Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение
«Желябовскаясредняя общеобразовательная школа »
Нижнегорскогорайона Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей Протокол № 10 от «09»января 2023 г. Руководитель МО _________ Колупаева М.В.
|
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе __________ Чумакова Г.Л. «09» января 2023 г.
|
УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ «Желябовская СОШ» _________Тупальская Т.Ю. Приказ № 9 от «09» января 2023 г. |
РАБОЧАЯПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности«Функциональная грамотность»
Уровеньизучения базовый
Класс 8
Количествочасов 17 часов в год, 1 час в неделю
Программа разработана наоснове федерального государственного общеобразовательного стандарта основногообщего образования и программы курса внеурочнойдеятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» 2022г.
с. Желябовка
Пояснительная записка
Программавнеурочной деятельности создана на основе:
— Материалов Федеральногогосударственного образовательного стандарта основного общего образования,
-Программы курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся дляжизни» 2022г.
-УставаМБОУ «Желябовская СОШ», утвержденный 20.12.2016 г. № 337
-Основнойобразовательной программы начального(основного, среднего) общего образованияМБОУ «Желябовская СОШ» (приказ №359 от 31.08.2022);
-Рабочей программы воспитания на 2021-2026г (приказ №231 от 25.06.2021г)
-Учебного плана МБОУ «Желябовская СОШ» на 2022-2023 учебный год (приказ № 359 от31.08.2022 г);
-Календарногоучебного графика МБОУ «Желябовская СОШ» на 2022-2023 учебный год (приказ № 359от 31.08.2022 г);
Планируемые результаты освоения курсавнеурочной деятельности
Занятияв рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися следующихличностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Ониформируются во всех направлениях функциональной грамотности, при этомопределенные направления создают наиболее благоприятные возможности для достиженияконкретных образовательных результатов.
Личностные результаты
· осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач исвоего места в мире);
· готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
· ценностноеотношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
· готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
· осознание ценности самостоятельности и инициативы;
· наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
· проявление интереса к способам познания;
· стремление к самоизменению;
· сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношенияк себе, окружающим людям и жизни в целом;
· ориентацияна моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
· установка на активное участие в решении практических задач, осознанием важностиобразования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельностии развитием необходимых умений;
· осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненныхпланов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
· активное участие в жизни семьи;
· приобретение опыта успешного межличностного общения;
· готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективныхучебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
· проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности;бережного отношения к личному и общественному имуществу;
· соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения винтернет-среде.
Личностные результаты, обеспечивающиеадаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
· освоениесоциального опыта, основных социальных ролей; осознание личной ответственностиза свои поступки в мире;
· готовность кдействиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей компетентностичерез практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции изопыта других;
· осознаниенеобходимости в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи,понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных,осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своеразвитие.
Личностные результаты, связанные сформированием экологической культуры:
· умениеанализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
· умение оцениватьсвои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей ипреодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
· ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решениязадач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;;
· повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характераэкологических проблем и путей их решения;
· активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своейроли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,технологической и социальной сред;
· готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Личностные результаты отражают готовностьобучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций ирасширение опыта деятельности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты во ФГОСсгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихсяиспользовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умениеучиться:
овладение универсальными учебнымипознавательными действиями;
овладение универсальными учебнымикоммуникативными действиями;
овладение универсальными регулятивнымидействиями.
· освоение обучающимися межпредметныхпонятий (используются
в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различныхучебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности),учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебныхдействий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
· способность их использовать в учебной,познавательной и социальной практике;
· готовность к самостоятельномупланированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебногосотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию впостроении индивидуальной образовательной траектории;
· способностьорганизовать и реализовать собственную познавательную деятельность;
· способностьк совместной деятельности;
· овладениенавыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов вразличных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и еецелевой аудитории.
Овладение универсальными учебнымипознавательными действиями:
1) базовые логические действия:
· владетьбазовыми логическими операциями:
o сопоставления исравнения,
o группировки,систематизации и классификации,
o анализа, синтеза,обобщения,
o выделения главного;
· владетьприёмами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знако-символическихсредств;
выявлять и характеризовать существенныепризнаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признакклассификации, основания
для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлятьзакономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявлениязакономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных,необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи приизучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивныхи индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы
о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решенияучебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболееподходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательскиедействия:
использовать вопросы как исследовательскийинструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрывмежду реальным
и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливатьискомое и данное;
формировать гипотезу об истинностисобственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленномуплану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлениюособенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостейобъектов между собой;
оценивать на применимость и достоверностьинформации, полученной
в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения ивыводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владетьинструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшееразвитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположенияоб их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
применять различные методы, инструменты изапросы при поиске
и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизироватьи интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающиеили опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную формупредставления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами,иной графикой и их комбинациями;
оценивать надежность информации покритериям, предложенным педагогическим работником или сформулированнымсамостоятельно;
эффективно запоминать и систематизироватьинформацию.
Овладение системой универсальных учебныхпознавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков уобучающихся.
Овладение универсальными учебнымикоммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения,выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устныхи письменных текстах;
распознавать невербальные средстваобщения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылкиконфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлятьуважительное отношение
к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задаватьвопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи
и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениямидругих участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты решениязадачи, выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступленияс учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с нимсоставлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративныхматериалов;
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества команднойи индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применениягрупповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности,коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли,договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей,проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы,определять свою роль
(с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигатькачественного результата по своему направлению и координировать свои действия сдругими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общийпродукт по критериям, самостоятельно сформулированным участникамивзаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей ивклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферуответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебныхкоммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков иэмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебнымирегулятивными действиями:
1) самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненныхи учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходахпринятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решенийгруппой);
самостоятельно составлять алгоритм решениязадачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетомимеющихся ресурсов
и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализациинамеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знанийоб изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность зарешение;
2) самоконтроль:
владеть способами самоконтроля,самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации ипредлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности,которые могут возникнуть
при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения(недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту,уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность наоснове новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок,возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели иусловиям;
3) эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлятьсобственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека,понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку,его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое жеправо другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролироватьвсе вокруг.
Овладение системой универсальных учебныхрегулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности(внутренняя
позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой,самодисциплины, устойчивого поведения).