X-PDF

Рабочая программа Естествознание 10 класс по учебнику Габриелян О. С.

Поделиться статьей

Муниципальноеобщеобразовательное учреждение

«Гимназияг. Переславля-Залесского»

 

Рассмотрена на заседании МО учителей естественных наук

протокол № _____________

от «___» __________ 2022 г.

Руководитель МО

 

______________     Лаферина Г. В.

 

Утверждена

Приказом директора Кольцовой Л. М.

от «____»____________2022 г.

 

 

 

 

 

Рабочая программапо

естествознанию

для

10Б класса

(базовый уровень)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составил: учительфизики
высшей категории
Бреев Николай Александрович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022 г.

Пояснительная записка

Рабочаяпрограмма среднего (полного) общего образования по естествознанию составлена наоснове Федерального государственного образовательного стандарта общегообразования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданинаРоссии. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития иформирования универсальных учебных действий для среднего (полного) общегообразования.

Врабочей программе предусмотрено развитие всех основных видов деятельностиобучаемых, представленных в программах для начального общего и основного общегообразования.

Рабочаяпрограмма по естествознанию для среднего (полного) общего образования набазовом уровне составлена из расчета часов, указанных в Базисном учебном планеобразовательных учреждений общего образования: по 3 часа в неделю в 10-11классах (204 часа за два года обучения).

Приизучении естествознания, где ведущую роль играет познавательная деятельность,основные виды учебной деятельности обучающихся на уровне учебных действийвключают умения характеризовать, объяснять, классифицировать, овладеть методаминаучного познания, полно и точно выражать свои мысли, аргументировать своюточку зрения, работать в группе, представлять и сообщать естественнонаучнуюинформацию в устной и письменной форме. Так как естествознание предметэкспериментальный, обучающиеся получат умение планировать, проводить,интерпретировать эксперимент, делать выводы на его основе и презентовать егорезультаты.

Концепциякурса состоит в рассмотрении объектов и явлений естественного мира в гармониифизики, химии, биологии, физической географии, астрономии и экологии.

Предлагаемыйкурс естествознания отличает основательный охват важнейших понятий, законов итеорий частных учебных дисциплин, их синтез в обобщенные естественнонаучныепонятия, законы и теории. Значительная часть учебного времени отводится налабораторные и практические работы. ФГОС в качестве обязательного элемента приобучении в старших классах школы предусматривает выполнение каждымстаршеклассником индивидуального проекта.

 

Рабочая программа по естествознаниюдля 10 класса основной школы (далее – Программа) составлена на основе следующихнормативных документов:

1.           Федеральныйзакон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года (статья 48).

2.          Федеральныйкомпонент государственного образовательного стандарта основного общего исреднего (полного) общего образования по технологии, утвержденный приказом МОРФ от 15.03.04 г. № 1089;

3.          Федеральныйгосударственный образовательный стандарт основного общего образования(утвержден приказом Минобрнауки РФ №1897 от 17.12.2010)

4.          ПриказМинобрнауки России № 1577 от 31.12.2015 г.; №506 от 07.06.17 «О внесенииизменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования,утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010г.»

5.          Примернаяпрограмма среднего (полного) общего образования по естествознанию на базовомуровне (одобренарешением федерального учебно-методического объединения по общему образованию(протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

6.          Федеральныйбазисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательныхучреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказомМинистерства образования РФ от 09 марта 2004 года № 1312;

7.          Федеральный перечень учебников, рекомендуемых киспользованию при реализации имеющих государственную аккредитациюобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общегообразования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РоссийскойФедерации от 31 марта 2014 г. N 253 (С изменениями от 21 апреля 2016 года)

8.          Основнаяобразовательная программа основного общего образования МОУ Гимназияг. Переславля-Залесского

9.          Учебныйплан муниципального общеобразовательного учреждения – гимназииг. Переславля-Залесского.

10.       Положениео работе учителя над рабочей программой, утверждённое приказом по МОУ«Гимназия» от 20.06.2016 № 111-ОД.

11.       Приказоб утверждении образовательных программ.

Планируемые результаты освоения курса

Личностнымирезультатами обученияестествознанию в средней школе являются:

всфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя —ориентация на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненныхперспектив, инициативность, креативность, готовность и способность кличностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненныепланы; готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизньв процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, котстаиванию личного достоинства, собственного мнения, вырабатывать собственнуюпозицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящегона основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашейстраны, к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческимиценностями и идеалами гражданского общества; принятие и реализация ценностейздорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентноеотношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

всфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству)— российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности вполикультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общностироссийского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служениюОтечеству, его защите; уважение к своему народу, чувство ответственности передРодиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящеемногонационального народа России, уважение государственных символов (герб,флаг, гимн); формирование уважения к русскому языку как государственному языкуРоссийской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главнымфактором национального самоопределения; воспитание уважения к культуре, языкам,традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;

всфере отношений обучающихся к закону, государству и гражданскому обществу —гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного членароссийского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционныенациональные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,готового к участию в общественной жизни; признание неотчуждаемости основныхправ и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлениюсобственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовностьотстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласнообщепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии сКонституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки иобщественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных формахобщественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность кдоговорному регулированию отношений в группе или социальной организации;готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,затрагивающих права и интересы, в том числе в различных формах общественнойсамоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощинародов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей,их чувствам, религиозным убеждениям; готовность обучающихся противостоятьидеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации посоциальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативнымсоциальным явлениям;

всфере отношений обучающихся с окружающими людьми — нравственноесознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности испособности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,находить общие цели и сотрудничать для их достижения; принятие гуманистическихценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другомучеловеку, его мнению, мировоззрению; способность к сопереживанию и формированиепозитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченнымивозможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентноеотношение к физическому и психологическому здоровью  других людей, умениеоказывать первую помощь; формирование выраженной в поведении нравственнойпозиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственногосознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей инравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия),компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослымив образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной идругих видах деятельности;

всфере отношений обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественнойкультуре —мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимостьнауки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достовернойинформацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовностьи способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всейжизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешнойпрофессиональной и общественной деятельности; экологическая культура, бережноеотношение к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание влияниясоциально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды,ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумногоприродопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вредэкологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности; эстетическоеотношение к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта;

всфере отношений обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений — уважениевсех форм собственности, готовность к защите своей собственности; осознанныйвыбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как квозможности участия в решении личных, общественных, государственных,общенациональных проблем; потребность трудиться, уважение к труду и людямтруда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческоеотношение к разным видам трудовой деятельности, готовность к самообслуживанию,включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

Метапредметные результаты обучения естествознанию в среднейшколе

Метапредметныерезультаты обучения естествознанию представлены тремя группами универсальныхучебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

самостоятельноопределять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательнойдеятельности и жизненных ситуациях;

оцениватьресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые длядостижения поставленной ранее цели;

сопоставлятьимеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;

организовыватьэффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

определятьнесколько путей достижения поставленной цели;

выбиратьоптимальный путь достижения цели с учетом эффективности расходования ресурсов иосновываясь на соображениях этики и морали;

задаватьпараметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

сопоставлятьполученный результат деятельности с поставленной заранее целью;

оцениватьпоследствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственнойжизни и жизни окружающих людей.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

критическиоценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;

распознаватьи фиксировать противоречия в информационных источниках;

использоватьразличные модельно-схематические средства для представления выявленных винформационных источниках противоречий;

осуществлятьразвернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные ипознавательные) задачи;

искатьи находить обобщенные способы решения задач;

приводитькритические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношениидействий и суждений другого;

анализироватьи преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;

выходитьза рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностиширокого переноса средств и способов действия;

выстраиватьиндивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороныдругих участников и ресурсные ограничения;

менятьи удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником иучителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативныефункции самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управлятьсовместной познавательной деятельностью и подчиняться).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

осуществлятьделовую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутриобразовательной организации, так и за ее пределами);

приосуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектнойкоманды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующими т. д.);

развернуто,логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устныхи письменных) языковых средств;

распознаватьконфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;

координироватьи выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетанияреального и виртуального);

согласовыватьпозиции членов команды в процессе работы над общим вопросом;

подбиратьпартнёров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативностивзаимодействия, а не личных симпатий;

восприниматькритические замечания как ресурс собственного развития;

точнои емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адресдругих людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этомличностных оценочных суждений (решений);

представлятьпублично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой,так и перед незнакомой аудиторией;

Предметные результаты изучения естествознания в средней школе

Ученик на базовом уровне научится:

приводитьпримеры роли естествознания в формировании научного мировоззрения на основеэволюции естественнонаучной картины мира (физическая, механическая,электродинамическая, квантово-полевая), а также единства законов природы воВселенной;

классифицироватьуровни научного познания и их составляющие: миры (наномир и микромир, макромир,мегамир), физические явления, химические реакции, биологические процессы,уровни организации материи, уровни организации жизни;

иллюстрироватьна примерах действие и практическое применение основных фундаментальныхфизических теорий и законов: классической механики, молекулярно-кинетическойтеории, термодинамики, классической электродинамики, специальной теорииотносительности, квантовой теории (в основных элементах);

распознаватьфизические процессы в контексте межпредметных связей;

использоватьдля описания характера протекания физических процессов физические величины идемонстрировать взаимосвязь между ними;

описыватьусловия применения физических моделей (материальная точка, математическиймаятник, абсолютно твердое тело, идеальный газ, идеальная тепловая машина,планетарная модель атома Резерфорда, нуклонная модель ядра, модель атомаводорода по Бору) при решении физических задач;

решатькачественные и практико-ориентированные физические задачи с явно заданной физическоймоделью в контексте межпредметных связей;

предсказыватьсвойства химических элементов на основании периодического закона;

классифицироватьвиды химических превращений и предсказывать их возможные продукты;

рассчитыватьколичественные характеристики простейших химических превращений, используя длярасчета законы сохранения массы веществ, постоянства состава, Авогадро;

предсказыватьизменения скорости химических реакций в зависимости от температуры и наличиякатализатора;

применятьпонятие о химическом равновесии для описания свойств обратимых процессов;

приводитьпримеры практического использования химических веществ и их реакций впромышленности и в быту;

классифицироватьосновные биологические макромолекулы и базовые процессы, в которых ониучаствуют;

распознаватьотличия в строении животных и растительных клеток, а также одноклеточныхорганизмов по описанию, на изображениях или под микроскопом;

сравниватьвиды деления клетки (митоз и мейоз); определять стадии митоза по изображениям;

объяснятьроль фотосинтеза в геологических процессах на Земле и поддержании существованияжизни;

сравниватьбиологические объекты между собой по заданным критериям; делать выводы иумозаключения на основе данного сравнения; устанавливать связь структуры ифункции организмов;

описыватьфенотип организма; классифицировать биологические объекты по существеннымпризнакам (особенности строения, питания, дыхания, размножения, развития);

характеризоватьизменчивость проявления генетической информации в поколениях на основаниизакономерностей изменчивости и хромосомной теории наследственности; сравнивать

наследственнуюи ненаследственную изменчивость;

решатьгенетические задачи на моногибридное скрещивание; составлять схемы скрещивания,используя биологическую терминологию и символику;

различатьосновные признаки популяции и биологического вида;

выявлятьморфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к средеобитания и действию экологических факторов; прогнозировать изменение экосистемпод действием внешних факторов;

находитьсходство и различия человека и животных; определять модель экологическиправильного поведения в окружающей среде; оценивать антропогенные изменения вбиосфере;

описыватьосновные научные гипотезы о происхождении Вселенной, Солнечной системы ипланет;

выделятьобщие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов;

использоватьестественнонаучную терминологию при описании явлений окружающего мира;

классифицироватьполезные ископаемые по химическому составу, методам добычи, области ихиспользования в технологии;

применятьестественнонаучные понятия и концепции для описания современных технологическихдостижений, включая нанотехнологию и биотехнологию;

распознаватьпринципы работы и извлекать из описания наиболее важные характеристики приборови технических устройств;

использоватьэлементы исследовательского метода для выявления взаимосвязей между объектами иявлениями; проводить наблюдение, измерение и описание;

применятьв демонстрационных и исследовательских целях современные приборы для измеренияи наблюдения, используя описание или предложенный алгоритм эксперимента;

выделятьперсональный вклад великих ученых в формирование современной естественнонаучнойкартины мира;

осознаватьнеобходимость соблюдения предписаний и техники безопасности, предлагаемых винструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии, электрическихприборов, сложных механизмов;

выделятьосновные признаки здорового образа жизни; объяснять роль отрицательного влиянияалкоголя, никотина, наркотических веществ, мутагенов на здоровье организма изародышевое развитие; определять возможные причины наследственных заболеваний.

 

Мегамир

Предметныерезультаты освоениятемы позволяют:

·        формулироватьзаконы Кеплера, закон всемирного тяготения;

·        показатьсвязь между светимостью, цветом и температурой звезды;

·        объяснять,что такое галактики, каковы их массы, как они устроены и из чего состоят,характеризовать нашу Галактику – Млечный Путь;

·        проводитьсравнение Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна с Землейпо рельефу поверхности и составу атмосферы;

·        объяснятьсуть теории Большого взрыва, в чем заключается красное смещение и чем оновызвано;

·        описыватьфизические характеристики Земли, ее внутреннее строение и химический составлитосферы;

·        обосновыватьвозникновение землетрясений и цунами;

·        формулироватьпонятия «Мировой океан» и «воды суши»;

·        характеризоватьосновные показатели погоды — температуру воздуха, атмосферное давление,направление и скорость ветра, влажность воздуха, облачность и осадки.

Макромир

Предметныерезультаты освоениятемы позволяют:

·        формулироватьпервый и второй законы термодинамики, основные положения теории происхожденияжизни на Земле А. И. Опарина, основные положения клеточной теории, сутьэволюционного учения Ч. Дарвина;

·        приводитьпримеры необратимых и обратимых процессов из разных областей естествознания(физики, химии, биологии);

·        объяснятьпонятия: орган, система органов, ткань, организм, экосистема, продуценты,консументы, редуценты, биосфера, ноосфера, техносфера, мутация;

·        перечислятьсущественные различия прокариот и эукариот;

·        описыватьстроение вирусов, объяснять, почему их рассматривают как своеобразный мостикмежду живой и неживой природой;

·        называтьверхнюю и нижнюю границы биосферы и перечислять факторы, которые являютсяограничивающими для этих слоев с точки зрения физики, химии и биологии;

·        приводитьособенности климата России и местоположения, существующих природных зон натерритории нашей страны;

·        определятьпонятие климата и доказывать, что он является важнейшей причиной природнойзональности;

·        объяснять,что представляет собой свет с точки зрения физики и что такое шкалаэлектромагнитных волн;

·        описывать,как проявляется адаптация растений к максимальному использованию солнечногосвета для фотосинтеза;

·        формулироватьпонятие «внутренняя энергия» и объяснять существующие способы изменениявнутренней энергии; понятие «теплопередача» и три вида теплопередачи;

·        перечислятьфизические и химические свойства воды,

·        группывеществ по их способности к электролитической диссоциации;

·        объяснять,как происходит круговорот воды в природе, что такое гидролиз, планктон, нектони бентос, что такое почва и как она образуется;

·        описыватьвзаимодействия организмов, населяющих почву;

·        сравниватьхищничество и паразитизм, приводить примеры растений и животных,взаимодействующих по этому типу;

·        определятьпонятия рефлекс, рефлекторная дуга, фагоцитоз, биоритмы, фотопериодизм.

 

Ученик получит возможность научиться:

·        соотноситьобъекты живой и неживой природы системно с точки зрения естественнонаучнойкартины мира на основе синтеза физической, биологической и химической картинмира; понимать границы применимости существующих теорий;

·        использоватьмодели действия естественнонаучных законов и концепций для описания явлений ипроцессов реального мира;

·        находитьвзаимосвязи между формой и содержанием, причиной и следствием, единичным,особенным и общим, теорией и фактами для естественнонаучных объектов ипроцессов;

·        проводитьсамостоятельные эксперименты для демонстрации основных естественнонаучныхпонятий и законов, соблюдая правила безопасной работы;

·        делатьвыводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика,таблицы или диаграммы;

·        обобщатьимеющиеся данные в виде непротиворечивой гипотезы и обсуждать возможные пути ееподтверждения или опровержения;

·        интерпретироватьестественнонаучную информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, ресурсахИнтернета, научно-популярных статьях;

·        применятьпри работе в библиотеках и в Интернете методы поиска информации, выделятьсмысловую основу прочитанного и увиденного, критически оценивать достоверностьполученной информации;

·        проводитьсамостоятельный учебно-исследовательский проект по естествознанию, включающийопределение темы, постановку цели и задач, выдвижение гипотезы и путей ееэкспериментальной проверки, проведение эксперимента, анализ его результатов,формулирование выводов и представление готового информационного продукта;

·        наоснове законов термодинамики приводить примеры процессов обмена массой иэнергией, в конечном счете приводящих к эволюции Вселенной, включая эволюциюГалактики, Солнечной системы, Земли, биосферы и человека как биологическоговида, учитывая вероятностный характер процессов в живой и неживой природе;

·        разделятьзвезды на группы по основным характеристикам (размер, цвет, температура);

·        называтьхимические соединения согласно принципам международной химической номенклатуры;

·        предсказыватьвзаимодействие веществ с растворителем и свойства образующихся растворов наоснове теории электролитической диссоциации;

·        применятьпонятие о химической связи для описания и предсказания свойств веществ вразличных агрегатных состояниях; составлять модели молекул, обладающихзаданными свойствами;

·        объяснятьпричины биологического разнообразия на основе синтетической теории эволюции;интерпретировать роль данных эмбриологии в развитии теории антропогенеза;

·        объяснятьвзаимосвязь компонентов экосистемы на основе правила экологической пирамиды;приводить доказательства необходимости для устойчивого развития поддержания исохранения видового многообразия на основе эволюционной теории, а также ученияо биосфере;

·        использоватьприобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивныхизлучений; способствования энергосбережению; безопасного использованияматериалов и химических веществ в быту; профилактики инфекционных заболеваний,никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей; осознанных личныхдействий по охране окружающей среды;

·        обсуждатьсуществующие глобальные проблемы человечества (экологические, энергетические,сырьевые, демографические и т. д.) на основе естественнонаучных представлений,а также обосновывать в дискуссии возможные пути их решения.

Обеспечитьдостижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы,создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новыхзнаний, умений, видов и способов деятельности должен системно-деятельностныйподход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признаетсяосновой достижения развивающих целей образования — знания не передаются вготовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.

Однимиз путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в среднейшколе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектнуюдеятельность, которая имеет следующие особенности:

1)цели и задачи этих видов деятельности, учащихся определяются как их личностнымимотивами, так и социальными.

Этоозначает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышениекомпетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин,не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющегозначимость для других;

2)учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организованатаким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении созначимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строяразличного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой ипродуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений сразными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому,приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества вколлективе;

3)организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечиваетсочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельностимогут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованыличные пристрастия к тому или иному виду деятельности.

Врезультате учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающиеся получатпредставление:

·        офилософских и методологических основаниях научной деятельности и научныхметодах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;

·        отаких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежностьгипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;

·        отом, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований вестественных науках;

·        обистории науки;

·        оновейших разработках в области науки и технологий;

·        оправилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской иисследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторскогоправа и т. п.);

·        одеятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатахисследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализациипроектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и т.п.).

Ученик сможет:

·        решатьзадачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин (межпредметныезадачи);

·        использоватьосновной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;

·        использоватьосновные принципы проектной деятельности при решении своихучебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальнойжизни;

·        использоватьэлементы математического моделирования при решении исследовательских задач;

·        использоватьэлементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных входе учебно-исследовательской работы.

Сточки зрения формирования универсальных учебных действий, в ходе освоенияпринципов учебно-исследовательской и проектной деятельности ученикнаучится:

·        формулироватьнаучную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходяиз культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;

·        восстанавливатьконтексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяяместо своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;

·        отслеживатьи принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видовдеятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственныхцелей;

·        оцениватьресурсы, в том числе и нематериальные, такие, как время, необходимые длядостижения поставленной цели;

·        находитьразличные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющихсредства для проведения исследований и реализации проектов в различных областяхдеятельности человека;

·        вступатьв коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективнопрезентуя свой проект или возможные результаты исследования, с цельюобеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;

·        самостоятельнои совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериевоценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования накаждом этапе реализации и по завершении работы;

·        адекватнооценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматриватьпути минимизации этих рисков;

·        адекватнооценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он внесет вжизнь других людей, сообществ);

·        адекватнооценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможныеварианты применения результатов.

Содержание курса

Естествознаниеи методы познания мира

Введениев естествознание.

Природа– среда обитания и источник жизни человека. Взаимоотношения человека и природы,их диалектика. Природа – источник творческого вдохновения деятелей искусства.Естествознание – единство наук о природе. Материя и формы ее существования.Диалектика естествознания. Основные этапы его развития. Понятие оестествознании как системе научных знаний о природе. Эмпирический уровеньнаучного познания. Формы познания: научное и ненаучное. Два уровня научногопознания: эмпирический и теоретический. Понятие об эмпирическом уровне научногопознания и его методах. Наблюдение и эксперимент. Гипотеза и вывод.Моделирование как метод научного познания. Процесс моделирования и егосоставные части: субъект, объект и модель, отражающая отношение между ними.Типы моделей: материальные и знаковые. Теоретический уровень научного познания.Понятие о теоретическом уровне научного познания и его составляющих.Моделирование на теоретическом уровне познания и типы моделей. Роль мысленногоэксперимента и математического моделирования в становлении и развитииестественных наук. Язык естествознания.

Биология. Биологическаясистематика и ее важнейшие таксоны. Биноминальная номенклатура. Понятие вида.Систематика животных. Понятие породы. Систематика растений. Понятие сорта.Биологическая номенклатура – основа профессиональной деятельности.

Химия. Тривиальные названия. Рациональнаяноменклатура. Международная номенклатура ИЮПАК. Химические элементы ипроисхождение их названий. Классификация неорганических веществ и принципыобразования их названий.

Физика. Единицы измерения физическихвеличин на Руси. Единицы измерения физических величин в некоторых другихстранах. Международная система единиц измерения физических величин – СИ.Основные и производные единицы измерения физических величин СИ.

Естественнонаучныепонятия, законы и теории. Естественнонаучные понятия. Конкретные иабстрактные естественнонаучные понятия. Законы естествознания.Естественнонаучные теории. Описательные теории и объяснительные теории.Прогнозирующая роль естественнонаучных теорий.

Естественнонаучнаякартина мира. Картины мира: религиозная, бытовая, художественная.Естественнонаучная картина мира. Эволюция ЕНКМ и ее этапы: аристотелевский,ньютоновский, эйнштейновская революция. Принципы познания в естествознании:соответствия, дополнительности, причинности, симметрии.

Миры,в которых мы живем. Классификация миров (мегамир, макромир,микромир, наномир). Границы миров и условность этих границ. Приборы дляизучения миров, их эволюция от светового микроскопа Р. Гука до сканирующеготуннельного микроскопа (СТМ) и атомно-силового микроскопа (АСМ). Молекулярноераспознавание и его роль в природе и жизни человека. Компьютеры будущего.

Мегамир

Человеки Вселенная. Хронологияастрономических представлений и открытий: геоцентрическая система мира;антропоцентрическая система мира; гелиоцентрическая система мира. Астрономы XVI– XIX вв. и их вклад в развитие представлений о Вселенной. Космология. Вкладотечественной науки в мировую космологию.

Происхождениеи строение Вселенной. Физические явления и законы, связанные спроисхождением и строением Вселенной. Эффект Доплера. Закон Хаббла. ТеорияБольшого взрыва. Единицы измерения космических расстояний. Небесные тела.Созвездия. Звездные скопления. Звезды. Планеты. Кометы, метеориты, астероиды.

Какчеловек изучает мегамир. Первые телескопы и обсерватории. Телескоп-рефрактори телескоп-рефлектор. Радиотелескопы и межпланетные станции. Орбитальнаяастрономическая обсерватория (ОАО).

Законыдвижения небесных тел. Первый закон Кеплера. Апогей и перигей.Характеристики эллипса: фокальное расстояние, фокус, ось, полуось,эксцентриситет. Второй и третий законы Кеплера. Закон всемирного тяготения.Космические скорости.

Галактики.Общиесведения о галактиках. Черные дыры. Классификация галактик: эллиптические,спиральные, неправильные, радиогалактики. Наша Галактика –Млечный Путь.Квазары.

Звёзды.Солнце. Звезды,их рождение. Спектральный анализ –основа исследования химического составазвезд. Характеристики и классификация звезд. Происхождение Солнца и егостроение. Структура солнечной атмосферы. Солнечный ветер.

Солнечнаясистема и её планеты. Строение Солнечной системы, планетыСолнечной системы. Другие структурные элементы Солнечной системы: спутникипланет, астероиды, кометы, метеориты.

СтроениеЗемли. Литосфера. Внутреннее строение Земли и ее химический состав.Строение и состав литосферы. Минералы и горные породы. Руды. Литосферные плиты.Землетрясения. Шкала Рихтера. Интенсивность землетрясений. Цунами.

Гидросфера.Океаны и моря. Состав гидросферы. Мировой океан. Моря. Нетипичныеморя: Саргассово, Каспийское и Аральское. Тема моря в произведениях мировойхудожественной культуры.

Водыокеанов и морей. Химический состав морской и океанической воды.Промилле. Лед в океане. Гренландия. Антарктида. Движение вод Мирового океана.Приливы и отливы. Морские течения. Типы климата.

Водысуши. Водысуши и их классификация. Родники. Гейзеры. Минеральные воды и их классификация.Проблема пресной воды. Озеро Байкал. Карстовые явления и образованиесталактитов и сталагмитов. Аномальные свойства воды и их значение в природе.

Атмосфера.Погода. Атмосфераи ее состав. Вертикальное строение атмосферы: тропосфера, стратосфера,мезосфера, термосфера, экзосфера. Состав воздуха. Озоновые дыры и парниковыйэффект. Погода и климат.

Атмосферноедавление.Ветер. Атмосферноедавление. Кессонная и высотная болезнь. Циклоны и антициклоны. Атмосферныефронты. Ветра и их виды: шквал, смерч, антипассат, пассат, бриз, фен, бора,сирокко, муссоны, тайфуны, ураганы, смерчи, торнадо. Шкала Бофорта.

Влажностьвоздуха. Влажностьвоздуха. Психрометр и гигрометр. Точка росы. Облака, их формы и размеры. Туман.Осадки и их типы. Радуга.

Макромир

Жизнь,признаки живого и их относительность. Основные свойстваживого организма: единство химического состава, обмен веществ,самовоспроизведение, наследственность, изменчивость, развитие и рост,раздражимость, дискретность и целостность, энергозависимость. Живые системы каксамоуправляющиеся, саморегулирующиеся, самоорганизующиеся системы. Три началатермодинамики. Понятие энтропии.

Происхождениежизни на Земле. Основные гипотезы происхождения жизни на Земле:креационизм, гипотеза самопроизвольного зарождения жизни из неживого, концепциябиогенеза, гипотеза панспермии. Гипотеза происхождения жизни путембиохимической эволюции. Дискуссия о возможности существования внеземныхцивилизаций.

Химическийсостав клетки. Химическая организация клетки на атомном – элементномуровне. Макроэлементы. Микроэлементы. Молекулярный уровень химическойорганизации клетки. Неорганические соединения клетки. Вода и ее роль.Минеральные соли. Органические вещества клетки.

Уровниорганизации жизни. Клеточный уровень организации жизни на Земле. Тканевыйуровень. Типы тканей животных и растений. Органный уровень. Организменныйуровень. Популяционно-видовой уровень. Биогеоценотический уровень. Биоценоз.Биосферный уровень.

Прокариотыи эукариоты. Бактериии их классификация: по форме, по типу питания, по отношению к кислороду.Особенности строения бактерий и их жизнедеятельности. Роль бактерий в природе ижизни человека. Цианобактерии и особенности их строения и жизнедеятельности.Роль цианобактерий в природе. Строение клетки эукариот.

Клеточнаятеория. Простейшие. Вирусы. Клеточная теория и ее положения.Простейшие: жгутиковые, ресничные, амебоидные. Значение простейших в природе ижизни человека. Вирусы. Строение и особенности жизнедеятельности вирусов.Вирусные заболевания человека. ВИЧ и СПИД. Грибы. Роль грибов в природе и вхозяйстве человека.

Экологическиесистемы. Понятиеэкосистемы. Биотоп. Биоценоз. Биогеоценоз. Отличия биогеоценоза от экосистемы.Нестабильные и стабильные экосистемы. Типология живых организмов экосистемы:продуценты, консументы, редуценты. Автотрофы. Гетеротрофы. Понятие о пищевыхцепях биогеоценоза. Биологический круговорот вещества в природе.

Пищевыецепи. Экология. Экологические факторы. Пищевая цепь. Дваосновных типа трофических цепей – пастбищные и детритные. Пищевая сеть.Экологические пирамиды. Понятие об экологии. Основные проблемы экологии.Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные.

Биосфера.Биосфераи ее границы. Концепция эволюции биосферы В. И. Вернадского. Ноосфера.Техносфера. Основные подходы в учении о биосфере: энергетический,биогеохимический, информационный, пространственно-временной, ноосферный.Экологические проблемы человечества.

Понятиебиологической эволюции. Длительность, необратимый характер,направленность эволюции. Основные направления эволюции. Биологический прогресс.Биологический регресс. Антропогенез и его этапы.

Эволюционнаятеория. Предпосылкисоздания эволюционной теории Ч. Дарвина. Логическая структура дарвинизма.Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Видообразование. Макроэволюция.Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция.Формы естественного отбора: стабилизирующий, движущий, дизруптивный.

Особенностиклимата России. Зона арктических пустынь, тундр и лесотундр. КлиматРоссии. Природно-климатические зоны России. Разнообразие и приспособленностьживых организмов к той или иной природно-климатической зоне.

Электромагнитнаяприрода света. Свет. Развитие представлений о природе света.Электромагнитное излучение. Длина волны. Частота колебаний. Шкала электромагнитныхволн. γ-Лучи, рентгеновское излучение, ультрафиолетовое излучение, видимоеизлучение, инфракрасное излучение и их роль в природе и жизни человека.

Оптическиесвойства света. Двойственная природа света. Фотон. Законы отражения ипреломления света. Относительный показатель преломления. Факторы, влияющие напоказатель преломления: природа вещества, температура, длина волны падающегоизлучения. Рефрактометр. Дисперсия, дифракция и интерференция света.

Свети приспособленность к нему живых организмов. Влияние света наорганизацию жизненного цикла организмов. Биоритмы. Фотосинтез. Классификациярастений на светолюбивые, тенелюбивые и теневыносливые. Фототропизм. Значениесвета для ориентации живых существ в пространстве. Биолюминесценция и ее роль вжизни животных.

Внутренняяэнергия макроскопической системы. Термодинамика и ее прогностическоезначение. Внутренняя энергия термодинамической системы. Первое началотермодинамики. Теплопередача. Теплопроводность. Конвекция: естественная ипринудительная. Тепловое излучение.

Тепловоеравновесие. Температура. Второе начало термодинамики. Количествотеплоты. Теплоемкость. Тепловое равновесие. Термодинамические системы трехтипов: изолированные, закрытые и открытые. Температура как параметр состояниятермодинамической системы.

Температураи приспособленность к ней живых организмов.

Терморегуляцияв живой природе. Теплопродукция и теплоотдача. Механизмы терморегуляцииживотных и растений. Температура тела человека и ее физиологическая роль.Классификация животных по температурному режиму на гомойотермные,пойкилотермные и гетеротермные. Классификация организмов по температурномуинтервалу обитания Акклиматизация. Температурный режим.

Строениемолекулы и физические свойства воды. Строение молекулы воды. Вода какрастворитель. Физические свойства воды: аномальная температурная зависимостьплотности воды; высокое поверхностное натяжение воды; аномально высокиезначения температур кипения и плавления воды; высокое значение теплоемкостиводы. Значение физических свойств воды для природы.

Электролитическаядиссоциация. Основныеположения теории электролитической диссоциации (ТЭД). Электролиты инеэлектролиты. Классификация ионов по различным основаниям. Механизмыдиссоциации электролитов с разным типом химической связи. Степеньэлектролитической диссоциации. Соли, кислоты и основания в свете ТЭД.

РастворимостьрН как показатель среды раствора. Растворимость и ее количественнаяхарактеристика – коэффициент растворимости. Массовая доля растворенноговещества в растворе. Вода как амфолит. Понятие рН раствора. Значение рН вприроде. Значения рН физиологических жидкостей человека в норме.

Химическиесвойства воды. Взаимодействие воды с металлами. Взаимодействие воды соксидами. Гидратация. Взаимодействие воды с солями. Гидролиз. Разложение воды.Понятие об электролизе и фотолизе.

Вода— абиотический фактор в жизни растений. Роль воды вбиосфере: колыбель жизни, среда обитания, участник биохимических процессов,участник создания биогеоценозов, регулятор климата на планете. Гидролизорганических веществ в живых организмах. Классификация растений по отношению кколичеству воды в окружающей среде: гидатофиты, гидрофиты, гигрофиты, мезофиты,ксерофиты.

Соленостькак абиотический фактор. Соли. Классификация солей. Наиболеераспространенные кислые соли, их применение. Жесткость воды. Соли какминералообразующие вещества. Соли — абиотический фактор. Приспособленностьрастений и животных к различному солевому режиму. Влияние соли на организмчеловека.

Почвакак абиотический фактор. Понятие о почве и классификация почв.Процесс почвообразования. Значение почвы в природе и жизни человека: средаобитания живых организмов; экономическое значение, обладает плодородием,оказывает существенное влияние на состав и свойства всей гидросферы Земли,является главным регулятором состава атмосферы Земли, важнейший компонентбиогеоценоза.

Биотическиефакторы окружающей среды. Биотические факторы. Биотическиевзаимоотношения между организмами: конкуренция, хищничество, симбиоз,паразитизм. Примеры биотических взаимоотношений в природе.

Понятияпространства и времени. Пространство и время в классическоймеханике Ньютона. Абсолютное пространство. Однородность пространства.Изотропность пространства. Инерциальная система отсчета и первый закон Ньютона.Преобразования Галилея и принцип относительности Галилея. Абсолютное время.Специальная теория относительности (СТО). Два постулата СТО и основныеследствия, вытекающие из них. Общая теория относительности (ОТО).

Биоритмы.Типыбиоритмов: физиологические и экологические. Примеры различных типов биоритмов урастений и животных. Фотопериодизм. Биоритмы человека. Дисинхронизм.

Способыпередачи информации в живой природе. Первая и вторая сигнальные системы.Обмен информацией на различных уровнях организации жизни. Реакции матричногосинтеза. Фагоцитоз. Рефлекс. Этология.

Информацияи человек. Возникновениеи развитие носителей информации с древнейших времен до нашего времени. Эволюциясовременных информационных ресурсов.

 

Лабораторныеопыты

10 класс

  1. Иллюстрация принципа соответствия.
  2. Моделирование принципа работы сканирующего микроскопа.
  3. Доказательство белковой природы ферментов.
  4. Построение равносторонних треугольников из спичек на плоскости и в пространстве.
  5. Определение географической широты по углу наблюдения Полярной звезды.
  6. Построение эллипса.
  7. Изучение состава гранита.
  8. Моделирование высокой плотности воды Мертвого моря.
  9. Расширение воды при нагревании.
  10. Свойства белков. Свойства глюкозы. Свойства сахарозы. Свойства крахмала.
  11. Наблюдение интерференционной картины на мыльной пленке.
  12. Наблюдение дифракционной картины.
  13. Наблюдение распространения водных растворов по растению.

 

Практическиеработы

10класс

  1. Наблюдение за горящей свечой.
  2. Наблюдение за прорастанием семян фасоли.
  3. Наблюдение за изменением состояния льда при нагревании.
  4. Изучение звездного неба с помощью подвижной карты.
  5. Изучение коллекции горных пород.
  6. Изучение жёсткой воды и устранение её жёсткости.
  7. Изучение параметров состояния воздуха в кабинете.
  8. Распознавание органических соединений.
  9. Изучение строения растительной и животной клетки.
  10. Изучение микроскопического строения животных тканей.
  11. Изучение простейших.
  12. Изучение взаимосвязей в искусственной экосистеме (аквариуме) и составление цепей питания.
  13. Изучение бытовых отходов.
  14. Изучение приспособленности организмов к среде обитания.
  15. Изучение волновых свойств света.
  16. Исследование среды раствора солей и сока растений.
  17. Изучение состава почвы.
  18. Измерение удельной теплоемкости воды.
  19. Изучение изображения, даваемого линзой.

 

 

Учебно-методическоеобеспечение

Учебно-методическоеи материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Программакурса естествознания для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторыО.С.Габриелян, С.А. Сладков)

УМК«Естествознание. 10 класс»

1.      Естествознание.Базовый уровень. 10 класс. Учебник (авторы: О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов,Н. С. Пурышева, С. А. Сладков, В. И. Сивоглазов).

2.      Естествознание.Базовый уровень. 10 класс. Книга для учителя (авторы: О. С. Габриелян, С. А.Сладков, И. Г. Остроумов).

3.      Электроннаяформа учебника.

 

Цифровыеобразовательные ресурсы

1.Модули электронных образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru)

2.Материалы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school/collection.edu.ru)

Техническиесредства обучения

1.     Персональныйкомпьютер

2.     Медиапроектор.

3.     Интерактивнаядоска.

4.     Документкамера.

 

Тематическое планирование по естествознанию, 10 класс базовыйуровень (3ч в неделю, всего 102 часа)

УМКавторов О.С. Габриеляна и Н.С. Пурышевой

№ п/п

Перечень разделов, тем программы

Количество часов по каждой теме

 

общее

Лабораторные опыты

Практические работы

Контрольные мероприятия

Инструментарий

1

Введение

3

 

 

 

ЭОР

http://fcior.edu.ru

2

Естествознание и методы познания мира

21

4

3

1

РЭШ http://resh.edu.ru

3

Мегамир

9

2

1

1

ЭОР

http://fcior.edu.ru

4

Оболочки Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера

10

2

3

1

РЭШ http://resh.edu.ru

5

Макромир. Биосфера

26

2

6

1

ЭОР

http://fcior.edu.ru

6

Абиотические факторы и приспособленность к ним живых организмов

26

3

6

1

ЭОР

http://fcior.edu.ru

7

Пространство и время

7

 

 

 

РЭШ http://resh.edu.ru

 

Итого

102

13

19

6

 

 


 

Календарно-тематическое планирование курса «Естествознание»,10 класс.

№ урока

Тема урока

дата

Виды КМ

Макс. балл

Примечание

10Б

1. Введение (3 часа)

1/1

Введение в естествознание.

 

 

 

§ 1

2/2

Предмет естествознания.

 

 

 

§ 1, презентация

3/3

Естествознание – совокупность научных знаний о природе.

 

презентация

5

§ 1

2. Естествознание и методы познания мира (21 ч)

1/4

Античный период развития естествознания

 

 

 

§ 1

2/5

Метафизический период развития естествознания

 

 

 

§ 1

3/6

Развитие естествознания в 19 веке

 

 

 

§ 1

4/7

Развитие физики в 20-21 веке

 

 

 

§ 1

5/8

Развитие химии в 20-21 веке

 

 

 

§ 1

6/9

Развитие биологии в 20-21 веке

 

 

 

§ 1

7/10

Эмпирический уровень научного познания

 

 

 

§ 2, задания № 1-4

8/11

Теоретический уровень научного познания

 

 

 

§ 3, задания № 1-3

9/12

Теоретический уровень научного познания

 

 

 

§ 3, задание № 4-5

10/13

Язык естествознания. Биология

 

 

 

§ 4, задание № 3

11/14

Язык естествознания. Химия

 

 

 

§ 4, задание № 2

12/15

Язык естествознания. Физика

 

 

 

§ 4, задание № 1

13/16

Урок-конференция по теме «Язык естествознания»

 

презентация

5

§ 4, презентация

14/17

Естественнонаучные понятия, законы.

 

 

 

§ 5, задания № 1-2

15/18

Естественно-научные теории.

 

 

 

§ 5, задания № 3-4

16/19

Естественнонаучная картина мира.

 

 

 

§ 6, задания № 1-5

17/20

Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 965

Миры, в которых мы живём

 

 

 

§ 7, задания № 1-2

18/21

Наблюдение как метод исследования. ПР № 1 «Наблюдение за горящей свечой»

 

практическая работа

10

§ 7, задания № 3-4

19/22

ПР № 2 «Наблюдение за прорастанием семян фасоли»

 

практическая работа

10

§ 7, задания № 5-6

20/23

ПР № 3 «Наблюдение за изменением состояния льда при нагревании»

 

практическая работа

10

Повторить тему «Естествознание и методы познания мира»

21/24

Обобщение по теме: «Естествознание и методы познания мира»

 

контрольная работа

10

3. Мегамир (9 ч)

1/25

Человек и Вселенная.

 

 

 

§ 8, задания № 1-3.

2/26

Законы движения небесных тел

 

 

 

§ 9, задания № 1-5.

3/27

Как человек изучает мегамир. Приборы и аппараты для изучения Вселенной.

 

 

 

§ 10, задания № 1-3.

4/28

Солнце. Звёзды.

 

 

 

§ 11, задания № 1-4.

5/29

Солнечная система и её планеты.

 

презентация

5

§ 12, презентация.

6/30

Галактики.

 

 

 

§ 13, задания № 1-4.

7/31

Происхождение и эволюция Вселенной

 

 

 

§ 14, задания № 1-3.

8/32

ПР № 4 «Изучение звёздного неба с помощью подвижной карты»

 

практическая работа

10

Подготовиться к итоговому контролю.

9/33

Обобщение по теме «Мегамир»

 

контрольная работа

5

 

4. Оболочки Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера (10 ч)

1/34

Строение Земли.

 

 

 

§ 15, задания № 1-3.

2/35

Литосфера.

 

 

 

§ 15, задания № 4-5.

3/36

ПР № 5 «Изучение коллекции горных пород»

 

практическая работа

10

§ 15

4/37

Гидросфера.

 

 

 

§ 16

5/38

Воды океанов и морей.

 

 

 

§ 16

6/39

Воды суши. ПР № 6 «Получение жёсткой воды и устранение её жёсткости».

 

практическая работа

10

§ 16, задания № 1-6

7/40

Атмосфера.

 

 

 

§ 17

8/41

Атмосферное давление. Ветер.

 

 

 

§ 17

9/42

Влажность воздуха. ПР № 7 «Изучение параметров состояния воздуха в кабинете».

 

практическая работа

10

§ 17, задания № 1-6

10/43

Обобщение темы «Оболочки Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера»

 

 

 

Повторить основные понятия темы

5. Макромир. Биосфера (26 ч)

1/44

Жизнь, свойства живого и их относительность.

 

 

 

§ 18

2/45

Законы термодинамики.

 

 

 

§ 18

3/46

Происхождение жизни на Земле. Теория Опарина.

 

 

 

§ 18

4/47

Уровни организации жизни на Земле. Химический состав клетки.

 

 

 

§ 19

5/48

Органические вещества клетки.

 

 

 

§ 19

6/49

Уровни организации жизни.

 

 

 

§ 19

7/50

Прокариоты.

 

 

 

§ 20

8/51

Эукариоты.

 

 

 

§ 20

9/52

Клеточная теория.

 

 

 

§ 20

10/53

Простейшие.

 

 

 

§ 20

11/54

ПР № 8 «Распознавание органических соединений».

 

практическая работа

6

§ 20

12/55

ПР № 9 «Изучение строения растительной и живой клетки».

 

практическая работа

6

§ 20

13/56

ПР № 10 «Изучение микроскопичес­кого строения животных тканей».

 

практическая работа

6

§ 20

14/57

ПР № 11 «Изучение простейших».

 

практическая работа

6

§ 20

15/58

Экологические системы. Понятие экосистемы.

 

 

 

§ 21

16/59

Экологические системы. Цепи питания.

 

 

 

§ 21

17/60

Экологические системы. Экология как наука.

 

 

 

§ 21

18/61

Экологические системы. Факторы среды.

 

 

 

§ 21

19/62

ПР № 12 «Изучение взаимосвязей в искусственной экосистеме (аквариуме) и составление цепей питания».

 

практическая работа

6

§ 21

20/63

Биосфера. Биосфера и её структура.

 

 

 

§ 22

21/64

Биосфера. Ноосфера и глобальные проблемы человечества.

 

 

 

§ 22

22/65

Глобальные проблемы человечества.

 

презентация

4

§ 22

23/66

ПР № 13 «Изучение бытовых отходов».

 

практическая работа

6

§ 22

24/67

Эволюционная теория. Понятие биологической эволюции.

 

 

 

§ 23

25/68

Эволюционная теория. Основные положения синтетической теории эволюции.

 

 

 

§ 23

26/69

Контроль по теме «Макромир. Биосфера»

 

контрольная работа

10

 

6. Абиотические факторы и приспособленность к ним живых организмов (26 ч)

1/70

Климат и приспособленность живых организмов к его условиям.

 

 

 

§ 24

2/71

Природно-климатические зоны России

 

 

 

§ 24

3/72

ПР № 14 «Изучение приспособлен­ности организмов к среде обитания».

 

практическая работа

6

§ 24

4/73

Свет и приспособленность к нему живых организмов.

 

 

 

§ 25

5/74

Электромагнитная природа света.

 

 

 

§ 25

6/75

ПР № 15 «Изучение волновых свойств света».

 

практическая работа

6

§ 25

7/76

ПР № 19 «Изучение изображения, даваемого линзой».

 

практическая работа

6

§ 25

8/77

Внутренняя энергия макроскопической системы.

 

 

 

§ 26

9/78

Тепловое равновесие.

 

 

 

§ 26

10/79

ПР № 18 «Измерение удельной теплоёмкости воды».

 

практическая работа

6

§ 26

11/80

Температура и приспособленность к ней живых организмов.

 

 

 

§ 27

12/81

Живые организмы и колебания температур.

 

 

 

§ 27

13/82

Вода. Физические и химические свойства воды. Строение молекулы воды.

 

 

 

§ 28

14/83

Физические свойства воды.

 

 

 

§ 28

15/84

Диссоциация. Вода как растворитель.

 

 

 

§ 28

16/85

Реакции гидролиза.

 

 

 

§ 28

17/86

Фотолиз воды

 

 

 

§ 28

18/87

ПР № 16 «Измерение среды раствора солей и сока растений».

 

практическая работа

6

§ 28

19/88

Роль воды в биосфере.

 

 

 

§ 29

20/89

Биогеоценоз.

 

 

 

§ 29

21/90

Вода – абиотический фактор.

 

 

 

§ 29

22/91

Соль и почва как абиотические факторы.

 

 

 

§ 30

23/92

Соли и их роль в жизни растений и животных.

 

 

 

§ 30

24/93

Почва и её состав.

 

 

 

§ 30

25/94

ПР № 17 «Изучение состава почвы».

 

практическая работа

6

§ 30

26/95

Контроль по теме «Абиотические факторы и приспособленность к ним живых организмов»

 

контрольная работа

10

 

7. Пространство и время (7 ч)

1/96

Биотические факторы.

 

 

 

§ 31

2/97

Паразитизм. Хищничество и конкуренция.

 

 

 

§ 31

3/98

Жизнь и время. Биоритмы.

 

 

 

§ 32

5/100

Физиологические и биологические ритмы.

 

 

 

§ 32

4/99

Понятия пространства и времени. Специальная и общая теории относительности.

 

Самостоятельная работа

4

§ 32

6/101

Обмен информацией. Молекулярный и клеточный уровень обмена информацией.

 

 

 

§ 33

7/102

Тканевый и организменный уровень обмена информацией.

 

 

 

§ 33

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 965

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет