X-PDF

Публикация Здоровьесберегающие технологии. Коррекционное бучение

Поделиться статьей

 

         Каквоспитывать ответственность у современного ребенка.

ЛуханинаЕлена Александровна, учитель технологии

КГБОУ«Озерская общеобразовательная школа-интернат»

СелоОзерки, Тальменский район.

         Воспитаниемолодого поколения, является приоритетной задачей современной образовательнойполитики Российской Федерации. Ответственность, как и другиедуховно-нравственные качества, формируется с детства. Школьный возраст являетсяважным в становлении личности человека.

         Ответственность– это социальный навык, с которым не рождается ни один человек. Она помогаетребенку заложить фундамент для того, чтобы быть успешным во взрослой жизни. Уметьотвечать за свои слова и действия наряду с умением ставить перед собой цель иее добиваться – навыки, необходимые каждому успешному человеку в современноммире. «Как научить подростка ответственности? Можно ли вообще это сделать?»Конечно, ее можно и нужно воспитывать собственным примером. [

          Долгоеи упорное повторение, а также живой пример в лице главных людей в жизни ребенка– его родителей. Ведь чаще всего дети просто копируют наше поведение и реакциив той или иной ситуации. Со временем менялись представления о детском труде иответственности, которую родители возлагали на своих детей. В крестьянских семьяхдетей с ранних лет приучали к ответственности и тяжелому труду. Сейчас такоетрудно представить, родители не могут добиться от детей поддержания порядка всвоей комнате, самостоятельного выполнения уроков, а прогулки без присмотрародителей начинаются чуть ли не в старшей школе. Всю ответственность засовременных детей родители взвалили на себя, и постоянно жалуются, что дети нехотят быть самостоятельными. Как привить ребенку чувство ответственности? Дляначала можно определить, что ребенок может делать самостоятельно, без вашейпомощи. В первую очередь, перестаньте делать с детьми уроки, а особенноперестаньте делать их за них. С уроками можно только помочь, если ребенок непонял конкретное задание или проверить, как выучено стихотворение. Чтобы воспитатьответственного ребёнка, который будет сам отвечать за свою жизнь, необходимоузнать, каковы его цели. Быть может, он вовсе не хочет поступать в тот вуз,который вы для него выбрали? Интересуйтесь у ребенка, чего он хочет! Возможно,его цель покажется вам глупой. Ни стоит высмеивать. Любую цель можноскорректировать. Для начала с ребенком обозначьте задачи, которые придётсяреализовать для достижения выбранной цели. Например, если подросток мечтаетстать поваром, насмотревшись сериал «Кухня», объясните ему, что он долженблестяще знать органическую химию и биологию. И подросток в процессе поймет,что на самом деле хочет. Если подросток под чутким руководством взрослоговыполняет определённые вещи, это ещё не ответственность. Это исполнительность.Послушный ребёнок прекрасно, с чувством собственного достоинства может сделатьдомашнее задание. А ответственный разработает план, который поможет ему всегдавсё сдавать вовремя. Один – выполняет инструкции, другой – думает. Именноисполнительные ученики чаще всего списывают. Им важно отчитаться перед мамой спапой. Ответственные дети всегда готовы отвечать, как за хорошие, так и заплохие оценки. Старайтесь не сравнивать ребенка. Сравнения — это несправедливыйупрёк. каждый ребёнок уникален. Не стоит сравнивать подростка и с собой впрошлом: «Вот я в твои годы!». Чувства ответственности не может быть безчувства самостоятельности. Если родители постоянно напоминают подросткурасписание уроков, все преподносят в готовом виде и не позволяют одномупередвигаться по городу, то ответственность не развивается. Необходимо усмиритьстрах и позволить ребёнку получать собственный опыт. Чем раньше, тем лучше.Необходимо дать подросткам задания, с которым справятся. Хорошо владееткомпьютером. Очень хорошо. попросите проверить штрафы, коммунальные выплаты ипусть это будет его обязанностью. Отправьте его в магазин не с списком, апросьбой купить что-нибудь вкусное и заодно продукты на ужин. Попросите помочьприготовить ужин, почистит картошку, нарежет зелень. И таких мелких работ можнонабрать очень много. И не забывайте постоянно хвалить ребёнка за любоепроявление самостоятельности. В психологии это называется положительнымподкреплением. Обязательно отмечайте, когда ребёнок сам сделал уроки, вынесмусор или самостоятельно научился завязывать шнурки. Так он поймёт, как хорошобыть ответственным. И категорически не путайте одобрение с обычным подкупом.«Сделаешь уроки- получишь сто рублей». Это не только не способствуетформированию ответственности в ребёнке, но и в дальнейшем сыграет плохуюслужбу. Дети постоянно наблюдают за взрослыми. Они тонко подмечают, какобщаетесь и выполняете обещания именно вы. И если уж требовать от подросткаответственности, то нужно и самому её придерживаться. Потому что глупо курящимотцу или матери рассказывать о вреде курения. Оградить ребёнка от всех проблем– естественное желание родителей. Но из-за такой опеки дети вступают вовзрослую жизнь неподготовленными. Подросток должен понимать, что вокруг негодовольно сложный мир, где у каждого свои обязательства. Обязательно ребенокдолжен отвечать за свои поступки, дали деньги и попросили после школы купитьхлеб, а он прогулял эти деньги с друзьями. Если родители просто отругают его,то история повторится. Подросток должен знать, что безответственность разрушаетдоговорённости. И потеряет определенные права, например, сидеть за компьютером.Заведите домашнее животное и ребенок научится ухаживать за ним Собственныеобязанности могут иметь даже дети 3 лет (например, посыпать корм). Не стоитвозлагать на ребенка слишком большие обязанности. Ребенок этого возраста легкоотвлекается, имеет малое представление о понятии времени. Чем старше становитсяребенок, тем больше его ответственность, связанная с сохранностью его вещей:одежды, игрушек, мебели в собственной комнате. Конечно, этап сознательнойуборки наступит еще не скоро, ближе к школьному возрасту, а может и позже. Нородители могут подойти к этому процессу творчески и организовать уборку и игруодновременно. Очень часто родители вручают ребенку смартфон или планшет, чтобыон развлекался, пока они занимаются своими делами. Это приводит к тому, чтодети мало контактируют со взрослыми, между ними не выстраиваются доверительныеотношения. Современные технологии часто отдаляют ребенка и родителей друг отдруга. Коммуникабельность – необходимый навык успешного человека. Она формируетсяс самого раннего детства, когда малыш общается с семьей и сверстниками. Еслираньше ребенок много времени проводил на улице, учился заводить знакомства,дружить, то сейчас он все чаще выбирает компьютерные игры или социальные сети,а не живое общение. Это делает его социально неприспособленным, тяжелоадаптирующимся в коллективе. Умение контактировать с другими людьми не придетсамо, его надо развивать. Ребенок должен нести ответственность за данное слово.Это широкое понятие, и его можно применить к любому из пунктов. И родителиобычно обращают свое внимание на важность того, чтобы ребенок «держал слово».«Ты обещал убрать игрушки, держи свое слово!» – такие фразы часто звучат из устродителей. Они во многом необходимы, чтобы ребенок понимал: за те слова,которые он говорит, и те обещания, которые дает, он несет ответственность.Необходимо обращать внимание ребенка на важность его личных усилий длядостижения чего-либо. Внимательные родители поощряют успехи ребенка, но неспешат ему помочь, когда что-то не получается. Можно помочь советом, что-топодсказать, но делать за ребенка – значит блокировать его собственнуюответственность за процесс. И главным атрибутом ответственности это отношение кокружающей среде. К сожалению, об этом виде родители забывают. Как нехорошо,когда ребенок бросает на землю обертку от шоколадки или дергает ветви деревьев,а идущий рядом взрослый никак не реагирует на это! Обязательно обращайтевнимание на то, насколько аккуратен ребенок на улице, обозначайте важностьбережного отношения к природе. Поручайте ребенку посильные дела. Нужнопродумать и определить сначала для себя, какие обязанности по силам вашемуребенку. Все родители мечтают приучить своих детей нести ответственность засвои слова и поступки. Многие считают, что решение проблемы – в установлениипостоянных обязанностей для детей. На самом же деле это может не повлиять наформирование у ребенка чувства ответственности. Напротив, принуждение квыполнению этих обязанностей часто приводит к ссорам, которые плохо отражаютсяи на детях, и на родителях. В конце концов, ребенок, вероятно будет слушаться,но не известно, как принуждение повлияет на формирование характера. Отсюдаследует простая истина: чувство ответственности нельзя навязать, оно должнопоявиться «изнутри», на основе ценностной ориентации, полученной дома и внесемьи, его умело и осознанно должны у детей пробуждать родители. Необходимодать понять ребенку, что он имеет право на все чувства. С чего начатьвоспитание ответственности? Приучать надо с детства, с того момента, когдаребенок поймет, как много он значит для нас. Человек не будет в будущемпроявлять заботу о людях, если он сам в детстве не испытал ее. Это очень важнопонять, прививая ребенку навыки ответственного отношения к делам и поступкам,которые он совершает. Очень важно, чтобы он ощущал себя нужным человеком,равноценным со всеми остальными членами семьи, имеющим право голоса.

Литература:

Представленная информация была полезной?
ДА
61.17%
НЕТ
38.83%
Проголосовало: 1424

1. Акулова, Е.Формируем у детей самостоятельность и ответственность // Дошкольное воспитание.2009. – №9.

2. Герберов, З.С.Особенности педагогического воздействия. М., 1999.

3. Ильин, Е.П.Психология воли. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009.

 4. Климова, К.А.О формировании ответственности у детей 6 лет / Климова, К.А. // Формированиеколлективных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. М.:Педагогика, 1969.

5. Мухлынина, О.В. Ответственность как одно из средств управления поведением / О.В. Мухлынина// Управление качеством образования: сущность, направления, технологии: Матер.Науч.-прак. Конф. 6-7 июня 2000 г. Ч 2, Екатеринбург, 2000.

6. Рудковский,В.Г. Воспитание ответственности в школе. М., 2007.

7. Сперанский В.И.Социальная ответственность личности: сущность и особенности формирования / В.И.Сперанский. М., 1987.

8. Сухомлинский,В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. М.: Политиздат, 1975. 9. Яновская, М.Г.Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности / М.Г. Яновская. СПб., –20   


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.17%
НЕТ
38.83%
Проголосовало: 1424

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1424


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1424


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1424


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1424


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1424


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет