МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 Г.ОХИ
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА АНТОНА ЕФИМОВИЧА БУЮКЛЫ
РАССМОТРЕНА ИПРИНЯТА: УТВЕРЖДЕНА
на педагогическогосовете приказом № 303 – ОД от 24.06.2022 г.
протокол № 12 от 30мая 2022 года «Об утверждении ООП ООО, ООП
НОО, ООП СОО»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВС ОВЗ (ЗПР вариант 7.1)
на 2022/2023 учебный год
(срок реализации 5 лет)
Составлена на основе: АООП ООО МБОУ СОШ № 1 г. Охи им.А. Е. Буюклы на 2022- 2026 годы (ФГОС ООО) 1-4 классы, АООП ООО МБОУ СОШ № 1 г.Охи им. А. Е. Буюклы №1 г. Охи им. А. Е. Буюклы на 2022- 2027 год (обновленныеФГОС) 1 – 4 классы.
г. Оха,
2022 год
I.Пояснительная записка
Программа коррекционного курса «Дефектологическиезанятия» разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательнойпрограммы начального общего образования для обучающихся1-4 классов с ЗПР (вариант 7.1) МБОУ СОШ№1г.Охи им. А.Е. Буюклы, в соответствии с требованиями ФГОС НООобучающихся с ОВЗ, Устава МБОУ СОШ №1г.Охиим. А.Е. Буюклы, Федеральным государственнымобразовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Программа направлена на реализацию системыдефектологической помощи детям с нарушениями в развитии в освоенииадаптированной основной общеобразовательной программы начального общегообразования, коррекцию недостатков в развитии обучающихся, их дальнейшуюсоциальную адаптацию.
Нормативно-правовое обеспечение:
Работаучителя-дефектолога организуется на основании:
· Федерального Закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
· Письмо Министерства образования и науки РФ от18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми сограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
· Приказ Министерства образования и науки РФ от 30августа 2013 г.№ 1015Об утверждении Порядка организации и осуществленияобразовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам начального общего, основного общего и среднегообщего образования».
· Письмо Министерства образования и науки РоссийскойФедерации № ВК-452/07 от 11.03.16.
· Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ».
· Приказ Министерства образования и науки РФ № 1599от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении ФГОС образования детей с умственнойотсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
· Примерные адаптированные основныеобщеобразовательные программы начального общего образования для детей сограниченными возможностями здоровья.
· Программы специальных (коррекционных)образовательных учреждений.
· Постановление Главного государственного санитарноговрача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациямвоспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
·
Даннаяпрограмма выступает инструментом при планировании коррекционно-развивающейкомпетентностной деятельности учителя-дефектолога.
Цель — создание системы комплексной помощиобучающимся с задержкой психического развития в освоении АООП НОО, коррекциянедостатков познавательной деятельности, помощь в освоении программногоматериала.
Задачи коррекционно-развивающего сопровождения на период реализациипрограммы:
1. Выявление особых образовательных потребностейобучающегося с задержкой психического развития, обусловленных структурой иглубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическомразвитии.
2. Осуществление индивидуально ориентированнойпсихолого-педагогической помощи обучающемуся с задержкой психического развития сучетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (всоответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
3. Организация индивидуальных и групповых занятий длядетей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизическогоразвития и индивидуальных возможностей обучающихся.
4. Реализация системы мероприятий по социальнойадаптации обучающегося с задержкой психического развития.
5. Оказание родителям (законным представителям)обучающегося с задержкой психического развития консультативной и методическойпомощи по психолого-педагогическим, социальным и другим вопросам, связанным сих воспитанием и обучением.
II.Характеристика нозологической группы,описание особых образовательных потребностей
Обучающиесяс ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденныеПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Категорияобучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченнымивозможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Средипричин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональнаянедостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы,хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания,психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологическихфакторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — отсостояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующихотграничения от умственной отсталости.
Всеобучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения вусвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательнымиспособностями, специфическими расстройствами психологического развития(школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/илиповедения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степенивыраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленныйтемп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудностипроизвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушенияречевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственнойориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровеньпсихического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только отхарактера и степени выраженности первичного (как правило, биологического посвоей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения ивоспитания (раннего и дошкольного).
Диапазонразличий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практическинормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимыетрудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениямикогнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способныхпри специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровымисверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общегообразования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической)коррекционной помощи.
Различиеструктуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяетнеобходимость многообразия специальной поддержки в получении образования исамих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностямобучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в полученииобразования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностьюили неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокамс образованием здоровых сверстников.
Дифференциацияобразовательных программ начального общего образования обучающихся с ЗПР должнасоотноситься с дифференциацией этой категории обучающихся в соответствии схарактером и структурой нарушения психического развития. Задача разграничениявариантов ЗПР и рекомендации варианта образовательной программы возлагается наПМПК.
Данная программа – это курс специальных индивидуальных и групповыхзанятий, направленных на развитие и коррекцию психических процессов и моторнойдеятельности учащихся с ОВЗ. Занятия проводятся по утвержденному расписанию,продолжительность одного занятия составляет 35-40 минут.
При организации коррекционно – развивающей работы значительное вниманиеуделяется психологическим особенностям возрастных групп, индивидуальностидетей, своеобразию их поведенческих и эмоциональных реакций. Коррекционно –развивающая работа с детьми с ОВЗ осуществляется по принципудифференцированного и индивидуального подхода. Индивидуальные занятиянаправлены на исправление недостатков психического развития этих детей,ликвидацию пробелов в знаниях.
Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявленияиндивидуальных пробелов в их развитии и обучении.
Учитываются возрастные черты мышления ученика. В разных классах могутбыть использованы одни и те же методики и упражнения, но при этом меняетсяуровень их сложности. Универсальной формой коррекционных занятий является игра.
III.Структура коррекционно – развивающих занятий:
· Блок диагностики познавательных процессов:восприятия, внимания, памяти, мышления, моторной деятельности.
· Блок коррекции и развития этих познавательныхпроцессов.
Коррекционно– развивающая работа с детьми представляет собой организацию целостнойосмысленной деятельности ребенка и учителя, проводимой в соответствии сопределенными научно обоснованными принципами:
· Развитие умений и навыков, позволяющих в комплексеразвивать познавательную деятельность и личность ребенка.
· Развитие умения думать, рассуждать, строитьумозаключения, используя для этого диалог ребенка и учителя, в котором учительзадает вопросы, стимулирующие мышление.
· Развитие у учащихся основных (базовых) мыслительныхопераций и важнейших интеллектуальных умений, составляющих ядро любойпознавательной деятельности человека.
· Коррекция и развитие понимания. Формирование уменияпонимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов.
Коррекционныезанятия проводятся по подгруппам и в индивидуальной форме. Исходя из данныхвходной диагностики, учитывая индивидуальные психо – физиологическиеособенности учащихся формируются группы, численностью 2 – 4 человек.
IV.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ КОРРЕКЦИОННОЙДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ
Освоение обучающимся коррекционно-развивающейдефектологической программы, которая создана на основе ФГОС для детей с ОВЗ,предполагает достижение ими трех видов результатов: личностных,метапредметных и предметных.
Личностными результатами являются:
· правила поведения в обществе, семье, сосверстниками;
· правила игрового общения, о правильном отношении ксобственным ошибкам, к победе, поражению;
· умения анализировать и сопоставлять, обобщать,делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели;
· умение налаживать контакт с людьми;
· умение соблюдать правила игры и дисциплину;
· умение правильно взаимодействовать с партнерами покоманде;
· способность к саморазвитию;
· внутренняя позиция школьника на уровнеположительного отношения к школе;
· широкая мотивационная основа учебной деятельности,включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
· учебно-познавательный интерес к новому учебномуматериалу и способам решения новой задачи;
· способность к самооценке на основе критериевуспешности учебной деятельности;
· осознание смысла и нравственного содержаниясобственных поступков и поступков других людей;
· основные моральные нормы поведения в обществе,проекция этих норм на собственные поступки;
· понимание чувств одноклассников, учителей, другихлюдей и сопереживание им;
· принятие установки на здоровый образ жизни;
· чувство прекрасного на основе знакомства с лучшимиобразцами мировой и отечественной культуры и традиций.
Метапредметными результатамиявляются:
· навык доверительно и открыто говорить о своихчувствах;
· умение учиться работать в паре и в группе;
· навык выполнять различные роли;
· умение слушать и понимать речь сверстников;
· осознавать особенности позиции ученика и учитьсявести себя в соответствии с этой позицией;
· принимать и сохранять учебную задачу;
· учитывать выделенные учителем ориентиры действия вновом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
· планировать свои действия в соответствии споставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннемплане;
· адекватно воспринимать предложения и оценкуучителей, товарищей, родителей и других людей;
· умение устанавливать причинно-следственные связи визучаемом круге явлений;
· учитывать другое мнение и позицию, стремиться ккоординации различных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· умение задавать вопросы;
· умение контролировать действия партнера;
· использование речи для регуляции своего действия;
· умение адекватно воспринимать и передаватьинформацию в заданном формате.
Предметными результатами являютсяумения:
· целенаправленно выполнять действия по трёх- ичетырёхзвенной инструкции педагога;
· дорисовывать незаконченные изображения;
· группировать предметы по двум заданным признакамформы, величины или цвета, обозначать словом;
· составлять цветовую гамму от тёмного до светлоготона разных оттенков;
· конструировать предметы из 5-6 деталей,геометрических фигур;
· определять на ощупь поверхность предметов,обозначать в слове качества и свойства предметов;
· зрительно дифференцировать 2-3 предмета по неярковыраженным качествам, определять их словом;
· классифицировать предметы и явления на основевыделенных свойств и качеств;
· различать запахи и вкусовые качества, называть их;
· сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешиватьна руке;
· действовать по звуковому сигналу;
· адекватно ориентироваться на плоскости и впространстве;
· выражать пространственные отношения с помощьюпредлогов;
· определять время по часам.
В результате реализации данной программы обучающиеся должнынаучиться:
· выделять существенные признаки и закономерностипредметов;
· сравнивать предметы, понятия;
· обобщать и классифицировать понятия, предметы,явления;
· определять отношения между понятиями или связимежду явлениями и понятиями;
· концентрировать, переключать своё внимание;
· развивать свою память;
· улучшить уровень пространственнойсообразительности, зрительно-моторной координации;
· уметь копировать, различать цвета, уметьанализировать и удерживать зрительный образ;
· самостоятельно выполнить задания;
· осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать иисправлять свои ошибки;
· работать в группе (при групповых формах работы).
Обучающийся, владеющий положительнымразвитием психических процессов: внимания, памяти (слухоречевой, зрительной),мыслительными операциями, владеющий приемами обобщения, классификациями, общимуровнем осведомленности не ниже среднего. Положительным отношением к школе,адекватной самооценкой, умеющий справляться со своим эмоциональным состоянием,с навыками конструктивного взаимодействия с окружающими людьми и имеющийблагоприятный статус в коллективе.