X-PDF

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ С ОВЗ (ЗПР вариант 7.1)

Поделиться статьей

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 Г.ОХИ

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА АНТОНА ЕФИМОВИЧА БУЮКЛЫ

 

 

РАССМОТРЕНА ИПРИНЯТА:                  УТВЕРЖДЕНА                   

на педагогическогосовете                               приказом № 303 – ОД от 24.06.2022 г.

протокол № 12 от 30мая 2022 года               «Об утверждении ООП ООО, ООП

                                                                            НОО, ООП СОО»

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ»

  ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВС ОВЗ (ЗПР вариант 7.1)

на 2022/2023 учебный год

(срок реализации 5 лет)

 

Составлена на основе: АООП ООО МБОУ СОШ № 1 г. Охи им.А. Е. Буюклы на 2022- 2026 годы (ФГОС ООО) 1-4 классы, АООП ООО МБОУ СОШ № 1 г.Охи им. А. Е. Буюклы №1 г. Охи им. А. Е. Буюклы на 2022- 2027 год (обновленныеФГОС) 1 – 4 классы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Оха,

2022 год

 

 

I.Пояснительная записка

          Программа коррекционного курса «Дефектологическиезанятия» разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательнойпрограммы  начального  общего  образования для  обучающихся1-4 классов с  ЗПР  (вариант 7.1)  МБОУ СОШ№1г.Охи им. А.Е. Буюклы, в соответствии с требованиями ФГОС НООобучающихся с ОВЗ, Устава МБОУ СОШ №1г.Охиим. А.Е. Буюклы, Федеральным государственнымобразовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа направлена на реализацию системыдефектологической помощи детям с нарушениями в развитии в освоенииадаптированной основной общеобразовательной программы начального общегообразования, коррекцию недостатков в развитии обучающихся, их дальнейшуюсоциальную адаптацию.

Нормативно-правовое обеспечение:

Работаучителя-дефектолога организуется на основании:

·                    Федерального Закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

·                    Письмо Министерства образования и науки РФ от18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми сограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».

·                    Приказ Министерства образования и науки РФ от 30августа 2013 г.№ 1015Об утверждении Порядка организации и осуществленияобразовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам начального общего, основного общего и среднегообщего образования».

·                    Письмо Министерства образования и науки РоссийскойФедерации № ВК-452/07 от 11.03.16.

·                    Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ».

·                    Приказ Министерства образования и науки РФ № 1599от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении ФГОС образования детей с умственнойотсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

·                    Примерные адаптированные основныеобщеобразовательные программы начального общего образования для детей сограниченными возможностями здоровья.

·                    Программы специальных (коррекционных)образовательных учреждений.

·                    Постановление Главного государственного санитарноговрача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациямвоспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

·                     

Даннаяпрограмма выступает инструментом при планировании коррекционно-развивающейкомпетентностной деятельности учителя-дефектолога.

 

Цель — создание системы комплексной помощиобучающимся с задержкой психического развития в освоении АООП НОО, коррекциянедостатков познавательной деятельности, помощь в освоении программногоматериала.

 

Задачи коррекционно-развивающего сопровождения на период реализациипрограммы:

1.                Выявление особых образовательных потребностейобучающегося с задержкой психического развития, обусловленных структурой иглубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическомразвитии.

2.                Осуществление индивидуально ориентированнойпсихолого-педагогической помощи обучающемуся с задержкой психического развития сучетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (всоответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

3.                Организация индивидуальных и групповых занятий длядетей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизическогоразвития и индивидуальных возможностей обучающихся.

4.                 Реализация системы мероприятий по социальнойадаптации обучающегося с задержкой психического развития.

5.                 Оказание родителям (законным представителям)обучающегося с задержкой психического развития консультативной и методическойпомощи по психолого-педагогическим, социальным и другим вопросам, связанным сих воспитанием и обучением.

 

II.Характеристика нозологической группы,описание особых образовательных потребностей

Обучающиесяс ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденныеПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Категорияобучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченнымивозможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Средипричин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональнаянедостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы,хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания,психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологическихфакторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — отсостояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующихотграничения от умственной отсталости.

Всеобучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения вусвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательнымиспособностями, специфическими расстройствами психологического развития(школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/илиповедения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степенивыраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленныйтемп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудностипроизвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушенияречевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственнойориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Уровеньпсихического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только отхарактера и степени выраженности первичного (как правило, биологического посвоей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения ивоспитания (раннего и дошкольного).

Диапазонразличий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практическинормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимыетрудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениямикогнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способныхпри специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровымисверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общегообразования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической)коррекционной помощи.

Различиеструктуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяетнеобходимость многообразия специальной поддержки в получении образования исамих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностямобучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в полученииобразования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностьюили неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокамс образованием здоровых сверстников.

Дифференциацияобразовательных программ начального общего образования обучающихся с ЗПР должнасоотноситься с дифференциацией этой категории обучающихся в соответствии схарактером и структурой нарушения психического развития. Задача разграничениявариантов ЗПР и рекомендации варианта образовательной программы возлагается наПМПК.

Данная программа – это курс специальных индивидуальных и групповыхзанятий, направленных на развитие и коррекцию психических процессов и моторнойдеятельности учащихся с ОВЗ. Занятия проводятся по утвержденному расписанию,продолжительность одного занятия составляет 35-40 минут.

При организации коррекционно – развивающей работы значительное вниманиеуделяется психологическим особенностям возрастных групп, индивидуальностидетей, своеобразию их поведенческих и эмоциональных реакций. Коррекционно –развивающая работа с детьми с ОВЗ осуществляется по принципудифференцированного и индивидуального подхода. Индивидуальные занятиянаправлены на исправление недостатков психического развития этих детей,ликвидацию пробелов в знаниях.

Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявленияиндивидуальных пробелов в их развитии и обучении.

Учитываются возрастные черты мышления ученика. В разных классах могутбыть использованы одни и те же методики и упражнения, но при этом меняетсяуровень их сложности. Универсальной формой коррекционных занятий является игра.

 

III.Структура коррекционно – развивающих занятий:

Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

 

·       Блок диагностики познавательных процессов:восприятия, внимания, памяти, мышления, моторной деятельности.

·       Блок коррекции и развития этих познавательныхпроцессов.

 

Коррекционно– развивающая работа с детьми представляет собой организацию целостнойосмысленной деятельности ребенка и учителя, проводимой в соответствии сопределенными научно обоснованными принципами:

·       Развитие умений и навыков, позволяющих в комплексеразвивать познавательную деятельность и личность ребенка.

·       Развитие умения думать, рассуждать, строитьумозаключения, используя для этого диалог ребенка и учителя, в котором учительзадает вопросы, стимулирующие мышление.

·       Развитие у учащихся основных (базовых) мыслительныхопераций и важнейших интеллектуальных умений, составляющих ядро любойпознавательной деятельности человека.

·       Коррекция и развитие понимания. Формирование уменияпонимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов.

Коррекционныезанятия проводятся по подгруппам и в индивидуальной форме. Исходя из данныхвходной диагностики, учитывая индивидуальные психо – физиологическиеособенности учащихся формируются группы, численностью 2 – 4 человек.

IV.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ КОРРЕКЦИОННОЙДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ

Освоение обучающимся коррекционно-развивающейдефектологической программы, которая создана на основе ФГОС для детей с ОВЗ,предполагает достижение ими трех видов результатов: личностных,метапредметных и предметных.

Личностными результатами являются:

·        правила поведения в обществе, семье, сосверстниками;

·        правила игрового общения, о правильном отношении ксобственным ошибкам, к победе, поражению;

·        умения анализировать и сопоставлять, обобщать,делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели;

·        умение налаживать контакт с людьми;

·        умение соблюдать правила игры и дисциплину;

·        умение правильно взаимодействовать с партнерами покоманде;

·        способность к саморазвитию;

·        внутренняя позиция школьника на уровнеположительного отношения к школе;

·        широкая мотивационная основа учебной деятельности,включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

·        учебно-познавательный интерес к новому учебномуматериалу и способам решения новой задачи;

·        способность к самооценке на основе критериевуспешности учебной деятельности;

·        осознание смысла и нравственного содержаниясобственных поступков и поступков других людей;

·        основные моральные нормы поведения в обществе,проекция этих норм на собственные поступки;

·        понимание чувств одноклассников, учителей, другихлюдей и сопереживание им;

·        принятие установки на здоровый образ жизни;

·        чувство прекрасного на основе знакомства с лучшимиобразцами мировой и отечественной культуры и традиций.

Метапредметными результатамиявляются:

·        навык доверительно и открыто говорить о своихчувствах;

·        умение учиться работать в паре и в группе;

·        навык выполнять различные роли;

·        умение слушать и понимать речь сверстников;

·        осознавать особенности позиции ученика и учитьсявести себя в соответствии с этой позицией;

·        принимать и сохранять учебную задачу;

·        учитывать выделенные учителем ориентиры действия вновом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

·        планировать свои действия в соответствии споставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннемплане;

·        адекватно воспринимать предложения и оценкуучителей, товарищей, родителей и других людей;

·        умение устанавливать причинно-следственные связи визучаемом круге явлений;

·        учитывать другое мнение и позицию, стремиться ккоординации различных позиций в сотрудничестве;

·        формулировать собственное мнение и позицию;

·        умение задавать вопросы;

·        умение контролировать действия партнера;

·        использование речи для регуляции своего действия;

·        умение адекватно воспринимать и передаватьинформацию в заданном формате.

Предметными результатами являютсяумения:

·        целенаправленно выполнять действия по трёх- ичетырёхзвенной инструкции педагога;

·        дорисовывать незаконченные изображения;

·        группировать предметы по двум заданным признакамформы, величины или цвета, обозначать словом;

·        составлять цветовую гамму от тёмного до светлоготона разных оттенков;

·        конструировать предметы из 5-6 деталей,геометрических фигур;

·        определять на ощупь поверхность предметов,обозначать в слове качества и свойства предметов;

·        зрительно дифференцировать 2-3 предмета по неярковыраженным качествам, определять их словом;

·        классифицировать предметы и явления на основевыделенных свойств и качеств;

·        различать запахи и вкусовые качества, называть их;

·               сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешиватьна руке;

·               действовать по звуковому сигналу;

·               адекватно ориентироваться на плоскости и впространстве;

·               выражать пространственные отношения с помощьюпредлогов;

·               определять время по часам.

В результате реализации данной программы обучающиеся должнынаучиться:

·               выделять существенные признаки и закономерностипредметов;

·               сравнивать предметы, понятия;

·               обобщать и классифицировать понятия, предметы,явления;

·               определять отношения между понятиями или связимежду явлениями и понятиями;

·               концентрировать, переключать своё внимание;

·               развивать свою память;

·               улучшить уровень пространственнойсообразительности, зрительно-моторной координации;

·               уметь копировать, различать цвета, уметьанализировать и удерживать зрительный образ;

·               самостоятельно выполнить задания;

·               осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать иисправлять свои ошибки;

·               работать в группе (при групповых формах работы).

Обучающийся, владеющий положительнымразвитием психических процессов: внимания, памяти (слухоречевой, зрительной),мыслительными операциями, владеющий приемами обобщения, классификациями, общимуровнем осведомленности не ниже среднего. Положительным отношением к школе,адекватной самооценкой, умеющий справляться со своим эмоциональным состоянием,с навыками конструктивного взаимодействия с окружающими людьми и имеющийблагоприятный статус в коллективе.

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет