Учителя, сформировавшегося в 70-х — начале 80-х годов, часто винят во властности, агрессивности, в стремлении действовать с позиции запрета, нажима и силы. С одной стороны, это запуганный человек, с другой — диктатор. Такие проявления педагога-практика — следствие деформации педагогического мышления.
Сделаем краткий экскурс в психологию. Мышление есть опосредованное, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях (Общая психология. М. 1981. С. 238). Мышление — это логическая ступень познания.
Развитие мышления очень зависит от профессии, отчего ученые признают существование так называемого профессионального мышления. В зависимости от профессии формируются его разновидности. К видам профессионального мышления относятся педагогическое и техническое, совокупностью которых необходимо обладать инженеру-педагогу.
Педагогическое мышление — это обобщенное и опосредованное отражение различных проявлений педагогической действительности. Проявляется оно в способности успешно решать постоянно возникающие педагогические задачи и противоречия. Для решения их педагогу-практику необходимы знания, навыки и умения, а также опыт, интуиция и т. д. Умение видеть, понимать, анализировать, сравнивать, моделировать, прогнозировать явления педагогической действительности, т. е. воспитательные отношения в ситуациях, процессах и системах, есть показатель педагогического мышления. Его объектом непременно является человек, в частности наш воспитанник, его связи и отношения с другими людьми, предметами, действиями, направленными на его развитие.
Инженер-педагог, сориентированный на внимание к воспитаннику, действуя в системе человек—техника—человек, неизбежно должен обладать и техническим мышлением. Техническое мышление проявляется при решении технических задач. Под такой задачей обычно понимается любая, связанная с применением совокупности знаний, навыков и умений в сфере производства.
Как педагогическое, так и техническое мышление многовариантны, оба имеют выход на формирование технологических, в нашем смысле проектных, решений. Особенностью этих двух видов мышления является также то, что они базируются на накопленных знаниях, носят оперативный и поисковый характер, предполагают творческий компонент. Мышление инженера-педагога строится на стыке двух видов мышления.
Мышление, уровень его развития, определяет поведение педагога, его отношения с воспитанником, с вверенной ему техникой. Ученые все чаще говорят о существовании категориального поведения (понятийного поведения). Современное состояние массового педагогического сознания таково, что именно оно сегодня становится тормозом в проникновении новой технологии обучения в систему образования. Современное мышление части педагогов мешает в проектировании новых гуманизированных педагогических систем, процессов и ситуаций.
Старому, отжившему педагогическому процессу присуща механистичность, т. е. построение выводов, суждений, принятие решений на основе простых мыслительных действий типа много — мало, соединить — разделить и т. д. Это мышление, как правило, однофакторное, однозначное. Педагог с таким мышлением считает всегда правым только себя, он не допускает диалога, сотрудничества с учениками. Другим негативом такого мышления является ориентация сознания педагога на верхние эшелоны власти, на решения руководства. Это значит, что у такого педагога излишне политизированы воспитательные отношения, преобладает показуха и нередко страх. Старое мышление — это стереотипное, неподвижное мышление, привыкшее к стандартам содержания и методов. Педагоги с таким мышлением создают неподвижные, неразвивающиеся педпроцессы, склонны к постоянным повторам, невнимательны к развивающейся личности учащегося. Как правило, это узкое мышление неэрудированного человека. Такой педагог строит свои отношения с воспитанниками в форме поиска подтверждения своим старым взглядам, идеям. У такого педагога жизнь расходится с теорией особенно сильно. Следует отметить еще одну черту отживающего педагогического мышления — его монообъектность, монопредметность. Учитель в этом случае думает о чем-то одном, забывает связи и отношения, упрощает системы, действует узко, без учета перспективы. Это мышление, как правило, ситуативно, оно не может быть прогностическим, стратегическим.
Такое мышление должно быть изменено, в противном случае педагогический процесс окончательно погубит природу человека, его экологию. Ведь этот процесс — реальная среда его существования. Педагогический процесс, врываясь в мир молодого человека, отвлекает его силы на разрешение своих противоречий, обострений. ломает естественно складывающиеся воспитательные отношения Мертвый, окостенелый, недвижущийся педагогический процесс. где покой преобладает над движением, противоестествен молодому растущему организму. Плохие воспитательные отношения не могут быть в хорошем педагогическом процессе и наоборот.
Какое же мышление нужно инженеру-педагогу, чтобы обеспечить грамотное построение педагогических систем, процессов, отношений?
Важнейшим признаком нового мышления педагога является его высокая нравственность. Педагогу противопоказано мыслить лукаво, конъюнктурно, агрессивно, тщеславно, комформистски, эгоистично. Нравственное мышление — это мышление долга, добра и любви, веры в силы ученика, мышление понимания и поддержки. Это культурологическое мышление, учитывающее конкретные этнокультурные факторы. Нравственное мышление педагога — это своего рода мысленный педагогический оберег ребенка.
Мышление педагога должно быть гибким и динамичным, способным к саморазвитию, открытым новому. Гибкое мышление помогает педагогу вовремя отказаться от скомпрометированных идей, действия, оценки, переключиться на новый вариант отношений с учащимися. Если педагог слишком долго упорствует в решении педагогических проблем, он просто крадет время у своего воспитанника, способного к более быстрому развитию.
Современному педагогу необходимо иметь аналогическое мышление, способное подвергать сомнению свою деятельность, ограничивать себя, объективно оценивать себя и результаты своих действий, видеть просчеты, недостатки. Известно, что это — двигатель прогрессивного развития личности.
Глобальность и широта как обязательные качества нового мышления требуют от педагога большой эрудиции, умения охватывать проектируемую систему, процесс, ситуацию не только целином . но в их связи с явлениями более высокого порядка. Это мышление как взгляд сверху в сочетании со взглядом снизу — от учащегося способствует более успешному разрешению возникающих противоречий. Оно позволяет педагогу осмысливать целостность педагогических систем, процессов и ситуаций в пространстве и времени.
Конечно, педагогу-проектировщику нужно оригинальное мышление, способное не только поддерживать традиции, но находить нестандартные, неповторяющиеся решения. Образцом в выработке вариативных педагогических решений был А. С. Макаренко. Обилие приемов взаимодействия с ребятами, способов влияния, постоянный поиск новых создают впечатление, что он проектировал педагогические явления как художник, как поэт не стесненный канонами, директивами, требованиями. Сегодня именно такой педагог очень нужен ребятам, привыкшим к одним и тем же неизменным и мало эффективным воздействиям, а потому не реагирующим на них.
Сформировать в себе новое мышление — значит перестроить его, уйти от негативных проявлений, сдерживать их. Этому сложному процессу перестройки мышления поможет рост духовно-нравственного и интеллектуального потенциала педагога, его интуиция, смелость и желание превратиться из чиновника, выполняющего инструкции и требования, в педагога-интеллигента, человечного, благородного, великодушного и испытывающего чувство долга перед своими воспитанниками, их родителями, народом. У педагога с новым мышлением нет приоритета методики или требований перед душевным, нравственным в себе и ребенке.
Вместе с тем новое педагогическое мышление — это мышление технологичное, т. е. положительно воспринявшее проектирование и овладевшее им в педагогической деятельности. Педагогическое проектирование — гарантия от случайного, поверхностного, непродуманного, путь к свободе как в учебной, так и в педагогической деятельности, это профессиональное творчество.
В процессе проектирования соблюдается разумный баланс между творческим мышлением и рациональным логическим построением. Оба процесса протекают одновременно, взаимно обогащая друг друга. В этом отношении инженер-педагог находится в выгодном положении по сравнению с другими коллегами-педагогами. Обладая и педагогическим, и техническим мышлением, он более подготовлен к соединению рационального и иррационального в педагогической деятельности. Только на основе такого соединения есть шанс создать принципиально новые проекты педагогических систем, процессов, ситуаций.
В процессе выработки критериев нового педагогического мышления развиваются идеи воспитания определенного отношения к самому мышлению. В частности, предлагается посмотреть на него со стороны экологии. Согласно традиционному инструментальному подходу к мышлению люди старались извлекать пользу из любого предмета, каждого человека, из ситуации даже ценой их разрушения во имя поставленных целей и задач. Интеллектуальные процессы мы тоже привыкли оценивать по принципу их целенаправленности и результативности. При этом мышление само по себе стало лишь средством деятельности и не было самоценным (См.: Эпштейн М. Указ. соч. С. 382.). Экологический подход к мышлению изменяет эти представления. …Инструментальное отношение к мысли, так же как и к природе, грозит саморазрушением человеку как мыслящему существу… Экология мышления — это новая дисциплина разума… мышление открывается нам как самоценная потребность и чистая радость человеческого ума… (Там же. С. 384.). Мыслители призывают охранять мышление от навязанных форм и контроля, от порождения им пустой продукции, загрязняющей ноосферу.