X-PDF

Рабочая программа Индивидуальных коррекционных логопедических занятий по несформированности языковых и речевых средств для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)с ( неговорящими детьми)

Поделиться статьей

 

 

 

Министерствообразования и науки РБ

ГБОУ«Иройская специальная (коррекционная)

общеобразовательнаяшкола-интернат»

 

 

 

 

Рабочаяпрограмма

Индивидуальныхкоррекционных логопедических занятий

 понесформированности языковых

иречевых средств

дляобучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальныминарушениями)с ( неговорящими детьми)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель-логопед:Ринчинова Т.И

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА

Рабочаяпрограмма индивидуальных коррекционно-логопедических занятий учителя-логопедапо «Несформированностиязыковых и речевых средств», для детей с  умственнойотсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта начального общего образованияобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ№1599 от 19.12.2014г.);«Адаптированной основнойобразовательной программы (АООП) общего образования обучающихся для детей сумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», заключенийЦПМПК. Предлагаемая программа коррекционной работы учитывает особенностипсихофизического развития детей, индивидуальные возможности, особыеобразовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушенийразвития речи и социальную адаптацию.

Таким образом,дети, имеющие несформированность языковых и речевых средств, нуждаются вкоррекционно-логопедической помощи и специальном коррекционно-развивающемобучении.

 Цельпрограммы: Коррекция и развитие всех сторон речи, а такжесвязной устной речи, способствующая успешной адаптации к учебной деятельности идальнейшей социализации детей, а также развитие общей координации движений,мелкой моторики.

 Общаяхарактеристика коррекционной работы. Содержаниедеятельности учителя-логопеда реализуется в следующих направлениях работы,обеспечивающих комплексный подход к ее организации: диагностическое,коррекционно- развивающееся, консультативно-просветительское ипрофилактическое, организационнометодическое. Каждое из направлений в работеспециалиста имеет свои особенности, обеспечивающие удовлетворение особыхобразовательных потребностей рассматриваемой категории учащихся. Диагностическоенаправление. Диагностическое направление работы включает в себя:первичное логопедическое обследование; систематические этапные наблюденияспециалиста за динамикой и коррекцией речевого развития; проверку соответствиявыбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровнюразвития ребенка.

Цель обследованиясостоит в выявлении нарушения или несформированности функциональных систем, втом числе и речи, определения трудностей, испытываемых ребёнком, специальныхкоррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этихтрудностей.

В связи с этимвыделяются:

Первичнаядиагностика учащихся с ОВЗ. Ее целью является определение уровняактуального и «зоныближайшего развития» ребенка, причин и 2 механизмов трудностейв обучении, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи. Диагностическое исследование проводится в течение сентября (ориентировочныесроки 1-15 сентября). По его результатам происходит: распределение детей нагруппы по ведущему нарушению, определение оптимальных условий индивидуальногоразвития, зачисление учащихся на индивидуальные занятия.

Текущаядиагностика. Временными рамками этот этап обозначен на конецпервого полугодия. Данный вид диагностики необходим для констатации результативностии определения эффективности коррекционного воздействия на развитие состояниявсех сторон речи у детей. Годовой мониторинг проводится в мае месяце (последние2 недели). Динамическое изучение также включает в себя определениесформированности базовых учебных действий и оценку динамики развития иэффективности коррекционной работы учителя-логопеда;Результаты заключенийспециалиста отражаются в речевой карте индивидуального развития ребенка иотображаются в виде характеристики на учащегося, обсуждаются на заседаниишкольного ПМПк и составляется индивидуальная программа на новый учебный год.

Консультативно- просветительское и профилактическое направление. Этонаправление предполагает оказание помощи педагогам и родителям учащихся ввопросах воспитания и обучения ребенка, подготовку и включение родителей врешение коррекционно-воспитательных задач, а также работу по профилактикеречевых нарушений развития.

 Организационно-методическоенаправление. Это направление деятельности учителя-логопедавключает подготовку к выступлениям на заседаниях методических объединений,педагогических советах, а также оформление документации.

Коррекционноенаправление. Выбор индивидуальной стратегии логопедическойкоррекции определяется коммуникативностью ребенка – его способностью владетьсредствами общения, выступать инициатором общения. Коррекционная работастроится с учетом уровня речевого развития, индивидуальных особенностейребенка. На основе анализа результатов обследования и наблюдения за ребенкомразрабатывается планирование коррекционной работы, составляется определяетсясодержание деятельности специалиста.

 Согласнозаключению ЦПМПК программа коррекционных занятий у детей с умственнойотсталостью (интеллектуальными нарушениями) направлена на коррекциюнесформированности языковых и речевых средств. Нарушения речи у умственноотсталых детей носят системный характер. У них оказываются несформированнымивсе операции речевой деятельности: имеет место слабость мотивации, снижениепотребности в речевом общении, грубо нарушено программирование речевойдеятельности, создание внутренних программ речевых действий, реализация речевойпрограммы и контроля над речью. Программа рассчитана для неговорящихобучающихся и  имеющих нарушения фонетико-фонематического и лексико-грамматическогостроя речи. В связи с медленно развивающимися дифференцированными условнымисвязями в области речеслухового анализатора умственно отсталый ребенок долго неразличает звуки речи, не разграничивает слова, произносимые окружающими,недостаточно точно и четко воспринимает речь окружающих. Развитие моторики, втом числе и речевой, у умственно отсталых детей протекает замедленно, недифференцированно. Причиной аномального развития и нарушений речи у умственноотсталых детей является недоразвитие познавательной деятельности. Программакоррекционной логопедической работы предусматривает создание специальныхусловий для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся, общейкоординации движений, мелкой моторики, развитие артикуляционной моторики, фонематическихпроцессов, через коррекцию дефектов всех видов речи, обогащение и активизациясловарного запаса, развитие коммуникативных навыков посредствам повышенияуровня общего речевого развития детей. Описание места коррекционногокурса в учебном плане В Федеральном компоненте государственногостандарта занятия с учителем – логопедом обозначены как дополняющий компоненткоррекционноразвивающих занятий, входящих в обязательную часть учебного плана,что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ.Длительность индивидуального занятия 20 минут, в зависимости от формы занятий ииндивидуальных возможностей обучающихся.

 Описаниеценностных ориентиров содержания коррекционных занятий выражается через:

 — развитиеслухового восприятия

развитиеспособности к использованию невербальных компонентов коммуникации.

 — развитиезрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.

 — развитиезрительно-пространственного анализа и синтеза.

 — развитиефункции голоса и дыхания.

развитиечувства ритма. — развитие импрессивной и экспрессивной речи

 — развитиеорганов артикуляционного аппарата;

 — постановкадыхания формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на

Личностныеи коррекционные результаты освоения коррекционных занятий

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

пп

Раздел

Тема урока

Количество часов

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

 

Начальная диагностика

6

 

1

обследование импрессивной речи

 

 

2

Обследование пассивного словарного запаса

 

 

3

Обследование экспрессивной речи

 

 

4

Обследование речевой моторики

 

 

5

Обследование речевого дыхания

 

 

6

Обследование слухового восприятия

 

 

I

Формирование понимания обращённой речи

9

Соотносят свои действия с простой речевой инструкцией. Выполняют простую речевую инструкцию. Определяют предметы по их описанию

1

Формирование понимания речи. Упражнение «готовимся к занятию»

 

 

2

Формирование умения соотносить свои действия с простой речевой инструкцией

 

 

3

выполнение простой речевой инструкции с изменением положения предмета в пространстве. Упражнение «помоги няне»

 

 

4

выполнение простой речевой инструкции с изменением положения предмета в пространстве. Упражнение «Выполни команду!»

 

 

5

Выполнение целенаправленного действия, ориентируясь на словесную инструкцию . Упражнение «помоги кукле»

 

 

6

узнавание предметов по их функциональному назначению. Упражнение «Поручение»

 

 

7

Узнавание игрушек и предметов по описанию. Упражнение «Покажи картинку»

 

 

8

Раскладывание предметов в заданной последовательности

 

 

9

Выполнение действий по инструкции.

 

 

II

Формирование пространственного восприятия

10

Ориентируются в пространстве. Определяют верх.     низ стороны и стороны собственного тела. Определяют и сравнивают части тела и лица у куклы и у себя.

1

Формирование умения ориентироваться в пространстве. Упражнение «солнышко»

 

 

2

Формирование пространственного отношения в соответствии с положением самого себя. игра «скульптор»

 

 

3

«Мой портрет- моё лицо»- показ-описание

 

 

4

Упражнение в показе частей лица

 

 

5

Формирование осознания своего тела .Игра «что есть у игрушки?»

 

 

6

Различение индивидуальной особенностей своей внешности. Игра «покажи правильно»

 

 

7

Различение индивидуальной особенностей своей внешности. Игра «погладь по…»

 

 

8

Сравнение и показ частей тела  куклы и себя.

 

 

9

Формирование чувства самоопределения в предметном мире . Упражнение «незаконченные изображения»

 

 

10

Формирование чувства самоопределения в предметном мире . Упражнение-рисование «нарисуй друга»

 

 

 

III

Формирование жестовой речи

25

Определяют жесты приветствия и прощания, отрицания и утверждения,  просьбы и действия, радости и печали. 

1

Знакомство с жестами отрицаниями

 

 

2

Упражнение в употреблении жестов- отрицаний

 

 

3

Показ отрицания жестом. Игра «нет»

 

 

4

Закрепление употреблений жестов-отрицаний

 

 

5

Знакомство с жестами утверждениями

 

 

6

Показ утверждения жестом

 

 

7

Упражнение в употреблении жестов-утверждений. Игра «да», «нет»

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

 

8

Закрепление употребления жестов-утверждений

 

 

9

Упражнение в правильном употреблении  жестов-утверждений и отрицаний.

 

 

10

Жесты приветствия, радости

 

 

11

Показ приветствия  жестами.

 

 

12

Показ радости жестами

 

 

13

Употреблений жестов-приветствий.

 

 

14

Упражнение в употреблении жестов- радости. Игра «Здравствуйте гости»

 

 

15

Закрепление употребления жестов радости, приветствий

 

 

16

Жесты печали-гнева.

 

 

17

Упражнение в употреблении жестов печали, гнева. Игра «Мне грустно»

 

 

18

Закрепление употребления жестов печали-гнева.

 

 

19

Жесты –просьбы «дай», «на», «иди», «уходи»

 

 

20

Упражнение в употреблении жестов просьбы. игра «дай предмет»

 

 

21

Закрепление употребления жестов-просьбы

 

 

22

Жесты- действия

 

 

23

Упражнение в употреблении жестов-действий

 

 

24

Закрепление использования жестов-действий

 

 

25

Использование жестов –действий в рассказе

 

 

IV

Развитие мимической и артикуляционной моторики.

14

Выполняют отдельные артикуляционные и мимические упражнения в зависимости от возможностей обучающихся.

1

Развитие подвижности мышц лба. Мимическое упражнение «горы»

 

 

2

Развитие подвижности мышц лба. Мимическое упражнение «хмурая туча»

 

 

3

Развитие подвижности мышц глаз. Мимическое упражнение «на пляже»

 

 

4

Развитие подвижности мышц глаз. Мимическое упражнение «Мигалки»

 

 

5

Развитие подвижности мышц щёк. Мимическое упражнение «Толстый-худой»

 

 

6

Развитие подвижности мышц губ. Мимическое упражнение «качели»

 

 

7

Закрепление мимических упражнений

 

 

8

Формирование умения принимать требуемую позу артикуляционную позу. Артикуляционное упражнение «трубочка»

 

 

9

Формирование умения принимать требуемую позу артикуляционную позу. Артикуляционное упражнение «улыбочка»

 

 

10

Формирование умения сочетать движения языка и губ. Артикуляционное упражнение «футбол»

 

 

11

Формирование полноценных артикуляционных движений. Артикуляционное упражнение «вкусное варенье»

 

 

12

Формирование умения принимать требуемую позу артикуляционную позу. Артикуляционное упражнение «лопаточка»

 

 

13

Формирование умения удерживать требуемую позу артикуляционную позу. Артикуляционное упражнение «заборчик»

 

 

14

Закрепление артикуляционных упражнений

 

 

 V

Развитие речевого дыхания

10

Выполняют упражнения для развития направления воздушной струи (сдувают бабочек, вызывают шторм в стакане)и спокойного вдоха

(нюхают цветы, запахи)

1

 

 

 

VI

Развитие слухового восприятия

8

Воспроизводят простой ритмический узор. Определяют на слух звучащие и стучащие игрушки.

VII

Формирование пассивного словарного запаса

14

Определение 1-2 предмета по лексической теме

 

 

 

 

 

 

 

 

1) осознаниесебя, своего Я; осознание своей принадлежности к определенномуполу;

2) социально-эмоциональноеучастие в процессе общения и совместной деятельности;

3) развитиеадекватных представлений об окружающем социальном мире, овладениесоциально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и в школе,умение выполнять посильную домашнюю работу, включаться школьные дела;

4) умениесообщать о нездоровье, опасности и т.д.

5) владениеэлементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;

6) первоначальноеосмысление социального окружения;

7) развитиесамостоятельности

8) овладениеобщепринятыми правилами поведения;

9) наличиеинтереса к практической деятельности.

Планируемыерезультаты сформированности базовых учебных действийРешение поставленных задач происходит на специально организованных групповых ииндивидуальных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.

Формированиеучебного поведения:

1) направленностьвзгляда (на говорящего взрослого, на задание):

 — фиксируетвзгляд на звучащей игрушке;

 — фиксируетвзгляд на яркой игрушке;

 — фиксируетвзгляд на движущей игрушке;

 — переключаетвзгляд с одного предмета на другой;

фиксируетвзгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;

 — фиксируетвзгляд на лице педагога с использованием голоса;

фиксируетвзгляд на изображении; — фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умениевыполнять инструкции педагога:

 — понимаетжестовую инструкцию;

понимаетинструкцию по инструкционным картам;

 — понимаетинструкцию по пиктограммам;

 — выполняетстереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапеобучения).

 3) использованиепо назначению учебных материалов:

 — бумаги;- цветной бумаги;

 — пластилина.

4) умениевыполнять действия по образцу и по подражанию:

 — выполняетдействие способом рука-в-руке;

подражаетдействиям, выполняемым педагогом;

 — последовательновыполняет отдельные операции действия по образцу педагога;

 — выполняетдействия с опорой на картинный план с помощью педагога. Формирование умениявыполнять задание:

 1) втечение определенного периода времени:

 — способенудерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) отначала до конца: — при организующей, направляющей помощи способен выполнитьпосильное задание от начала до конца.

 3) сзаданными качественными параметрами:

 — ориентируетсяв качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программыобучения по предмету, коррекционному курсу. Формирование умения самостоятельнопереходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии срасписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:

 — ориентируетсяв режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;

 — выстраиваеталгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощьюпедагога.

 

 

 

ОСНОВНОЕСОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

1. Развитиеслухового восприятия

2. Развитиеспособности к использованию невербальных компонентов коммуникации.

3. Развитиезрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.

 4. Развитиезрительнo-пространственного анализа и синтеза.

 5. Развитиесенсорно перцептивной деятельности.

 6. Развитиефункции голоса и дыхания.

 7. Развитиечувства ритма.

 8. Развитиеимпрессивной и экспрессивной речи. Каждое направление включает определенныезадачи и соответствующие им приемы, дифференцированные в зависимости от этапаработы и индивидуальных особенностей безречевых детей

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет