X-PDF

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ С ОВЗ (ЗПР вариант 7.2)

Поделиться статьей

        

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕБЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 Г.ОХИ

ИМЕНИГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА АНТОНА ЕФИМОВИЧА БУЮКЛЫ

 

 

РАССМОТРЕНАИ ПРИНЯТА:                  УТВЕРЖДЕНА                   

на педагогическогосовете                               приказом № 303 – ОД от 24.06.2022 г.

протокол № 12 от30 мая 2022 года               «Об утверждении ООП ООО, ООП

                                                                            НОО, ООП СОО»

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕЗАНЯТИЯ»

  ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-4КЛАССОВ С ОВЗ (ЗПР вариант 7.2)

на2022/2023 учебный год

(срокреализации 5 лет)

 

Составленана основе: АООП ООО МБОУ СОШ № 1 г. Охи им. А. Е. Буюклы на 2022- 2026 годы(ФГОС ООО) 1-4 классы, АООП ООО МБОУ СОШ № 1 г. Охи им. А. Е. Буюклы №1 г. Охиим. А. Е. Буюклы на 2022- 2027 год (обновленные ФГОС) 1 – 4 классы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Оха,

2022год

1.     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа коррекционного курса«Дефектологические занятия» для младших школьников с ЗПР (вариант 7.2)  разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программыначального общего  образования  для  обучающихся  с  ЗПР  (вариант 7.2)  МБОУСОШ №1г.Охи им. А.Е. Буюклы, в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихсяс ОВЗ, Устава МБОУ СОШ №1г.Охи им. А.Е. Буюклы

Нормативно-правовое обеспечение:

Работаучителя-дефектолога организуется на основании:

·                   ФедеральногоЗакона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации».

·                   ПисьмоМинистерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О созданииусловий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровьяи детьми-инвалидами».

·                   ПриказМинистерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.№ 1015Обутверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности поосновным общеобразовательным программам — образовательным программам начальногообщего, основного общего и среднего общего образования».

·                   ПисьмоМинистерства образования и науки Российской Федерации № ВК-452/07 от 11.03.16.

·                   ПриказМинистерства образования и науки РФ № 1598 от 19 декабря 2014 г. «Обутверждении ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ».

·                   ПриказМинистерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г. «Обутверждении ФГОС образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями)».

·                   Примерныеадаптированные основные общеобразовательные программы начального общегообразования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

·                   Программыспециальных (коррекционных) образовательных учреждений.

·                   ПостановлениеГлавного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Обутверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологическиетребования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей имолодежи»

·                    

Данная программа выступает инструментом припланировании коррекционно-развивающей компетентностной деятельностиучителя-дефектолога.

 

 Программанаправлена на коррекцию недостатков когнитивного компонента деятельности ипознавательного развития данной категории обучающихся. Обучающиеся с ЗПРиспытывают наибольшие затруднения    в познавательной сфер в социальномвзаимодействии и адаптации. Ребенок сзадержкой психического развития как бы соответствует по своему психическомуразвитию более младшему возрасту, однако это соответствие является тольковнешним. Тщательное психическое исследование показывает специфическиеособенности его психической деятельности, в основе которой лежит чаще всегонегрубая органическая недостаточность тех мозговых систем, которые отвечают заобучаемость ребенка, за возможности его адаптации к условиям школы.

Егонедостаточность проявляется, прежде всего, в низкой познавательной активностиобучающихся, которое обнаруживается обычно во всех сферах его психическойдеятельности. Такой ребенок менее любознателен, но как бы “не слышит” или “невидит” многого в окружающем его мире, не стремится понять, осмыслитьпроисходящие вокруг него явления и события. Это обуславливается особенностямиего восприятия, внимания, мышления, памяти, эмоционально-волевой сферы.

 Вышеперечисленные           особенностинегативно сказываются на формировании базовых учебных навыков обучающихся сЗПР, а также способности к обобщению, переносуи использованию знаний, умений и навыков в новой ситуации.

Программаориентирована на детей 1-4 классов, обучающихся по варианту 7.2. Данный вариантпредполагает в большей степени развитие у обучающихся жизненной компетенции наоснове планомерного введения в более сложную социальную среду, поэтапноеформирование учебной деятельности и коммуникативного поведения, расширениежизненного опыта, социальных контактов с детьми и взрослыми.

Вариант7.2. предполагает, что обучающийся с задержкой психического развития получаетобразование, сопоставимое по конечным достижениям с образованием сверстников,не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки.

Обязательнымявляется организация и расширение повседневных социальных контактов, особоеструктурирование содержания обучения на основе усиления внимания к целенаправленномуразвитию эмоционально-личностной сферы и коммуникативного поведения,формированию жизненной компетенции, а также применение как общих, так испециальных методов и приемов обучения.

Усвоенныезнания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешногоосвоения программы, но и для решения многих практических задач во взрослойжизни.

Коррекционно-развивающиезанятия с детьми начальной школы приобретают особую значимость в учебномпроцессе, помогают лучшему усвоению предметных знаний, и развитию психическихпознавательных процессов. Таким образом, именно на этом этапе возможно наиболееэффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка,позволяющее в известной степени компенсировать имеющиеся недостатки.

 

Цельпрограммы:

 Созданиеспециальных педагогических условий для детей с ЗПР, направленных на интеграциюв образовательную и социокультурную среду, помощь в освоении основнойобразовательной программы начального общего образования, совершенствованиеучебной деятельности, коррекцию недостатков развития, активизациюпознавательной деятельности.

 

Задачипрограммы:

-диагностика, формирование,  развитие, совершенствование и коррекция познавательныхпроцессов у детей  (восприятия, внимания, памяти, мышления, моторной деятельности);

-развитиесистемы начальных математических знаний и умений их применять для решенияучебно-познавательных и практических задач;

-формированиепространственных и временных представлений;

-развитиеречи;

-формированиепредставлений об окружающем мире;

-восполнениепробелов в знаниях по предметам: математика, русский язык, окружающий мир;

-подготовкак усвоению нового;

-стимулированиеинтереса к умственной деятельности;

-формированиепозитивной мотивации к обучения.

 

II.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАКОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

            Мыслительная деятельность младших школьников с ЗПР характеризуется выраженнымотставанием вербального вида мышления (словесно-логического) и большейсохранностью невербального (наглядно-действенного, наглядно-образного), котороепо своему развитию приближается у них к возрастным нормативным требованиям.Кроме того, у детей отмечается сниженная познавательная активность. Они плохососредоточиваются на условии задания, не могут мобилизовать себя при еговыполнении, а в иерархии их мотивов ведущее место долгое время занимаетигровой. Также следует подчеркнуть такие характеристики мышления младшихшкольников с ЗПР малая подвижность, поверхностность, сниженная продуктивность,направленность на случайные признаки, замедленное протекание мыслительныхпроцессов.

Коррекционно-развивающаянаправленность курса для обучающихся осуществляется за счет разнообразнойпредметно-практической деятельности, использования приемов взаимно-однозначного соотнесения, закрепления понятий в графических работах,постепенном усложнении предъявляемых заданий, поэтапном формировании умственныхдействий (с реальными предметами, их заместителями, в громкой речи, вовнутреннем плане) с постепенным уменьшением количества внешних развернутыхдействий.

Уобучающихся с ЗПР в определенной степени недостаточна замещающая функциямышления (способность к знаковому опосредствованию совершаемых действий).Поэтому они могут испытывать трудности в составлении схем, краткой записи.Использование заданий такого типа с предварительным обучением их выполнению(составление рисунков, наглядных схем, иллюстрирующих количественные отношения,памяток-подсказок, отражающих ход решения задачи и т.п.) улучшает общуюспособность к знаково-символическому опосредствованию деятельности.

Особенностьюпроведения коррекционных занятий является использование дефектологомспециальных приемов и методов, обеспечивающих удовлетворение специальныхобразовательных потребностей детей с ЗПР, что позволяет максимальноиндивидуализировать коррекционный процесс:

•           частаясмена видов деятельности;

•           включениев работу больше анализаторов;

•           использованиеориентировочной основы действий (опорные сигналы, образцы или план выполнениязадания, алгоритмы, схемы, таблицы и др.)

•           повторяемостьпрограммного материала с усложнением;

•           дифференциациязаданий;

•           развитиев адекватном темпе;

•           дозированностьподачи материала;

•           объяснениематериала в интересной форме;

•           вовлечениев занимательную деятельность;

•           воздействиечерез эмоциональную сферу;

•           созданиеситуации успеха;

•           рефлексияизученного.

 

Впроцессе обучения осуществляется тесная взаимосвязь с другими предметами,особенно с развитием речи, ознакомлением с окружающим миром, математикой, ИЗО,максимально используется материал, изучаемый на этих уроках

 

Повторениеодних и тех же заданий происходит в новых ситуациях на новых предметах дляформирования переноса полученных знаний и умений на новые объекты и ситуации,чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям.

Вначале каждого занятия в организационный момент включаются специальныекорригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функцийребенка: восприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания,узнавания, воспроизведения); внимания; мышления. Эти упражнения помогают детямсразу включиться в активную познавательную деятельность и создают положительнуюмотивационную установку.

Устноеизложение материала сочетается с наглядными и практическими упражнениями, таккак зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чемсоздаваемые только на основе речевого сообщения; также используются ИКТ.

Однимиз главных условий достижения положительного результата является опора начувственное познание детей, на их личный опыт. Использование развивающих игр иупражнений оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательнойдеятельности, но также носит личностно-ориентированную направленность, котораяпомогает в дальнейшем адаптироваться детям в социуме.

Всодержание занятий включены задания на развитие когнитивных процессовобучающихся (памяти, внимания, мышления, речи, пространственной ориентировки,знакомство с окружающим миром, мелкой моторики рук), развитие математическихпредставлений. Вариативность игр позволяют учитывать индивидуальные возможностии особенности обучающихся, направляя процесс обучения в ту сторону, котораятребует большей коррекции.

Системакоррекционно-развивающего обучения предусматривает подгрупповые занятияобщеразвивающей направленности. В соответствии с результатами обследования, вначале учебного года дети объединены в подгруппы (до 5 чел.) у которыхобнаружены одинаковые пробелы в знаниях и усвоении школьной программы илисходные затруднения в учебной деятельности.

Помимогрупповой коррекционной работы для данной группы детей предусмотреныиндивидуальные коррекционно-развивающие занятия, на которых осуществляетсякоррекция и развитие познавательных процессов. На индивидуальных занятияхучитель-дефектолог имеет возможность установить эмоциональный контакт сребенком, активизировать его контроль за качеством выполнения заданий,способствовать познавательному и личностному развитию. Периодичностьиндивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения познавательной сферы,индивидуальными особенностями детей и сложностями в усвоении программногоматериала.

Основнаяцель групповых и индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплексаспециальных заданий и упражнений, направленных на преодоление трудностей приобучении математике, формирование представлений об окружающем, развитиеинтеллектуальных способностей и совершенствование графо-моторных навыковобучающихся.

Содержаниекурса позволяет развивать обще учебные умения и навыки по предмету математика,что предполагает научить обучающихся планировать этапы предстоящей работы,определять последовательность предстоящих действий; осуществлять контроль иоценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.

Основныенаправления коррекционной работы на дефектологических занятиях.

1.         Диагностикаи коррекция графомоторного и сенсомоторного развития:

•           развитиемелкой моторики кисти и пальцев рук;

•           развитиенавыков каллиграфии;

•           развитиеартикуляционной моторики;

 

2.         Диагностикаи коррекция отдельных сторон развития познавательной деятельности:

•           развитиезрительного восприятия и узнавания;

•           развитиезрительной и слуховой памяти и внимания;

•           формированиеобобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

•           развитиепространственных представлений и ориентации;

•           развитиепредставлений о времени;

 

3.         Диагностика,коррекция и развитие основных мыслительных операций:

•           навыковсоотнесенного анализа;

•           навыковгруппировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

•           уменияработать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

•           уменияпланировать деятельность, развитие комбинаторных способностей.

 

4.         Диагностика,коррекция и развитие различных видов мышления:

•           развитиенаглядно-образного мышления;

•           развитиесловесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать связи междупредметами, явлениями и событиями).

 

5.         Диагностикаи коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

•           приобретениеначального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

•           расширениепредставлений об окружающем мире и развитие речи.

 

Диагностическийблок работы учителя-дефектолога является составной частью комплексного изученияребенка специалистами школьного консилиума и направлен на выявление трудностейформирования знаний, умений и навыков определение причин и механизмов возникшихучебных проблем и условий их преодоления. Для реализации диагностического блокаиспользованы методики обследования. А. Р., Лурия,  А . Н. Бернштейн, Н.ЯСемаго, М.М. Семаго, С.Д. Забрамная, Пьерона — Рузера, Л.И. Переслени, О.И.Шурановой, Н.Л. Белопольской и др.

Дефектологическоеобследование представляет собой набор тестовых заданий и специальных методик,разработанных для младших школьников с ОВЗ, и включает в себя исследованиеразличных сторон познавательной сферы, предметных знаний и в целом готовностиучащихся к школьному обучению или переходу на следующий его уровень. Требованияк качеству усвоения материала индивидуальны для каждого ученика. Оценивается,прежде всего, динамика развития ребенка на фоне изучаемого материала в целом,его отношение к занятиям, интерес к предъявленному материалу, степеньсамостоятельности в выполнении заданий. Предлагаемые для дефектологическогообследования задания максимально учитывают особенности и возможности даннойкатегории обучающихся, обеспечивают адекватное понимание детьми их содержания,опираются на имеющийся у них реальный опыт.

Тестовыезадания и методики, для определения актуального уровня развития организованы в

блоки:

 

-исследованиеграфо-моторного развития;

—           исследованиевосприятия;

-изучениеуровня пространственно-временной ориентации;

-исследованиевнимания;

-исследованиемыслительной деятельности;

-исследованиепамяти

 

-исследованиепредметных знаний и умений (математика, русский язык, окружающий мир).

Обследованиерекомендуется проводить индивидуально с каждым ребенком. Время, затраченное наизучение возможностей ребенка, не фиксировано, зависит от индивидуальныхособенностей, структуры дефекта.

Взаключении приводится суммарная оценка данных. Дополнительно анализируютсярабочие тетради и контрольные работы ребенка для оценки сформированностиучебных умений и навыков.

Количествочасов выделенных на диагностический блок в 1-4 классах составляет 8 часов (4занятия в начале года и 4 в конце учебного года). Количество часовкоррекционного блока  в 1 классе составляет 58 часов, в 2-4 классах — 60 часовв год.

Такимобразом, курс «Дефектологические занятия» состоит из диагностического икоррекционного блока. Коррекционно-развивающая работа может быть правильно организована

толькона основе диагностики. Это позволяет выявить зону актуального и ближайшегоразвития ребенка, сформулировать цели и задачи коррекционно-развивающей работы,осуществлять контроль за динамикой развития ребенка.

 

III.      МЕСТОКОРРЕКЦИОНННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Коррекционно-развивающаяобласть, согласно требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, является обязательнойчастью внеурочной деятельности и представлена фронтальными и индивидуальнымикоррекционно-развивающими занятиями.

Данныйкурс рассчитан на младших школьников с ЗПР (1-4 класс). Объем программысоставляет: в первом  классе- 66 часов в год (33 недели), из них 29 учебныхнедель (58 занятий), 4 недели (8 занятий) отводятся на диагностику. Во 2-4классах всего: 68 часов в год (34 недели), из них 30 учебных недель (60занятий), 4 недели  (8  занятий) отводятся на диагностику.

 

                                              

Класс

Количество занятий в неделю

Количество учебных недель в году

Общее количество часов

Количество часов, отведенных на

педагогическое обследование

Количество часов, отведенных на

коррекционные занятия

 

1 класс

2

33

66

8 ч.(4 недели)

58ч.

2 класс

2

34

68

8ч. (4 недели)

60ч

3 класс

2

34

68

8ч. (4 недели)

60ч

4 класс

2

34

68

8ч. (4 недели)

60ч

 

Длительностьзанятий в первом классе соответствии с рекомендациями АООП растет постепенно: с25–30 минут в сентябре-октябре до 35 минут в ноябре-декабре и 40 минут, начинаясо второго полугодия. Во 2-4 классах длительность занятий составляет 40 мин.

 

 

IV.       ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫКОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

 

Курс «Дефектологическиезанятия» представляет очень большую ценность для преодоления недостатковразвития ребенка с ЗПР. Его значимость определяется важностью развитияпознавательных процессов для всех аспектов жизнедеятельности школьника.

Начальное обучение закладываетосновы для формирования приѐмов умственной деятельности: школьники учатсяпроводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений.Изучая математику, они усваивают определѐнные обобщѐнные знания и способыдействий. Универсальные способы познания способствуют целостному восприятиюмира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а такжеявляются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальныеучебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальноеразвитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоениюновой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основуумения учиться.

Данный курс так жепредполагает в большей степени развитие у обучающихся жизненной компетенции наоснове планомерного введения в более сложную социальную среду, поэтапноеформирование учебной деятельности и коммуникативного поведения, расширениежизненного опыта, социальных контактов с детьми и взрослыми.

Коррекционно-развивающиезанятия будут способствовать коррекции недостатков при освоении предмета«Математика», уменьшению, обусловленных ими, учебных трудностей, и направленына

•           восполнениепробелов познавательного развития учащихся путем обогащения их чувственного

опыта, организациипредметно-практической деятельности;

•           специальнуюподготовку учащихся к восприятию новых и трудных тем;

•           обучениепоэтапным действиям (в материализованной форме, в речевом плане без наглядныхопор, в умственном плане);

•           формированиеоперации обратимости и связанной с ней гибкости мышления;

•           развитие общеинтеллектуальных умений и навыков;

•           активизациюпознавательной деятельности, развитие зрительного и слухового восприятия;

•           активизациюсловаря обучающихся в единстве с формированием математических понятий;

•           воспитаниеположительной учебной мотивации, формирование интереса к учебным предметам;

•           развитиенавыков самоконтроля, формирование навыков учебной деятельности.

Изучение программногоматериала обеспечивает не только усвоение определенных математических знаний,умений и навыков, но и формирование у учащихся приемов умственной дея-тельности, необходимых для коррекции недостатков развития детей, испытывающихтрудности в процессе обучения.

Для усилениякоррекционно-развивающей направленности курса в программу широко включенысамостоятельные наблюдения и предметно-практическая деятельность учащихся,геометрический материал, а также разнообразные задания графического характера —для коррекции мелкой моторики пальцев рук и подготовки к письму цифр.

Таким образом, Программакоррекционной работы обеспечивает:

выявление особыхобразовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обусловленных недостатками в ихфизическом и (или) психическом развитии;

создание адекватных условийдля реализации особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;

осуществлениеиндивидуально-ориентированного педагогического сопровождения обучающихся, сучетом их особых образовательных потребностей;

оказание помощи в освоенииобучающимися АООП НОО;

возможность развитиякоммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения,взаимодействия со взрослыми и детьми, формированию представлений об окружающеммире и собственных возможностях.

 

V.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГОКУРСА

 

В результате изученияданного курса у обучающихся будут сформированы:

личностные результаты:

— понимание причин имотивов эмоциональных проявлений, поступков, поведения других

людей;

— принятие и освоение своейсоциальной роли;

— формирование и развитиемотивов учебной деятельности;

— потребности в общении,владения навыками коммуникации и адекватными ритуалами социальноговзаимодействия;

— развития навыковсотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуацияхвзаимодействия;

— способности к осмыслениюсоциального окружения, своего места в нем;

— принятия соответствующихвозрасту ценностей и социальных ролей;

— овладения начальныминавыками адаптации в динамично изменяющейся среде;

— овладения  социально-бытовыми    умениями, используемыми в повседневной жизни(представления об устройстве домашней и школьной жизни;

— умение включаться вразнообразные повседневные школьные дела;

— владение речевымисредствами для включения в повседневные школьные и бытовые дела, навыкамикоммуникации, в том числе устной, в различных видах учебной и внеурочнойдеятельности).

— развитие навыковсотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

— коррекция эмоциональнойсферы;

— усвоение поведенческихправил.

 

        метапредметныерезультататы:

— овладение способностьюпринимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ееосуществления;

— освоение способов решенияпроблем творческого и поискового характера;

— формирование уменияпланировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии споставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективныеспособы достижения результата;

— формирование уменияпонимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способностиконструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

— освоение начальных формпознавательной и личностной рефлексии;

— использованиезнаково-символических средств.  представления информации для создания моделейизучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

— активное использованиеречевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее-ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

— овладение логическимидействиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовымпризнакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построениярассуждений, отнесения к известным понятиям;

— осуществлять взаимныйконтроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение иповедение окружающих;

— овладение начальнымисведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явленийдействительности (природных, социальных, культурных, технических и других) всоответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

— овладение базовымипредметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи иотношения между объектами и процессами;

— умение работать вматериальной и информационной среде начального общего образования (в том числес учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебногопредмета.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

 

      предметныерезультаты:

математика

— использование начальныхматематических знаний для познания окружающих предметов, процессов, явлений,оценки количественных и пространственных отношений в процессе организованнойпредметно-практической деятельности;

— овладение простымилогическими операциями, пространственными представлениями, необходимымивычислительными навыками, математической терминологией, необходимой дляосвоения содержания курса;

— приобретение начальногоопыта применения математических знаний в повседневных ситуациях;

— умение выполнятьарифметические действия с числами;

накопление опыта решениядоступных обучающемуся по смыслу и речевому оформлению текстовых задач;

умение распознавать иизображать геометрические фигуры, составлять и использовать таблицы для решенияматематических задач, владение простыми навыками работы с диаграммами, умениеобъяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы (используя доступныевербальные и невербальные средства).

 

окружающий мир

— сформированность чувствагордости за национальные свершения, открытия, победы;

— сформированностьуважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре,природе нашей страны, еѐ современной жизни;

— осознание целостностиокружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правилнравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающегоповедения в природной и социальной среде;

— освоение  доступныхспособов  изучения природы  и общества в условиях интересных  и  доступных дляобучающегося  видов  деятельности;

— развитие навыковустанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире (сучетом индивидуальных возможностей обучающегося).

 

Развитие познавательнойдеятельности

— развитие зрительноговосприятия и узнавания; 2)развитие зрительной и слуховой памяти и внимания;

— формирование обобщенныхпредставлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); 4)развитиепространственных представлений и ориентации;

— развитие представлений овремени.

 

Развитие основных мыслительныхопераций

— навыков соотнесенногоанализа;

— навыков        группировки   и          классификации           (на       базе     овладения       основнымиродовыми  понятиями);

— умения работать пословесной и письменной инструкции, алгоритму; 4)умения планироватьдеятельность, развитие комбинаторных способностей.

 

Развитие графо-моторногосенсомоторного развития:

развитие мелкой моторики кисти ипальцев рук;

— развитие навыковкаллиграфии;

— развитие артикуляционноймоторики;

 

Развитие различных видовмышления:

— развитие наглядно-образногомышления;

— развитиесловесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать связи междупредметами, явлениями и событиями).

 

VI.Планируемыерезультаты

 

Курс «Дефектологическиезанятия» представляет очень большую ценность для преодоления недостатковразвития ребенка с ЗПР. Его значимость определяется важностью развитияпознавательных процессов для всех аспектов жизнедеятельности школьника.

Коррекционно-развивающиезанятия, реализуемые во внеурочной деятельности, будут способствовать коррекциинедостатков познавательной сферы, уменьшению, обусловленных ими, учебныхтрудностей.

Результатомкоррекционно-развивающей работы может считаться не только успешное освоениеобучающимися основной образовательной программы и развитие познавательнойсферы, но и освоение жизненно значимых компетенций необходимых для решенияпрактико- ориентированных задач и обеспечивающих становление социальныхотношений обучающихся с ЗПР в различных средах.

В процессе изучения курса«Дефектологические занятия» планируется достигнуть следующих результатов:

•           восполнениепробелов познавательного развития учащихся путем обогащения их чувственногоопыта, организации предметно-практической деятельности;

 

•           специальнуюподготовку учащихся к восприятию новых и трудных тем;

•           обучениепоэтапным действиям (в материализованной форме, в речевом плане без наглядныхопор, в умственном плане);

•           развитие мелкоймоторики, владение навыками каллиграфии;

•           умениепланировать деятельность, работать по словесной и письменной инструкции,алгоритму;

•           умениеориентироваться в пространстве и во времени

•           формированиеоперации обратимости и связанной с ней гибкости мышления;

•           развитиеобщеинтеллектуальных умений и навыков;

•           активизациюпознавательной деятельности, развитие зрительного и слухового восприятия;

•           активизациюсловаря обучающихся в единстве с формированием математических понятий;

•           воспитаниеположительной учебной мотивации, формирование интереса к учебным предметам;

•           развитиенавыков самоконтроля, формирование навыков учебной деятельности;

•           формированиеоснов учебной деятельности, положительной мотивации к обучению;

•           формированиежизненных компетенций.

Изучение программногоматериала обеспечивает не только усвоение определенных математических знаний,умений и навыков, но и формирование у учащихся приемов умственной дея-тельности, необходимых для коррекции недостатков развития детей, испытывающихтрудности в процессе обучения.

 

 

 

VII. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

1класс

Числа и величины

Преодоление трудностей приосвоении курса «Математика»

•           уметь  считать различныеобъекты и устанавливать порядковый номер того или иного предмета при указанномпорядке счѐта;

•           читать,записывать, сравнивать и упорядочивать числа;

•           выполнятьдействия нумерационного характера;

•           читать изаписывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этойвеличины (сантиметр, дециметр) и соотношение между ними.

Арифметические действия,сложение и вычитание

•           понимать смысларифметических действий;

•           выполнятьсложение и вычитание, используя общий приѐм прибавления (вычитания) по частям;

•           выполнятьвычитание с использованием знания состава чисел из двух слагаемых и взаимосвязимежду сложением и вычитанием;

•           объяснять приѐмсложения (вычитания) с переходом через разряд.

 

Работа с текстовымизадачами

•           решать задачи;

•           составлять посерии рисунков рассказ с использованием математических терминов;

•           устанавливатьзависимость между данными, представленными в задаче, и искомым, отражать еѐ намоделях, выбирать и объяснять арифметическое действие для решения задачи;

•           составлятьзадачу по рисунку, по схеме, по решению.

 

Пространственные отношения.Геометрические фигуры

 

·                                       понимать смысл слов, описывающих положение предмета наплоскости и в пространстве, следовать инструкции, описывающей положениепредмета на плоскости;

·                                       находить в окружающем мире предметы (части предметов),имеющие форму геометрических фигур;

·                                       распознавать,называть, изображать геометрические фигуры.

 

Геометрическиевеличины

·                                       измерять и записывать длину (предмета, отрезка),используя изученные единицы длины (сантиметр и дециметр) и соотношения между ними;

·                                       чертитьотрезки заданной длины с помощью оцифрованнойлинейки.

 

Формированиепредставлений об окружающей действительности

·                                       знать название нашей планеты, родной страны и еестолицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

·                                       иметьпредставление о государственной символике;

·                                       различать объекты природы и изделия; объекты неживой иживой природы; знать названия дней недели;

·                                       знатьгруппы растений и животных;

·                                       различатьосновные части растения, правила ухода за домашними животными;

·                                       особенноститруда людей наиболее распространѐнных профессий;

·                                       оцениватьправильность поведения в быту (правила общения);

·                                       знатьэлементарные правила дорожного движения, правила ОБЖ.

 

Развитиеаналитико-синтетической сферы

·                                       переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образномус обобщением на наглядном уровне в работе над математическими навыками;

·                                       развиватьспособности анализировать простые закономерности;

·                                       выделять в явлении природы разные особенности,вычленять в предмете разные свойства и качества;

·                                       выполнятьупражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объектана составные элементы;

·                                       сравнивать предметы с указанием их сходства и различияпо заданным признакам: цвету, размеру, форме, количеству, функциям и т.д.;

·                                       решатьразличные виды задач на группировку.

 

Развитиевнимания

·                                       развивать     навыки     сосредоточения     и     устойчивости     внимания     при     работе                      над вычислительными задачами и развитием речи;

·                                       выполнятьупражнения на поиски ходов в простых лабиринтах;

·                                       выявлятьзакономерностей (по визуальному образцу);

·                                       составлятьпростые узоры из карточек по образцу.

 

Развитиепространственного восприятия и воображения

·                                       развиватьпространственную ориентировку;

·                                       уметьвоспринимать глубину и объем предметов, геометрических тел;

·                                       выделятьнужные фигуры из общего фона;

·                                       формироватьэлементы конструктивных навыков и воображения;

Развитиепамяти

·                                       развивать объем и устойчивость визуальной памяти вработе над ликвидацией пробелов вычислительных и речевых навыков;

·                                       развиватьаудиальную память, запоминать на слух информацию;

·                                       упражнятьна запоминание различных предметов.

 

Развитиеграфомоторных навыков

·                   определятьположение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать,копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

·                   развиватьмелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движений);

·                               формироватьзрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела;ориентировка в пространстве по отношениюк предметам); выполнение заданий с условиями

по выборунеобходимых направлений;

·                                       владеть    умениями    штриховать,    обводить    по    контуру,    срисовывать,                      зарисовывать,дорисовывать недостающие детали.

 

2 класс

Преодолениетрудностей при освоении курса «Математика»

Числа ивеличины

·                                       образовывать,называть, читать, записывать числа от 0 до 100;

·                                       сравниватьчисла и записывать результат сравнения;

·                                       заменятьдвузначное число суммой разрядных слагаемых;

·                                       выполнятьсложение и вычитание вида 30 + 5, 35 − 5, 35 −

·                                       устанавливать закономерность — правило, по которомусоставлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа нанесколько единиц); продолжать еѐ или восстанавливать пропущенные в ней числа;

·                                       группироватьчисла по заданному или самостоятельно установленному признаку;

·                                       читать и записывать значения величины длины, используяизученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр, метр) исоотношения между ними: 1 м = 100 см; 1 м = 10 дм; 1 дм = 10 см;

·                                       читатьи записывать значение величины время, используя изученные единицы измеренияэтой величины (час, минута) и соотношение между ними: 1 ч = 60 мин; определятьпо часам время с точностью до минуты;

·                                       записыватьи использовать соотношение между рублѐм и копейкой: 1 р. = 100 к.

Арифметическиедействия

·                                       воспроизводить по памяти таблицу сложения чисел впределах 20 и использовать еѐ при выполнении действий сложение и вычитание;

·                                       выполнятьсложение и вычитание в пределах 100

·                                       выполнятьпроверку сложения и вычитания;

·                                       называтьи обозначать действия умножение и деление;

·                                       заменять    сумму    одинаковых   слагаемых    произведением   и    произведение    —                      суммой одинаковых слагаемых;

·                                       умножать1 и 0 на число; умножать и делить на

·                                       находить значения числовых выражений в 2 действия,содержащих сложение и вычитание (со скобками и без скобок);

·                                       применятьпереместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях.

 

Работа стекстовыми задачами:

·                                       решать задачи в 1–2 действия на сложение и вычитание,на разностное сравнение чисел и задачи в 1 действие, раскрывающие конкретныйсмысл действий умножение и деление;

·                                       выполнятькраткую запись задачи, схематический рисунок;

·                                       составлять текстовую задачу по схематическому рисунку,по краткой записи, по числовому выражению, по решению задачи.

Пространственныеотношения. Геометрические фигуры.

·                                         распознаватьи называть углы разных видов: прямой, острый,тупой;

·                                         распознавать и называть геометрические фигуры:треугольник, четырѐхугольник и др., выделять среди четырѐхугольниковпрямоугольник (квадрат);

·                                         выполнять построение прямоугольника (квадрата) сзаданными длинами сторон на клетчатой разлиновке с использованием линейки;

·                                         соотносить реальные объекты с моделями и чертежамитреугольника, прямоугольника (квадрата).

Геометрическиевеличины

·                                       читать и записывать значение величины длина, используяизученные единицы длины и соотношения между ними (миллиметр, сантиметр,дециметр, метр);

·                                       вычислять   длину   ломаной,    состоящей    из    3–4    звеньев,   и   периметр                      многоугольника(треугольника, четырѐхугольника, пятиугольника).

 

Формированиепредставлений об окружающей действительности

·                                       находитьна карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;

·                                       называтьсубъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут…;

·                                       различатьгосударственные символы России — флаг, герб,гимн;

·                                       различатьобъекты природы и предметы рукотворного мира;

·                                       различатьобъекты и явления неживой и живой природы;

·                                       сравниватьобъекты природы, делить их на группы;

·                                       различатьвиды транспорта;

·                                       определятьпрофессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудомлюдей различных профессий;

·                                       правильностроить режим дня, соблюдать правила личнойгигиены;

·                                       соблюдатьправила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу, правила ОБЖ.

 

Развитиеаналитико-синтетической сферы

 

·                                       развивать       наглядно-образное    мышление,    способность    анализировать    при                      решении математических и речевых задач;

·                                       уметь    строить    простейшие    обобщения,    при    которых    после    сравнения                      требуется абстрагироваться отнесущественных признаков;

·                                       решать логические задания на поиск недостающей фигурыс нахождением 1-2 особенностей,лежащих в основе выбора;

·                                       решатьаналитические задачи 1-го типа (с прямым и обратным утверждением).

Развитиевнимания

·                                       увеличиватьобъем внимания;

·                                         развиватьумение переключать внимание;

·                                          формировать     навыкисамоконтроля во время выполнения заданий математического и речевого плана.

Развитиепространственного восприятия и воображения

·                                       развивать восприятиезашумленных объекто

·                                         формироватьэлементы конструктивного мышления и конструктивных навыков;

·                                       зарисовыватьили дорисовывать симметричные и недорисованныеизображения;

 

·                                       моделировать получение заданной геометрической фигурыиз других фигур, складывание узоров по образцу и памяти.

Развитиепамяти

·                                       развивать визуальную память при заучивании наизустьматематических и словесных понятий, стихов,проз;

·                                       запоминатьинформацию, представленную аудиально;

·                                       выполнятьупражнения аналогичные, используемые на 1-м этапе, однако объем материала длязапоминания увеличивается.

Развитиеграфомоторных навыков

·                   определятьположение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать,копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет;

·                   развиватьмелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движений)

·                                          формировать зрительный анализ и синтез (определениеправых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам);

·                                       выполнятьзадания с условиями по выбору необходимых направлений;

·                                       владеть    умениями    штриховать, обводить       по    контуру,срисовывать,                      зарисовывать, дорисовывать недостающие детали.

 

3 класс

Преодолениетрудностей при освоении курса «Математика»

Числа ивеличины

·                                       образовывать,называть, читать, записывать числа от 0 до 1000;

·                                       сравнивать трѐхзначные числа и записывать результатсравнения, упорядочивать заданные числа, заменять трѐхзначное число суммойразрядных слагаемых, заменять мелкие единицы счѐта крупными и наоборот;

·                                       устанавливать закономерность — правило, по которомусоставлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа нанесколько единиц,

увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать еѐ или восстанавливатьпропущенные в ней числа;

·                                          читать,записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицыизмерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратныйметр) и соотношения между ними: 1 дм 2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводитьодни единицы площади в другие;

·                                       читать, записывать и сравнивать значения величины массы,используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) исоотношение между ними: 1 кг = 1000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные.

Арифметическиедействия

·                                       выполнять табличное умножение и деление чисел;выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида a : a, 0: a

·                                       выполнять внетабличное умножение и деление, в томчисле деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножениеи деление

·                                         выполнять письменно действия сложение, вычитание,умножение и деление на однозначное число в пределах 1000;

·                                         вычислять значение числового выражения, содержащего2–3 действия (со скобками и без скобок).

Работа стекстовыми задачами

·                                       анализировать задачу, выполнять краткую запись задачив различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;

·                                       составлять план решения задачи в 2–3 действия,объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;

·                                       составлятьзадачу по краткой записи, по схеме, по еѐ решению;

·                                       решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена,количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов,общий расход материала на все указанные предметы и др.;

·                                       решатьзадачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.

Пространственныеотношения. Геометрические фигуры

·                                       обозначатьгеометрические фигуры буквами;

·                                         различатькруг и окружность;

·                                         чертитьокружность заданного радиуса с использованиемциркуля.

Геометрическиевеличины

·                                       измерятьдлину отрезка;

·                                       вычислятьплощадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;

·                                       выражать площадь объектов в разных единицах площади(квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), используясоотношения между ними.

Формированиепредставлений об окружающей действительности

·                                       находитьна карте города России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;знать соседей России и их столицы;

·                                       классифицироватьобъекты живой природы, относя их к определѐнным видам и другим изученным группам;

·                                       обнаруживатьвзаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощьюсхем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

·                                       устанавливатьсвязь между строением и работой различных органов и систем органов человека;

·                                       использоватьзнания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения иукрепления своего здоровья;

·                                       пониматьнеобходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;

·                                       соблюдатьправила безопасного поведения в природе;

 

Развитиеаналитико-синтетической сферы

·                                         формирование наглядно-образного мышления: развитиепредпосылок функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования вразвитии математических и речевых навыков;

·                                         выполнять упражнения на проведение классификациипредметов, чисел, понятий по заданному основанию классификации, на поискзакономерности, обобщение;

·                                                       решатьлогические задач, используя помощь педагога, требующие построения цепочкилогических рассуждений; составление формулировок, задания с недостающимиданными;  по возможности логически обосновывать предполагаемый результат(самостоятельно или с помощью педагога).

Развитиевнимания

·                                       развитие всех видов внимания и умения работать самостоятельноили с небольшой помощью педагога (использование наводящих вопросов) привыполнении заданий;

·                                       выполнятьупражнения на планирование этапов деятельности.

Развитиевоображения

·                                       развиватьтворческое воображение и элементы конструктивного мышления;

·                                       формировать общую способность искать и находить новыерешения, способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрениюпредлагаемой ситуации;

·                                       выполнятьупражнения, требующие нетрадиционного подхода.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет