Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение
Мар-Кюельскаясредняя общеобразовательная школа
Рассмотрено: На заседании МО Протокол № от «___»_______2022 г.от ________________ (____________________)
|
Согласовано: Зам. директора по УВР «___»_______________2022г. _____________ (Антонова С.В.)
|
Утверждено: Директор МБОУМКСОШ Приказ №___ от «___»_______2022 г ______________ (Тотонова Л.С.)
|
Рабочаяпрограмма по истории
на2022 -2023 учебный год
Класс: 6
Учитель: Саввинова Вера Дмитриевна,учитель истории и обществознания
|
Кол-во часов в неделю |
Кол-во часов в год |
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
По программе |
2 |
68 |
18 |
14 |
20 |
16 |
По плану |
2 |
67 |
18 |
14 |
20 |
15 |
Фактически проведено |
|
|
|
|
|
|
Пояснительнаязаписка
1. Рабочаяпрограмма для 6 класса рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю), поплану 67 учебных часов 1 час совпадает с праздничным днём – 1 мая.
Срокреализации программы 1 год.
Контрольныеработы – 2.
Рабочаяпрограмма составлена на основе нормативных документов:
· Федеральногозакона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образованиив Российской Федерации»;
· приказаМинпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Обутверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности поосновным общеобразовательным программам – образовательным программам начальногообщего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется направоотношения с 1 сентября 2021 года);
· приказаМинобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Обутверждении ФГОС основного общего образования»;
· СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологическиетребования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей имолодежи», утвержденных постановлениемглавного санитарного врача от 28.09.2020 № 28
· СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиеническиенормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности длячеловека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2
· учебного плана основного общего образования, утвержденногоприказом № от 31 августа 2022 г. МБОУ«Мар – Кюельская СОШ» «О внесении изменений в основнуюобразовательную программу основного общего образования»;
· рабочей программы воспитания МБОУ«Мар – Кюельская СОШ»
2. Учебно-методический комплект включаетследующие материалы:
- Раздел рабочей программы Всеобщая история. История Средних веков и История России. 6 класс
- Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История Средних веков. М.: Просвещение, 2021
- Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. / под редакцией Торкунова А.В. История России. 6 класс. В 2 частях. М.: Просвещение, 2018
- Крючкова Е. А. Рабочая тетрадь по всеобщей истории История Средних веков. 6 кл.:.— М.: Просвещение, 2020
Настенныеисторические карты:
- Русь в IХ в.- начале ХII в.
- Борьба русского народа против иноземных захватчиков в ХIII в.
- Российское государство в ХVI в.
- Северо-Восточная Русь в первой половине ХIV в.
- Древняя Русь-Русь Удельная- Московская Русь
- Великое княжество Литовское в ХIII-ХV вв.
- Киевская Русь в IХ-начале ХII в.
- Арабы в VII-IХ вв.
- Франкское государство в эпоху Каролингов
- Индия и Китай в средние века
- Итальянские государства в ХIV-ХV вв.
- Столетняя война 1337-1453 гг.
- Византийская империя и славяне в VII в.
- Восточная Римская (Византийская) империя при Юстиниане I (527-565гг.)
- Развитие ремесле и торговли в Европе а ХVII в.
- Византийская империя в IХ-первой половине ХI в.
- Западная Европа в ХI-начале ХIII в. Крестовые походы
3.Цели и задачи курса:
-Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира вэпоху Средневековья, объединение различных фактов и понятий средневековойистории в целостную картину развития России и человечества в целом.
- Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать общие черты и различия.
- Охарактеризовать выдающихся деятелей России и мира, их роль в истории и культуре.
- Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).
- Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).
Цельвоспитательной работы при изучении курса истории 6 класса
Содействие воспитанию свободной и ответственнойличности, ее социализации; познание окружающей действительности, самопознание исамореализация.
1. Планируемыерезультаты обучения и освоения содержания курса по истории 6 класса.
Программаобеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.
Личностнымирезультатами изучения курса истории в 6 классе являются:
• первичная социальная и культурная идентичность наоснове усвоения системы исторических понятий и представлений о прошломОтечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своейэтнической идентичности;
• познавательный интерес к прошлому своей Родины;
• изложение своей точки зрения, её аргументация всоответствии с возрастными возможностями;
• проявление эмпатии как понимания чувств других людейи сопереживания им;
• уважительное отношение к прошлому, к культурному иисторическому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивациипоступков людей предшествующих эпох;
• навыки осмысления социально-нравственного опыта
предшествующих поколений;
• уважение к народам России и мира и принятие ихкультурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов впроцессе формирования древнерусской народности;
• следование этическим нормам и правилам ведениядиалога в соответствии с возрастными возможностями, формированиекоммуникативной компетентности;
• обсуждение и оценивание своих достижений, а такжедостижений других обучающихся под руководством педагога;
• расширение опыта конструктивного взаимодействия всоциальном общении.
Метапредметные результаты изучения историивключают следующие умения и навыки:
• формулировать при поддержке учителя новые для себязадачи в учёбе и познавательной деятельности;
• планировать при поддержке учителя пути достиженияобразовательных целей;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,оценивать правильность решения учебной задачи;
• работать с учебной и внешкольной информацией(анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальнуюинформацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);
• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную ивторостепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);
• использовать современные источники информации -материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальнойинформационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищахобразовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете подруководством педагога;
• привлекать ранее изученный материал при решениипознавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведениематериала) по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии,классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии дляклассификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ всоответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения прирешении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результатысвоей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы,презентации и др., а также в виде письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи,систематизации и презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы,распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания иконтролировать качество выполнения работы;
• организовывать учебное сотрудничество и совместнуюдеятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;_
• определять свою роль в учебной группе, вклад всехучастников в общий результат.
Предметныерезультаты изучения истории включают:
•определение исторических процессов, событий во времени, применение основныххронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
•установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;
•составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
•определение и использование исторических понятий и терминов;
•овладение элементарными представлениями о закономерностях развитиячеловеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбахнародов, населяющих её территорию;
•использование знаний о территории и границах, географических особенностях,месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
•использование сведений из исторической карты как источника информации орасселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древнихнародов и государств, местах важнейших событий;
•изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности,расположении древних государств, местах важнейших событий;
•описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей вдревности, памятников культуры, событий древней истории;
•понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния нажизнь человека;
•высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточныхславян и их соседей;
•описание характерных, существенных черт форм до государственного игосударственного устройства древних общностей, положения основных группобщества, религиозных верований людей;
•поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности,отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;
•анализ информации, содержащейся в летописях (фрагменты «Повести временных лет»и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг. и др.),публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках поистории Древней и Московской Руси;
•использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов,раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людейи др.);
•понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса историческихисточников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшегопериода развития человечества;
•оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельностиВладимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, АндреяБоголюбского, Александра Невского, Ивана Калиты, Сергия Радонежского, ДмитрияДонского, Ивана III и др. исходя из гуманистических ценностных ориентаций,установок;
•умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную)информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);
•сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок историческихсобытий и личностей с опорой на конкретные примеры;
•определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
•систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление еёрезультатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам(Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества;Русское государство в конце XV — начале XVI в.);
•поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применениекраеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятниковна территории современной России;
•приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического,цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
•личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периодаДревней и Московской Руси;
•уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, пониманиекультурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.
2. Содержаниетем учебного курса.
Всеобщая история.
ИсторияСредних веков(28 часов).
Понятие«Средние века». Хронологические рамки Средневековья. (1 час)
РанееСредневековье
ГлаваI.Становление средневековой Европы (VI – XI века)(5 ч.)
Образованиеварварских королевств. Государство франков. Христианская церковь в раннее Средневековье.Возникновение и распад империи Карла Великого Феодальная раздробленностьЗападной Европы. Англия в раннее Средневековье.
ГлаваII. Византийскаяимперия и славяне в VI – XI веках(3 ч.)
Византияпри Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии.Образование славянских государств.
ГлаваIII. Арабы в VI – XI веках. (2ч)
Возникновениеислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата.
Зрелоеи Позднее Средневековье
ГлаваIV. Феодалыи крестьяне. (2 ч)
Средневековаядеревня и её обитатели. В рыцарском замке.
ГлаваVСредневековый город в Западной и Центральной Европе. (2 ч)
Формированиесредневековых городов. Городское ремесло. Торговля в Средние века. Горожане иих образ жизни.
ГлаваVI.Католическая церковь в XI – XIII веках.Крестовые походы. (2 ч.)
Могуществопапской власти. Католическая церковь и еретики. Крестовые походы.
Глава VII.Образование централизованных государств в Западной Европе XI – XVвека. (6ч.)
ОбъединениеФранции. Что англичане считают началом своих свобод. Столетняя война. Усилениекоролевской власти в XVв воФранции и в Англии. Реконкиста и образование централизованных государств наПиренейском полуострове. Государства, оставшиеся раздробленными Германия иИталия.
ГлаваVIII.Славянские государства и Византия в XIV – XV веках.(2 ч.)
Гуситскоедвижение в Чехии. Завоевание турками-османами Балканского полуострова.
ГлаваIX. КультураЗападной Европы в Средние века. (2 ч.)
Образованиеи философия. Средневековая литература. Средневековое искусство. Культурараннего возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения.
СтраныВостока в Средние века. Государства доколумбовой Америки. (1ч.)
СредневековаяАзия: Китай, Индия, Япония. Государства и народы Африки и Доколумбовой Америки.
ИсторияРоссии.
ИсторияРоссии с древности до XV в. (39 часов).
Введение(1 ч.)
Предметотечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природныйфактор в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческоепространство и символы российской истории.
ГлаваI. Народы и государства на территории нашей страны в древности. (4 ч.)
Древниелюди и их стоянки на территории современной России. Неолитическая революция.Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Образование первых государств. Восточныеславяне и их соседи
Повторительно-обобщающийурок по теме I «Народы и государства на территории нашей страны в древности» (1ч)
ГлаваII. Русь в IX – первой половине XII в. (9ч.)
Первыеизвестия о Руси. Становление Древнерусского государства. Становление Древнерусскогогосударства. Правление князя Владимира. Крещение Руси. Русское государство приЯрославе Мудром. Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах
Общественныйстрой и церковная организация на Руси. Культурное пространство Европы икультура Древней Руси. Повседневная жизнь населения. Место и роль Руси вЕвропе.
Повторительно-обобщающийурок по теме II «Русь в IX — первой половине XII в.» (1ч.)
ГлаваIII. Русь в середине ХII — начале XIII в. (4 ч.)
Политическаяраздробленность в Европе и на Руси. Владимиро-Суздальское княжество.Новгородская республика. Южные и юго-западные русские княжества.
Повторительно-обобщающийурок по теме III «Русь в середине ХII — начале XIII в.» (1ч.)
ГлаваIV. Русские земли в середине XIII — XIV в. (8 ч.)
Монгольскаяимперия и изменение политической картины мира. Батыево нашествие на Русь. Северо-ЗападнаяРусь между Востоком и Западом. Золотая Орда: государственный строй, население,экономика и культура. Литовское государство и Русь. Усиление Московскогокняжества в Северо-Восточной Руси. Объединение русских земель вокруг Москвы.Куликовская битва. Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII —XIV в. Тульский край в истории и культуре Руси
Повторительно-обобщающийурок(1 ч.)
ГлаваV. Формирование единого Русского государства (8ч.)
Русскиеземли на политической карте Европы и мира в начале XV в. Московское княжество впервой половине XV в. Распад Золотой Орды и его последствия. Московскоегосударство и его соседи во второй половине XV в. Русская православная церковьв XV — начале XVI в.. Человек в Российском государстве второй половины XV в. Формированиекультурного пространства единого Российского государства
Повторительно-обобщающийурок (1 ч.)
3. Календарно-тематическоепланирование
Всеобщая история. История Средних веков(28 часов)
№ |
Содержание (разделы, темы) |
Количество часов |
Дата/ план |
Дата/ факт |
Примечание |
1 |
Введение. Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья. |
1 |
03.09 |
03.09 |
|
Глава I Становление средневековой Европы (VI—XI века) |
|||||
2 |
Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII вв.
|
1 |
05.09 |
05.09 |
|
3 |
Христианская церковь в раннее Средневековье. |
1 |
10.09 |
10.09 |
|
4 |
Возникновение и распад империи Карла Великого. |
1 |
12.09 |
12.09 |
|
5 |
Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв. |
1 |
17.09 |
17.09 |
|
6 |
Англия в раннее Средневековье |
1 |
19.09 |
19.09 |
|
Глава II. Византийская империя и славяне в VI – XI вв. |
|||||
7 |
Византийская империя при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. |
1 |
24.09 |
24.09 |
|
8 |
Образование славянских государств. |
1 |
26.09 |
26.09 |
|
Глава III Арабы в VI — XI веках |
|||||
9 |
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. |
1 |
01.10 |
01.10 |
|
10 |
Культура стран халифата. |
1 |
03.10 |
03.10 |
|
Глава I VФеодалы и крестьяне. |
|||||
11 |
В рыцарском замке. |
1 |
08.10 |
08.10 |
|
12 |
Средневековая деревня и ее обитатели. |
1 |
10.10 |
10.10 |
|
Глава V. Средневековый город в Западной и Центральной Европе |
|||||
13 |
Средневековый город. Торговля в Средние века. |
1 |
15.10 |
15.10 |
|
14 |
Горожане и их образ жизни. |
1 |
17.10 |
17.10 |
|
Глава VI. Католическая церковь в XI—XIII веках. Крестовые походы. |
|||||
15 |
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. |
1 |
22.10 |
22.10 |
|
16 |
Крестовые походы. |
1 |
24.10 |
24.10 |
|
Глава VII Образование централизованных государств в Западной Европе в XI—XV вв. |
|||||
17 |
Как происходило объединение Франции. |
1 |
29.10 |
|
|
18 |
Что англичане считают началом своих свобод. |
1 |
31.10 |
|
Представленная информация была полезной? ДА 59.43% НЕТ 40.57% Проголосовало: 1166 |
19 |
Столетняя война. |
1 |
12.11 |
|
|
20 |
Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии. |
1 |
14.11 |
|
|
21 |
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. |
1 |
19.11 |
|
|
22 |
Германия и Италия в 12-15 веках. Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов |
1 |
21.11 |
|
|
Глава VIII. Славянские государства и Византия в XIV—XV веках |
|||||
23 |
Гуситское движение в Чехии |
1 |
26.11 |
|
|
24 |
Завоевание турками — османами Балканского полуострова |
1 |
28.11 |
|
|
Глава IX. Культура Западной Европы в Средние века |
|||||
25 |
Образование и философия, литература, искусство |
1 |
03.12 |
|
|
26 |
Культура Раннего Возрождения. Научные открытия и изобретения |
1 |
05.12 |
|
|
Страны Востока в Средние века. |
|||||
27 |
Средневековое общество в Индии, Китае, Японии. |
1 |
10.12 |
|
|
28 |
Итоговая контрольная работа по курсу истории средних веков |
1 |
12.12 |
|
|
История России (39 ч)
№ |
Содержание (разделы, темы) |
Количество часов |
Дата/ план |
Дата/факт |
Примечание |
29 |
Введение. Наша Родина — Россия |
1 |
17.12 |
|
|
Глава I. Народы и государства на территории нашей страны в древности |
|||||
30 |
Древние люди и их стоянки на территории современной России |
1 |
19.12 |
|
|
31 |
Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. |
1 |
24.12 |
|
|
32 |
Образование первых государств |
1 |
26.12 |
|
|
33 |
Восточные славяне и их соседи |
1 |
14.01 |
|
|
34 |
Повторительно-обобщающий урок по теме I « Народы и государства на территории нашей страны в древности» |
1 |
16.01 |
|
|
Глава II. Русь в IX — первой половине XII в.11 |
|||||
35 |
Первые известия о Руси |
1 |
21.01 |
|
|
36 |
Становление Древнерусского государства |
1 |
23.01 |
|
|
37 |
Правление князя Владимира. Крещение Руси |
1 |
28.01 |
|
|
38 |
Русское государство при Ярославе Мудром |
1 |
30.01 |
|
|
39 |
Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах |
1 |
04.02 |
|
|
40 |
Общественный строй и церковная организация на Руси |
1 |
06.02 |
|
|
41 |
Место и роль Руси в Европе. |
|
11.02 |
|
|
42 |
Культурное пространство Европы и культура Древней Руси |
1 |
13.02 |
|
|
43 |
Повседневная жизнь населения |
1 |
18.02 |
|
|
44 |
Повторительно-обобщающий урок по теме II «Русь в IX — первой половине XII в.» |
1 |
20.02 |
|
|
Глава III. Русь в середине ХII — начале XIII в. |
|||||
45 |
Политическая раздробленность в Европе и на Руси |
1 |
25.02 |
|
|
46 |
Владимиро-Суздальское княжество |
1 |
27.02 |
|
|
47 |
Новгородская республика |
1 |
04.03 |
|
|
48 |
Южные и юго-западные русские княжества. |
1 |
06.03 |
|
|
49 |
Повторительно-обобщающий урок по теме III « Русь в середине ХII — начале XIII в.» |
|
11.03 |
|
|
Глава IV. Русские земли в середине XIII — XIV в. |
|||||
50 |
Монгольская империя и изменение политической картины мира |
1 |
13.03 |
|
|
51 |
Батыево нашествие на Русь |
1 |
18.03 |
|
|
52 |
Северо-Западная Русь между Востоком и Западом |
1 |
20.03 |
|
|
53 |
Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура |
1 |
08.04 |
|
|
54 |
Литовское государство и Русь |
1 |
10.04 |
|
|
55 |
Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси |
1 |
15.04 |
|
|
56 |
Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва |
1 |
17.04 |
|
|
57 |
Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в. Тульский край в истории и культуре Руси |
1 |
22.04 |
|
|
58 |
Повторительно-обобщающий урок |
1 |
24.04 |
|
|
Глава V. Формирование единого Русского государства |
|||||
59 |
Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. |
1 |
29.04 |
|
|
60 |
Московское княжество в первой половине XV в. |
1 |
06.05 |
|
|
61 |
Распад Золотой Орды и его последствия |
1 |
08.05 |
|
|
62 |
Московское государство и его соседи во второй половине XV в. |
1 |
13.05 |
|
|
63 |
Русская православная церковь в XV — начале XVI в. |
1 |
15.05 |
|
|
64 |
Итоговая контрольная работа по курсу истории России |
1 |
20.05 |
|
|
65 |
Человек в Российском государстве второй половины XV в. |
1 |
22.05 |
|
|
66 |
Формирование культурного пространства единого Российского государства |
1 |
27.05 |
|
|
67 |
Повторительно-обобщающий урок |
1 |
29.05 |
|
|