X-PDF

Психологическое игровое занятие «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»

Поделиться статьей

Муниципальное казённоедошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №14» х. ДёминоСтавропольского края

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Психологическое игровое занятие

с элементамитренинговых упражнений для педагогов на тему:

«Профилактика синдрома эмоциональноговыгорания»

 

 

 

                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Подготовила

                                                  педагог-психолог

                                                                                                    АтоянТ.В.

 

 

 

 

 

 

Цель:повышение уровня психолого-педагогической компетентностив области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровьяпутём преодоления синдрома эмоционального выгорания.

Задачи:

1. Создать благоприятные условия для работыгруппы, способствующие профилактике синдрома эмоционального выгорания

2. Поделиться психологическими знаниямио синдроме эмоционального выгорания и способахего преодоления педагогами ДОУ

3. Повысить уровня сплоченности педагогическогоколлектива;

4. Снять эмоциональное напряжение через,улучшение эмоционального состояния педагогов.

 

Педагог– психолог: В последнее времямного говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное или эмоциональное«выгорание»

«Эмоционально выгоревшие» -это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий кистощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающегочеловека.

«Профессиональноевыгорание» – этонеблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе.

 

Состоянию эмоционального выгорания обычносоответствуют следующие симптомы:

 

·        повышенная утомляемость,усталость и истощение даже на протяжении всего рабочего дня.

·        ухудшение отношений сколлегами и родственниками;

·        нарастающий негативизм поотношению к коллегам,  к людям, частые конфликты;

·        утрата чувства юмора,постоянное чувство неудачи и вины, недовольство собой;

·        повышенная раздражительность- и на работе, и дома;

·        отсутствие удовлетворения отработы, нежелание работать, упорное желание переменить род занятий

·        плохое настроение и различныенегативные чувства и эмоции: апатия, депрессия, чувство безнадежности,цинизм, пессимизм;

·        агрессивные чувства (раздражительность,напряжение, гнев, обеспокоенность)

·         негативная самооценка;

·        пренебрежение своими обязанностями;

·        то и дело возникающаярассеянность;

·         снижение энтузиазма;

·        стремление к уединению;

·        нарушение сна;

·        обостренная восприимчивостьк инфекционным заболеваниям;

·        потребность в стимуляторах (кофе, алкоголь, сладости, табак, и тому подобное)

·        снижение аппетита или переедание.

Причинамиразвития синдрома эмоционального выгорания у педагогов являются:

— высокая эмоциональная вовлеченность в деятельность,эмоциональная перегрузка (30%);

— отсутствие четкой связи между процессом воспитания иполучаемым результатом, несоответствие результатов затраченным усилиям (25%);

— ограниченность времени занятия для реализациипоставленных целей (16%);

— неумение регулировать собственное эмоциональноесостояние (31%);

— организационные моменты педагогической деятельности:нагрузка, моральное и материальное стимулирование (42%);

— ответственность перед администрацией, родителямивоспитанников, обществом за результат своего труда (37%);

— отсутствие навыков коммуникации и умения выходить изтрудных ситуаций общения с детьми, их родителями, администрацией (15%).

Педагог-психолог: Установлено, что  синдромупрофессионального выгорания наиболее подвержены специалисты,вынужденные по роду своей деятельности

осуществлять многочисленные и интенсивные контакты сдругими людьми, в основном это работники социальной сферы: педагогипреподаватели, учителя, воспитатели,  психологи, врачи, юристы и т. д.  т.е. профессий системы «человек – человек».

Педагоги, как никто другой, чувствуют это на себе, поэтомунужно научиться контролировать свое эмоциональное состояние,создавать благоприятный эмоциональный настрой в коллективе. И сейчас мынемного  расслабимся, отдохнём, поиграем и попутно что-то узнать о себе и околлегах, а самое главное – выразить радость встречи.

 

1. Педагог-психолог: Игра-разминка «АВСТРАЛИЙСКИЙ ДОЖДЬ» 

Для разминки предлагаю поиграть в одну игру, вовремя которой все нужно делать очень-очень быстро.

Цель: обеспечить психологическую разгрузкуучастников.

Ходупражнения: Участники встают вкруг. Ведущийдает инструкцию:

Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет?Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будетепередавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие.Следите внимательно!

1. В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

2. Начинает капать. (Щелкает пальцами).

3. Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонямипо груди).

4. Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).

5. А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).

6. Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).

7. Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).

8. Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).

9. Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).

10. Солнце! (Руки вверх).

 

Вопросыдля обсуждения:

— Легко ли вам было выполнять это упражнение?

— Не запутывались ли вы в ходе выполнения заданий?

— Ваши впечатления по проведенному упражнению?

2. Педагог-психолог:Игровое упражнение «Да, я такая, а еще… Сейчасбудем учиться правильно реагировать на комплименты и приятные слова. Каждыйсидящему справа говорит комплимент, а сидящий справа должен ответить«Спасибо. Да, я такая, а ещея…» и называет свое положительное качество (участники сидят по кругу).

 

3. Педагог-психолог:Упражнение «Ядома, я на работе»

Следующееупражнение поможет Вам посмотреть на свои взаимоотношения с профессией какбы со стороны. Для этого разделите лис бумаги пополам. Составьте 2 спискаопределений (какможно больше) «Я дома» и «Я на работе».

(Когда все закончили, анализируем.)

Теперь,обратите внимание на похожие черты в соседних столбиках, противоположные черты,отсутствие схожих черт, отметьте их для себя. 

Давайте обсудим:какой список было составлять легче, какой получился объемнее, каково Вашеотношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия (Обсуждение)

 

4. Педагог-психолог: Упражнение «Квадрат» Цель:прочувствовать каждого участника группы. А теперь давайте поиграем снимемнапряжение и расслабимся.

 

Ходупражнения:

Веськоллектив встаёт в круг, и пусть участники закроют глаза. Теперь, не открываяглаз нужно перестроиться в квадрат. Обычно сразу начинается балаган, всекричат, предлагая свою стратегию. Через какое-то время выявляется организаторпроцесса, который фактически строит людей. После того, как квадрат будетпостроен, не разрешайте открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что онистоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены.Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютновсе согласятся, что стоят именно в квадрате, предложите участникам открытьглаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс.

Вовремя упражнений участники переживают сильные эмоции и делаютмассу выводов, поэтому после каждого этапа можно устраивать небольшоеобсуждение, где можно говорить пожелания своим коллегам для улучшенияработы. 

Самый главный вопрос здесь:каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее?

 

5. Педагог-психолог: Упражнение «Откровенно говоря»

Цель: вербализация и осознание педагогамипроблемы эмоционального выгорания.

Материалы: карточки с незаконченными фразами.

Инструкция.

Следующие упражнение поможет нам осознатьпроблемы эмоционального выгорания. Для этого вамнужно вытянуть любую карточку с незаконченным предложением и попытатьсязакончить фразу откровенно и честно.

Ожидаемыйрезультат: упражнение помогаетосознать проблемы педагога, вербализовать их, сплотитьгруппу педагогов, понять, что проблемы увсех педагогов похожи.

Карточки с неоконченными предложениями купражнению «Откровенноговоря»

Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящем занятии…

Откровенно говоря, когда я готовлюсь к занятию…

Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…

Откровенно говоря, когда я волнуюсь…

Откровенно говоря, когда я прихожу на занятие кспециалистам…

Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями…

Откровенно говоря, когда ко мне на урок приходятзаведующий или методист…

Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание.

Откровенно говоря, когда мой рабочий день…

Откровенно говоря, когда я провожу свой занятие…

Откровенно говоря, когда работа с детьми…

Откровенно говоря, моя работа…

Откровенно говоря, когда я думаю о работе…

Откровенно говоря, мое здоровье…

Откровенно говоря, когда я разговариваю с заведующим…

Откровенно говоря, когда я вижу ребенка…

Откровенно говоря, после рабочего дня…

Откровенно говоря, когда я пишу планы…

Откровенно говоря, когда наступает пора каникул…

Откровенно говоря, люди, с которыми я работаю…

Откровенно говоря, когда я собираюсь на работу…

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

Откровенно говоря, неприятности на работе…

Откровенно говоря, успехи на работе…

 

6. Педагог-психолог: Упражнение «Копилка радости»

Лучшим способом отдыха и восстановления сил, энергии -являются наши увлечения,

любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к.у большинства

людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятийтребуют особых

условий, времени или состояния самого человека. Однакосуществует много

других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы.Для этого

я предлагаю вам составить свою «Копилку радости».

Педагогам раздаютсялисты бумаги, на которых нарисован сундучок,  и предлагается   написать 10повседневных дел, которые доставляют им радость. По окончанию прочесть

список и добавить к нему еще 10 пунктов. Таким образом, пожеланию можно довести список до 40-50 дел и предложить их проранжировать их постепени удовольствия. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использоватькак «скорую помощь» для восстановления сил.

 

7. Педагог-психолог: Упражнение «Танец отдельных частей тела»

Материалы: музыкальные записи разных стилей с четкимритмическим рисунком.

А сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть ипотанцевать.

Звучит музыка, педагогистановятся в круг. Психолог называет по очереди части тела,танец которых будет исполнен (например, «танец головы», «танец плеч»«танец кистей рук»«танец живота» ит. д.)  участники стремятся максимально использовать в танце названную частьтела.

Времяпроведения: 5 минут.

 

8. Педагог-психолог: Упражнение«Дышите глубже, если вы взволнованы» Цель:  снятьбеспокойство, нервность, раздражительность мышечные зажимы лица и лучшеуправлять своей мимикой в процессе работы.

Когда вы испытываете эмоциональный дискомфорт, помощьмогут несложные дыхательные упражнения просто проверьте, как вы дышите. Дыханиесостоит из трёх фаз вдох – пауза – выдох. При повышенной возбудимости,беспокойстве, нервозности или раздражительности нужно дышать так. Вдох – пауза– выдох. Начните с 5 секунд. Попробуем!

Долго дышать в таком ритме не нужно. Следите зарезультатом и по нему ориентируйтесь. Можно увеличивать длительность каждойфазы.

Педагог-психолог: Упражнение «Лимон» Цель:управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Умение снимать мышечные зажимы позволяет снятьнервно-психическое напряжение. Говорят, клин клином вышибают, и мы поступимточно так же. Что бы достичь максимального расслабления нужно напрячьсямаксимально сильно. Выполним упражнение «Лимон», сядьтеудобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх, плечи и головаопущены. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон.Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали»весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, чтолимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь изапомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками.

 

9. Педагог-психолог:Упражнение-самодиагностика «Я в лучах солнца»

Цель: определить степень отношения к себе (положительноеили отрицательное, поиск и утверждение своих положительных качеств (5-7 мин) (В кругу, сидя на стульях).

Сейчас мы узнаем как вы относитесь к себе, найдём вашиположительные качества. Нарисуйте на листе бумаги круг, в кругу нарисуйте свойпортрет схематично. Прорисуйте лучи идущие от этого круга, получается солнце,вдоль каждого луча запишите свои качества — положительные и отрицательные.

При анализе учитывается количество лучей (ясноепредставление себя) и преобладание положительных качеств (позитивное восприятиесебя). Посчитайте свои лучи и напишите цифру!

Обсуждение:

• Сколько у вас получилось лучей?

• Есть ли у вас отрицательные качества?

• Замените отрицательные качества на положительные?

• У кого получилось лучей меньше 10, то дорисуйте иподпишите свое качество?

 

Чем больше получилось лучей, с положительными качествами,тем самым вы ясно, открыто представляете себя. У вас хорошая, адекватнаясамооценка!

 

10. Педагог-психолог: Упражнение «Дружественная ладошка».

Все мы любим получать подарки, это цветы, сладости,косметика, парфюм, книги, картины, одежда, сумочки и.т.д. А я предлагаюнарисовать подарок.

Участникам раздаются листки бумаги.

Ведущий: Обведите контур своей ладони тем цветом, накоторый похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затемпередайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе, и пусть каждыйоставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Посланиедолжно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образомупоминать сильные стороны, достоинства или привлекательное качество, на вашвзгляд, ее обладателя. Когда все надписи будут сделаны, автор получает рисункии знакомится с «комплиментами».

Обсуждение:

— Какие чувства вы испытывали, когда читали надписи насвоей «руке»?

— Все ли ваши достоинства, о которых написали другие, быливам известны?

 

11. Педагог-психолог: О том, что делать при эмоциональномвыгорании, и как его избежать, я приготовила для вас данные рекомендации.

— Что же нужно делать, чтобы не возникало эмоциональное выгорание?

Природа человека такова, что он стремится к комфорту,устранению неприятных ощущений. Это – естественные способы регуляции, которыевключаются сами собой, спонтанно, помимо сознания человека, поэтому иногда ихеще называют неосознаваемыми, это длительный сон, вкусная еда, прогулки наприроде, общение с   животными, массаж, музыка, наверняка вы интуитивноиспользуете многие из них. Но я бы хотела дополнить данный список:

Приложение 1

Естественные приемы регуляцииорганизма:

•Смех, улыбка, юмор;

•размышления о хорошем, приятном;

•различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

•наблюдение за пейзажем за окном;

•рассматривание комнатных цветов в помещении, фотографий и других приятных илидорогих для человека вещей;

•мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее)

• «купание» (реальное или мысленное) всолнечных лучах;

•вдыхание свежего воздуха;

•чтение стихов;

•высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так;

•посещение бассейна, тренажерного зала, занятия йогой, спортом и т. д.

•релаксация

•сделать себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивноесоревнование, поужинать в ресторане).

•разрешить себе побыть некоторое время в одиночестве.

•найти время с удовольствием заняться своим любимым делом.

•позволить себе полдня провести за «ничегонеделанием».

•каждый вечер вставать под душ и «смывать» события прошедшего дня, т. к. водаиздавна является мощным универсальным проводником.

•фильмы, спектакли, юмористические передачи;

•баня-сауна;

•аромотерапия, массаж;

•парикмахерская, шопинг;

•отдых в санатории;

•покричать там, где никто не услышит;

•поплакать, если грустно;

•выбить пыль из ковра, устроить генеральную уборку или ремонт.

•порисовать;

•погулять, быстро пройтись;

•послушать спокойную музыку;

•пикник, путешествие (поездка в красивое место)

• встретитьсяс подругой/другом и с чувством обсудить ситуацию.

Иконечно же не забывайте про САМОВНУШЕНИЕ И САМОПООЩРЕНИЕ

Находитевозможность хвалить себя в течение рабочего дня

неменее 3–5 раз.

 

Приложение2

Рекомендациидля профилактики эмоционального выгорания.

 

Как это можно сделать в условияхработы в детском саду:

 

1.Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а невытеснять их в психосоматику. 

—громко запеть;

—резко встать и пройтись;

—быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;

—измалевать листок бумаги, измять и выбросить.

2.Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу.По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихиближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

3.Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшегодня, «смывайте» их,т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

4.Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

+ В Мои закладки

12. Педагог-психолог: наше занятие подошло к концу. Рефлексия занятия:

Что понравилось?

Каковы ваши впечатления от сегодняшнего занятия?

Что возьмете на вооружение, и будете использовать вдальнейшем?

Педагог-психолог: Запомните пять простых правил:

1. Освободите свое сердце от ненависти — простите всех,на кого вы были обижены.

2. Освободите свое сердце от волнений — большинство изних бесполезны.

3. Ведите простую жизнь и цените то, что имеете.

4. Отдавайте больше.

5. Ожидайте меньше.

 

Желаю дальнейших творческих успехов! Здоровья! Радости!Спасибо за работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет