Решение исследовательских задач при работе над проектами вначальной школе как способ формирования функциональной грамотности
КалашниковаН.Ю.., учитель первой категории
МОУЛучинской СШ ЯМР
В последнее время исследования PISAоказали влияние на развитие образования в мире. По результатам международныхисследований Правительству Российской Федерации поручено «обеспечениеглобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РоссийскойФедерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования» (УказПрезидента РФ от 07.05.2018). Меняется запрос на качество общего образования.Усиливается внимание к функциональной грамотности, формирование которойстановится приоритетной целью в системе образования РФ.
В новом словаре методическихтерминов и понятий термин «функциональная грамотность» поясняется как«способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимальнобыстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарнойграмотности как способности личности читать, понимать, составлять короткиетексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональнаяграмотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальноефункционирование личности в системе социальных отношений, который считаетсяминимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности вконкретной культурной среде».
По определению Леонтьева А.А.,«функционально грамотный человек — это человек, который способен использоватьвсе постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решениямаксимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческойдеятельности, общения и социальных отношений».
Специфика сельской школы состоит в том,что одновременно в одном классе обучаются как дети с ограниченнымивозможностями здоровья, так и одаренные дети.
Проблема удовлетворенияобразовательных потребностей всех учащихся стоит и перед учителями нашей школы.У нас обучаются как дети с ОВЗ (это дети с нарушениями речи и задержкойпсихического развития), так и одарённые дети. У тех и других обучающихся врезультате педагогического наблюдения были определены учебные трудности:
Дети с ОВЗ |
Одарённые дети |
|
низкая работоспособность |
избирательность в общении со сверстниками |
|
незрелость эмоционально-волевой сферы |
конфликтность при общении |
|
ограниченный запас знаний представлений |
и |
доминирование лишь на усвоение знаний |
низкая познавательная активность |
|
отказ от заданий, не требующих сложных мыслительных усилий |
снижение мотивации к обучению |
|
снижение мотивации к обучению |
Современному учителю необходимо владетьразнообразными профессиональными компетенциями, такими как умение создатьусловия для развития функциональной грамотности школьника, использовать такиетехнологии, которые будут инструментами в развитии личности каждого ребёнка.
Наиболее актуальными в условиях реализации обновлённых ФГОС
становятся технологии развивающего обучения, уровневойдифференциации, технологии развития критического мышления, проблемногообучения, здоровьесберегающие, игровые, модульная, проектная, информационно –коммуникационная технологии.
Проектную деятельность можно отнести кэффективному методу развития функциональной грамотности. «Работа над проектомпозволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению, повышать активностьи самостоятельность учащихся на основе учебно-ролевых игр, самостоятельногорешения учебных задач.
Актуальность проектнойдеятельности заключается в том, что дети в процессе работы решают нестандартныеучебные задачи, анализируют нестандартные ситуации, раскрывают свой творческийпотенциал, повышают свою самооценку. Возрастает интерес к процессу обучения ивоспитания.
Данная технология базируется на идее взаимодействияучащихся в группе в ходе учебного процесса, идее взаимного обучения, прикотором обучаемые берут на себя не только индивидуальную, но и коллективнуюответственность за решение учебных задач, помогают друг другу, отвечают зауспехи каждого члена группы,…проектная технология создает условия длявзаимодействия сотрудничества в системе «ученик – учитель – группа» иактуализации коллективного субъекта учебной деятельности» (Новый словарьметодических терминов и понятий).
Целью проектной деятельности являетсясоздание условий, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретаютнедостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретённымизнаниями для решения познавательных и практических задач; приобретаюткоммуникативные умения, работая в группах; развивают у себя исследовательскиеумения. Это помогает удовлетворить высокие познавательные интересы одарённыхдетей, а детям с ОВЗ позволяет повысить мотивацию к учебной деятельности наоснове проблемно-поискового характера обучения.
ПРОЕКТ – это «брошенный вперёд», т.е. результата нет, номы его видим, задумываем, загадываем. «Отправной точкой» в проекте являетсяпроблема.
Проектно — исследовательская деятельностьрешает следующие задачи:
Образовательная: актуализация знаний,полученных школьниками при изучении определенной темы. Систематизация знаний.Знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьнойпрограммы.
Развивающая: развитие умения размышлятьв контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственныевыводы; отбирать и систематизировать материал, реферировать его; использоватьИКТ при оформлении результатов проведенного исследования; публично представлять результаты исследования.
Воспитательная: создание продукта,востребованного другими.
Тему проекта дети выбирают сами , взависимости от своих интересов.
Правила выбора темы проекта
Правило 1. Тема должна быть интереснаребенку. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе.Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не дастдолжного эффекта.
Правило 2. Тема должна быть выполнима,решение ее должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребенка нату идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроетлучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения инавыки, – сложная, но необходимая задача для работы учителя. Надо подвестиребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.
Правило 3. Учитывая интересы детей,старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всегоразбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот,кто увлечен сам.
Правило 4. Тема должна бытьоригинальной, с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следуетпонимать, как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы иявления.
Правило 5. Тема должна быть такой, чтобыработа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долгоконцентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно,целеустремленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограничена.
Длительность выполнения учебного проектаили исследования в 1-2 классе целесообразно ограничить 1-2 неделями. Важно,чтобы проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное время удержатьинтерес к проекту. В 3- 4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2месяцев.
Правило 6. Тема должна быть доступной.Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается нетолько выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для еерешения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами наразличных этапах обучения.
Правило 7. Сочетание желаний ивозможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств иматериалов – исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собратьнеобходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождаютпустословие. Это мешает развитию критического мышления, основанногона доказательном исследовании и надежных знаниях.
Правило 8. С выбором темы не стоитзатягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянныхпристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следуетбыстро, пока интерес не угас.
Исследовательская деятельность имеетнесколько этапов:
Этапы занятия/ урока |
Компетенция учащихся |
||
Включение в деятельность(определение проблемы, выдвижение гипотез, определение темы исследования) |
• Проявляет интерес к окружающему миру, новой информации. • Задает вопросы, сравнивает, сопоставляет, спрашивает непонятное • Выдвигает гипотезы, предлагает разные идеи. • Анализирует, берет под сомнение, объясняет свою точку зрения, аргументирует. • Выслушивает аргументы, предлагает свою помощь в выполнении части работ. |
||
Осмысление содержания (планирование, исследование, участие в решении проблемы) |
• Находит разные способы решения, устанавливает связи, применяет ранее изученные знания и умения. • Понимает контекст и границы проблемы, анализирует идеи. • Определяет проблемы в знаниях, контролирует точность выполнения. • Выслушивает аргументы, объясняет свою позицию. |
||
|
|
|
Встраивает свою работу в работу команды, учитывает в своих действиях в своих действиях чужие предложения. |
|
|
|
Выполняет взятые на себя обязательства, контролирует свои действия. |
Анализ результата результатов, выводы, дальнейшего проекта) |
полученного (презентация оценивание, выбор темы исследования, |
|
Участвует в презентации выполненной работы, объясняет решение проблемы, делает выводы. Находит связи между утверждениями, вопросами, аргументами, приводит убедительные выводы. Определяет свой вклад в решение проблемы, доходчиво представляет обсуждаемый вопрос |
|
|
|
Определяет пробелы в своих знаниях, ставит новые цели. |
На этапе осмысления высока активностьодаренных школьников, на этапе выдвижения гипотез каждый ребенок имеетвозможность предложить свой вариант решения проблемы – это учебная задачавысокого уровня. При этом важно дать возможность детям самим разобраться, какаяиз предложенных идей наиболее оптимальная.
На этапе совместного проведенияисследования у детей появляется возможность установить доброжелательныевзаимоотношения для достижения общей цели исследования. Одаренные — судовольствием оказывают помощь своим сверстникам. Дети с ОВЗ получаютнеобходимые учебные знания, опыт общения. В целом такая деятельностьспособствует повышению образовательных результатов всех учеников.
Проектная деятельность на уроке ивнеурочных занятиях строится с учетом индивидуальных познавательных интересовдетей. Обучающиеся с ОВЗ привлекаются к совместным проектам. Во времяреализации проекта все дети получают социально значимый результат, чувствуютсебя взрослыми, способными приносить реальную пользу.
Как строится работа над проектом в 1-4классах:
1 класс |
2 класс |
|
3-4 класс |
Пропедевтическая работа: включение в уроки заданий, направленных на анализ, |
Формированием умений проблемы, задавать выдвигать гипотезы, определенные |
видеть вопросы, давать понятия, |
Продолжение работы по проведению кратковременных |
синтез, классификацию, сравнение, обобщение предметов. |
классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал. |
исследований.
|
|
Задания и упражнения |
|||
Урок – исследование. В начале постановку проблемы решает сам учитель, поиск решения осуществляют учащиеся по наводящим вопросам, предложения выбирают учащиеся самостоятельно, выводы делают под руководством учителя. |
развитие умения видеть проблемы: — продолжи неоконченный рассказ; — составь рассказ от имени другого персонажа; Представленная информация была полезной? ДА 58.76% НЕТ 41.24% Проголосовало: 1033 — опишите один день вашей воображаемой жизни; — используя данную концовку, придумай рассказ или сказку; — определи, сколько значений у предмета;
|
Логические задачи, проводится работа по обучению приемам наблюдения и описания. |
Уже много лет наши дети являются активнымиучастниками школьной научно- практической конференции «Шаг навстречу». Тематикаисследовательских работ совершенно разная. Победители школьной конференции являются участникамирайонной конференции проектно-исследовательских работ «Умка».
Школьная научно- практическая конференция «Первые шаги в науку». |
Районная научнопрактическая конференция «Умка» |
« Зачем в лесу нужны мухоморы»- 2 место |
|
« Кладовая Земли»- 2 место |
|
« Иван- чай»- 1место |
1место |
« Тайна имени»- 2место |
2место |
«Тайна еловой шишки»-1 место |
2 место |
«Коза- ценное домашнее животное»- 3 место |
|
« Как улучшить свой почерк»- 2 место |
|
« Почему я пишу левой рукой»- 3 место |
|
«Птицы зимой» — 3 место |
|
«Редкие растения Ярославской области» |
|
«Шоколад – вред или польза?» |
|
«Спорт в моей семье, как пример здорового образа жизни для моих одноклассников» |
3 место |
Проект с элементами исследования «Создание детского журнала» |
2 место |
«Снижение нитратов в овощах – путь к здоровому питанию» |
1 место |
Исходя из нашего опыта, можно с уверенность сказать,что проектноисследовательская деятельность действительно эффективна. Она формирует функциональную грамотность учащихся, даёт столь необходимыйшкольникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Приложение1
Лист планирования и продвижения
Тема, выбранная группой
____________________________________________________________
Форма представления результата проекта Отметьте (v)выбранную вами форму:
1. Плакат
2. Компьютерная презентация
3. Другое _________________________
Начало работы _____________ Окончаниеработы ______________
Календарь работы над проектом
№ |
Вид работ |
Кто выполняет |
Отметка о выполнении (+или -) |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
5 |
|
|
|
Список литературы:
1. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. – М., 2019.
2. Л.А.Гусева, Сысуева Л.Ю., «Обучение младших школьников с ограниченнымивозможностями здоровья» — Ярославль, 2018.
3. Кальней В.А. Структура и содержание проектной деятельности/В.А.Кальней, Т.М.
Матвеева, Е.А. Мищенко, С.Е. Шишов //Стандарты имониторинг в образовании. – 2014. – №4. – с. 21-26.
4. СаломатоваО.С. Становление коммуникативной компетентности школьников в ходепроектно-исследовательской деятельности / О.С. Саламатова // Начальная школа. –2007. -№7.- с.40-43.
5. Пахомова Н.Ю. Что такое метод проектов? / Н.Ю. Пахомова //Школьные технологии.
– 2004. – №4.-с.93-96.
6. СергеевИ.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие дляработников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. – М.:
АРКТИ, 2017.- с.80.
7. О.В.Тихомирова, Н.В. Бородкина, Я.С. Соловьёв «Проектная и исследовательская деятельностьдошкольников и младших школьников» — Ярославль, 2017.
8. Федеральный закон об образовании – Сфера, 2016.