X-PDF

Публикация Технология интуитивного рисования на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

Поделиться статьей

Технология интуитивного рисования на урокахизобразительного искусства в начальной школе.

Калашникова Наталья Юрьевна, 

МОУЛучинская СШ ЯМР  учитель начальных классов  Существует огромноеколичество ценностей в нашей жизни. И среди

них есть одна, очень важная для каждого человека, -свобода! Никто из нас не любит навязанных действий, чужих решений, отсутствиявыбора. И особенно не любят этого дети. Именно поэтому перед учителем стоитзадача в любом обучающем действии, где только возможно, предоставлять ученикуправо выбора. 

Однимиз основных направлений федерального государственного

образовательного стандарта начального общегообразования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья являетсяразвитие способностей и индивидуального развития каждого обучающегося.[Федеральный государственный…, 2017, С. 7] В соответствии с ФГОС задачи учителяначальных классов: во-первых, увидеть способности у каждого ребёнка, вовторых,умело их развивать и применять. В силу индивидуальных особенностей, развитиетворческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на своихуроках я даю возможность каждому ребенку самостоятельно проявлять себя,испытывать радость творческого созидания. Достижение успеха в том или ином видедеятельности способствует формированию творческой личности. Именно свобода выбора создаётуспех каждому ребёнку. Выбор играет роль в самовыражении учащихся.

Науроках изобразительного искусства я выстраиваю систему занятий

таким образом, чтобы дети могли оригинально мыслить,предлагать нестандартные решения, быть раскованными в своём творчестве, небояться нового и неожиданного. На уроках всегда присутствует выбор.

Некаждый ребёнок станет великим художником, но у каждого есть

определённый потенциал художественного развития, иэтот потенциал надо раскрывать. Одарённые дети найдут свой путь, а остальныедети приобретут ценный опыт творческого воплощения своих замыслов. 

Детибоятся рисовать, не хотят рисовать (по наблюдениям до 40%)

потому что «у них не получится», боятся несоответствовать тому, чего ждут от них взрослые. Все дети разные, идля кого-то ИЗО — самый любимый урок, для кого-то – это эмоциональная отдушинадля самовыражения, а для кого-то урок изобразительного искусства —  самыйсложный или самый бесполезный предмет. 

Длясоздания ситуации успеха у детей с разными творческими

способностями на уроках изобразительного искусства яиспользую шаблоны, при этом дети выбирают степень помощи самостоятельно.Например, на уроке во 2 классе по теме «Полхов — майданская матрешка» детям былпредоставлен выбор:

1.       Нарисовать самостоятельно, пользуясь поэтапным рисованием вместес учителем.

2.       Воспользоваться циркулем для изготовления шаблона.

3.       Воспользоваться картонным шаблоном, с помощью которого можнонарисовать контур матрешки.

4.       Воспользоваться копировальной бумагой, для точного изображенияобраза.   В результате у всех детей получились прекрасные матрешки, а, самоеглавное, у детей был выбор, и они остались довольны результатом своей работы.

 

Проанализировававторские разработки, различные материалы, а также

передовой опыт работы с детьми, накопленный насовременном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, язаинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов на урокахизобразительного искусства для развития воображения, творческого мышления итворческой активности. 

Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны(кляксография; пластилинография; граттаж; монотипия и другие) и они позволяютдетям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Каждая из этихнетрадиционных техник — это маленькая игра для ребенка. Эти техники развиваютвоображение, дают полную свободу для самовыражения.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

 Науроках изобразительного искусства в начальной школе я применяю

правополушарное (интуитивное) рисование.  Занятияинтуитивным рисованием позволяют раскрыть изобретательный потенциал любогочеловека. Эта нетрадиционная методика позволяет «переключиться» в режимтворческой активности абсолютно всем детям. 

Методинтуитивного рисования заключается в том, чтобы временно

отключить работу левого полушария мозга, при этоммаксимально задействовав ресурсы правого полушария. Таким образом, дети рисуютинтуитивно, не опираясь на уже существующие образы, которые заложены в левомчасти его головного мозга. Именно интуитивное рисование позволяет временнопогасить активность левого полушария головного мозга и включить в работутворческие способности, за которые отвечает правое полушарие. Правополушарноерисование позволяет почувствовать себя художником любому человеку. Это значит,что каждый ребёнок настроен на успех!

Самоеглавное правило данной техники — нет никаких правил. На

своих уроках знакомство с этой техникой мы начиналис простых упражнений, которые заключаются в написании букв зеркально, рисованиидвумя руками поочередно и одновременно, контурное рисование, добавление части кготовому изображению и многое другое. Эти простые упражнения позволили увлечьсяпроцессом и отключить логику, тем самым прислушаться к интуиции и иномувосприятию реального предмета. При этом дети с удовольствием включаются вработу, не боясь испачкать руки, ведь средствами для рисования является нетолько гуашь и кисти, но и поролоновые губки, а также используем для рисованияпальчики. 

Правополушарноерисование как прием арт-терапии позволяет:

проявить индивидуальность; самореализовывать своитворческие способности; самовыражаться через рисунок; получить удовольствие отпроцесса, улучшить настроение, зарядиться позитивом; бороться со стрессами,душевными переживаниями; поверить в свой успех, свои силы и возможности, стеревмнение о себе «я не способен, не могу»; избавиться от комплексов; достичьгармонии внутреннего состояния. Результат на таких уроках превосходит всеожидания! 

 

Врезультате применения техники правополушарного (интуитивного)

рисования на уроках ИЗО у детей не только повысиласьуспеваемость по предмету, но они с удовольствием стали участвовать в конкурсахразного уровня   по изобразительному искусству (от школьных до всероссийских). Применениенетрадиционных техник развивает творческий подход в изобразительнойдеятельности, помогают ребенку фантазировать, вообразить, подумать, изобрестичто-то своё, удивительное. Дети перестают бояться отступить от образца, так какпедагог выступает не как образец, а как соучастник творческой деятельности. 

Списоклитературы и Интернет-ресурсы:

1.    Федеральный закон об образовании – Сфера, 2016.

2.    Л.А. Гусева, Сысуева Л.Ю., «Обучение младших школьников сограниченными возможностями здоровья» — Ярославль, 2018.

3.    А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки» -Академия здоровья2006

4.    Т.А. Цквинтария «Нетрадиционные техники рисования»-Творческий центр «Сфера»» М. 2011

5.    https://bestlavka.ru/artterapiyarisovaniemchtotakoepravopolusharnoerisovanie/

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет