кабинета Лекотеки. На средства Гранта было приобретено: акустическаянастенная тактильная панель,

поезд«Обучайка», набор фигурок животных, логодерево, «Сенсорная тропа», мольбертпрозрачный, чемоданчик психолога – 2, доска-мольберт двусторонняя.

Таким образом, «Лекотека» являетсямногофункциональным комплексом, использование которого помогает преодолетьтрудности в развитии, воспитании и обучении детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.59%
НЕТ
41.41%
Проголосовало: 1053

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет