X-PDF

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ С ОВЗ (ЗПР вариант 7.1)

Поделиться статьей

МУНИЦИПАЛЬНОЕБЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 Г.ОХИ

ИМЕНИГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА АНТОНА ЕФИМОВИЧА БУЮКЛЫ

 

 

РАССМОТРЕНАИ ПРИНЯТА:                  УТВЕРЖДЕНА                   

на педагогическогосовете                               приказом № 303 – ОД от 24.06.2022 г.

протокол № 12 от30 мая 2022 года               «Об утверждении ООП ООО, ООП

                                                                            НОО, ООП СОО»

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕЗАНЯТИЯ»

  ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВС ОВЗ (ЗПР вариант 7.1)

на2022/2023 учебный год

(срокреализации 5 лет)

 

Составленана основе: АООП ООО МБОУ СОШ № 1 г. Охи им. А. Е. Буюклы на 2022- 2026 годы(ФГОС ООО) 5-9 классы, АООП ООО МБОУ СОШ № 1 г. Охи им. А. Е. Буюклы №1 г. Охиим. А. Е. Буюклы на 2022- 2026 год (обновленные ФГОС) 5 – 9 классы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Оха,

2022год

 

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

        Впоследние годы в общеобразовательной школе стало учиться всё больше детей,испытывающих стойкие трудности в обучении. Причиной школьной не успешностиможет быть, задержка психического развития (ЗПР), а может быть грубая педагогическаязапущенность, двуязычие в семье и другие причины, которые приводят к вторичнойзадержке психического развития. Эта категория детей нуждается в специальнойпомощи учителя-дефектолога. Коррекционно-развивающая работаучителя-дефектолога, основываясь на принципах коррекционной педагогики,строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, всоответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на учебнуюдеятельность и общее развитие ребенка. В теории и практике обучения детей с ЗПРумственное развитие рассматривается как наиболее значимое направлениекоррекционной работы.

Важнымсредством умственного развития и его коррекции является формирование у учащихсяприемов умственной деятельности и, в частности, приемов мышления, определяемыхкак способы, которыми осуществляется умственная деятельность

Икоторые могут быть выражены в перечне соответствующих интеллектуальных действий(Е.Н. Кабанова-Меллер, В.И. Решетников и др). Специальное формирование приемовмыслительной деятельности у детей с ЗПР существенно повышает возможности ихобучения в условиях общеобразовательной школы.

 В современном обществе идёт тенденция к интеграции детей скакими-либо нарушениями в коллектив нормально развивающихся детей.Представленная программа сопутствует этому направлению.

1.2. Цели, задачи и принципыкоррекционного обучения детей

Цель программы:

Формированиешкольно-значимых умений и навыков, а также приёмов умственной деятельности.

 Задачи:

·        Формирование учебных навыков: чтения, письма, счёта;

·        Расширение словарного запаса учащихся при ознакомлении обучающихсяс миром вещей, явлений, их свойствами и качествами;

·        развитие связной речи;

·        Формирование и развитие мыслительных операций;

·        Коррекция и развитие восприятия, внимания, памяти;

·        Формирование и развитие пространственной ориентировки;

·        Обучение приёмам планирования деятельности, контроля исамоконтроля, целенаправленности деятельности;

·        Воспитание самостоятельности в работе;

·        Формирование произвольной деятельности и развитиеэмоционально-волевой сферы;

·        Формирование сенсомоторных координаций.

 В ряду условий, обеспечивающих успешное осуществление этих задач,следует назвать совершенствование процесса обучения на занятиях и во времясамостоятельной деятельности ребенка; постоянный поиск педагогом новых приемов,позволяющих детям с интересом и качественно усваивать программный материал.Результаты подобного поиска в области развития детей младшего школьноговозраста обобщены в данной программе.

 1.3 Возрастные и индивидуальныеособенности развития детей с задержкой психического развития

 Известно, что дети с ЗПР имеют нарушения, характерные особенностимыслительной деятельности, затрудняющие процесс формирования приемов во времяработы на уроке. В психолого-педагогических исследованиях (Т.В. Егоровой, З.И.Калмыковой, И.А. Коробейникова, И.Ю. Кулагиной, Н.А. Менчинской, Г.Б. Шаумароваи др.) отмечаются поверхностность мышления, его направленность на случайные,единичные признаки, инертность, малоподвижность мыслительных процессов,склонность к копированию, подражательности. Особо выделяются дети с ЗПРцеребрально-органического происхождения, у которых более выраженные нарушенияумственного развития обусловлены резидуально-органической недостаточностьюцентральной нервной системы.

Какправило, у детей с ЗПР к началу школьного обучения оказываютсянесформированными школьно-значимые умения и навыки. Они не приучены подчинятьсятребованиям, не умеют доводить дело до конца, быть внимательными в процессевыполнения задания. Они неусидчивы, нецеленаправленны в работе. Эти дети имеютбедный запас общих сведений и представлений, ограниченный словарный запас. Уэтих детей способность к приобретению новых знаний ниже, чем у их сверстников.

 1.4. Инструментарий определенияэффективности освоения программы

Динамика:

Ø  первичная диагностика –выявление зоны актуального и ближайшего развития, составление индивидуальногообразовательного маршрута (ИОМ);

Ø  промежуточная диагностика(в середине учебного года) — анализ динамики коррекционной работы, в случае еёотсутствия – корректировка программы;

Ø  итоговая диагностика (вконце уч. г.) — психолого-педагогическую диагностику развития проводятиспользуя те же методы, что и при первичной диагностике, но на другом наглядноми практическом материале. При необходимости, КРЗ (коррекционно-развивающиезанятия) пролонгируются на следующий год.

Ø  На каждый вид диагностикиотводится 1-3 занятия, в зависимости от возможностей ребёнка и характеранарушений.

 

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Особенности организации работы учителя-дефектолога

Особенностью работыучителя-дефектолога по формированию школьно-значимых  навыков иприемов умственной деятельности являетсяиспользование специальных методов, обеспечивающих особые образовательныепотребности детей с ЗПР. Данной программой предусматривается переносформируемых на занятиях умений и навыков в деятельность ребенка на уроке иповседневной жизни, связанность коррекционного материала на занятии специалистас учебным материалом и требованиями школьной программы.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

Формированиеприёмов на занятиях учителя-дефектолога обеспечивает постепенный переходмыслительной деятельности учащихся с репродуктивного на продуктивный уровень,предусматривает «пошаговость» при предъявлении материала, дозированную помощь,учитывает индивидуальные возможности ребенка работать самостоятельно, выполнятьзадание в словесно-логическом плане либо с использованием наглядных опор,воспринимать помощь педагога.

Рабочаяпрограмма составлена на основании рекомендаций ТПМПК, АООП для детей сзадержкой психического развития, с учётом ФГОС ОВЗ.

2.2. Формы, способы, методы и средствареализации программы

Коррекционно-развивающееобучение построено таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительнойблагодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Обязательнымиусловиями при проведении занятий являются:

·        планирование материала от простого к сложному;

·        дозирование помощи педагога;

·        постепенный переход от совместной деятельности с педагогом ксамостоятельной работе учащегося.

Игрыи упражнения, предлагаемые детям, выстроены так, что четко прослеживаетсятенденция к усложнению заданий, словарного материала. С каждым занятием заданияусложняются. Увеличивается объём материала для запоминания, наращивается темпвыполнения заданий.

Даннойпрограммой предусмотрена система коррекционно-развивающего обучения (КРО), гдеигры и упражнения, подобраны таким образом, что её задачи реализуютсяодновременно по нескольким направлениям работы на каждом занятии (от 4 до 6направлений).

Дляработы с детьми с ЗПР программой предусматривается индивидуальная иподгрупповая форма занятий (по 2-4 человека), которые могут иметькоррекционно-развивающую и предметную направленность.

Длительностьзанятий: 20-30 минут – индивидуальное занятие, 40 минут — подгрупповое,групповое. Количество занятий в неделю для детей может отличаться, взависимости от характера и степени нарушения (от 1-го до 3-х раз в неделю), таккак программа является индивидуально ориентированной. В середине такого занятияосуществляется динамическая пауза, игры по правилам. Одна часть такого занятиянаправлена на формирование умственных действий, вторая – на восполнениепробелов в знаниях.

 Структура построения коррекционно-развивающего занятия.

Каждое занятие состоит из5-ти частей: 

1.     Организационный момент. (2 мин.). 

2.     Повторение пройденного на предыдущем занятии. (8 мин.)

3.     Основная часть. Включает 4-6 направлений КРО (см.учебно-тематический план), специально подобранные игры и упражнения, исходя изиндивидуальных особенностей ребёнка и потребностей в коррекционном воздействии.На данном этапе занятия проводятся следующие виды работы: сообщение новыхзнаний (10 мин.) и закрепление полученных знаний. (15 мин.);

4.     Итог. Обсуждение результатов работы на занятии (2 мин.)

 V. Физкультминутка.Проводится 1-3 раза в течение занятия на любом его этапе в зависимости отработоспособности ребёнка. (3 мин.) Может включать:

·        Гимнастика для глаз;

·        Гимнастика для пальцев рук;

·        Психогимнастика;

·        Динамические игры для развития внимания, самоконтроля,произвольной регуляции, коррекции импульсивности. 

Припоступлении ребёнка на КРО учитель-дефектолог проводит первичную диагностику,используя материалы для психолого-педагогической диагностики детей (автор –Забрамная С.Д., Боровик О.В.). Выбор формы занятий (индивидуальная илиподгрупповая) осуществляет учитель-дефектолог самостоятельно, исходя изособенностей развития ребёнка по результатам диагностики. В подгруппы детиобъединяются по схожей нозологии нарушений. 

 

 

 

2.3. Критерии оценки результативности работы по программе.

 Мониторинг диагностических данных первичной, промежуточной,итоговой диагностики психолого-педагогического обследования обучающихся с ЗПРявляется критерием эффективности реализации коррекционной программы.

Положительнымрезультатом служит динамика в познавательном и речевом развитии детей; заметныеулучшения в формировании волевой регуляции и произвольной деятельности, навыковконтроля и самоконтроля, умения общаться и сотрудничать. Данныедиагностического исследования фиксируются в заключении специалиста.

2.4. Условия для реализации программы.

 Кадровыеусловия:

— наличие в штатеучителя-дефектолога

— повышениеквалификации специалиста по курсу «Реализация инклюзивных практик вобщеобразовательном учреждении».

 Программно-методическиеусловия:

 —Диагностическийматериал с методическими рекомендациями (Стребелева Е.А., Забрамная С.Д.);

 —Демонстрационныйматериал по предметам;

 —Игровыекоррекционно-развивающие пособия;

 —Дидактическийраздаточный материал для обеспечения прохождения разделов программы;

 —Учебныепособия по развитию устной и письменной речи, математических представлений;

 —Детскаялитература; цифровые образовательные ресурсы;

— Методическоесопровождение к материалу.

 Материально-техническиеусловия:

 —Оргтехника.

 —Помещениедля проведения занятий, соответствующее СанПин

 —Оборудованиекабинета учителя-дефектолога соответствующей СанПин мебелью.

2.5. Особенности взаимодействия с семьями обучающихся

·        Работа с родителями начинается при зачислении ребёнка на занятия кучителю-дефектологу и ведётся по следующим направлениям:

·        Консультации для родителей:

·        обсуждение результатов психолого-педагогической диагностики,

·        планируемых результатов освоения коррекционно-развивающей работы.

·        Дни открытых дверей для родителей.

 

2.6. Взаимодействие со специалистами ППк

Программакоррекционной работы предполагает междисциплинарное взаимодействие специалистовслужбы психолого-педагогического сопровождения в рамках школьного ППк.

Однимиз основных механизмов реализации программы коррекционной работы являетсявзаимодействие сотрудников образовательной организации через службупсихолого-педагогического сопровождения, в которую входят: классныйруководитель, социальный педагог, учитель-логопед, педагог-психолог,учитель-дефектолог. Основной задачей ППк является сбор информации, изучениепроблем ребенка, выбор форм и методов работы по проблеме ребенка, отборсодержания обучения с учетом индивидуальных особенностей, возможностей ипотребностей детей с ЗПР / трудностями в обучении.

 

2.7 Предполагаемые результаты освоения программы

 У детей должна быть сформирована устойчивая модель поведения вучебных ситуациях, процесс обучения должен стать осознанным. Учащиеся могутиспытывать удовольствие от освоения нового, способны обобщать имеющиеся у нихзнания, использовать их в повседневной жизни и на уроках.

Кконцу учебного года ожидаются умения учащихся:

·        Проявлять познавательную и творческуюактивность на всех занятиях, выражать свои мысли и чувства посредством речи.

·        Соблюдать нормы поведения в процессе учебнойдеятельности.

·        Самостоятельности и самоконтролю привыполнении учебных заданий.

·        Планированию собственной деятельности.

·        Вести беседу с педагогом, аргументироватьсвой ответ; последовательно и логично рассказывать о факте, событии, явлении.

·        Выполнять устные и письменныеарифметического характер в пределах программного материала в соответствии с ОООООП,

·        Знать смысл арифметических действийумножения и деления и уметь использовать их на практике.

·        Определять время по часам.

·        Развитие коммуникативных компетенций у сов

·        Познакомить учащихся с заданиями устногособеседовании.

·        Повысить культуру разговорной речи,разработать навыки чтения с выражением.

·        Проверить умения школьников ясно играмотно излагать мысли, выражая эмоции с помощью различных интонационныхсредств.

·        Научить создавать устное высказывание всоответствии с определенным типом речи.

·        Научить свободно вести диалог ссобеседником, соблюдая нормы и правила общения.

 



Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет